Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Нурмиева М.М,
судей Моисеевой Н.Н, Шакировой З.И.
при секретаре судебного заседания Мусиной А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Моисеевой Н.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов г.Казани" - Горшуновой Е.В. на решение Приволжского районного суда города Казани от 30 апреля 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования Минсадырова Илдара Зуфаровича удовлетворить.
Признать распоряжение Главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г.Казани от 29.11.2018 N 1420р в части отказа Минсадырову Илдару Зуфаровичу с семьёй в составе двух человек (в том числе, супруга Минсадырова Надежда Евгеньевна) в перерегистрации граждан, принятых на учёт нуждающихся, согласно протоколу от 23.11.2018 N 209 со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки незаконным.
Обязать Муниципальное казенное учреждение "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" восстановить Минсадырова Илдара Зуфаровича с семьёй в составе двух человек (в том числе супруги Минсадыровой Надежды Евгеньевны) в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" в пользу Минсадырова Илдара Зуфаровича расходы по оплаченной государственной пошлине в размере 300 руб.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя истца, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Минсадыров И.З. обратился в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" о признании незаконным распоряжения Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г.Казани N 1420р, вынесенного 29.11.2018 по результатам рассмотрения заявления Минсадырова И.З, в части перерегистрации со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки с семьей в составе двух человек с восстановлением в очереди на соответствующем учёте.
В обоснование требований указано, что на протяжении 20 лет истец со своей семьёй проживали в однокомнатной квартире общей площадью 33,10 кв.м. В 2013г. семья истца принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной
ипотеки. 19.12.2015 между истцом и некоммерческой организацией "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" заключен договор социальной
ипотеки. Во
исполнение условий предоставления квартиры истец в регулярном порядке вносил паенакопления, в последующем подал в орган местного самоуправления документы для перерегистрации в подтверждение нуждаемости в улучшении жилищных условий.
29.11.2018 распоряжением Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г.Казани N 1420р от 29.11.2018г. истец и его семья в составе 2 человек сняты с учета со ссылкой на пункты 18, 19 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.04.2005 N 190 "Об утверждении Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан". Причиной снятия с учета указано то, что Минсадыров И.З. на момент перерегистрации не работал по причине выхода на пенсию, супруга также не работает. Доходы у истца и его супруги отсутствуют.
Истец полагает данный отказ незаконным, поскольку он вышел на пенсию, работая в бюджетной сфере. При постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки он не предоставлял каких-либо недостоверных сведений.
На основании изложенного, истец просил суд признать незаконным распоряжения Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г.Казани N 1420р, вынесенного 29.11.2018 по результатам рассмотрения заявления Минсадырова И.З, в части перерегистрации со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки с семьей в составе двух человек с восстановлением в очереди на соответствующем учёте.
Судом принято решение в приведенной выше формулировке.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт, как незаконный и необоснованный, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Апеллянт ссылается на то, что отказ в перерегистрации семьи истца связан с тем, что ни истец, ни его супруга не осуществляют трудовую деятельность в бюджетной организации или в организации, участвующей в финансировании социальной ипотеки.
В суде апелляционной инстанции представитель истца согласился с решением суда. Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Поскольку участие в суде апелляционной инстанции является правом участвующих в деле лиц, с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
Согласно статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях.
Отношения в области государственной поддержки развития жилищного строительства в Республике Татарстан, в том числе возникающие в связи с приобретением, строительством или реконструкцией гражданами индивидуального и многоквартирного жилья и объектов инженерной инфраструктуры, посредством реализации различных жилищных программ как за счет государственных, внебюджетных, так и привлеченных средств регулируются Законом Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан".
Согласно пункту 5 статьи 8 Закона Республики Татарстан от 27.12.2004 N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан", органы местного самоуправления в соответствии с принятыми ими решениями осуществляют учет семей и ведут реестр нуждающихся в государственной поддержке в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством, предоставляют реестр в специализированные организации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан", основные требования, предъявляемые к государственной поддержке развития жилищного строительства в системе социальной ипотеки, включают в себя принятие соответствующими органами правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Согласно пункту 1.2 Порядка предоставления гражданам жилых помещений по социальной ипотеке, утвержденных Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.08.2007 N 366, предоставление жилья по социальной ипотеке гражданам происходит в рамках устанавливаемых Кабинетом Министров Республики Татарстан квот, в том числе, квоты организаций - для работников организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки.
В целях реализации названного Закона Республики Татарстан постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля
2005 года N190 утверждены Правила и порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил, основаниями постановки на учет семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной
ипотеки, являются:
5.1. Общеобязательные: подача Заявителем заявления по месту жительства или месту работы о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной
ипотеки;
осуществление трудовой деятельности Заявителями и трудоспособными членами семьи;
совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи в объектах жилищных прав менее нормы принятия на учет, определенной пунктом 3 настоящих Правил и порядка;
наличие ежемесячного совокупного дохода на одного члена семьи, обеспечивающего суммарно прожиточный минимум каждого члена семьи и гарантирующего своевременное погашение ежемесячных текущих платежей по выкупу жилых помещений в собственность;
5.2. Дополнительные: проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, - независимо от нормы принятия на учет для приобретения жилья по социальной
ипотеке;
признание жилого помещения аварийным, ветхим;
необходимость сноса занимаемых помещений по градостроительным планам;
участие организаций по месту работы членов семьи, нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальной
ипотеке, в
финансировании программы развития жилищного строительства;
иные случаи, установленные действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 18 Правил, право состоять в Реестре специализированной организации (некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан") сохраняется за заявителем до выбора семьей отдельной квартиры, за исключением случаев:
выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия на учет;
выявления случаев неправомерных действий должностных лиц при постановке на учет;
выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Татарстан;
утраты им оснований, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил и порядка;
подачи личного заявления Заявителя о снятии с учета;
выявления в ходе перерегистрации сведений, не подтверждающих права гражданина на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки;
не заключения заявителем договора социальной ипотеки в 90-дневный срок со дня получения уведомления о включении в Реестр специализированной организации (некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан");
невыполнения условий договора по осуществлению ежемесячных платежей;
исключения из Реестра специализированной организации (некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан") в связи с расторжением договора по соглашению сторон.
Из материалов дела следует, что 24.06.2013 Минсадыров И.З. с семьей в составе двух человек (в том числе супруги) приняты на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по Программе социальной ипотеки в Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г.Казани.
19.12.2015 между некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" и Минсадыровым И.З. заключен договор социальной ипотеки...
Согласно пунктам 3.1.1, 3.1.2 договора социальной ипотеки, гражданин обязан внести сумму "задатка" в размере 1000 руб. с целью обеспечения участия в "выборе"; осуществлять ежемесячные платежи предварительных накоплений в размере не менее 11 процентов от размера средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, утверждаемой Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству на 4 квартал года, предшествующего году, в котором реализуется программа "Обеспечение жильём граждан в Республике Татарстан" на очередной год.
Распоряжением Главы администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г.Казани от 29.11.2018 N 1420р в соответствии с протоколом жилищной комиссии Вахитовского и Приволжского районов г.Казани от 23.11.2018 N 209 Минсадырову И.З. отказано в перерегистрации
со снятием с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной
ипотеки в связи с выявлением в ходе перерегистрации сведений, не подтверждающих право гражданина на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки: Минсадыров И.З. с 08.09.2015 трудовую деятельность не осуществляет в связи с выходом на пенсию. Супруга также не работает. Заявитель был принят на учёт нуждающихся 24.06.2013. Трудовую деятельность осуществлял в Государственном бюджетном учреждении "Республиканская ветеринарная лаборатория Республики Татарстан".
Согласно записям в трудовой книжке Минсадырова И.З, на момент подачи заявления о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий он работал в должности ветврача в Государственном бюджетном учреждении "Республиканская ветеринарная лаборатория Республики Татарстан".
28.04.2015 Минсадырову И.З. назначена пенсия.
В соответствии с пунктом 11.1 договора социальной ипотеки... от 19.12.2015 в случае, если работник предприятия или учреждения бюджетной сферы прекратит в течение 10 лет после получения жилого помещения трудовые отношения с юридическим лицом, работа в котором позволила ему получить жильё в системе социальной ипотеки, он утрачивает право на льготный порядок приобретения жилья.
Указанные в настоящем пункте правила не распространяются на случаи: перехода работника из одной организации в другую организацию с согласия работодателей; выхода работника на пенсию, в том числе по инвалидности, или его смерти; избрания работника в представительные органы государственной власти или местного самоуправления; иные случаи, установленные законодательством.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что само по себе неосуществление трудовой деятельности Минсадыровым И.З. на момент подачи заявления о перерегистрации в ноябре 2018г. не влечёт за собой прекращение нуждаемости в улучшении жилищных условий его семьи, поскольку все другие основания для постановки на учет остались неизменными. Минсадыров И.З. вышел на пенсию
по выслуге лет, как работник бюджетной организации, имеет доход в виде пенсии, что не повлияло на его способность своевременно погашать ежемесячные текущие платежи по выкупу жилого помещения в собственность. Супруга (член семьи) также имеет доход в виде пенсии, что подтверждается материалами дела. Таким образом, отказ жилищной комиссии Вахитовского и Приволжского районов г.Казани в перерегистрации Минсадырова И.З. в подтверждение права на государственную поддержку в системе социальной
ипотеки нарушает права истца на обеспечение жилым помещением на льготных условиях, в связи с чем районный суд пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение в указанной части подлежит признанию незаконным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Как следует из условий заключенного между некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" и Минсадыровым И.З. договора социальной ипотеки если работник предприятия или учреждения бюджетной сферы прекратит в течение 10 лет после получения жилого помещения трудовые отношения с юридическим лицом, работа в котором позволила ему получить жильё в системе социальной ипотеки, он утрачивает право на льготный порядок приобретения жилья (п.11.1). Указанные в настоящем пункте правила не распространяются на случай выхода работника на пенсию.
Таким образом, поскольку условиями договора предусмотрены случаи, на которые не распространяется расторжение договора ввиду прекращения трудовой деятельности, в частности, в случае выхода работника на пенсию, отказ жилищной комиссии Вахитовского и Приволжского районов г.Казани в перерегистрации семьи истца в подтверждение права на государственную поддержку в системе социальной
ипотеки является незаконным.
С учетом вышеизложенного, ссылка в апелляционной жалобе на то, что отказ в перерегистрации семьи истца связан с тем, что ни истец, ни его супруга не осуществляют трудовую деятельность в бюджетной организации или в организации, участвующей в финансировании социальной ипотеки, в данном случае не является основанием для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки семьи истца.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, не допустил существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену принятого судебного постановления, поэтому решение суда соответствует требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Таким образом, анализируя приведенные правовые нормы и доказательства по делу в совокупности, суд первой инстанции, правильно определив юридически значимые обстоятельства, установив их достаточно полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дав им надлежащую правовую оценку, постановилпо делу законное и обоснованное решение, в связи с чем обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда города Казани от 30 апреля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов г.Казани" - Горшуновой Е.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.