Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П., при секретаре судебного заседания Забурунновой О.А.,
с участием представителей : административного истца Гомич А.Г. - Труфановой Т.А, административных ответчиков - Правительства Ставропольского края, Губернатора Ставропольского края, заинтересованного лица - министерства имущественных отношений Ставропольского края - Марченко К.С, представителя прокуратуры Ставропольского края - Колячкиной И.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гомич А. Г. к Правительству Ставропольского края, Губернатору Ставропольского края о признании недействующим в части нормативного правового акта,
установил:
Постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года N 601-п утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов (далее Порядок).
В подпункте 5 пункта 3 данного Порядка установлено, что при предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов в случаях, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 3% в отношении земельного участка, предоставленного в случаях, не указанных в подпунктах "1" - "4" настоящего пункта.
Административный истец Гомич А.Г. обратился в Ставропольский краевой суд с административным иском о признании недействующим указанного подпункта 5 пункта 3 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года N 601-п (далее постановление N 601-п), со дня его принятия, как противоречащего принципу учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, а также принципу экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Определением суда от 13 мая 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованы лиц привлечены : министерство имущественных отношений Ставропольского края, администрация Кировского городского округа Ставропольского края, отдел имущественных и земельных отношений администрации Кировского городского округа.
Административный истец Гомич А.Г. в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении административного дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца Труфанова Т.А. поддержала доводы, изложенные в административном иске в полном объеме, просила признать недействующим подпункт 5 пункта 3 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края N 601-п со дня его принятия.
Представитель административных ответчиков и заинтересованного лица - министерства имущественных отношений Ставропольского края - Марченко К.С. заявленные в административном иске требования не признала, считала их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представители заинтересованных лиц - администрация Кировского городского округа Ставропольского края, отдел имущественных и земельных отношений администрации Кировского городского округа, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
При таких обстоятельствах суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть заявленные административные исковые требования в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в порядке части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Колячкиной И.В, полагавшей административные исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Из материалов административного дела следует, что административный истец Гомич А.Г. является арендатором земельных участков, находящихся в станице... Кировского района Ставропольского края :
- с кадастровым номером... :8, площадью 7586 кв.м, категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - спорт (код 5.1), местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира : Ставропольский край, Кировский район, станица.., улица.., на основании договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения N... от 23 марта 2005 года, договора о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 4 апреля 2016 года;
- с кадастровым номером... :58, площадью 7222 кв.м, категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - спорт (код 5.1), местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира : Ставропольский край, Кировский район, станица.., улица.., на основании договора аренды земельного участка N... от 13 июня 2016 года и договора о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 10 июля 2016 года.
18 января 2019 года между отделом имущественных и земельных отношений администрации Кировского городского округа и Гомич А.Г. заключены дополнительные соглашения к указанным договорам аренды, которыми установлены, в том числе, новые ставки арендной платы в размере 3% от кадастровой стоимости земельных участков.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года N 601-п утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов.
В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части в суд может обратиться лицо, в отношении которого применен этот акт, а также лицо, которое является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из вышеизложенного следует, что административный истец, являясь арендатором земельных участков, арендная плата за которые исчисляется из ставки, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края плата N 601-п, вправе обжаловать данное постановление, затрагивающие его законные права арендатора.
Оспариваемое постановление подписано Губернатором Ставропольского края, опубликовано в установленном порядке на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края - www.stavregion.ru 29 декабря 2018 года и вступило в законную силу с 1 января 2019 года.
Проверяя процедуру принятия оспариваемого нормативного акта и полномочия органа, его принявшего, суд не находит нарушений действующего законодательства.
Постановление Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года N 601-п принято в пределах компетенции, в соответствии с требованиями законов Ставропольского края от 12 октября 1994 года N 6-кз "Устав (основной закон) Ставропольского края", от 31 июля 1996 года N 15-кз "О системе органов государственной власти Ставропольского края", от 6 ноября 1997 года N 32-кз "О Правительстве Ставропольского края", подписано Губернатором Ставропольского края в соответствии с Постановления Правительства Ставропольского края от 20 ноября 2013 года N 419-п "О регламенте Правительства Ставропольского края", и по данным основаниям не оспаривается административным истцом.
Проверяя соответствие оспариваемого административным истцом нормативного правового акта федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии со статьей 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 582 от 16 июля 2009 года "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) установлены и являются общеобязательными при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами, следующие основные принципы :
- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N 697);
- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
- принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
- принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
- принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
- принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться;
- принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Одним из принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, является принцип экономической обоснованности установления ставки арендной платы, который, по мнению административного истца, в данном случае не соблюден административным ответчиком.
Указанный принцип экономической обоснованности предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 года N 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, суды должны выявлять, проводились ли при его принятии, помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков. Данная позиция применяется и к вопросам установления размера арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена, в том числе к отдельным элементам формулы расчета размера такой арендной платы.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1380 "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае" утверждены очередные результаты определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае по состоянию на 01 января 2015 года.
В силу части 1 статьи 22 Закона Ставропольского края от 9 апреля 2015 года N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, частью 2 настоящей статьи, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ставропольского края, а также за земельные участки, собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, устанавливается Правительством Ставропольского края.
В целях реализации вышеназванных полномочий по вопросам регулирования земельных отношений Правительством Ставропольского края 26 декабря 2018 года принято постановление N 601-п "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов", которым утвержден новый Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов.
Прежнее постановление Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 года N 112-п "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов" утратило силу с принятием данного постановления.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года N 601-п утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов. Настоящий Порядок определяет расчет размера арендной платы за использование земельного участка одним из следующих способов :
1) на основании кадастровой стоимости земельного участка;
2) на основании рыночной стоимости права аренды земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности
Пунктом 3 данного Порядка установлено, что при предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов в случаях, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в следующих размерах:
0,01 процента в отношении :
- земельного участка, предоставленного физическому или юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в случае, если налоговая база в результате уменьшения на не облагаемую налогом сумму принимается равной нулю;
- земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в случае если размер налогового вычета меньше размера налоговой базы (при этом ставка 0,01 процента устанавливается в отношении арендной платы, равной размеру такого вычета);
- земельного участка, изъятого из оборота, если земельный участок в случаях, установленных федеральными законами, может быть передан в аренду;
- земельного участка, загрязненного опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшегося загрязнению, заражению и деградации, за исключением случаев консервации земель с изъятием их из оборота;
- земельного участка, предоставленного юридическим лицам в соответствии с решением Губернатора Ставропольского края, принимаемым в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 21 Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений";
0,60 процента в отношении :
- земельного участка, предоставленного гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных;
- земельного участка, предоставленного крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
- земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства;
1,50 процента в отношении земельного участка, предназначенного для гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности;
2,00 процента в отношении земельного участка, предоставленного недропользователю для проведения работ, связанных с пользованием недрами;
3,00 процента в отношении земельного участка, предоставленного в случаях, не указанных в подпунктах "1" - "4" настоящего пункта. Данный подпункт 5 оспаривается административным истцом.
Установленная ставка арендной платы в размере 3% от кадастровой стоимости, являясь одним из показателей расчета арендной платы, подразумевает необходимость экономического обоснования его размера и, соответственно, должна отвечать принципу экономической обоснованности.
Вместе с тем, установленная ставка арендной платы этому принципу не отвечает.
В обоснование законности установления оспариваемой арендной ставки ответчики и заинтересованное лицо - министерство имущественных отношений Ставропольского края сослались на то, что постановление Правительства Ставропольского края N 601-п не противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, поскольку кадастровая оценка земель основана на принципах классификации земель по целевому назначению и виду разрешенного использования, а возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости, является основным принципом определения арендной платы в соответствии с указанным постановлением N 582. При разработке проекта оспариваемого постановлении N 601-п учитывались мнения органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края по вопросу установления ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории конкретных муниципальных образований края, в том числе, администрации Кировского городского округа.
Единая ставка арендной платы в размере 3% в отношении земельных участков, предоставляемых без проведения торгов, предназначенных для размещения объектов торговли, гостиниц, офисных зданий делового и коммерческого назначения, производственных и административных зданий, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, определены на основании Финансово-экономического обоснования возможности применения ставок исчисления арендной платы для уравнения арендаторов. Данный подход соответствует указанному судебными инстанциями принципу недопустимости расчета арендных ставок исключительно в целях увеличения доходов бюджета и получения максимальной прибыли от арендных платежей, без учета интересов арендаторов земельных участков.
В подтверждение довода о надлежащем экономическом обосновании оспариваемого постановления N 601-п административными ответчиками и заинтересованным лицом представлено заключение экономического обоснования возможности применения ставки исчисления арендной платы в размере 3% от кадастровой стоимости, за подписью кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и экономики АПК Ставропольского государственного аграрного университета И.И.
Допрошенный в качестве свидетеля в рамках настоящего административного дела И.И. пояснил, что с ним не заключался договор о сотрудничестве в рассматриваемой области, заключение относительно земель населённых пунктов с назначением - "спорт" он не давал и конкретно данный вопрос не изучал, не участвовал в разработке экономический обоснований по оспариваемому нормативному правовому акту.
Из представленного в материалы дела правового заключения Ставропольского Государственного центра исследования проблем собственности - филиал государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт" (НГГТИ) за подписью директора Р.Э. следует, что на исследование в институт представлялся оспариваемый проект постановления N 601-п. По итогам исследования сделан вывод о его соответствии требованиям статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации N 582 от 16 июля 2009 года и сложившейся судебной практики.
Изложенные документы, пояснение свидетеля, отсутствие других доказательств по делу, свидетельствуют о том, что при подготовке оспариваемого постановления административным ответчиком не учитывались данные об оценке доходности указанных в иске земельных участков; о прибыли, полученной арендатором от осуществления разрешенной деятельности на таких участках; о доле арендных платежей в совокупных затратах арендатора, связанных с использованием участка; влияние увеличенного размера арендной платы на рентабельность деятельности по его эксплуатации и фактическую возможность арендатора уплачивать арендную плату с учетом ее увеличения.
Указанные в правовом заключении выводы сами по себе, в отсутствие надлежащей оценки общеобязательных принципов при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю, не подтверждают соблюдения принципа экономической обоснованности определения арендной платы.
Ссылка в возражении административных ответчиков и заинтересованного лица на мнения органов местного самоуправления при разработке проекта по вопросу установления ставок арендной платы за землю является несостоятельной, поскольку согласно имеющегося в материалах дела письма администрации Кировского городского округа Ставропольского края, администрация муниципального образования считала нецелесообразным изменение существующих ставок арендной платы за земельные участки, госсобственность на которые не разграничена.
По мнению администрации Кировского городского округа установление арендных ставок за пользование указанными землями, расположенными на территории края, на уровне ставок, установленных для земель, находящихся в федеральной собственности, неизбежно повлечет за собою значительное снижение арендных поступлений в бюджет муниципальных образований, что в свою очередь отразится на доходной части бюджета.
Нельзя согласиться, по мнению суда, и с утверждением представителя административных ответчиков о том, что оценка экономической обоснованности факторов, влияющих на доходность земельного участка, произведена в рамках государственной кадастровой оценки, в связи с чем отсутствует необходимость установления такой обоснованности повторно. Вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации N 582 установлен принцип экономической обоснованности, согласно которому при определении арендной платы должно быть установлено соответствие ее размера доходности земельного участка. Определение экономических характеристик земельного участка в рамках государственной кадастровой оценки не исключает необходимости расчета указанного выше соответствия.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком не представлено доказательств соблюдения принципа экономической обоснованности при установлении размера ставки арендной платы для земельных участков, предназначенных для спорта.
Произвольное установление размера ставки арендной платы нарушает права административного истца, не отвечает принципу экономической обоснованности, который означает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок и его разрешенное использование, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидии, предоставляемые организациям, осуществляющим деятельность
на таком земельном участке. Оспариваемое постановление фактически уровняло в доходности земельные участки с разным видом разрешенного использования, в том числе для размещения социальных объектов (школы, учреждения спора, здравоохранения и др.) с землями промышленности, торговли, автостоянок.
Поскольку в судебном заседании установлено, что обжалуемый в части нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти в крае - Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года N 601-п противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу - постановлению Правительства Российской Федерации N 582 от 16 июля 2009 года "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", заявленные требований в административном иске подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая, что оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся, и на его основании реализовывались права граждан и организаций, суд пришел к выводу о признании постановления Правительства Ставропольского края N 601-п недействующим в части со дня вступления данного решения суда в законную силу. Оснований для удовлетворения требования административного истца о признании нормативного акта недействующим с момента его принятия, суд не находит.
В соответствии с частью 1 Закона Ставропольского края от 18 июня 2012 N 56-кз "О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края" официальное опубликованием правового акта Ставропольского края считается опубликование его полного текста в газете "Ставропольская правда" с пометкой "Официальное опубликование", и (или) на "Официальном интернет - портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), и (или) "Официальном интернет - портале правовой информации Ставропольского края" (www.pravo.stavregion.ru).
Первоначально оспариваемый нормативный акт опубликован в установленном порядке на сайте www.stavregion.ru 29 декабря 2018 года.
Исходя из изложенного, суд пришел к выводу о возложении на Правительство Ставропольского края обязанности опубликовать сообщение о принятии настоящего судебного решения на официальном сайте в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Гомич А. Г. к Правительству Ставропольского края, Губернатору Ставропольского края о признании недействующим в части нормативного правового акта - удовлетворить в части.
Признать недействующим подпункте 5 пункта 3 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года N 601-п со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В удовлетворении исковых требований о признании недействующим в части указанного нормативного правового акта со дня его принятия - отказать.
Обязать Губернатора Ставропольского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения на официальном интернет - портале правовой информации Ставропольского края в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ставропольский краевой суд.
Председательствующий судья Задорнева Н.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.