Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Павловой О.А.
при секретаре Кулик А.К,
с участием прокурора Егоровой А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Ермиловой Е. Н. о признании незаконным и отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 22 июля 2019 года N 120-28 "О жалобе Виленского В.Д. на решение Территориальной избирательной комиссии N 22, осуществляющей полномочия избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское об отказе в регистрации кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское шестого созыва",
УСТАНОВИЛ:
Решением муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское от 10 июня 2019 года N 2-39 выборы депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское шестого созыва назначены на 8 сентября 2019 года (л.д. 70).
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 30 июня 2019 года N107-1 возложены полномочия избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское на территориальную избирательную комиссию N 22.
Решением территориальной избирательной комиссии N 22 от 11 июля 2019 года N82-2 отказано в регистрации Виленского В. Д, выдвинутого избирательным объединением Выборгским местным (районным) отделением политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 235 (л.д. 62-63).
Санкт-Петербургской избирательной комиссией рассмотрена жалоба Виленского В.Д. и 22 июля 2019 года принято решение N 120-28, которым комиссия решила:
решение ТИК N 22 от 11 июля 2019 года N 82-2 "Об отказе в регистрации Виленского В. Д. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 235" отменить (пункт 1);
зарегистрировать Виленского В. Д. кандидатом в депутаты МС МО Сампсониевское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 235 22 июля 2019 года в 16 часов 45 минут (пункт 2);
обязать ТИК N 22 выдать Виленскому В. Д. удостоверение о регистрации кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 235 с указанием ее даты и времени не позднее дня, следующего за днем принятия данного решения (пункт 3);
направить копию данного решения заявителю, в Территориальную избирательную комиссию N 22 (пункт 4);
опубликовать решение в сетевом издании "Вестник Санкт-Петербургской избирательной комиссии" (пункт 5);
контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя председателя Санкт-Петербургской избирательной комиссии "... " А.В. (пункт 6) (л.д.3-6).
Ермилова Е.Н, выдвинутая в порядке самовыдвижения, зарегистрированная кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 235, обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным и отменить вышеуказанное решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии.
В обоснование заявленных требований, административный истец указывает на то, что законных оснований для отмены решения Территориальной избирательной комиссии N 22 от 11 июля 2019 года N 82-2 у Санкт-Петербургской избирательной комиссии не имелось, поскольку в нарушение пункта 3 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" в решении политической партии о выдвижении кандидата указаны недостоверные сведения о кандидате, в постановлении о согласовании кандидата для выдвижения не указан избирательный округ, в ксерокопию извещения о проведении мероприятия, на котором выдвинут кандидат, внесены изменения рукописным текстом, кандидатом не представлено нотариально удостоверенное свидетельство о регистрации местного (районного) отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации".
Представитель административного истца в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика Санкт-Петербургской избирательной комиссии, заинтересованное лицо Виленский В.Д, его представитель в судебном заседании возражали против удовлетворения административных исковых требований, полагая оспариваемое решение законным и обоснованным.
Представители заинтересованного лица, территориальной избирательной комиссии N22, в судебном заседании полагали требования административного искового заявления обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении административного иска отказать, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
На основании подпункта "а" пункта 10 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" к полномочиям избирательной комиссии субъекта Российской Федерации отнесено осуществление контроля за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации.
Свои полномочия по осуществлению контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации избирательная комиссия субъекта Российской Федерации реализует в соответствии с пунктом 11 статьи 23 названного Федерального закона, которым она наделена компетенцией по рассмотрению жалоб на решения избирательных комиссий внутригородских территорий города федерального значения, нарушающие избирательные права граждан при проведении выборов в органы местного самоуправления, в соответствии с пунктом 7 статьи 75 данного Федерального закона, содержащим аналогичное предписание и возлагающим на избирательную комиссию, рассматривающую жалобы, обязанность принять решение в соответствии с пунктом 6 указанной статьи.
В силу пункта 6 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вышестоящая комиссия по итогам рассмотрения жалоб на решения нижестоящих комиссий, нарушающие избирательные права граждан, вправе рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
а) оставить жалобу без удовлетворения;
б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;
в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
Анализ приведенных норм федерального законодательства позволяет прийти к выводу о том, что, что Санкт-Петербургская избирательная комиссия приняла оспариваемое решение в пределах предоставленных ей полномочий.
Вместе с тем, законные основания для отмены решения территориальной избирательной комиссии N 22 от 11 июля 2019 года N82-2 об отказе в регистрации кандидата Виленского В.Д. и для принятия решения о его регистрации у Санкт-Петербургской избирательной комиссии отсутствовали в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 данного Федерального закона, по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
В силу пункта 24 статьи 38 этого же Федерального закона основаниями отказа в регистрации кандидата, в том числе являются:
отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата" (пункт "в");
В пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" установлены аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата.
Регистрация кандидата в депутаты представительных органов муниципальных образований при их выдвижении политической партией (ее структурным подразделением) осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 статьи 38 данного Федерального закона (пункт 1 статьи 38 данного Федерального закона).
Порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями регулируется статьей 35 названного Федерального закона.
Пунктом 14.5 данной статьи предусмотрено, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 названного Федерального закона, кандидаты, в частности, представляют в окружные избирательные комиссии:
решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу (подпункт "в");
документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения (подпункт "г").
Согласно пункту 5.8. устава политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", принятого II Чрезвычайным съездом КПРФ 14 февраля 1993 года, Комитет местного отделения КПРФ по согласованию с Бюро Комитета регионального отделения партии выдвигает тайным голосованием кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления (л.д. 82).
Виленский В.Д. одновременно с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское шестого созыва 2 июля 2019 года представил в территориальную избирательную комиссию N22 решение Пленума Комитета Выборгского местного (районного) отделения КПРФ от 20 июня 2019 года о его выдвижении кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское шестого созыва от данного избирательного объединения по избирательному округу N 235 (л.д. 20-22, 23, 48).
В подтверждение согласования его кандидатуры Виленский В.Д. представил постановление Бюро Комитета Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ от 17 июня 2019 года (л.д. 47).
В постановлении отсутствует указание на избирательный округ, по которому согласовано выдвижение кандидатуры Виленского В.Д.
Согласно положениям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательный округ - территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица) (подпункт 30 статьи 2); депутат - лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа (подпункт 13 той же статьи); выдвинутое лицо даёт согласие баллотироваться по соответствующему избирательному округу (пункт 2 статьи 33); в многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе (пункт 1 статьи 35).
Таким образом, выдвижение кандидатов в депутаты производится по избирательным округам и предполагает принятие компетентным органом политической партии решения о выдвижении кандидата по определённому избирательному округу.
Согласование с соответствующим органом политической партии кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если таковое предусмотрено уставом политической партии, представляет собой обязательную стадию, обуславливающую юридическую силу решения о выдвижении кандидата, и, соответственно, предполагает одобрение существа такого решения, включая избирательный округ, по которому кандидат планируется к выдвижению.
Поскольку в рассматриваемом случае постановление Бюро Комитета Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ от 17 июня 2019 года не содержит информации о согласовании выдвижения Виленского В.Б. по какому-либо избирательному округу, следует признать, что Виленский В.Б. не представил в избирательную комиссию документ, подтверждающий согласование решения о его выдвижении в соответствии с пунктом 5.8. устава политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", то есть документ, обязательный к представлению в избирательную комиссию в силу подпункта "г" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
При таких обстоятельствах имелось безусловное основание для отказа в регистрации кандидата, предусмотренное пунктом 24 статьи 38 указанного федерального закона, а, следовательно, у Санкт-Петербургской избирательной комиссии не имелось законных оснований для отмены решения территориальной избирательной комиссии N 22 от 11 июля 2019 года N82-2 об отказе в регистрации кандидата Виленского В.Б. и его регистрации, в связи с чем, административные иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Ермиловой Е. Н. удовлетворить.
Признать незаконным решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 22 июля 2019 года N 120-28 "О жалобе Виленского В.Д. на решение Территориальной избирательной комиссии N 22, осуществляющей полномочия избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское об отказе в регистрации кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское шестого созыва".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья О.А.Павлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.