Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Муртазина А.И,
судей Мелихова А.В, Новосельцева С.В,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Новосельцева С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 22 апреля 2019 года, которым постановлено:
иск Хузина Ф. Г. удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны включить в стаж на соответствующих видах работ Хузина Ф. Г. период прохождения службы в рядах Советской Армии с "дата" по "дата" и назначить Хузину Ф. Г. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона "О страховых пенсиях" начиная с "дата".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца - Хабировой И.Н, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хузин Ф.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) (далее по тексту - УПФР) о признании права на досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона "О страховых пенсиях".
В обоснование заявленных требований истец указал, что решением УПФР от "дата"... ему отказано в предоставлении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. При этом в стаж на соответствующих видах работ не включен период службы в рядах Советской Армии с "дата" по "дата". С указанным решением ответчика не согласен, считает его незаконным и необоснованным. На основании изложенного истец просил включить в стаж на соответствующих видах работ период службы в рядах Советской Армии и назначить досрочную страховую пенсию по старости с уменьшением возраста с 56 лет, то есть с "дата".
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика иск не признал по мотивам, указанным в решении УПФР от "дата". Также указал, что в соответствии с действующим пенсионным законодательством служба в Армии в стаж на соответствующих видах работ не засчитывается.
Суд исковые требования удовлетворил и вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе УПФР просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. При этом в жалобе приводятся те же доводы, что и при рассмотрении дела судом первой инстанции, указывается на отсутствие оснований для включение в льготный стаж периода прохождения истцом службы в Советской армии с "дата" по "дата", поскольку оценка всех периодов работы осуществлена с учетом действующего с 01 января 1992 года Списка N 2 от 26 января 1991 года.
В суд апелляционной инстанции представитель УПФР не явился, извещен.
Представитель истца - Хабирова И.Н. с жалобой не согласилась, полагая, что суд первой инстанции вынес обоснованное и законное решение.
Выслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Хузин Ф.Г. проходил военную службу по призыву в рядах Советской Армии с "дата" по "дата".
Из данных о стаже Хузина Ф.Г. видно, что в стаж на соответствующих видах работ ответчиком включены периоды с "дата" по "дата" и "дата" по "дата" по Списку N 1, то есть до и после службы в рядах Советской Армии.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01 января 2015 года
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 указанного Федерального закона
N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона
N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.
В соответствии с пунктом 2 части 1 указанной статьи страховая пенсия по старости назначается ранее установленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В силу подпункта "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходя из того, что период службы истца по призыву имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочных страховых пенсий, а работа истца в условиях, предусмотренных списком N 1, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 предшествовала службе в армии и следовала непосредственно за службой, пришел к выводу о том, что период службы в армии подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он основан на законе и соответствует фактическим обстоятельствам дела и подтвержден представленными в деле доказательствами.
Так Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В подпункте "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 (действовавшего в период возникновения спорных отношений), было определено, что в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий).
Учитывая изложенные выше обстоятельства, а именно, что работа истца во вредных условиях как предшествовала службе в армии, так и следовала за ней, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность включить период службы в армии в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Довод апелляционной жалобы о том, что пенсионным органом расчет специального стажа истца произведен в более выгодном для Хузина Ф.Г. исчислении, поскольку по Спискам, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, период работы с "дата" по "дата" не подлежал включению в указанный стаж, так как должность мастера участка капитального ремонта оборудования ПСЛ, ЦТСЛ цеха капитального ремонта технологического оборудования литейного завода указанными списками не предусмотрена, отклоняется судебной коллегией за несостоятельностью. Закон не запрещает применение списков 1956 года к периодам работы, имевшим место до 01.01.1992 года. Кроме того, период работы истца с "дата" по "дата" не являлся предметом рассмотрения по настоящему делу.
Поскольку с учетом включения указанного периода в специальный стаж, у истца на день подачи заявления в УПФР о назначении пенсии выработано 10 лет 06 дней, суду правомерно возложил на ответчика обязанность назначить Хузину Ф.Г. досрочную страховую пенсию с уменьшением возраста с "дата" в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 56 лет.
При указанных обстоятельствах следует признать, что решение суда постановлено с учетом обстоятельств дела и закону не противоречит.
В целом изложенные ответчиком в апелляционной жалобе доводы о неправильном применении и толковании норм материального права, а также об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца указанных выше спорных периодов являются несостоятельными, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 22 апреля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.