Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Мурзакова Р.Ф.,
при секретаре Гаймалеевой А.Т.
с участием Филонича А.В. - защитника ООО "Межгорьенефтепродукт", юридического лица, в отношении которого возбуждено административное производство, действующего на основании доверенности от 27 мая 2019 года,
ФИО7 - представителя ФГКУ "Специальное управление ФПС N 103 МЧС России", действующего на основании доверенности N 954 от 29 декабря 2018 года,
в отсутствие законного представителя ООО "Межгорьенефтепродукт", юридического лица, в отношении которого возбуждено административное производство,
извещенного надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела,
рассмотрев жалобу представителя ОФГПН ФГКУ "Специальное управление ФПС N 103 МЧС России" ФИО8 на решение судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 01 июля 2019 года, которым:
постановление N 0026 от 16 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Межгорьенефтепродукт", вынесенное заместителем главного государственного инспектора ФГКУ "Специальное управление ФПС N 103 МЧС России" по пожарному надзору Садикова М.Р. отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, жалоба законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Межгорьенефтепродукт" считать удовлетворенной,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору Федерального государственного казенного учреждения "Специальное управление ФПС N 103 МЧС России" ФИО9 N 0026 от 16 апреля 2019 года общество с ограниченной ответственностью "Межгорьенефтепродукт" (далее- ООО "Межгорьенефтепродукт") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 75000 рублей.
Судьей Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан 01 июля 2019 года по жалобе ООО "Межгорьенефтепродукт" постановлено приведенное решение.
В жалобе в Верховный Суд Республики Башкортостан представитель ОФГПН ФГКУ "Специальное управление ФПС N 103 МЧС России" ФИО10 предлагает отменить решение судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 06 мая 2019 года, считая его незаконным и необоснованным, дело направить на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителя ФГКУ "Специальное управление ФПС N 103 МЧС России" ФИО11, поддержавшего доводы жалобы, возражения защитника ООО "Межгорьенефтепродукт" Филонича А.В, прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением заместителя главного государственного инспектора ФГКУ "Специальное управление ФПС N 103 МЧС России" по пожарному надзору ФИО12 от 05 марта 2019 года N 11 в отношении ООО "Межгорьенефтепродукт" в период с 07 марта 2019 года по 04 апреля 2019 года была проведена внеплановая проверка.
По результатам проведенной проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности в связи с несоответствием норм пожарной безопасности, выразившихся в нарушении подпунктов 1.3.5 Приложения 4, пункта 17*, пункта 14 таблицы 3 раздела 2, пункта 91 раздела 6, пункта 35* раздела 3 Нормы пожарной безопасности НПБ 111-98* "Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом ГУГПС МВД РФ от 23 марта 1988 года N 25; подпунктов 6.27, 7.43, 7.7, Б.5 СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности", утвержденные приказом ГУГПС МВД РФ от 23 марта 1998 года N 25; подпунктов 20, 35,56,74,77,450,457 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, приложения К таблицы К1 ГОСТ Р12.4.026-2015, и пр.
По результатам выявленных нарушений вынесено постановление о назначении наказания N 0026 от 16 апреля 2019 года в отношении ООО "Межгорьенефтепродукт".
Отказывая в удовлетворении требований ООО "Межгорьенефтепродукт" о признании незаконным постановления должностного лица о назначении наказания, судья первой инстанции указал на отсутствие в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Суд в обоснование своего вывода указал на нарушение порядка рассмотрения дела должностным лицом в рамках ФЗ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также на отсутствие бесспорных доказательств наличия у ООО "Межгорьенефтепродукт" общей границы с лесными участками.
Суд первой инстанции также сослался на отсутствие полномочий у заместителя главного государственного инспектора ФГКУ "Специальное управление ФПС N 103 МЧС России" по пожарному надзору ФИО13 на издание распоряжения о проведении проверки.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона о защите прав юридических лиц установлено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Наделение полномочиями на издание распоряжения (приказа) о проведении проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей именно руководителей и заместителей руководителей органов государственного контроля (надзора) следует также из положений части 12 статьи 9, части 8 статьи 10, части 4 статьи 12, части 2 статьи 16, пункта 3 статьи 18 указанного Федерального закона.
Согласно подпункту "г" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 12 апреля 2012 года N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре", органами государственного пожарного надзора являются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.
В силу подпункта "а" пункта 5 вышеуказанного постановления, органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов надзора.
Согласно подпункту "б(1)" пункта 8 указанного постановления, осуществлять полномочия в установленной сфере деятельности вправе следующие государственные инспекторы по пожарному надзору: главные государственные инспекторы федеральный органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии РФ, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации по пожарному надзору и их заместители - соответственно руководители структурных подразделений указанных федеральных органов исполнительной власти, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и их заместители.
В соответствии с пунктом 10(1) постановления главные государственные инспекторы территориальных подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители пользуются правами, указанными в пунктах 9 и 10 настоящего Положения.
Как усматривается из пункта 1.1 Положения об отделе федерального государственного пожарного надзора ФГКУ "Специальное управление ФПС N 103 МЧС России", отдел федерального государственного пожарного надзора ФГКУ "Специальное управление ФПС N 103 МЧС России" по обслуживанию городского округа закрытого административно-территориального образования город Межгорье Республики Башкортостан является структурным подразделением ФГКУ "Специальное управление ФПС N 103 МЧС России".
Согласно пункту 1.3 отдел федерального государственного пожарного надзора ФГКУ "Специальное управление ФПС N 103 МЧС России" осуществляет деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством РФ о пожарной безопасности, посредством организации и проведение в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности на территории городского округа закрытого административно-территориального образования город Межгорье Республики Башкортостан.
ФИО14 является заместителем главного государственного инспектора по пожарному надзору ФГКУ "Специальное управление ФАС N 103 МЧС России", в связи с чем полагать, что данное должностное лицо не уполномоченным на вынесение распоряжения о проведении проверки не имеется.
При таких обстоятельствах полагаю, вывод суда первой инстанции о нарушении при проведении проверки органом административного надзора положений 294-ФЗ, в результате чего в отношении юридического лица было производство по делу об административном правонарушении прекращено, является преждевременным, что влечет отмену судебного решения с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судье первой инстанции следует проверить процедуру соблюдения проверки, после чего принять мотивированное решение по делу.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
жалобу представителя ОФГПН ФГКУ "Специальное управление ФПС N 103 МЧС России" ФИО15 на решение судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 01 июля 2019 года удовлетворить.
Решение судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 01 июля 2019 года по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Межгорьенефтепродукт", предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Р.Ф.Мурзакова
Справка
судья Нагимова К.П.
дело N 33А-21-759/2019
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.