Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Мурзакова Р.Ф.,
при секретаре Валееве А.А,
с участием Гиззатуллиной А.А. - должностного лица Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Башкортостан, в отношении которого возбуждено административное производство,
представителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан ФИО8, действующего на основании доверенности от 23 февраля 2019 года,
рассмотрев жалобу должностного лица - начальника отдела финансового, правового и кадрового обеспечения Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Башкортостан Гиззатуллиной А.А. на решение судьи Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 16 мая 2019 года, которым:
постановление Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 28 января 2019 года N 21-16/2018-55 в отношении должностного лица - Гиззатуллиной Альбины Абраровны, занимающей должность начальника отдела финансового, правового и кадрового обеспечения Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Башкортостан, привлеченной к административной ответственности по статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за предоставление заведомо недостоверной бюджетной отчетности, в виде штрафа в размере 10 000 рублей - оставлено без изменения, а жалоба Гиззатуллиной А.А. - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан Нарижного ФИО10 N 21-16/2018-55 от 28 января 2019 года должностное лицо- начальник отдела финансового, правового и кадрового обеспечения Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Башкортостан Гиззатуллина А.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Судьей Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан 16 мая 2019 года по жалобе должностного лица Гиззатуллиной А.А. вынесено обжалуемое решение.
Не соглашаясь с решением Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 16 мая 2019 года, Гиззатуллина А.А. обратилась с жалобой в Верховный Суд Республики Башкортостан, предлагая его отменить ввиду незаконности и необоснованности, прекратить производство по делу ввиду малозначительности совершенного правонарушения.
Изучив материалы дела, выслушав Гиззатуллину А.А, поддержавшую доводы жалобы, возражения представителя Управления Федерального казначейства по РБ ФИО11, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно статье 15.15.6 КоАП РФ (в редакции на момент совершения правонарушения) непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно статье 264.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Бюджетная отчетность включает: отчет об исполнении бюджета; баланс исполнения бюджета; отчет о финансовых результатах деятельности; отчет о движении денежных средств; пояснительную записку.
В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта в силу статьи 5 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
В соответствии со статьей 9 вышеуказанного закона каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.
Согласно статье 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также же информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года N 191н утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Приказом Минфина России от 01 декабря 2010 года N 157н утверждена Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений. Содержание вышеуказанных Инструкций соответствует вышеназванным нормам федеральных законов.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан N 495 от 20 сентября 2018 года в Территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Башкортостан была проведена плановая выездная проверка соблюдения бюджетного законодательства в финансово-хозяйственной деятельности за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2017 года.
Проверкой выявлены нарушения требований статьи 162, 264.1 Бюджетного кодекса РФ, части 1 статьи 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пунктов 3, 302 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01 декабря 2010 года N 157н, пункта 124 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденного Приказом Министерства Финансов РФ от 06 декабря 2010 года N 162н, пунктов 7, 19, 96 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года N 191н.
Так, установлено, что в 2017 году между территориальным органом и страховой компанией "Росгосстрах" заключены два договора на оказание услуг по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Размер страховой премии по автотранспортному средству ФОРД ФОКУС, государственный регистрационный знак N.., установлен в размере 7502,87 рублей. Период действия договора страхования автогражданской ответственности включает в себя 48 дней 2017 года и 317 дней 2018 года.
Территориальным органом указанные расходы в полном объеме списаны в дебет счета 401.20 "Расходы текущего финансового года".
Размер страховой премии по автотранспортному средству СИТРОЕН С4, государственный регистрационный знак N.., установлен в размере 9503,63 рублей. Период действия договора страхования автогражданской ответственности от 5 декабря 2017 года включает в себя 26 дней 2017 года и 339 дней 2018 года.
Соответственно, размер страховой премии за 26 дней 2017 года, подлежащий отнесению на счет 401.20 "Расходы текущего финансового года" составляет 676,97 рубля. Размер страховой премии, подлежащей отнесению на счет 401.50 "Расходы будущих периодов" за 339 дней, приходящихся на 2018 год составляет 8826,66 рублей.
Территориальным органом в нарушении вышеуказанных норм расходы по уплате страховой премии по договорам страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств вместо пропорционального отнесения расходов, приходящихся на текущий финансовый год на счет 401.20 "Расходы текущего финансового года" и расходов, приходящихся на последующие финансовые периоды, на счет 401.50 "Расходы будущих периодов", в полном объеме списаны в дебет счета 401.20 "Расходы текущего финансового года".
Неверное отражение территориальным органом суммы страховой премии повлекло за собой предоставление неверной бюджетной отчетности.
Лицом, допустившим нарушение бюджетного законодательства, является начальник отдела финансового, правового и кадрового обеспечения Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Башкортостан Гиззатуллина А.А, в должностные обязанности которой входит организация и управление движением финансовых ресурсов, регулирование финансовых отношений ТО Росздравнадзора по Республике Башкортостан, осуществление анализа, контроля и совершенствования финансово-хозяйственной деятельности исполнения сметы доходов и расходов, ведения бюджетного учета, обеспечении соблюдения законности и правовой защиты интересов и пр.
Судья районного суда согласился с выводом должностного лица органа административного надзора о нарушении Гиззатуллиной А.А. бюджетного законодательства, указывая, что должностное лицо, вступая в регулируемые бюджетным законодательством правоотношения, не предприняла меры для соблюдения требований бюджетного законодательства.
Документов, обстоятельств, свидетельствующих о невозможности выполнения должностных полномочий по контролю за предоставлением достоверной бюджетной отчетности в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан не предоставлено.
Факт совершения должностным лицом - начальником отдела финансового, правового и кадрового обеспечения Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Башкортостан Гиззатуллиной А.А. административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 24 декабря 2018 года; актом выездной проверки от 10 октября 2018 года; данными бухгалтерской отчетности; должностным регламентом Гиззатуллиной А.А. и другими материалами дела.
Должностным лицом и судьей первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в действиях должностного лица Гиззатуллиной А.А. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ.
Постановление вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Довод жалобы Гиззатуллиной А.А. о малозначительности административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ, является несостоятельным. Гиззатуллина А.А, осуществляя финансово-хозяйственную деятельность, наделенная правом первой подписи бухгалтерских и расчетных документов в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете", обязана соблюдать нормы бюджетного законодательства. Отсутствие вредных последствий не влияет на степень общественной опасности данного правонарушения, которое является формальным по своему составу. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении начальника отдела финансового, правового и кадрового обеспечения Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Башкортостан Гиззатуллиной А.А. к исполнению своих обязанностей.
Все доказательства, собранные по делу, судьей первой инстанции оценены правильно, с учетом норм статьи 26.11 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального закона не допущено.
С учетом изложенного, решение судьи Ленинского районного суда города Уфы РБ от 16 мая 2019 года подлежит оставлению без изменения, а жалоба Гиззатуллиной А.А. подлежит оставлению без удовлетворения.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии Гиззатуллиной А.А, дело об административном правонарушении также рассмотрено в ее присутствии. Жалоба судьей районного суда рассмотрена с участием Гиззатуллиной А.А.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
решение судьи Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 16 мая 2019 года в отношении начальника отдела финансового, правового и кадрового обеспечения Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Башкортостан Гиззатуллиной А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу начальника отдела финансового, правового и кадрового обеспечения Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Башкортостан Гиззатуллиной А.А. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Р.Ф. Мурзакова
справка: судья Фахрутдинова Р.Ф.
дело N21-657/2019
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.