Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Васильевой Г.Ф,
судей Науширбановой З.А. и
Смирновой О.В.
при секретаре Рахматуллиной А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Безбородова Сергея Николаевича к администрации городского округа г. Уфы Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок по апелляционной жалобе Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфы Республики Башкортостан на решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 7 мая 2019 г,
заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Науширбановой З.А,
установила:
Безбородов С.Н. обратился в суд с исковым заявлением к администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок.
Исковые требования мотивированы тем, что истец Безбородов С.Н. является членом СНТ "Нефтяник 13", расположенного по адресу: адрес, и пользователем садового земельного садового участка N N.., общей площадью... кв.м. На основании решения Администрации ГО г. Уфа N 1263 от 21 июня 2018г. предварительно согласовано о предоставлении Безбородову С.Н. садового земельного участка N N.., по адресу: адрес, общей площадью... кв.м. в собственность, однако после постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, от Администрации ГО г. Уфа получен ответ о невозможности предоставления земельного участка в собственности в связи с тем, что Правилами землепользования и застройки Совета ГО г. Уфа от 22.08.2008 N 7/4 на территории данной зоны вид использования земельного участка - "Для ведения садоводства" является запрещенным.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 7 мая 2019 г, постановлено:
исковые требования Безбородова Сергея Николаевича удовлетворить.
Признать за Безбородовым Сергеем Николаевичем право собственности на земельный участок с кадастровым номером N.., общей площадью... кв.м, расположенный по адресу: адрес.
В апелляционной жалобе Администрации городского округа город Уфа ставится вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, считая его постановленным с нарушением норм процессуального и материального права. В обосновании жалобы указано, что спорный земельный участок, с кадастровым номером N... расположен на территории коммерческо-производственных зон (индекс КП-2). В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа, утвержденными решением Совета городского округа город Уфа от 22.08.2008 N 7/4, на территории данной зоны вид использования земельного участка - "для ведения садоводства" является запрещенным.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя Безбородова С.Н. - Кашаповой А.А. о законности решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3). Таким федеральным законом, регулирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.
На основании статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно статье 11 Земельного кодекса РФ, введенного в действие 29 октября 2001 года, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пункта 9.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Пунктом 4 статьи 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
Пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенным в действие с 01 марта 2015 г, до 31 декабря 2020 г. члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с п. 2.8. "Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими организациями, за 2010-2013 год" для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения.
При этом закон не ставит вопрос о передаче земельных участков в собственность бесплатно в зависимость от времени формирования занимаемого садоводом земельного участка и момента принятия гражданина в члены садоводческого товарищества.
Таким образом, на основании действующего законодательства и с учетом сложившейся судебной практики, юридически значимыми по делу обстоятельствами являются следующие: испрашиваемый земельный участок входит в территорию садоводческого объединения, выделенную этому объединению или предприятию, при котором создано или организовано такое объединение, до введения в действие ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"; заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, является членом такого объединения, которому в установленном законом порядке предоставлен спорный земельный участок; спорный земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, то есть отсутствует установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок, в пределах которого находится испрашиваемый истцом в собственность садовый земельный участок, предоставлен коллективному саду N 3 до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", истец на законных основаниях владеет спорным земельным участком, расположенным на территории данного СНТ, и использует его на целевому назначению для ведения садоводства, оплачивает членские взносы. Запрета на предоставление земельного участка в частную собственность, установленного федеральным законом, при рассмотрении дела не установлено. Доказательств наличия оснований для отказа в предоставлении истцу в собственность земельного участка ответчиком суду не представлено.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, верном применении норм материального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании Решения районного Совета Народных депутатов трудящихся БАССР г. Черниковска N 64 от 6 сентября 1949 г. за коллективом рабочих и служащих ордена Ленина Уфимского перерабатывающего завода зарегистрировано садовое некоммерческое товарищество "Нефтяник-13", с последующим предоставлением данному товариществу земельного участка.
Справкой СНТ "Нефтяник-13", членской книжкой, представленной в материалы гражданского дела, подтверждается, что истец Безбородов С.Н. является членом товарищества, задолженности по членским взносам не имеет.
Истец обратился в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка N N.., по адресу: адрес, общей площадью... кв.м.
Решением Администрации ГО г. Уфа N 1263 от 21 июня 2018 г. предварительно согласовано о предоставлении Безбородову С.Н. садового земельного участка N N.., по адресу: адрес, общей площадью... кв.м в собственность.
На основании указанного выше решения Администрации ГО г. Уфа о предварительном предоставлении в собственность испрашиваемый земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет.
После постановки садового земельного участка N N.., по адресу: адрес, общей площадью... кв.м. земельному участку присвоен кадастровый номер N...
В дальнейшем истцом подано заявление в Администрацию ГО г. Уфа о предоставлении садового земельного участка N N.., по адресу: адрес, общей площадью... кв.м. с кадастровым номером N... и установлении вида разрешенного использования "Для ведения садоводства".
На указанное выше обращение от Администрации ГО г. Уфа был получен ответ, в котором указано, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером N... расположен на территории коммерческо-производственных зон. В соответствии с Правилами землепользования и застройки Совета ГО г. Уфа от 22.08.2008г. N 7/4 на территории данной зоны вид использования земельного участка - "Для ведения садоводства" является запрещенным.
Согласно ответу N13-24/165 от 25.03.2019 г. на судебный запрос, МУП "Уфаводоканал" сообщило, что земельный участок с кадастровым номером N.., находящийся по адресу: адрес расположен вне зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников централизованного водоснабжения г. Уфы. Указанный участок расположен в санитарно-защитной зоне городских очистных сооружений канализации. Проект санитарно-защитной зоны очистных сооружений канализации г. Уфы в Орджоникидзевском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан разработан ЗАО "Уфимский институт по проектированию водопроводов и канализации "Коммунводоканалпроект".
Также, в материалы дела предоставлен ответ N7-2876/ПР о 27.03.2019 года на судебный запрос Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации ГО г.Уфа РБ, согласно которому земельный участок с кадастровым номером N... в соответствии с Правилами землепользования и застройки ГО г.Уфа Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета ГО г.Уфа РБ от 22.08.2008 г. N 7/4 (в редакции от 20.03.2013 г. N 15/6, от 28.06.2017 г. N 12/7, от 27.06.2018 г. N 28/15), расположен в территориальной зоне КП-2 (коммерческо-производственная зона), где вид использования "Существующие территории, предоставленные для ведения садоводства" является запрещенным; не расположен на территории общего пользования в границах красных линий. Документация по планировке территории (проект планировки, проект межевания), в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок, не разрабатывалась.
Таким образом, установлено, что земельный участок с кадастровым номером N.., общей площадью... кв.м, был образован из земельного участка, предоставленного до введения в действие Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Правил землепользования и застройки Совета ГО г. Уфа от 22.08.2008г. N 7/4.
Доказательств того, что испрашиваемый участок изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд или в отношении него федеральным законом установлен запрет на приватизацию, что могло бы послужить основанием для отказа в его предоставлении Безбородову С.Н, Администрацией города не представлено.
При таких обстоятельствах, исходя из фактических обстоятельств дела и приведенных норм закона, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные Безбородовым С.Н. исковые требования, и признано право собственности на испрашиваемый земельный участок.
Довод апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок расположен на территории коммерческо-производственных зон (индекс КП-2), а потому не может быть передан в собственность истца, не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3). Таким федеральным законом, регулирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ (редакции от 8 марта 2015 г.) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" - пунктом 2.7, до 31 декабря 2020 г. члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
На основании пункта 2.8 этой же статьи 11 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса РФ, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости; протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
В настоящее время сведения о зарегистрированных правах на указанный земельный участок в Управлении Росреестра по Республике Башкортостан отсутствуют.
Таким образом, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены решения - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 7 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа г. Уфы Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Г.З. Фахрисламова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.