Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 сентября 2019 г. N 78-АПА19-61 настоящее решение оставлено без изменения
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Белоногого А.В,
при секретаре Егоровой О.А,
с участием прокурора Соловьевой В.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-257/2019 по административному исковому заявлению Виноградова А.А. об отмене решений Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 13 августа 2019 года NN 131-11, 131-13, 131-14, 131-15, 131-16,
установил:
решением Муниципального Совета Муниципального образования муниципальный округ Измайловское от 19 июня 2019 года N166 назначены выборы депутатов данного представительного органа местного самоуправления шестого созыва на 8 сентября 2019 года (том 1, л.д.34).
Избирательной комиссией Муниципального образования муниципальный округ Измайловское, на которую в соответствии с решением этой же комиссии от 24 июня 2019 года N 7 возложены полномочия окружной избирательной комиссии по многомандатному избирательному округу N 9 (том 2, л.д.15-16), принято решение от 6 июля 2019 года N34 "Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета Муниципального образования муниципальный округ Измайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 9 Балабанова С.В." (том 1, л.д.126).
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 22 июля 2019 года N 120-61 жалоба Балабанова С.В. от 15 июля 2019 года на указанное решение избирательной комиссии муниципального образования оставлена без удовлетворения.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 216/1640-7 решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 22 июля 2019 года N 120-61 отменено, Санкт-Петербургская избирательная комиссия обязано повторно рассмотреть жалобу Балабанова С.В. и принять решение по существу с учётом выводов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, изложенных в этом постановлении, и судебной практики (том 1, л.д.162-169).
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 13 августа 2019 года N 131-11 решение Избирательной комиссии Муниципального образования муниципальный округ Измайловское от 6 июля 2019 года N34 отменено (пункт 1); Балабанов С.В, выдвинутый Санкт-Петербургским региональным отделением Политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО", 13 августа 2019 года в 11 часов 00 минут зарегистрирован кандидатом в депутаты Муниципального Совета Муниципального образования муниципальный округ Измайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N9 (пункт 2) (том 1, л.д.126-128).
Избирательной комиссией Муниципального образования муниципальный округ Измайловское принято решение от 6 июля 2019 года N32 "Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета Муниципального образования муниципальный округ Измайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 9 Кузнецова И.С." (том 1, л.д.143-145).
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 20 июля 2019 года N 119-34 жалобы Кузнецова И.С. от 12 и 13 июля 2019 года на указанное решение избирательной комиссии муниципального образования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 216/1640-7 решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 20 июля 2019 года N 119-34 отменено, Санкт-Петербургская избирательная комиссия обязано повторно рассмотреть жалобы Кузнецова И.С. и принять решение по существу с учётом выводов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, изложенных в этом постановлении, и судебной практики (том 1, л.д.162-169).
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 13 августа 2019 года N 131-13 решение Избирательной комиссии Муниципального образования муниципальный округ Измайловское от 6 июля 2019 года N32 отменено (пункт 1); Кузнецов И.С, выдвинутый Санкт-Петербургским региональным отделением Политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО", 13 августа 2019 года в 11 часов 01 минуту зарегистрирован кандидатом в депутаты Муниципального Совета Муниципального образования муниципальный округ Измайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N9 (пункт 2) (том 1, л.д.148-150).
Избирательной комиссией Муниципального образования муниципальный округ Измайловское принято решение от 6 июля 2019 года N30 "Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета Муниципального образования муниципальный округ Измайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 9 Левина П.Е." (том 1, л.д.112-114).
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 20 июля 2019 года N 119-35 жалоба Левина П.Е. от 12 июля 2019 года на указанное решение избирательной комиссии муниципального образования оставлена без удовлетворения.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 216/1640-7 решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 20 июля 2019 года N 119-35 отменено, Санкт-Петербургская избирательная комиссия обязано повторно рассмотреть жалобу Левина П.Е. и принять решение по существу с учётом выводов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, изложенных в этом постановлении, и судебной практики (том 1, л.д.162-169).
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 13 августа 2019 года N 131-14 решение Избирательной комиссии Муниципального образования муниципальный округ Измайловское от 6 июля 2019 года N30 отменено (пункт 1); Левин П.Е, выдвинутый Санкт-Петербургским региональным отделением Политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО", 13 августа 2019 года в 11 часов 02 минуты зарегистрирован кандидатом в депутаты Муниципального Совета Муниципального образования муниципальный округ Измайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N9 (пункт 2) (том 1, л.д.118-120).
Избирательной комиссией Муниципального образования муниципальный округ Измайловское принято решение от 6 июля 2019 года N33 "Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета Муниципального образования муниципальный округ Измайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 9 Найденовой Д.А." (том 1, л.д.132-134).
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 20 июля 2019 года N 119-36 жалоба Найденовой Д.А. от 13 июля 2019 года на указанное решение избирательной комиссии муниципального образования оставлена без удовлетворения.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 216/1640-7 решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 20 июля 2019 года N 119-34 отменено, Санкт-Петербургская избирательная комиссия обязано повторно рассмотреть жалобу Найденовой Д.А. и принять решение по существу с учётом выводов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, изложенных в этом постановлении, и судебной практики (том 1, л.д.162-169).
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 13 августа 2019 года N 131-15 решение Избирательной комиссии Муниципального образования муниципальный округ Измайловское от 6 июля 2019 года N33 отменено (пункт 1); Найденова Д.А, выдвинутая Санкт-Петербургским региональным отделением Политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО", 13 августа 2019 года в 11 часов 02 минуты зарегистрирована кандидатом в депутаты Муниципального Совета Муниципального образования муниципальный округ Измайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N9 (пункт 2) (том 1, л.д.137-149).
Избирательной комиссией Муниципального образования муниципальный округ Измайловское принято решение от 6 июля 2019 года N31 "Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета Муниципального образования муниципальный округ Измайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 9 Цветкова Л.В." (том 1, л.д.153-155).
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 20 июля 2019 года N 119-37 жалоба Цветкова Л.В. от 12 июля 2019 года на указанное решение избирательной комиссии муниципального образования оставлена без удовлетворения.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 216/1640-7 решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 20 июля 2019 года N 119-37 отменено, Санкт-Петербургская избирательная комиссия обязано повторно рассмотреть жалобу Цветкова Л.В. и принять решение по существу с учётом выводов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, изложенных в этом постановлении, и судебной практики (том 1, л.д.162-169).
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 13 августа 2019 года N 131-16 решение Избирательной комиссии Муниципального образования муниципальный округ Измайловское от 6 июля 2019 года N31 отменено (пункт 1); Цветков Л.В, выдвинутый Санкт-Петербургским региональным отделением Политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО", 13 августа 2019 года в 11 часов 02 минуты зарегистрирован кандидатом в депутаты Муниципального Совета Муниципального образования муниципальный округ Измайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N9 (пункт 2) (том 1, л.д.159-161).
Виноградов А.А, зарегистрированный кандидатом в депутаты Муниципального Совета Муниципального образования муниципальный округ Измайловское шестого созыва по тому же избирательному округу, что и Балабанов С.В, Левин П.Е, Найденова Д.А, Кузнецов И.С, Цветков Л.В. (том 1, л.д.17-18), обратился в суд с административным иском об отмене вышеуказанных решений Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 13 августа 2019 года NN 131-11, 131-13, 131-14, 131-15, 131-16, указывая в обоснование заявленных требований на то, что оспариваемое решение нарушает избирательные права административного истца, поскольку регистрация данных кандидата, не выполнивших обязательные в равной степени для всех кандидатов требования закона, нарушает принцип равенства кандидатов и создаёт для них преимущественные условия для участия в избирательной кампании.
Административный истец указал, что решение Избирательной комиссии Муниципального образования муниципальный округ Измайловское об отказе в регистрации Балабанова С.В, Левина П.Е, Найденовой Д.А, Кузнецова И.С, Цветкова Л.В. основано на том, что о проведении конференции Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объёдинённая демократическая партия "ЯБЛОКО", на которой проходило выдвижение этих кандидатов, Избирательная комиссия Муниципального образования муниципальный округ Измайловское не извещалась.
Кроме того, истец ссылается и на то, что кандидаты в депутаты Кузнецов И.С, Цветков Л.В. решение избирательного объединения об их выдвижении подали в избирательную комиссию муниципального образования после подачи ими заявления о согласии баллотироваться.
Также административный истец указывает, что кандидат Левин П.Е. представил в избирательную комиссию муниципального образования документ, содержащий сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе, совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, где отсутствует собственноручная подпись кандидата, подтверждающая достоверность и полноту представленных сведений, и дата её внесения.
При этом кандидатом Балабановым С.В. документ, содержащий сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе, совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, представлен в избирательную комиссию муниципального образования по состоянию на 25 июня 2019 года, в то время, как отчётной датой является 1 июня 2019 года.
Данные обстоятельства, по мнению истца, неправомерно не учтены Санкт-Петербургской избирательной комиссией при принятии оспариваемых решений, что свидетельствует об их незаконности.
Административный истец Виноградов А.А. в судебное заседание не явился, извещён судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства (том 1, л.д.87-88), доверил ведение дела представителю Гайдееку М.М, действующему на основании доверенности от "дата", который в судебное заседание явился, на удовлетворении административного иска настаивает.
Представитель административного ответчика, Санкт-Петербургской избирательной комиссии Гостищева Т.А, действующая на основании доверенности от "дата", в судебное заседание явилась, просит отказать в удовлетворении заявленных требований, мотивируя свою позицию тем, что оспариваемые решения приняты в пределах предоставленных Санкт-Петербургской избирательной комиссии полномочий; обстоятельства, послужившие основанием для принятия избирательной комиссией муниципального образования решений от 6 июля 2019 года об отказе в регистрации Балабанова С.В, Левина П.Е, Найденовой Д.А, Кузнецова И.С, Цветкова Л.В, не подтверждаются.
Представитель заинтересованного лица, Избирательной комиссии Муниципального образования муниципальный округ Измайловское Попов И.С, действующий на основании доверенности от "дата", в судебное заседание явился, полагает, что административный иск подлежит удовлетворению.
Заинтересованные лица Балабанов С.В, Левин П.Е, Найденова Д.А, Кузнецов И.С, Цветков Л.В, их представитель Карманов П.А, в судебное заседание явились, просят в удовлетворении иска отказать.
С учётом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, отсутствия доказательств уважительности причин неявки, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению лишь в части признания незаконным решения о регистрации Балабанова С.В, суд считает, что административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению.
Статьёй 12 Конституции Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Пунктом 7 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) предусмотрено, что решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения или её должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. При этом избирательная комиссия, рассматривающая жалобу, обязана принять решение в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
Пунктом 6 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации установлено, что решения комиссий, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы непосредственно в вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
а) оставить жалобу без удовлетворения;
б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу;
в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определённое действие).
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 18 декабря 2006 года N587-95 "О Санкт-Петербургской избирательной комиссии" комиссия осуществляет следующие полномочия, связанные с проведением выборов в органы государственной власти Санкт-Петербурга, депутатов муниципальных советов, выборных должностных лиц местного самоуправления в Санкт-Петербурге, референдума Санкт-Петербурга, местного референдума в Санкт-Петербурге:
осуществляет на территории Санкт-Петербурга контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (подпункт 1);
обеспечивает на территории Санкт-Петербурга реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов (подпункт 3);
рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения (подпункт 18).
рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий муниципальных образований и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге, местных референдумов, в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (подпункт 18-1).
Проанализировав приведённые правовые предписания федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу, что избирательная комиссия субъекта Российской Федерации при проведении выборов в органы местного самоуправления обязана рассматривать заявления (жалобы) на решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального образования, независимо от их статуса на этих муниципальных выборах по отношению друг к другу и, не направляя жалобу в избирательную комиссию муниципального образования, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения этой комиссии по итогам рассмотрения этих обращений, принять соответствующее мотивированное решение.
Право выбора, какое именно решение должна принять избирательная комиссия субъекта федерации, законом предоставлено самой избирательной комиссии, рассматривающей жалобу.
При этом действующее избирательное законодательство не ограничивает избирательные комиссии субъектов Российской Федерации в перечне принимаемых решений по существу при рассмотрении жалоб на решения (действия, бездействие) избирательных комиссий муниципальных образований.
Равно, как и не содержится нормы о невозможности принять решение, которым избирательной комиссии муниципального образования предписывается совершение действий, направленных на устранение нарушений законодательства в сфере избирательных прав граждан.
Исходя из указанного, Санкт-Петербургская избирательная комиссия в рассматриваемом случае обладала компетенцией по рассмотрению жалоб Балабанова С.В, Левина П.Е, Найденовой Д.А, Кузнецова И.С, Цветкова Л.В, и принятию по ним решения по существу.
Также суд приходит к выводу о том, что у Санкт-Петербургской избирательной комиссии имелись законные основания для отмены решений избирательной комиссии муниципального образования об отказе в регистрации кандидатов Левина П.Е, Найденовой Д.А, Кузнецова И.С, Цветкова Л.В, и их регистрации таковыми кандидатами в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу пункта 1 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.
Согласно подпункту "б" пункта 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001 года N95-ФЗ "О политических партиях", является основанием для отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией.
В пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46) установлены основания для отказа в регистрации кандидата, перечень которых является исчерпывающим.
На основании подпунктов "б", "в", "г" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46, основаниями отказа в регистрации кандидата являются: для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001 года N95-ФЗ "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 3 статьи 24 данного Закона; отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом, иным законом для уведомления о выдвижении и(или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, настоящего Закона, иного закона.
Оценивая довод административного истца о неизвещении Санкт-Петербургским региональным отделением "Российской объёдинённой демократической партии "ЯБЛОКО" избирательной комиссии о времени и месте проведения мероприятий по выдвижению кандидатов Балабанова С.В, Левина П.Е, Найденовой Д.А, Кузнецова И.С, Цветкова Л.В, в депутаты Муниципального Совета Муниципального образования муниципальный округ Измайловское шестого созыва, суд принимает во внимание следующее.
Подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N95-ФЗ "О политических партиях" (далее Закон о политических партиях) определено, что политическая партия, её региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населённого пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населённого пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Из выписки из протокола избирательного объединения следует, что Балабанов С.В. выдвинут Санкт-Петербургским региональным отделением "Российской объёдинённой демократической партии "ЯБЛОКО" кандидатом в депутаты Муниципального Совета муниципального образования муниципальный округ Измайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 9 на четвёртом этапе XVIII Конференции Санкт-Петербургского регистрационного отделения Политической партии "Российская объёдинённая демократическая партия "ЯБЛОКО", состоявшейся 27 июня 2019 года (том 1, л.д.198).
Также суду представлены выписки из протокола избирательного объединения о том, что Левин П.Е, Найденов Д.А, Кузнецов И.С, Цветков Л.В. выдвинуты Санкт-Петербургским региональным отделением "Российской объёдинённой демократической партии "ЯБЛОКО" кандидатами в депутаты Муниципального Совета муниципального образования муниципальный округ Измайловское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 9 на третьем этапе XVIII Конференции Санкт-Петербургского регистрационного отделения Политической партии "Российская объёдинённая демократическая партия "ЯБЛОКО", состоявшейся в период с 25 июня 2019 года с 19 часов 20 минут до 01 часов 20 минут 26 июня 2019 года (том 1, л.д.183).
Санкт-Петербургское региональное отделение политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО" известило избирательную комиссию муниципального образования о проведении конференции по выдвижению кандидатов в депутаты Муниципального Совета Муниципального образования муниципальный округ Измайловское шестого созыва, которая состоится 21 июня 2019 года, 25 июня 2019 года, 27 июня 20119 года, 1 июля 2019 года, 5 июля 2019 года, 6 июля 2019 года, путём направления 19 июня 2019 года телеграммы в адрес избирательной комиссии: Санкт-Петербург, пр.Новоизмайловский, д.10, помещение 121 (том 2, л.д.12), который, согласно общедоступным сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, является адресом местонахождения избирательной комиссии.
Довод представителя административного истца о том, что не представлен подлинник данной телеграммы, суд находит несостоятельным, поскольку представленные Балабановым С.В, Левиным П.Е, Найденовой Д.А, Кузнецовым И.С, Цветковым Л.В. и приобщённые к материалам дела копии документов, в том числе и телеграммы, сшиты и заверены подписью руководителя избирательного объединения, и скреплены печатью этого объединения (том 2, л.д.12 на обороте).
Кроме того, каких-либо доказательств направления телеграммы с текстом, отличным от указанного выше, суду не представлено.
Согласно уведомлению о получении телеграммы, последняя вручена 20 июня 2019 года в 10 часов 40 минут секретарю Избирательной комиссии Муниципального образования муниципальный округ Измайловское Эткину (том 2, л.д.11).
Таким образом, требования подпункта "в" пункта 1 статьи 27 Закона о политических партиях, возлагающего на региональные отделения партий обязанность извещать в установленные законом сроки избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов в депутаты, в данном случае соблюдены Санкт-Петербургским региональным отделением Российской объёдинённой демократической партии "ЯБЛОКО".
Довод административного истца о том, что секретарь избирательной комиссии Эткин, принявший указанную телеграмму, не является ни секретарём, ни иным сотрудником этой избирательной комиссии, не может быть принят судом, поскольку телеграмма доставлена по юридическому адресу местонахождения избирательной комиссии, и полномочия принявшего эту телеграмму лица явствовали из сложившейся обстановки.
Представленное представителем административного истца письмо филиала ФГУП "Почта России" от 7 августа 2019 года (том 1, л.д.98) о том, что телеграмма не была вручена адресату и ошибочно доставлена в администрацию Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, не имеет правового значения, поскольку не свидетельствует о неисполнении избирательным объединением возложенной на него законом обязанности по надлежащему извещению избирательной комиссии о проведении избирательным объединением мероприятий по выдвижению кандидатов в депутаты данного представительного органа местного самоуправления.
Данный вывод суд делает и с учётом отсутствия необходимости проявления избирательным объединением излишней осмотрительности, позволяющей убедиться в получении избирательной комиссией этой телеграммы, поскольку из уведомления следует вручение телеграммы уполномоченному от имени получателя лицу.
Не может быть принят судом и довод административного истца о том, что фактическим местом нахождения избирательной комиссии, также указанным в уставе муниципального образования, является адрес: Санкт-Петербург, ул.Егорова, д.18, поскольку телеграмма доставлена по юридическому адресу избирательной комиссии, указанному по настоящее время в Едином государственном реестре юридических лиц.
Данный юридический адрес содержится во всех представленных суду решениях Избирательной комиссии Муниципального образования муниципальный округ Измайловское (том 2, л.д.14-33).
При этом суду не представлено доказательств, что на дату направления телеграммы избирательная комиссия муниципального образования принимала почтовую корреспонденцию по адресу: Санкт-Петербург, ул.Егорова, д.18.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включённые в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нём, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путём помимо воли юридического лица.
В соответствии с абзацами 2, 3 пункта 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. Юридическое лицо несёт риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.
Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Согласно подпункту "б" пункта 10 статьи 24 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов.
С учётом изложенных норм, суд находит несостоятельным довод о том, что по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, избирательная комиссия не находится, поскольку избирательная комиссия должна обеспечить реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, в том числе и получение почтовой корреспонденции по юридическому адресу.
То обстоятельство, что избирательная комиссия муниципального образования в период избирательной кампании ведёт приём кандидатов по адресу: Санкт-Петербург, 3-я Красноармейская ул, "адрес", лит.А, пом.4-Н, не свидетельствует об обязанности избирательного объединения направлять корреспонденцию по данному адресу.
Кроме того, место приёма документов от кандидатов по данному адресу определено избирательной комиссией муниципального образования в соответствии с решением этой же комиссии от 24 июня 2019 года N 10 (том 2, л.д.32), т.е. после направления соответствующей телеграммы избирательным объединением.
Суд также принимает во внимание и то, что 22 июня 2019 года и 25 июня 2019 года посредством электронной почты с адреса: spb@yabloko.ru на адрес электронной почты garbuzov_ac@mail.ru направлено извещение от имени председателя Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО" Кузнецовой Е.М, в котором содержится информация о проведении 25 июня 2019 года и 27 июня 2019 года соответственно конференции Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО", на которой будут выдвинуты кандидаты в депутаты Муниципального Совета Муниципального образования муниципальный округ Измайловское шестого созыва (том 2, л.д.9-10).
Согласно представленному представителем Балабанова С.В, Левина П.Е, Найденовой Д.А, Кузнецова И.С, Цветкова Л.В. скриншоту страницы официального сайта муниципального образования, содержащей контактную информацию об Избирательной комиссии Муниципального образования муниципальный округ Измайловское, именно адрес: garbuzov_ac@mail.ru указан в качестве адреса электронной почты данной избирательной комиссии (том 2, л.д.7 на обороте).
Представитель избирательной комиссии муниципального образования в судебном заседании не смог пояснить, является ли данный адрес адресом электронной почты председателя этой избирательной комиссии Гарбузова А.В, равным счётом, как и не представлено суду доказательств, кто является пользователем данного адреса.
Какие-либо объяснения председателя избирательной комиссии муниципального образования Гарбузова А.В. суду также не представлены.
Ссылка представителя истца на то, что по состоянию на 6 августа 2019 года на официальном сайте муниципального образования на странице избирательной комиссии указан адрес электронной почты комиссии: ikmo_moiz@mail.ru, не опровергает довод Балабанова С.В, Левина П.Е, Найденовой Д.А, Кузнецова И.С, Цветкова Л.В. о том, что по состоянию на 22 июня 2019 года и на 25 июня 2019 года на этой странице был указан адрес электронной почты комиссии: garbuzov_ac@mail.ru.
Кроме того, не представлены суду и доказательства, что по состоянию на 22 июня 2019 года и 25 июня 2019 года избирательная комиссия муниципального образования использовала адрес электронной почты: ikmo_moiz@mail.ru.
Таким образом, до проведения третьего и четвёртого этапов XVIII Конференции Санкт-Петербургского регистрационного отделения Политической партии "Российская объёдинённая демократическая партия "ЯБЛОКО", на которой выдвинуты Балабанов С.В, Левин П.Е, Найденова Д.А, Кузнецов И.С, Цветков Л.В, избирательное объединение, действуя добросовестно и предусмотрительно, трижды известило возможными способами избирательную комиссию о проведении мероприятий по выдвижению кандидатов в депутаты данного представительного органа местного самоуправления, что свидетельствует о надлежащем исполнении обязанности, предусмотренной федеральным законодательством.
Суд полагает, что требования подпункта "в" пункта 1 статьи 27 Закона о политических партиях, возлагающего на региональные отделения партий обязанность извещать в установленные законом сроки избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов в депутаты, в данном случае были соблюдены.
Оценивая довод административного истца о необходимости предоставления решения регионального отделения политической партии о выдвижении одновременно с заявлением о согласии баллотироваться, что не было соблюдено кандидатами Кузнецовым И.С, Цветковым Л.В, суд исходит из следующего.
Пунктом 14.5 статьи 35 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации предусмотрено, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации по одномандатным (многомандатным) избирательным округам - также в пункте 3.1) статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, кандидаты представляют в окружные избирательные комиссии решение съезда политической партии (конференции или общего собрания её регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, её регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу (подпункт "в").
Согласно подпункту "в" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46, при выдвижении кандидата избирательным объединением помимо документов, указанных в пунктах 1, 3 и 4 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, одновременно с представлением иных документов, необходимых для уведомления о выдвижении, кандидат в срок, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, вместе с заявлением, указанным в пункте 1 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, представляет в окружную избирательную комиссию решение съезда политической партии (конференции или общего собрания её регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, её регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу.
По смыслу положений пункта 1 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года N303-46 избирательная комиссия муниципального образования не вправе принять решение регионального отделения политической партии о выдвижении позже даты принятия от кандидата заявления о согласии баллотироваться.
Следовательно, избирательная комиссия муниципального образования должна была отказать Кузнецову И.С, Цветкову Л.В. в принятии решения регионального отделения политической партии, предоставленного 27 июня 2019 года, в то время как заявление о согласии баллотироваться ими подано в избирательную комиссию муниципального образования 26 июня 2019 года.
Вместе с тем, как следует из сопроводительных писем данных кандидатов, поданных ими в избирательную комиссию муниципального образования 27 июня 2019 года, к которым, среди прочего, были приложены выписки из протоколов избирательного объединения об их выдвижении, такие документы от кандидатов были приняты (том 1, л.д.205, 220).
Суд критически относится к решениям избирательной комиссии муниципального образования от 27 июня 2019 года N 26-2, 26-1 об отказе в принятии документов (том 1, л.д.214, 230), поскольку заседание избирательной комиссии по данному вопросу состоялись без извещения кандидатов Кузнецова И.С, Цветкова Л.В, доказательств направления им указанных решений, либо уведомления об их наличии, равно, как и доказательств возвращения им представленных решений избирательных объединений об их выдвижении, суду не представлено.
Поскольку избирательной комиссией муниципального образования от кандидатов Кузнецова И.С, Цветкова Л.В. после подачи ими заявлений о согласии баллотироваться, но в течение 20 дней со дня обнародования решения о назначении выборов, принято решение регионального отделения политической партии об их выдвижении кандидатами и выданы подтверждения об их принятии; решения избирательного объединения о выдвижении имелись в личных делах кандидатов на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии по разрешению вопроса об их регистрации; у избирательной комиссии муниципального образования, равно как и у Санкт-Петербургской избирательной комиссии отсутствовали основания для отказа в регистрации данных кандидатов по мотиву отсутствия решения о выдвижении.
Оценивая довод административного истца о том, что кандидатом Левиным П.Е. в избирательную комиссию сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, не подписаны и не имеют даты составления, суд принимает во внимание следующее.
Согласно пункту 3 статьи 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, части 4 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года N303-46 с заявлением о согласии баллотироваться в избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно Федеральному закону.
Согласно объяснениям представителя избирательной комиссии муниципального образования в судебном заседании, что подтверждено материалами дела, кандидатом Левиным П.Е. такие сведения представлены в избирательную комиссию на бумажном носителе без подписи и даты её внесения, а также в машиночитаемом виде.
Судом исследован электронный носитель файла данного документа в машиночитаемом виде, имеющийся в личном деле кандидата Левина П.Е, однако на электронном носителе отсутствовали какие-либо файлы.
Представленная суду Левиным П.Е. копия документа, содержащая сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, имеет подпись кандидата и дату её внесения (том 2, л.д.35).
Левин П.Е. пояснил суду, что копия указанной справки была снята им с поданного в избирательную комиссию муниципального образования документа, при этом сама справка сохранена в формате Exel в файле на электронном носителе, который был представлен в избирательную комиссию в качестве документа в машиночитаемом виде.
Также Левин П.Е. представил суду электронный носитель с двумя файлами, которые были исследованы судом, и установлено, что один файл в формате Exel создан 16 июня 2019 года, и содержит указанный документ, содержащий сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, подписанный кандидатом, второй файл, созданный 26 июня 2019 года, содержит этот же документ, в котором проставлена дата его подписания 26 июня 2019 года.
С учётом изложенного, а также принимая во внимание, что на такого рода недостатки в представленных кандидатом Левиным П.Е. документах при принятии решения об отказе в регистрации, равно как и при принятии решения о его регистрации, избирательные комиссии не ссылались; при этом представитель избирательной комиссии муниципального образования не отрицал факт предоставления Левиным П.Е. такого документа в избирательную комиссию в машиночитаемом виде, суд полагает, что не имеется достаточных оснований для вывода о представлении в избирательную комиссию Левиным П.Е. вышеуказанных сведений без подписи кандидата и даты, и для отмены решения о регистрации данного кандидата.
Вместе с тем, суд полагает, что у Санкт-Петербургской избирательной комиссии отсутствовали основания для регистрации кандидата Балабанова С.В, поскольку довод административного истца о непредставлении данным кандидатом документа, содержащего сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе, совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, на отчётную дату, которой является 1 июня 2019 года, суд признаёт обоснованным.
В приложении 1 к Закону об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации содержится форма, по которой представляются сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе, совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
Из материалов дела следует, что Балабанов С.В. представил в избирательную комиссию документ, содержащий сведения о размере и об источниках доходов кандидата, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах, по состоянию на 25 июня 2019 года (том 1, л.д.196-197).
Данное обстоятельство не оспаривалось Балабановым С.В. в судебном заседании.
Согласно примечанию "4" к указанной форме сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, указываются по состоянию на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов.
Решение о назначении выборов депутатов Муниципального Совета Муниципального образования муниципальный округ Измайловское от 19 июня 2019 года N166 опубликовано в газете "Измайловская слобода" в июне 2019 года, что участвующими в деле лицами не оспаривалось, следовательно, кандидат Балабанов С.В. должен был указать сведения о принадлежащем ему имуществе по состоянию на 1 июня 2019 года.
Поскольку на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата Балабанова С.В, в представленном им для уведомления о выдвижении и регистрации документе отсутствовали сведения, предусмотренные пунктом 3 статьи 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, имелись предусмотренные подпунктом "в.2" пункта 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации основания для отказа в регистрации кандидата.
На иные нарушения порядка регистрации кандидатов в депутаты Балабанова С.В, Левина П.Е, Найденовой Д.А, Кузнецова И.С, Цветкова Л.В. административный истец не ссылается.
При таких обстоятельствах у Санкт-Петербургской избирательной комиссии имелись законные основания для отмены решения Избирательной комиссии Муниципального образования муниципальный округ Измайловское об отказе в регистрации кандидатов Левина П.Е, Найденовой Д.А, Кузнецова И.С, Цветкова Л.В, равно как и для их регистрации, в связи с чем административный иск в указанной части не подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, у Санкт-Петербургской избирательной комиссии не имелось законных оснований для отмены решения Избирательной комиссии Муниципального образования муниципальный округ Измайловское об отказе в регистрации кандидатов Балабанова С.В, равно как и для его регистрации, в связи с чем административный иск в указанной части подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
иск Виноградова А.А. удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 13 августа 2019 года NN 131-11 "О жалобе Балабанова С.В. и Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО" на решение Избирательной комиссии Муниципального образования муниципальный округ Измайловское об отказе в регистрации кандидата в депутаты Муниципального Совета Муниципального образования муниципальный округ Измайловское шестого созыва".
В удовлетворении остальной части заявленных Виноградовым А.А. требований административного иска об отмене решений Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 13 августа 2019 года NN 131-13, 131-14, 131-15, 131-16 - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.