Судья Верховного Суда Республики Бурятия Раднаева Т.Н., при секретаре Долонове Ц.Н.-Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Гендуновой В.З. на постановление Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 18 июля 2019 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ в отношении Гендуновой В.З.,
установил:
08 июля 2019 года старшим УУП О МВД России по Кяхтинскому району Дашинимаевым Д.С. в отношении Гендуновой В.З. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью1 статьи 19.3 КоАП РФ, согласно которому 26 июня 2019 года около 02 часов 30 минут, Гендунова В.З, находясь на территории МАПП "Кяхта", совершила деяние, содержащее признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.13 КоАП РФ, а именно она отказывалась выполнить законные требования сотрудника полиции пройти в служебный автотранспорт для следования в отдел МВД России по Кяхтинскому району.
Постановлением Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 18 июля 2019 года Гендунова В.З. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500 руб.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Бурятия Гендунова В.З. просит отменить постановление районного суда, производство по делу прекратить.
В судебном заседании Гендунова В.З. жалобу поддержала.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
Из постановления Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 18.07.2019 года следует, что основанием для привлечения Гендуновой В.З. к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, послужили приведенные в протоколе об административном правонарушении от 08 июля2019 года выводы о том, что 26 июня 2019 года в 02 час. 30 минут Гендунова В.З. выразила отказ выполнить законные требования сотрудника полиции пройти в служебный автотранспорт для следования в отдел МВД России по Кяхтинскому району.
Районный суд, посчитав доказанным наличие в действиях Гендуновой В.З. состава административного правонарушения по ч 1 ст. 19.3 КоАП РФ, привлек ее к административной ответственности.
С данным выводом согласиться нельзя.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из положений статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Согласно материалам дела протокол N... об административном правонарушениив отношении Гендуновой В.З. составлен должностным лицом старшим УУП О МВД России по Кяхтинскому району Дашинимаевым Д.С. 08июля 2019 года в ее отсутствие (л.д. 2).
При этом в материалах дела не содержится данных, свидетельствующих об извещении Гендуновой В.З. о составлении протокола об административном правонарушении 08 июля 2019 года.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не извещенного о времени и месте его составления, не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и повлекло нарушение права указанного лица на защиту.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о направлении или вручении Гендуновой В.З. копии протокола об административном правонарушении.
Напротив, как видно из протокола судебного заседания (л.д. 37) возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении была предоставлена Гендуновой В.З. лишь в суде при слушании дела по существу, что свидетельствует о нарушении права последней на защиту.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
В нарушение пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению районным судом не проверялось, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения соблюдения процедуры его оформления. При наличии в материалах дела данных, указывающих на нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, районный суд не возвратил протокол об административном правонарушении составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, возвращение протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Допущенное по данному делу нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых актов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При признании протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством, постановление районного суда от 18 июля 2019 года, вынесенное в отношении Гендуновой В.З. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, в связи с недоказанностьюобстоятельств совершения административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 18 июля 2019 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Гендуновой В.З. по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств совершения административного правонарушения.
Судья Верховного Суда
Республики Бурятия Т.Н. Раднаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.