Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Ивановой Ю.В, Стаховой Т.М.
при секретаре
Зимиревой И.А.
с участием прокурора
Мазиной О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 июля 2019 года апелляционную жалобу Глебовского П. А. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 17 июля 2019 года по административному делу N 2а-6110/2019 по административному исковому заявлению Глебовского П. А. к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Гагаринское (с полномочиями окружной избирательной комиссии на выборах депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга МО Гагаринское шестого созыва по избирательному округу N 3) о признании незаконным и отмене решения об отказе в регистрации.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В,
выслушав объяснения административного истца - Глебовского П.А, его представителя Ухова В.Н, представителя административного ответчика избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Гагаринское - Попова И.С, заключение прокурора Санкт-Петербургского городской прокуратуры - Мазиной О.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Глебовский П.А. обратился в Московский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил:
признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии от 7 июля 2019 года N 9-6 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Гагаринское шестого созыва по избирательному округу N 3;
обязать избирательную комиссию незамедлительно зарегистрировать кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Гагаринское шестого созыва по избирательному округу N 3.
В обоснование заявления Глебовский П.А. ссылался на то, что Муниципальным советом муниципального образования муниципальный округ Гагаринское на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов МС МО МО Гагаринское шестого созыва; обязанности по проведению выборов возложены на ИКМО Гагаринское.
Заявитель для реализации своего пассивного избирательного права обратился в установленный срок с заявлением о выдвижении в качестве кандидата в депутаты МС МО МО Гагаринское (далее кандидат).
Вместе с тем, Избирательной комиссии муниципального образования МО Гагаринское (далее - ИКМО) Глебовский П.А. был уведомлен об отсутствии в представленных документах, документа, подтверждающего факт оплаты изготовления листов с подписями избирателей, что послужило основанием для принятия оспариваемого решения об отказе в регистрации Глебовского П.А. в качестве кандидата в депутаты.
Полагая названное решение незаконным, Глебовский П.А. ссылался на то, что требуемые документы, подтверждающие факт оплаты были представлены им 29 июня 2019 года, однако были неверно поименованы как входящие в состав финансового отчета и представлялись повторно, после получения извещения о наличии недостатков.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 17 июля 2019 года отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Положениями Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" обеспечивается реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, определен порядок подготовки и проведения выборов депутатов муниципальных советов, а также установлены гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов, которые дополняют гарантии, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Гагаринское от 9 июня 2019 года N 20 назначены выборы депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Гагаринское шестого созыва на 8 сентября 2019 года.
Решение вступило в силу со дня опубликования в газете "Гагаринский курьер" 9 июня 2019 года.
Согласно Подтверждению о получении документов о выдвижении кандидата по избирательному округу N3, председателем ИКМО Гагаринское 24 июня 2019 года в 12 часов 30 минут от Глебовского П.А. приняты следующие документы:
- заявление о согласии баллотироваться;
- копия паспорта;
- копия документа, подтверждающего сведения об образовании (диплом);
- копия документа, подтверждающего сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности (справка с места работы);
- сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности;
- внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде.
В порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, 24 июня 2019 года Глебовскому П.А. дано письменное разрешение на открытие специального избирательного счета.
Согласно подтверждению о получении документов о выдвижении кандидата, 29 июня 2019 года в 17 часов 20 минут председателем ИКМО Гагаринское приняты от Глебовского П.А. следующие документы:
- подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата;
- протокол об итогах сбора подписей избирателей,
- данные об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в окружную избирательную комиссию (справка с места работы);
- первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда в том числе на usb накопителе (флэшка).
3 июля 2019 года административному истцу вручено извещение, которым указано на отсутствие документа, подтверждающего факт оплаты изготовления подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.
Решением ИКМО от 7 июля 2019 года N 9-6 Глебовскому П.А. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты по причине несоответствия представленных документов требованиям подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации",
Избирательная комиссия в решении об отказе в регистрации кандидата указала, что Глебовским П.А. не были представлены документы, подтверждающие факт оплаты изготовления подписных листов
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункте 4 статьи 28 Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Так в частности пункт "в" части 4 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" одним из оснований отказа в регистрации кандидата указывает отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
В силу подпункта "а" пункта 3 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 для регистрации кандидат не позднее дня, в который истекает период, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, до 18 часов по местному времени представляет в окружную избирательную комиссию, в том числе, документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов.
В подтверждение о получении документов указываются все принятые документы с указанием количества листов и экземпляров каждого из документов, дата и время представления документов, дата и время начала приема документов, дата и время окончания приема документов.
Вместе с тем, из материалов дела не следует, что 29 июня 2019 года Глебовским П.А. были представлены требуемые документы в необходимом для регистрации объеме.
При этом, ссылаясь на наличие документов, свидетельствующих об изготовлении подписных листов за счет средств избирательного фонда, истец в административном иске ссылался на то, что им с первым финансовым отчетом были 29 июня 2019 года представлены в ИКМО:
- платежное поручение N 266339, на одном листе;
- выписка N 8713366, подтверждающая факт оплаты изготовления электронного шаблона подписного листа и тиражирования бумажных бланков, на одном листе;
- приходно-кассовый ордер N 266330 на одном листе.
Всего - на 6 листах.
В заседание суда апелляционной инстанции Глебовский П.А. пояснил, что им 29 июня 2019 года в ИКМО, наряду с первым финансовым отчетом на 3 листах, были представлены платежной поручение об оплате изготовления подписных листов без отметки банка об исполнении (1 лист), выписка о движении денежных средств по счету (1 лист), компакт-диск ( 1 штука). Все эти документы, а также компакт-диск, были посчитаны представителем ИКМО в одной графе с финансовым отчетом общим количеством на 6 листах.
Однако выписка, подтверждающая факт оплаты изготовления электронного шаблона подписного листа и тиражирования бумажных бланков, имеет отметку об ее получении ИКМО только 4 июля 2019 года, после получения извещения о наличии недостатков.
При этом, справка ПАО "Сбербанк России" об открытии Глебовским П.А. 24 июня 2019 года специального избирательного счета кандидата имеет отметку о принятии ее ИКМО 29 июня 2019 года.
Таким образом, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание доводы стороны административного истца о том, что поименованный в Подтверждении о получении документов для регистрации от 29 июня 2019 года финансовый отчет из шести листов, содержал также и документ, подтверждающий факт оплаты подписных листов со специального счета.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не может прийти к выводу, что Глебовский П.А. выполнил требования подпункта "а" пункта 3 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 в части предоставления в ИКМО документов, подтверждающих факт оплаты изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда кандидата.
Сам по себе факт наличия необходимых документов на руках у кандидата в рассматриваемом деле не имеет правового значения, поскольку избирательным законодательством строго регламентирован период времени, в который документы, подтверждающие факты изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда кандидата, должны быть представлены в ИКМО, а их непредставление своевременно не подлежит последующему восполнению.
Так, пунктом 8 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 установлено, что представление документов для регистрации кандидатов осуществляется в течение 20 дней со дня, следующего за днем официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
Решение о назначении выборов опубликовано 9 июня 2019 года, следовательно, последний день срока предоставления документов в ИКМО истекал 29 июня 2019 года.
Пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрена возможность устранения кандидатом неполноты сведений о нем или ненадлежащего оформления избирательных документов либо восполнения отсутствия какого-либо из них.
Однако, кандидат не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением копий документов, представление которых предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Соответственно, после 29 июня 2019 года кандидат не вправе предоставлять в ИКМО ранее не представленные документы.
При таком положении, независимо от неисполнения ИКМО обязанности по извещению кандидата об отсутствии документов, Глебовский П.А. был лишен права их восполнить после 29 июня 2019 года.
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает заслуживающими внимание доводы стороны административного ответчика, что количество листов в финансовом отчете указано с учетом листов, имеющихся на usb накопителе (флешке), то есть были указаны как бумажном носители, так и в машиночитаемом виде.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что названное подтверждение содержит личную подпись самого Глебовского П.А, свидетельствующую о достоверности указанных сведений. Ссылки на наличие иного документа, касающегося подтверждения фактов расходования денежных средств в ходе избирательной кампании административного истца, подтверждение от 29 июня 2019 года не содержит.
Из пояснений истца в заседании судебной коллегии следует, что он не был лишен возможности дополнить содержание подтверждения от 29 июня 2019 года указанием о представлении документов в подтверждение обстоятельств расходования денежных средств.
Анализ положений пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" во взаимосвязи с пунктами 2, 3 статьи 33 указанного Закона, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ однозначно свидетельствует, что обязанность избирательной комиссии по уведомлению кандидата и избирательного объединения и принятию от них документальных уточнений и дополнений, а также и право кандидата и избирательного объединения по представлению документальных уточнений и дополнений распространяется на случаи выявления неполноты сведений о кандидате в уже представленных в установленный срок документах или несоблюдения требований закона к оформлению таких документов.
Согласно пункту 4.12 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года N 235/1486-6, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, списка кандидатов, является согласно подпункту "в" пункта 24, подпункту "б" пункта 25, подпункту "ж" пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, а отсутствие документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации конкретного кандидата, включенного в список кандидатов, - для исключения этого кандидата из списка кандидатов.
Кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением копий документов, представление которых предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ.
Анализ названных правовых норм свидетельствует об отсутствии в законодательстве Российской Федерации положений, дающих участникам избирательного процесса право дополнительно предоставлять любые непредставленные своевременно документы, требующиеся для уведомления о выдвижении кандидата.
Таким образом, приведенные нормы Федерального закона и Закона Санкт-Петербурга предоставляет кандидатам и объединениям право вносить уточнения и дополнения, а равно производить замену только в отношении документов, ранее в установленные сроки представленных в избирательную комиссию, не предусматривая возможность предоставления дополнительных документов, то есть избирательная комиссия обязана известить кандидата, избирательное объединение о неполноте сведений о кандидатах либо несоблюдении требований закона к оформлению документов в случаях выявления недостатков в оформлении представленных для регистрации документов, а не в случае непредставления таких документов.
Таким образом, поскольку требуемый для уведомления о выдвижении кандидата документ был дополнительно представлен Глебовским П.А. в ИКМО за пределами установленного законом срока, то есть после 29 июня 2019 года, к документам, подтверждающим сведения о кандидате, не относился, основания для регистрации Глебовского П.А. кандидатом у ответчика отсутствовали.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, полностью повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении спора судом первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 17 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.