Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Муртазина А.И,
судей Гильмутдинова А.М, Новосельцева С.В,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Новосельцева С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Казани Габдрахмановой Г.А. на решение Советского районного суда города Казани от 24 января 2019 года (с учетом определения Советского районного суда города Казани 27 мая 2019 года об исправлении описок), которым постановлено:
иск Антоновой Г.З. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Казани о признании права на досрочную страховую пенсию, включении периода в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначение досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить частично.
Признать за Антоновой Г.З. права на досрочную страховую пенсию.
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Советском районе города Казани включить в стаж для назначения досрочной страховой пенсии Антоновой Г.З. период работы с "дата" по "дата" в должности санитарки по обслуживанию гамма-терапевтических установок в дневном стационаре... радиологического отделения ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан".
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Казани в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" назначить и выплачивать Антоновой Г.З. досрочную страховую пенсию с "дата".
Взыскать с Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Советском районе города Казани в пользу Антоновой Г.З. расходы, связанные с оплатой государственной пошлины при подаче иска в суд в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения истца Антоновой Г.З. и ее представителя - Верхова О.А, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Антонова Г.З. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Казани (далее по тексту - УПФР) о возложении обязанности по включению периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и назначению досрочной пенсии.
В обоснование своих требований истец указала, что "дата" в связи с наличием стажа работы в тяжелых условиях труда продолжительностью более 10 лет она подала в территориальный орган пенсионного фонда заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Однако решением ответчика в назначении пенсии на льготных основаниях ей было отказано со ссылкой на отсутствие требуемой продолжительности специального стажа.
С данным отказом истец не согласна, полагает, что в указанный стаж ответчиком необоснованно не был включен период ее работы с "дата" по "дата" в должности санитарки по обслуживанию гамма-терапевтических установок в дневном стационаре... радиологического отделения ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан". По изложенным основаниям, дополнив свои исковые требования, Антонова Г.З. просила суд признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости, возложив на ответчика обязанность по включению приведенного выше периода работы в специальный стаж по Списку N 1 и назначению ей досрочной страховой пенсии с дня обращения с соответствующим заявлением в пенсионный орган - с "дата". Также истец просила суд взыскать с ответчика в счет компенсации причиненного ей морального вреда 10000 рублей и 300 рублей в возмещение понесенных ею расходов по уплате государственной пошлины.
Представитель ответчика иск не признала, ссылаясь на отсутствие установленных законом оснований для включения приведенного выше спорного периода работы в стаж истца, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Судом вынесено решение о частичном удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ответчика, выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе им приводятся те же доводы, что и в возражениях на исковое заявление, указывается на отсутствие правовых оснований для включения спорного периода работы истца в ее специальный страховой стаж, поскольку не подтверждена в установленном законом порядке занятость в условиях труда, предусмотренных Списком N 1.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель УПФР не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Истец Антонова Г.З. и ее представитель - Верхов О.А. с апелляционной жалобой не согласились.
Изучив материалы дела, заслушав доводы явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в подпункте 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу частей 1, 2 статьи 22 указанного закона, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
На основании подпунктов "а", "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Согласно разделу XIX Списка N 1, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, правом на досрочную трудовую пенсию пользуются работники учреждений здравоохранения, постоянно и непосредственно работающие с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ, а также на гамма - терапевтических аппаратах (позиция 1230000-17541).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Из материалов дела следует, что решением УПФР от "дата"
... Антоновой Г.З. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. В стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, не включен период работы с "дата" по "дата" в должности санитарки по обслуживанию гамма-терапевтических установок в дневном стационаре... радиологического отделения ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан".
В бесспорном порядке ответчиком включено в указанный стаж 4 года 7 месяцев 5 дней.
Полагая, что ее права нарушены, Антонова Г.З. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом городского суда, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы УПФР о несогласии с указанными выводами суда первой инстанции не могут повлечь за собой отмену принятого решения.
Судом установлено, что Антонова Г.З. работала в ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан" в должности санитарки централизованной гистологической лаборатории с "дата" по "дата"; переведена уборщиком служебных помещений в пансионат с "дата" по "дата"; переведена санитаркой (по обслуживанию гамма-терапевтических установок) в дневной стационар... (4 радиологическое отделение) с "дата" по "дата"; переведена уборщиком служебных помещений в сервисный комплекс (пансионат) с "дата" по "дата"; переведена на должность заведующего хозяйством сервисного комплекса (пансионат) с "дата" по "дата"; переведена уборщиком служебных помещений в сервисный комплекс (пансионат) с "дата" по "дата"; переведена санитаркой отделения предлучевой топометрии в отдел лучевой диагностики с "дата" по настоящее время.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного Антоновой Г.З, за период работы с "дата" по "дата" в должности санитарки по обслуживанию гамма-терапевтических установок в дневном стационаре... радиологического отделения ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан" код льготы не указан.
В то же время, как верно указано в решении суда, в ходе судебного разбирательства третьим лицом ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан" предоставлены суду сведения о начисленных и уплаченных страховых взносов на Антонову Г.З, согласно которым за указанный период сведения об Антоновой Г.З. в Пенсионный фонд сданы работодателем с кодом особых условий труда 27-1 по пункту 12300000-17541 Списка N 1. Данное обстоятельство опровергает довод жалобы о том, что сведения на истца за спорный период сданы работодателем без кода "особые условия труда".
Кроме того, из должностной инструкции санитарки по обслуживанию гамма-терапевтических установок (ГТУ) контактной лучевой терапии Дневного стационара N... ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер МЗ РТ" следует, что санитарка непосредственно не менее 80% рабочего времени контактирует с гамма-терапевтическими установками, находясь в сфере ионизирующего излучения, проводя генеральную уборку помещений процедурных и пультовых ГТУ, оказывая помощь врачу-радиотерапевту при проведении сеансов лучевой терапии, подключая пациента к гаммаппарату.
Воздействие радиации на истца подтверждено представленной в деле карточкой учета индивидуальных доз облучения персонала на Антонову Г.З.
Более того, по результатам проведенной аттестации рабочего места (Карта аттестации по условиям труда... утверждена "дата") установлено, что санитарка (по обслуживанию гамма-терапевтических установок) в дневном стационаре... выполняет работу в особых условиях труда и имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по Постановлению Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 позиция 12300000-17541.
Отношения, возникающие в связи с проведением аттестации рабочего места, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда до 1 января 2014 года регулировались положениями статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации, а также Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 года N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (ныне утратившие силу в изложенной редакции).
В соответствии с указанными правовыми нормами аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Согласно пункту 6 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.
Аттестующая организация - юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с разделом III Порядка, оформление и подготовку отчета об аттестации.
Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", в соответствии с которым на смену процедуры аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда.
Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест действуют в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев, приводящих к внеплановой специальной оценке условий труда, а ее результаты могут быть использованы для целей, установленных законодательством о специальной оценке условий труда, в том числе и для определения объема, вида и назначения гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.
Как верно отмечено в решении суда, результаты проведенной в 2011 году аттестации рабочего места Антоновой Г.З. в установленном законом порядке никем не оспаривались, недействительными не признаны, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что специалисты УПФР без исследования фактических обстоятельств проведенной в 2011 году аттестации рабочего места истца по существу переоценили результаты аттестации на рабочем месте санитарки по обслуживанию гамма-терапевтических установок в дневном стационаре... ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан", проведенной в установленном порядке с привлечением соответствующей аккредитованной аттестующей организации и сделали свое заключение об условиях труда истца в нарушение приведенных выше положений правовых норм.
Таким образом, отказывая истцу в назначении досрочной трудовой пенсии, наличие указанных выше документов, доказывающих вредные условия труда Антоновой Г.З, ответчиком не были приняты во внимание без каких-либо правовых обоснований.
При изложенных обстоятельствах суд правомерно возложил на ответчика обязанность по включению спорного периода в период работы с "дата" по "дата" в должности санитарки по обслуживанию гамма-терапевтических установок в дневном стационаре... радиологического отделения ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан", поскольку указанная должность предусмотрена Списком N 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.
Довод жалобы о том, что спорный период необоснованно включен в стаж, дающий право на досрочную пенсию, отклоняется судебной коллегией за несостоятельностью по следующим основаниям.
Правительство Российской Федерации во исполнение предоставленного ему полномочия постановлением от 11 июля 2002 года N 516 утвердило Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в которых пунктом 2 была предусмотрена возможность суммирования определенных периодов работ, в том числе с тяжелыми условиями труда. Указанный акт применяется при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с пунктом 1 указанных Правил при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ:
1) подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах;
2) работы с тяжелыми условиями труда.
Пунктом 3 Правил установлено, что суммирование осуществляется путем прибавления к периодам работ, указанных в подпункте 2, - периодов работ, указанных в подпункте 1.
Судом суммирование периодов работы истца, дающих право на назначение досрочной пенсии, произведено в соответствии с данным пунктом Правил и досрочная пенсия правомерно назначена в соответствии со
Списком N 2, поскольку с учетом бесспорно включенных ответчиком в специальный стаж истицы работ с вредными условиями труда, предусмотренных Списком N 2 (4 года 7 месяцев 5 дней) всего Антоновой Г.З. выработано в условиях, предусмотренных данным Списком, полных 5 лет, что дает ей право на назначение досрочной страховой пенсии с 54 лет, то есть с "дата" (дня обращения в УПФР).
Каких-либо иных доводов со ссылкой на находящиеся в деле, но не исследованные судом доказательства, в апелляционной жалобе не содержится.
В целом доводы апелляционной жалобы ответчика повторяют правовую позицию, высказанную в суде первой инстанции, направлены на иную оценку исследованных судом обстоятельств, не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия, оценивая представленные в суд апелляционной инстанции сторонами доказательства, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального права к спорным правоотношениям применены верно, существенных нарушений норм процессуального права не допущено, соответственно, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда города Казани от 24 января 2019 года (с учетом определения Советского районного суда города Казани 27 мая 2019 года об исправлении описок) по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Казани Габдрахмановой Г.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.