Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Муртазина А.И,
судей Гаянова А.Р, Новосельцева С.В,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Муртазина А.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Аббасовой Альбины Рашидовны на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 30 января 2019 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Аббасовой Альбины Рашидовны к Управлению пенсионного фонда РФ по г.Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан о признании решения УПФР по г.Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому района РТ N380281 и дополнения к решению от 24.08.2018 N380281 от 02.05.2017 частично неправомерными; о применении льготного исчисления - календарный год за год и шесть месяцев - к периодам работы с 01.11.1999 по 27.03.2002 в качестве медицинской сестры по уходу за тяжелобольными отделения детской хирургии ЦРБ; с 01.09.2010 по 14.08.2011 в качестве медицинской сестры женской консультации; с 15.08.2011 по 31.01.2015 в качестве операционной медицинской сестры женской консультации; об обязании УПФР по г.Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому района РТ назначить Аббасовой А.Р. досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности с 18.04.2017г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения истицы Аббасовой А.Р, поддержавшей доводы жалобы, представителя ответчика Челбаева И.А, возражавшего в отношении удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Аббасова А.Р. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам РТ (далее - УПФР) в связи с отказом в назначении ей страховой пенсии как медицинскому работнику, имеющему стаж работы 30 лет, оформленным решением от 02.05.2017 за N 380281, дополнительным решением N 380281 от 24.08.2017 в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа не менее 30 лет.
Истица просила признать решение УПФР N380281 и дополнительное решение от 24.08.2018 N380281 от 02.05.2017 частично неправомерными; применить льготное исчисление - календарный год за год и шесть месяцев к периодам работы с 01.11.1999 по 27.03.2002 в качестве медицинской сестры по уходу за тяжелобольными отделения детской хирургии ЦРБ; с 01.09.2010 по 14.08.2011 в качестве медицинской сестры женской консультации; с 15.08.2011 по 31.01.2015 в качестве операционной медицинской сестры женской консультации; обязать УПФР назначить Аббасовой А.Р. досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности с 18.04.2017г.
В судебном заседании истица на исковых требованиях настаивала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Также указала, что предоставить приказы о назначении на должность операционной медицинской сестры роддома не может, хотя фактически работала в роддоме.
Представитель ответчика УПФР Моисеев А.В, действующий на основании доверенности N 01-18/10 от 29.12.2018, требования не признал, пояснив, что спорные периоды не подлежат включению, так как истица работала в женской консультации. Согласно Постановлению Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г. учет работы в женской консультации в медицинский стаж как 1 год и 6 месяцев не предусмотрен. Период работы с 01.11.1999 по 27.03.2002 в качестве медицинской сестры по уходу за тяжелобольными отделения детской хирургии ЦРБ не подлежит включению в льготном исчислении. Постановлением Правительства РФ N1066 от 22.09.1999 льготное исчисление стажа для работников хирургических отделений предусмотрен только для оперирующих врачей, операционных медицинских сестер, включая старших, а истица работала в иной должности.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Аббасова А.Р. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на ненадлежащую оценку судом установленных обстоятельств и представленных доказательств. Заявитель указывает, что работодателем, несмотря на неоднократные просьбы, было отказано в переводе на соответствующую ее квалификации и исполняемым обязанностям ставку с соответствующей записью в трудовой книжке по причине отсутствия вакантных мест документально. Фактически в спорные периоды истица работала операционной медицинской сестрой в кабинете манипуляции по прерыванию беременности на сроках до 6 недель, а с сентября 2010 года она была переведена в гинекологическое отделение, и на нее были возложены обязанности операционной медицинской сестры в манипуляциях по прерыванию беременности на сроке до 12 недель. Кроме того, истица принимала участие в операциях лапаротомии, лапароскопических операциях, при этом продолжая оставаться по записям в трудовой книжке медицинской сестрой женской консультации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Аббасова А.Р. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ответчика УПФР - Челбаев И.А. доводы жалобы отклонил. В возражении на апелляционную жалобу, направленном в суд апелляционной инстанции, ответчик пояснил, что за оспариваемые периоды сведения по истице поданы работодателем без указания льготного кода.
Третье лицо - государственное автономное учреждение здравоохранения "Зеленодольская Центральная районная больница" направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей до 11.01.2019г.) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи;
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в частности, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Таким образом, с 1 ноября 1999 года льготное исчисление стажа медицинских работников связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером деятельности в определенных условиях с учетом различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности структурных подразделениях лечебных учреждений.
С 1 ноября 1999 года по 13 ноября 2002 года (дня вступления в законную силу постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781) действовал Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и "Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что Аббасова А.Р. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 02.06.1999 (л.д.20).
18.04.2017 истец обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением УПФР от 02.05.2017 N 380281, а также дополнением к решению от 24.08.2018 N380281 от 02.05.2017 Аббасовой А.Р. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, при этом в ее стаж на соответствующих видах работ по п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с 01.11.1999 по 27.03.2002 в качестве медицинской сестры по уходу за тяжелобольными отделения детской хирургии ЦРБ, с 01.09.2010 по 14.08.2011 в должности медицинской сестры женской консультации; с 15.08.2011 по 31.01.2015 в должности операционной медицинской сестры женской консультации включены в стаж лечебной деятельности в календарном порядке.
Полагая, что указанным решением нарушены ее пенсионные права, Аббасова А.Р. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом районного суда.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Положениями ст. 21 Федерального закон "О страховых пенсиях" предусмотрено, что: установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (ч. 1); Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 6).
Согласно Перечню документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н, для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (п. 2). Для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 и 7 настоящего перечня, необходимы документы: а) подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях") (п. 12).
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что для подтверждения периода работы, учитываемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", лицу, обращающемуся за назначением страховой пенсии по старости, при отсутствии в трудовой книжке данных, подтверждающих конкретный период работы и ее льготный характер, необходимо предоставить соответствующие документы - справку работодателя и (или) иные документы, содержащие такие сведения.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Как установлено судом первой инстанции, согласно записям в трудовой книжке истица Аббасова А.Р. 01.04.1999 г. была принята на должность медицинской сестры по уходу за тяжело больными отделения детской хирургии, 22.12.2003 г. переведена на должность медицинской сестры палатной (л.д.15), 01.11.2004 г. Аббасова А.Р. переведена на должность медицинской сестры женской консультации, 1508.2011 г. переведена на должность операционной сестры женской консультации, 01.02.2015 г. переведена на должность операционной медицинской сестры в гинекологическое отделение ЦРБ (л.д.16-18).
Согласно справке N 252 от 03.04.2017, выданной ГАУЗ "Зеленодольская центральная районная больница", подтверждаются периоды работы с 01.11.1999 по 27.03.2002 в качестве медицинской сестры по уходу за тяжелобольными отделения детской хирургии ЦРБ, с 01.09.2010 по 14.08.2011 в должности медицинской сестры женской консультации; с 15.08.2011 по 31.01.2015 в должности операционной медицинской сестры женской консультации (л.д.80).
Списком от 22 сентября 1999 г. N 1066, подлежащим применению к периоду трудовой деятельности Аббасовой А.Р. с 1 ноября 1999 года по 27.03.2002 года, в разделе "наименование структурного подразделения" поименованы отделения хирургического профиля, в разделе "Наименование должностей" поименованы оперирующие врачи-специалисты всех наименований, операционные медицинские сестры, включая старших, акушерки, включая старших, медицинские сестры перевязочных.
Поскольку вышеназванный список не содержит должность "медицинская сестра по уходу за тяжелобольными", применить к данной должность льготное исчисление стажа календарный год за год и шесть месяцев не представляется возможным, в связи с чем исковые требования в данной части обоснованно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Также обоснованно отказано судом первой инстанции и в удовлетворении исковых требований об исчислении в льготном порядке периода работы с 01.09.2010 по 14.08.2011. в качестве медицинской сестры женской консультации и с 15.08.2011 по 31.01.2015 в качестве операционной медицинской сестры женской консультации, поскольку в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утв. Постановлением Правительства РФ N781 от 29.10.2002 г. отсутствует такое подразделение как "женская консультация" и должность "медицинская сестра".
Доводы апелляционной жалобы о том, что фактически в спорные периоды истица работала операционной медицинской сестрой в кабинете манипуляции по прерыванию беременности на сроках до 6 недель, а с сентября 2010 года она была переведена в гинекологическое отделение, и на нее были возложены обязанности операционной медицинской сестры в манипуляциях по прерыванию беременности на сроке до 12 недель, а также истица принимала участие в операциях лапаротомии, лапароскопических операциях, не могут повлечь отмену оспариваемого судебного постановления.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Кроме того, работодатель подал сведения о работы истца в спорные периоды без указания кода особых условий "хирургия".
В связи с тем, что без включения спорных периодов в специальный стаж истицы, у Аббасовой А.Р. отсутствует 30-ти летний стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в удовлетворении исковых требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 18.04.2017 судом также обоснованно отказано.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона. Доводы апелляционной жалобы сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных по делу обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены вынесенного по делу судебного постановления. Выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.
Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке, дана оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется. Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств. Положенные в обоснование выводов суда доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку.
Таким образом, нарушений норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 30 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Аббасовой Альбины Рашидовны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.