Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Павловой О.А.
при секретаре Колоцей И.А,
с участием прокурора Фёдоровой Ю.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Богданова А. А.ча об отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии N 118-31 от 18 июля 2019 года "О жалобе Воробьева А.Ю. на решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава шестого созыва",
УСТАНОВИЛ:
Решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава от 18 июня 2019 года N 13/19 выборы депутатов Муниципального Совета внуригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава шестого созыва назначены на 8 сентября 2019 года (л.д. 158).
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава от 5 июля 2019 года N р-2 отказано в регистрации Воробьева А. Ю, выдвинутого избирательным объединением "Санкт-Петербургское региональное отделение политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО", кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 3 (л.д. 116).
Санкт-Петербургской избирательной комиссией рассмотрена жалоба Воробьева А.Ю. и 18 июля 2019 года принято решение N 118-31, которым комиссия решила:
решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава от 6 июля 2019 года N р-2 "Об отказе в регистрации кандидата" отменить (пункт 1);
зарегистрировать Воробьева А. Ю, выдвинутого Санкт-Петербургским региональным отделением политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 3 18 июля 2019 года в 10 часов 55 минут (пункт 2);
обязать ИКМО Московская застава выдать Воробьеву А.Ю. удостоверение зарегистрированного кандидата в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 3 (пункт 3);
направить копию настоящего решения заявителю, в ИКМО Московская застава (пункт 4);
опубликовать настоящее решение в сетевом издании "Вестник Санкт-Петербургской избирательной комиссии" (пункт 5);
контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя председателя Санкт-Петербургской избирательной комиссии "... " А.В. (пункт 6) (л.д. 6-9).
Богданов А.А, выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрированный кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава шестого созыва по тому же избирательному округу (л.д. 10), обратился в суд с административным иском об отмене вышеуказанного решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии.
В обоснование заявленных требований, административный истец указывает на то, что законных оснований для отмены решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Воробьева А.Ю. у Санкт-Петербургской избирательной комиссии не имелось, поскольку не соблюдены требования к выдвижению кандидата, так как избирательная комиссия не извещалась надлежащим образом о проведении мероприятия, на котором избирательное объединение выдвинуло кандидатом в депутаты Воробьева А.Ю, кроме того, соответствующее решение избирательного объединения кандидатом в избирательную комиссию не представлено.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещён о дне, времени и месте рассмотрения заявления надлежащим образом, представил в суд письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 83).
Представитель административного ответчика Санкт-Петербургской избирательной комиссии, заинтересованное лицо Воробьев А.Ю. и его представитель в судебном заседании возражали против удовлетворения административных исковых требований, полагая оспариваемое решение законным и обоснованным, о чём представитель заинтересованного лица Воробьева А.Ю. представил письменные возражения (л.д. 133-135).
Представитель заинтересованного лица избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава в судебном заседании полагал требования административного искового заявления обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд считает, что в удовлетворении административного иска надлежит отказать в связи со следующим.
На основании подпункта "а" пункта 10 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" к полномочиям избирательной комиссии субъекта Российской Федерации отнесено осуществление контроля за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации.
Свои полномочия по осуществлению контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации избирательная комиссия субъекта Российской Федерации реализует в соответствии с пунктом 11 статьи 23 названного Федерального закона, которым она наделена компетенцией по рассмотрению жалоб на решения избирательных комиссий внутригородских территорий города федерального значения, нарушающие избирательные права граждан при проведении выборов в органы местного самоуправления, в соответствии с пунктом 7 статьи 75 данного Федерального закона, содержащим аналогичное предписание и возлагающим на избирательную комиссию, рассматривающую жалобы, обязанность принять решение в соответствии с пунктом 6 указанной статьи.
В силу подпункта "б" пункта 6 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вышестоящая комиссия по итогам рассмотрения жалоб на решения нижестоящих комиссий, нарушающие избирательные права граждан, вправе вынести решение об отмене обжалуемого решения полностью и принять решение по существу.
Анализ приведенных норм федерального законодательства позволяет прийти к выводу о том, что, что Санкт-Петербургская избирательная комиссия приняла оспариваемое решение в пределах предоставленных ей полномочий.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного федерального закона, иных требований.
В силу пункта 24 статьи 38 этого же Федерального закона основаниями отказа в регистрации кандидата, в том числе являются:
для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях" (пункт "б");
отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата" (пункт "в").
В пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" установлены аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата.
Регистрация кандидата в депутаты представительных органов муниципальных образований при их выдвижении политической партией (ее структурным подразделением) осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 статьи 38 данного Федерального закона (пункт 1 статьи 38 данного Федерального закона).
Порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями регулируется статьей 35 названного Федерального закона.
Пунктом 14.5 данной статьи предусмотрено, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 названного Федерального закона, кандидаты, в частности, представляют в окружные избирательные комиссии решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу (подпункт "в").
Согласно подпункту "в" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" такое решение уполномоченного органа политической партии представляется кандидатом одновременно с представлением иных документов, необходимых для уведомления о выдвижении, в срок, установленный пунктом 8 статьи 21 данного Закона Санкт-Петербурга (в течение 20 дней со дня, следующего за днем официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, но не ранее дня официального опубликования (обнародования) схемы одномандатных (многомандатных) избирательных округов).
Из выписки из протокола третьего этапа XVIII Конференции Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объёдинённая демократическая партия "ЯБЛОКО" от 25 июня 2019 года усматривается, что в повестку дня включён вопрос о выдвижении кандидатов в депутаты муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, Воробьев А.Ю. выдвинут в качестве кандидата в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава по избирательному округу N3 (л.д. 140).
При этом из материалов дела следует, что вышеуказанная выписка представлена кандидатом в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава 26 июня 2019 года, одновременно с иными документами для уведомления о выдвижении и регистрации (л.д. 84-86).
Доводы административного иска о представлении в избирательную комиссию кандидатом выписки из протокола третьего этапа XVIII Конференции Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объёдинённая демократическая партия "ЯБЛОКО" о выдвижении кандидатов по избирательному округу N2 вместо вышеуказанной подлежат отклонению, поскольку из подтверждения о получении документов прямо следует, что в избирательную комиссию представлено решение органа политической партии о выдвижении кандидата, то есть Воробьева А.Ю. (л.д. 85).
Доводы административного истца о несоблюдении требований к выдвижению кандидата Воробьева А.Ю. ввиду того, что избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава не была извещена о проведении мероприятия по выдвижению данного кандидата подлежат отклонению ввиду следующего.
Подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" определено, что политическая партия, её региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населённого пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Из представленных документов следует, что письмо Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО", содержащее в себе информацию о том, что 21, 25 и 27 июня 2019 года, 1, 5 и 6 июля 2019 года в 19 часов по адресу: Санкт-Петербург, ул.Шпалерная, д.13, состоится конференция Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО", на которой будут выдвинуты кандидаты в депутаты муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, в том числе, муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава вручено председателю избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава лично 21 июня 2019 года (л.д.136). Данное обстоятельство подтверждено в судебном заседании представителем избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава.
То обстоятельство, что письмо Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО" о проведении конференции содержит нескольких календарных дат, в которые планируется её проведение, не свидетельствует о ненадлежащем извещении избирательной комиссии, с учётом того, что данный процесс является многоэтапным.
Суд также учитывает, что избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава, полагая недостаточно полной информацию о дате проведения конференции, имела возможность обратиться с соответствующим вопросом в Санкт-Петербургское региональное отделение Политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО", однако такой возможностью не воспользовалась.
Следовательно, материалами дела с достоверностью подтверждается выполнение региональным отделением политической партии приведённых предписаний об обязательном извещении о проведении мероприятий (конференции) по вопросам выдвижения кандидатов в депутаты в органы местного самоуправления.
Исходя из принципа состязательности и равноправия сторон, закреплённого в статье 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку в рассматриваемом случае требования заявлены одним кандидатом против другого кандидата, обладающего таким же объемом прав и обязанностей, в целях его исключения из избирательного процесса, суд связан основаниями и доводами заявленных требований.
На иные нарушения, допущенные при регистрации кандидата Воробьева А.Ю, административный истец не ссылается.
При таких обстоятельствах административный иск удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьями 103, 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела; к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей.
Согласно статье 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", к судебным издержкам относятся расходы, которые понесены лицами, участвующими в деле, включая третьих лиц, заинтересованных лиц в административном деле (статья 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" допускает взыскание судебных издержек, понесённых заинтересованными лицами (статья 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), участвовавшими в деле на стороне, в пользу которой принят итоговый судебный акт по делу, могут быть возмещены этим лицам исходя из того, что их фактическое процессуальное поведение способствовало принятию данного судебного акта.
Поскольку судебное постановление по данному делу принято в пользу административного ответчика, на стороне которого участвовало заинтересованное лицо Воробьев А.Ю, фактическое процессуальное поведение заинтересованного лица способствовало принятию судебного акта (представление письменных возражений по делу, участие в судебном заседании), то с административного истца, инициировавшего данное административное дело и не доказавшего обоснованность заявленных требований, подлежат взысканию судебные расходы в пользу данного заинтересованного лица.
Заинтересованным лицом Воробьевым А.Ю. понесены расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей, что подтверждается материалами дела (л.д.150). Сумма расходов отвечает критерию разумности, с учётом объёма проделанной представителем заинтересованного лица работы (явка в судебное заседание 28 июля 2019 года, составление возражений на административное исковое заявление), характера разрешённого спора, сокращённых сроков его рассмотрения и разрешения, что требует со стороны представителя оперативности в подготовке к судебному разбирательству по делу; основания для снижения заявленной суммы расходов отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Богданова А. А.ча об отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии N 118-31 от 18 июля 2019 года "О жалобе Воробьева А.Ю. на решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава шестого созыва" отказать.
Взыскать с Богданова А. А.ча в пользу Воробьева А. Ю. судебные расходы в сумме 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья О.А.Павлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.