Дата вступления в законную силу - 11 июля 2019 г.
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Парамоновой Т.И.
с участием прокурора Пахомовой Н.А.
при секретаре Зиновкине Е.О,
с участием представителей административного истца ООО АрД-Пом. "Комплекс" - Немца А.Г, Демушина Н.И, представителя административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО АрД-Пом. "Комплекс" к управлению имущественных отношений Брянской области об оспаривании отдельных положений приказа управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года N 1314 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции приказа от 24 мая 2019 года N 637),
УСТАНОВИЛ:
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года N 1314 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее Перечень).
Данный Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru/) 30 ноября 2017 года.
В пункт N Перечня включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" "адрес", площадью 1304,7 квадратных метров.
В пункт N включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" "адрес", площадью 1043,7 квадратных метров.
В пункт N включено нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" "адрес", площадью 2573,0 квадратных метров.
Указанный приказ действует в редакции Приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 24 мая 2019 года N 637.
В новой редакции Перечня объекты недвижимости, принадлежащие административному истцу, с кадастровым номером N, расположенные по адресу: ФИО3 "адрес", значатся соответственно в пунктах N.
ООО АрД-Пом. "Комплекс" обратилось с административным исковым заявлением об оспаривании включения в Перечень объектов недвижимости - здания с кадастровым номером N, площадью 1304,7 квадратных метров, здания с кадастровым номером N, площадью 1043,7 квадратных метров, нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 2573,0 квадратных метров, расположенных по адресу: "адрес" "адрес".
Административный истец просил признать недействующими: с 01 января 2018 года пункты N Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года N 1314 (в редакции Приказа управления имущественных отношений Брянской области от 28 февраля 2019 года N 256), в части включения в них объектов недвижимости - здания с кадастровым номером N, площадью 1304,7 квадратных метров, здания с кадастровым номером N, площадью 1043,7 квадратных метров, нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 2573,0 квадратных метров, расположенных по адресу: "адрес" "адрес".
В обоснование заявленных требований административный истец указал, спорные здания и нежилое помещение не обладают признаками объекта, предназначенного или фактически используемого в целях делового, административного или коммерческого назначения и не являются офисом, торговым залом, столовой, буфетом и т.п. по смыслу положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем на него неправомерно возлагается обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Уточнив требования, административный истец ООО АрД-Пом. "Комплекс" просило суд признать недействующим с 01 января 2018 года пункты N Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27.11.2017 N 1314 (в редакции Приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 24 мая 2019 года N 637).
В судебном заседании представитель ООО АрД-Пом. "Комплекс" Немец А.Г. уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что спорные здания и помещение не отвечают признакам объекта недвижимого имущества, предназначенного для использования или фактически используемого в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Здание с кадастровым номером N, площадью 1304,7 квадратных метров, является складом агрегатов (производственное складское строение), здание с кадастровым номером N, площадью 1043,7 квадратных метров, является производственной мойкой и фактически не используется в целях размещения объектов бытового обслуживания. Нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 2573,0 квадратных метров также не используется в торговых целях, внутри него значатся только помещения с наименованием "производственное", "тамбур". Спорные объекты недвижимости частично сдаются в аренду, что подтверждается соответствующими договорами. При этом, вид разрешенного использования земельного участка, на котором находятся спорные объекты недвижимости, - для размещения производственной базы.
Представитель административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В. иск не признала, пояснив, что Перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих налогообложению на 2018 год, формировался в соответствии с ч. 4 ст. 378.2 НК РФ. Спорные объекты недвижимости с кадастровыми номерами N были включены в оспариваемый Перечень исходя из их предназначения и фактического использования, на основании сведений содержащихся в ЕГРН и технических паспортах на указанные объекты, что соответствует требованиям ст. 378.2 НК РФ. Фактическое использование спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами N подтверждается актами обследований зданий от 21 марта 2017 года. Нежилое помещение с кадастровым номером N подлежало включению в оспариваемый Перечень на основании сведений, содержащихся в ЕГРН, техническом паспорте, а также в соответствии с информацией, полученной в рамках межведомственного взаимодействия от Брянской городской администрации. Кроме того, при включении спорных объектов недвижимости в оспариваемый Перечень, управление имущественных отношений Брянской области учитывало вид экономической деятельности административного истца, в совокупности с иными сведениями.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. ст. 14, 372 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно ч. 4 указанной статьи, торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории Брянской области налог на имущество организаций установлен Законом Брянской области от 27 ноября 2003 года N 79-З "О налоге на имущество организаций".
Статьей 1.1 Закона Брянской области от 27 ноября 2003 года N 79-З "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона Брянской области от 02 октября 2017 г. N 76-З) установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Подпунктами 1 и 2 статьи 1.1 Закона Брянской области от 27 ноября 2003 г. N 79-З установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
2) нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Частью 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно Положению об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденному Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013г. N 66 (в редакции от 26 мая 2016 г. N 186), управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом Брянской области. Управление в пределах своей компетенции вправе принимать нормативные правовые акты (пункты 1.1 и 1.3 Положения). Управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года N1314 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории г. Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Пунктами N в данный перечень включены объекты недвижимости - наименование: здание с кадастровым номером N, площадью 1304,7 квадратных метров, здание с кадастровым номером N, площадью 1043,7 квадратных метров, нежилое помещение с кадастровым номером 32:28:0032201:3924, расположенное по адресу: "адрес" "адрес", площадью 2573,0 квадратных метров, расположенные по адресу: "адрес", принадлежащие ООО АрД-Пом. "Комплекс" на праве собственности соответственно (т. 1 л.д.8-11, 26-27, 45-46,).
Данный Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru/) 30 ноября 2017 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 24 мая 2019 года N 637, указанный Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к правоотношениям, возникшим с 1 января 2018 года, и спорные объекты в настоящее время включены в перечень под N, N.
Данный Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru/) 29 мая 2019 года.
Таким образом, оспариваемый Приказ издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, правил введения в действие и опубликования.
Как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел,
связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018), сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 (далее - классификатор видов разрешенного использования земельных участков).
Как следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 18 апреля 2019 г, здание с кадастровым номером N, здание с кадастровым номером N, нежилое помещение с кадастровым номером N, расположены на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 25886 кв.м, принадлежащем ООО АрД-Пом. "Комплекс" на праве собственности, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешённого использования: для эксплуатации производственной базы (т. 2 л.д. 2-10).
Договор купли-продажи указанного земельного участка был заключен 24 сентября 2010 года между управлением имущественных отношений Брянской области и ООО "Автоколонна 1470-Автоперевозки". В качестве цели предоставления земельного участка и категории земли указано: для эксплуатации производственной базы (т. 2 л.д. 40-43). В последующем земельный участок передан ООО АрД-Пом. "Комплекс" на основании договора о присоединении ООО "Автоколонна 1470-Автоперевозки" к ООО АрД-Пом. "Комплекс" от 08 октября 2014 года (т. 2 л.д. 40-46).
В соответствии с выписками N 10121 и N 10122 от 16 апреля 2019 года из Правил землепользования и застройки г. Брянска, утвержденных Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 26 июля 2017 г. N 796, земельный участок с кадастровым номером N с расположенными на нем спорными объектами относится к зоне коммунально-складских объектов (П-2) и зоне объектов транспортной инфраструктуры (Т-2).
Положения статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540, в редакции от 06.10.2017, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, утверждены классификаторы видов разрешенного использования земельных участков, согласно которым:
- к коду вида разрешенного использования 4.1 "Деловое управление" отнесено: размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности);
- к коду вида разрешенного использования 4.2 "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)" отнесено: размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.9; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра.
По смыслу ч.4 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, соответствуют предусмотренному 4 сегменту категории земель в соответствии с приложением N 1 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 (пункт 9.2.2 Методических указаний), в котором под кодом 4.2 вида разрешенного использования (в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков) указано: объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы). Размещение ОКС, общей площадью свыше 5 000 кв.м. с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров и (или) оказание услуг.
Данных, свидетельствующих об отнесении земельного участка, на котором расположены спорные объекты недвижимости, по виду разрешенного использования к землям, на которых возможно размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (код 4.2) материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что поскольку такой вид разрешенного использования земельного участка как "для использования производственной базы" однозначно не свидетельствует о том, что на таком земельном участке предусмотрено размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, постольку включение в оспариваемый перечень объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу, должно быть обусловлено предназначением для использования или фактическим использованием спорных объектов недвижимости в соответствующих целях.
Согласно техническому паспорту на здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" "адрес" (лит. Д, Д1), составленному по состоянию на 16 марта 2010 года, площадь нежилого здания составляет 1304,7 кв.м, из них основные помещения: площадью 1215,6 кв.м. (в том числе 799,9 кв.м, производственная площадь); подсобные помещения 89,1 кв.м. (т.1 л.д. 221-227).
Согласно экспликации к поэтажному плану, здание состоит из двух этажей.
Общая площадь 1 этажа составляет 1195,5 кв.м, из них: производственная - 799,9 кв.м, складская - 332,4 кв.м, коммунально-бытовая - 35,1 кв.м, подсобная 28,1 кв.м, самовольно переоборудованная -1022,2 кв.м... Характеристика помещений: производственное - 374,6 кв.м, склад - 28,9 кв.м, бытовое помещение - 8,5 кв.м, бытовое помещение - 3,1 кв.м, склад - 176,5 кв.м, подсобное - 13,8 кв.м, подсобное - 8,8 кв.м, производственное - 46,0 кв.м, производственное - 28,1 кв.м, производственное - 6,5 кв.м, санузел 0,7 кв.м, кабинет 8,7 кв.м, склад - 127,0 кв.м, производственное 280,2 кв.м, бытовое помещение - 2,7 кв.м, бытовое помещение 7,9 кв.м, туалет 0,8 кв.м, производственное - 22,0 кв.м, производственное -30,2 кв.м, бытовое помещение 4,2 кв.м, производственное - 12,3 кв.м, подсобное - 4,0 кв.м, всего 22 помещения.
Площадь 2 этажа составляет 109,2 кв.м, характеристика помещений: лестничная площадка - 1,4 кв.м, коридор - 15,6 кв.м, бытовое помещение 28,6 кв.м, подсобное - 28,9 кв.м, коридор 13,6 кв.м, бытовое помещение 15,5 кв.м, бытовое помещение 4,1 кв.м, лестничная площадка 1,5 кв.м, всего 8 помещений.
Таким образом, из приведенных данных технического паспорта, экспликации к поэтажному плану помещений здания следует, что здание, с наименование - склад агрегатов (производственно-складское строение), имеет преимущественное назначение помещений для осуществления "производственной" деятельности. По документам технического учета, правоустанавливающим документам невозможно сделать однозначный вывод об отнесении склада агрегатов к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, либо торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Суд не может согласиться с позицией административного ответчика о том, что площадь склада агрегатов, предназначенная для использования в качестве торгового либо коммерческого назначения, составляет 25,4%, поскольку исходя из наименований нежилых помещений, входящих в состав спорного здания, по сведениям технического паспорта объекта недвижимости, не усматривается, что все без исключения помещения или помещения площадью более 20% от общей площади склада агрегатов, имеющих наименование - основное, предназначены для торговой либо административно-деловой деятельности.
При этом, помещения в спорном здании, поименованные как "складское", не могут быть однозначно отнесены к торговым объектам.
Из буквального толкования положений п.п. 2 п. 4 ст. 378 Налогового кодекса РФ следует, что для правильного их применения необходимо определить, что является "торговым объектом".
Данное понятие раскрыто в ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и п. 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Так, торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Следовательно, в данном случае необходимо было определить, относится ли спорный объект с кадастровым номером N к объектам материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок или же к объектам торговли.
К объектам материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок относятся базы, склады, прочие объекты складского назначения различного профиля, камеры хранения, предприятия материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. К объектам же торговли относятся магазины, торговые комплексы, торгово-развлекательные центры, ярмарки, рынки открытые и закрытые, выставки товаров, художественные салоны, магазины оптовой и мелкооптовой торговли.
Из системного толкования понятия "торговый объект" следует вывод, что не все объекты недвижимости, используемые в деятельности по продаже товаров (услуг), могут быть признаны предназначенными или используемыми для размещения торговых объектов. И для того чтобы признать склад торговым объектом, его площадь должна согласно ст. 2 Закона о торговой деятельности включать в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.
Учитывая изложенное, суд полагает, что если склад (производственно-складское строение), не соответствует указанным выше требованиям, то он не может быть признан торговым объектом в целях применения ст. 378.2 Налогового кодекса РФ.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что склад агрегатов оборудован помещением, необходимым для признания его торговым объектом.
Из технического паспорта на здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" "адрес" (лит И, И1), составленному по состоянию на 15 марта 2010 года следует, что общая площадь здания составляет 869,4 кв.м, из них основные помещения: площадью 755,3 кв.м.; подсобные помещения 114,1 кв.м. (т.2, л.д.88-98).
Из экспликации к поэтажному плану следует, что здание состоит из двух этажей.
Общая площадь 1 этажа составляет 774,4 кв.м, из них: основная 755,3 кв.м, подсобная - 19,1 кв.м... Характеристика помещений: мойка 673,7 кв.м, склад 7,9 кв.м, подсобная 5,2 кв.м, склад 10,1 кв.м, склад 27,0 кв.м, лестница 6,4 кв.м, коридор 5,1 кв.м, склад 10,6 кв.м, склад 26,0 кв.м, туалет 1,2 кв.м, туалет 1,2 кв.м, всего 11 помещений.
Площадь 2 этажа составляет 95,0 кв.м, из них основная - 0 кв.м, подсобная 95,0 кв.м... Характеристика помещений: подсобное - 28,6 кв.м, подсобное - 28,5 кв.м, лестница 11,3, подсобное 26,6 кв.м, всего 4 помещения.
Таким образом, из приведенных данных технического паспорта, экспликации к поэтажному плану помещений здания, следует, что здание (производственная мойка) является производственным, имеет преимущественное назначение помещений для осуществления "производственной" деятельности.
В соответствии с техническим паспортом на вышеуказанный объект по состоянию на 10 декабря 2018 г. площадь увеличилась до 1071,9 кв.м. (т. 1 л.д. 229-236). Согласно выписки из ЕГРН от 11.03.2019 г. площадь производственной мойки - 1043,7 кв.м. (т. 1 л.д. 26).
Согласно техническому паспорту на нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное в одноэтажном здании Нового производственного корпуса по адресу: "адрес" "адрес" (Лит А2), составленному по состоянию на 08 ноября 2011 года, площадь здания составляет 2573,0 кв.м, из них основные помещения: площадью 2561,2 кв.м.; подсобные помещения 11,8 кв.м. (т.1, л.д.212-220).
Из экспликации к поэтажному плану следует, что здание состоит из антресольного и первого этажей.
Общая площадь 1 этажа составляет 2501,1 кв.м, из них: основная 2489,3 кв.м, вспомогательная 11,8 кв.м... Характеристика помещений: тамбур 8,3 кв.м, основная - 1697,7 кв.м, основная - 250,9 кв.м, основная - 70,8 кв.м, основная - 64,0 кв.м, пособное - 3,5 кв.м, основная - 65,8 кв.м, основная - 13,0 кв.м, основная - 6,9 кв.м, основная - 118,1 кв.м, основная - 63,3 кв.м, основная - 138,8 кв.м, всего 12 помещений.
Площадь антресольного этажа составляет 71,9 кв.м, из них основная 71,9 кв.м.
Таким образом, из приведенных данных технического паспорта, экспликации к поэтажному плану помещения следует, что нежилое помещение с кадастровым номером 32:28:0032201:3924, имеет преимущественное назначение для осуществления "производственной" деятельности.
По документам технического учета, правоустанавливающим документам невозможно сделать однозначный вывод о том, спорные помещения - производственная мойка и нежилое помещение предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Суд не может согласиться с позицией административного ответчика о том, что площадь нежилых помещений с кадастровыми номерами N, предназначенная для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, составляет более 20%, поскольку исходя из наименований нежилых помещений, входящих в состав указанных объектов недвижимости, по сведениям из технических паспортов, не усматривается, что все без исключения помещения или помещения площадью более 20% от общей площади принадлежащих административному истцу объектов недвижимости, предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Истцом, в обоснование фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером N, были представлены договоры аренды.
Согласно договору аренды нежилого помещения от 06 мая 2018 года, заключенному между ООО "Молторг" и ООО АрД-Пом. "Комплекс" в аренду передано складское помещение площадью 326 кв.м.
Согласно договору аренды нежилого помещения от 01 января 2017 года, заключенному между ООО "Мебикор" и ООО АрД-Пом. "Комплекс", в аренду переданы производственные помещения площадью 342,7 кв.м. и 338,2 кв.м, площадь под навесом 648 кв.м, офисные помещения площадью 40,8 кв.м. и 11,3 кв.м. и прилегающую часть коридора площадью 10,1 кв.м.
Согласно договору аренды нежилого помещения от 01 февраля 2017 года, заключенному между ИП Ляпун Е.В. и ООО АрД-Пом. "Комплекс", в аренду передано нежилое производственно-складское помещение площадью 42,1 кв.м.
Из договора аренды нежилого помещения от 01 марта 2017 года, заключенного между ООО "Мебикор" и ООО АрД-Пом. "Комплекс", следует, что в аренду передано производственно-складское помещение площадью 59,8 кв.м. и офисное помещение площадью 29,2 кв.м.
Из договоров аренды от 01 октября 2017 года и от 01 ноября 2016 года, заключенных между ИП Мамотько А.В. и ООО АрД-Пом. "Комплекс", следует, что в аренду передано производственно-складское помещение площадью 300 кв.м.
Из договора аренды нежилого помещения от 01 декабря 2017 года, заключенного между ООО "Мебикор" и ООО АрД-Пом. "Комплекс", следует, что в аренду переданы производственные помещения площадью 353,8 кв.м. и 338,2 кв.м, площадь под навесом 648 кв.м, офисные помещения: N14 площадью 11,3 кв.м, N13 площадью 11,1 кв.м, N16 площадью 29,7 кв.м. и прилегающую часть коридора площадью 10,1 кв.м.
Согласно договору аренды от 01 марта 2016 года, заключенному между ИП Ляпун Е.В. и ООО АрД-Пом. "Комплекс", в аренду передано нежилое производственное отапливаемое (складское) помещение площадью 42,1 кв.м.
Согласно договору аренды нежилого помещения от 01 апреля 2016 года, заключенному между ООО "Мебикор" и ООО АрД-Пом. "Комплекс", в аренду передано производственное (отапливаемое) помещение площадью 59,8 кв.м.
Из договора аренды нежилого помещения от 20 декабря 2015 года, заключенного между ООО "Синьор" и ООО АрД-Пом. "Комплекс", следует, что в аренду передано нежилое складское помещение площадью 216 кв.м.
Из письменных пояснений административного истца следует, что не охваченные арендой площади здания с кадастровым номером N, общей площадью 1304,7 квадратных метров, в течение 2017 года составляли около 560,1 кв.м, то есть 42,8% от общей площади.
Из договоров аренды следует, что в качестве офисных в аренду сдавали помещения общей площадью 122,1 кв.м, что составляет менее 20 % от общей площади склада агрегатов.
Доказательств того, что указанные площади (либо их часть, составляющая более 20% общей площади помещений в здании) фактически использовались под офисы либо торговлю, организацию общественного питания или организацию бытового обслуживания, в материалах дела не имеется.
По смыслу положений параграфа 2 главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15августа 1997 года N1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых или личных потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Понятие объекта бытового обслуживания используется для целей статьи 378,2 НК РФ с учетом статьи 11 НК РФ и отличительных признаков правоотношений в сфере бытового обслуживания, в частности, таких, как выполнение работ и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых или личных потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N2496-р утвержден перечень кодов услуг в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам.
Согласно указанному классификатору (пункт 45.20.1), услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей и легковых и грузовых транспортных средств относятся к бытовым.
Таким образом, для признания производственной мойки объектом бытового обслуживания необходимо доказать, что в указанном здании фактически осуществляется выполнение работ и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых или личных потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Истцом, в обоснование фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером N, были представлены договоры аренды.
Согласно договорам аренды нежилого помещения от 17 октября 2016 года и от 01 сентября 2017 года, заключенным между ООО "Версаль" и ООО АрД-Пом. "Комплекс", в аренду передано складское помещение площадью 705 кв.м.
Согласно договорам аренды нежилого помещения от 15 декабря 2016 и от 01 ноября 2017 года, заключенным между ООО "Бест Сервис" и ООО АрД-Пом. "Комплекс", в аренду передано нежилое складское помещение площадью 184 кв.м.
Из письменных пояснений административного истца следует, что не охваченные арендой площади здания с кадастровым номером N, составляют 154,7 кв.м, то есть 14,8% от общей площади, что менее установленного законом критерия 20% использования общей площади.
Суд не может согласиться с позицией административного ответчика о том, что фактическое использование здания склада агрегатов и здания производственной мойки по назначению в качестве объектов бытового обслуживания подтверждается актами осмотра нежилых помещений от 21 марта 2017 года (т.1, л.д.132, 134).
Оценивая представленные акты, составленный по состоянию на 21 марта 2017 г, в совокупности с другими доказательствами по делу, суд учитывает положения части 4 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, предусматривающие, что доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу о том, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Исходя из пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3,4,5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года N 471-п, действовавшим на момент включения в Перечень спорных объектов недвижимости, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса РФ утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения (далее Порядок).
Согласно пункту 4 Порядка, информационной базой для проведения мероприятий по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества является информация: территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных органов Брянской области; органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимости; средств массовой информации.
В соответствии с пунктом 5 Порядка мероприятия по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества проводятся в форме:
1) межведомственного взаимодействия управления имущественных отношений Брянской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Брянской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области;
2) запросов сведений и документов, необходимых для определения перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимого имущества;
3) обследований объектов недвижимого имущества.
Пунктом 6 Порядка установлено, что вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется на основании актов обследования объектов недвижимого имущества, проводимых рабочими группами администраций муниципальных районов и городских округов Брянской области; информации, полученной от государственных органов; и документов, представленных собственниками объектов недвижимого имущества в органы местного самоуправления и (или) полученных в установленном порядке органами местного самоуправления, посредством запроса согласно перечню документов указанных в настоящем пункте.
Согласно пункту 7.7. Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года N471-п, в акте обследования указываются: дата и место составления акта обследования; дата и номер распоряжения главы администрации муниципального района, городского округа Брянской области на проведение обследования; фамилии, имена, отчества и должности лиц, проводивших обследование; фамилии, имена, отчества и должности специалистов и (или) экспертов, привлеченных к участию в обследовании; наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, гражданина, являющегося собственником объекта недвижимого имущества, а также фамилия, имя, отчество и должность уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, гражданина, присутствовавшего при проведении обследования; дата, время и место проведения обследования; вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с указанием отношения площади фактического использования объекта для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания к общей площади объекта недвижимого имущества.
Как усматривается из актов обследования от 21 марта 2017 года, в них не содержится каких-либо сведений о фактическом использовании отдельных помещений, входящих в здание склада агрегатов и здание производственной мойки, указания о конкретных площадях помещений, используемых в качестве помещений, относящихся к помещениям торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а также расчета процентного соотношения суммы площадей, используемых в целях размещения помещений торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания к общей площади нежилого помещения.
Согласно актам обследования нельзя считать установленным, что более 20 процентов общей площади здания склада агрегатов и здания производственной мойки фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Такое указание в графе "заключение о виде фактического использования", как "используется", не свидетельствует о том, что здание склада агрегатов и здание производственной мойки фактически используются в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания более 20 процентов от общей площади здания.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что акты осмотра от 21 марта 2017 года, не являются надлежащим доказательством, подтверждающим фактическое использование здания склада агрегатов и здания производственной мойки в качестве торгового объекта, объекта общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Представитель административного ответчика не оспаривал тот факт, что в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N отсутствует акт обследования, который бы указывал на то, что данный объект недвижимости фактически используется в качестве торгового объекта, объекта общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Таким образом, на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов, иных материалов дела, нельзя сделать безусловный вывод о том, что спорные объекты фактически используются в качестве торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо в целях делового, административного или коммерческого назначения.
В силу прямого предписания, содержащегося в ч. 9 ст. 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем управлением имущественных отношений Брянской области не представлено доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу, условиям, установленным ч. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ и необходимым для включения спорных объектов недвижимости в оспариваемый перечень.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что спорные здания и нежилое помещение не соответствуют критерию торгового объекта, объекта общественного питания и (или) объекта бытового обслуживания по смыслу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ. В связи с этим требование административного истца о признании недействующим пунктов N Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27.11.2017 N 1314 (в редакции Приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 24 мая 2019 года N 637), подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы /2018 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей с 01 января 2018 года.
Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению.
Согласно п.п. 2, 3 ч. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Пунктом 2 оспариваемого Приказа управления имущественных отношений Брянской области отделу кадастровой оценки и контроля за использованием недвижимости и земельных ресурсов было поручено разместить (опубликовать) приказ с приложением Перечня в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Управления имущественных отношений Брянской области и направить Перечень в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
С учетом изложенного, настоящее решение в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области, в Управление имущественных отношений Брянской области и размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО АрД-Пом. "Комплекс" к управлению имущественных отношений Брянской области об оспаривании отдельных положений приказа управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года N 1314 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции приказа от 24 мая 2019 года N 637) - удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2018 года пункт 5577, пункт 5578 и пункт 5992 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории г. Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года N1314 (в редакции Приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 24 мая 2019 года N 637) в части включения в него объектов недвижимости: здания с кадастровым номером N, площадью 1304,7 квадратных метров, здания с кадастровым номером N, площадью 1043,7 квадратных метров, нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 2573,0 квадратных метров, расположенных по адресу: "адрес" "адрес", соответственно.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Брянский областной суд.
Председательствующий
судья Брянского областного суда Т.И. Парамонова
мотивированное решение принято 10.06.2019 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.