Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Сибгатуллиной Л.И, Фахрутдинова Р.Р,
при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и общества с ограниченной ответственностью "УРС-Торговый Дом" на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 20 февраля 2019 года, которым постановлено:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "УРС-Торговый Дом" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная база) площадью 9488 квадратных метров с кадастровым номером... :191, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский муниципальный район, город Альметьевск, Объездной тракт, дом 23/10; земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная база) площадью 9151 квадратных метров с кадастровым номером... :6058, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский муниципальный район, город Альметьевск, Объездной тракт, дом 23/15, указав их равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 5247000 рублей и 5061000 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 1 января 2016 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 2 июля 2018 года.
В удовлетворении в части требований оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство торгового-административного комплекса) площадью 22 767 квадратных метров с кадастровым номером 16:45:010117:382, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский муниципальный район, город Альметьевск, улица Ленина, дом 100, отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
общество с ограниченной ответственностью "УРС-Торговый Дом" является собственником земельного участка площадью 9488 кв.м с кадастровым номером... :191, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский муниципальный район, город Альметьевск, Объездной тракт, дом 23/10, земельного участка площадью 22767 кв.м с кадастровым номером... :382, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский муниципальный район, город Альметьевск, улица Ленина, дом 100, и земельного участка площадью 9151 кв.м с кадастровым номером... :6058, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский муниципальный район, город Альметьевск, Объездной тракт, дом 23/15.
Земельные участки относятся к категории земель: земли населенных пунктов. При этом земельные участки с кадастровыми номерами... :191 и... :6058 имеют разрешенное использование: производственная база. Земельный участок с кадастровым номером... :382 имеет разрешенное использование: под строительство торгово-административного комплекса.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами... :191,... :382,... :6058 определена по состоянию на 1 января 2015 года, внесена в Единый государственный реестр недвижимости 19 декабря 2015 года, введена в действие с 1 января 2016 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" и составляет 19927172 руб, 82041112,17 руб. и 18770622,71 руб. соответственно.
Ссылаясь на нарушение своих прав как плательщика налогов, общество с ограниченной ответственностью "УРС-Торговый Дом" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
В связи с определением рыночной стоимости земельных участков административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером... :191, указав ее равной рыночной стоимости в размере 6034368 руб, земельного участка с кадастровым номером... :382 - в размере 48402642 руб. и земельного участка с кадастровым номером... :6058 - в размере 7512 971 руб, указав ее рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года.
В ходе судебного разбирательства представитель административного истца заявленные требования уточнил и просил определить кадастровую стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами... :191,... :6058 равной их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы, в размере 5247000 руб. и 5061000 руб. соответственно, в отношении земельного участка с кадастровым номером... :382 просил назначить повторную судебную экспертизу.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "УРС-Торговый Дом" ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении административного иска в части его требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером... :382. Административный истец считает, что в указанной части решения суд неправильно применил нормы материального права и нормы процессуального права, настаивает на наличии оснований для принятия решения о полном удовлетворении административного иска.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан также подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить как незаконное и необоснованное решение суда от 20 февраля 2019 года в части удовлетворенных требований. По мнению заявителя апелляционной жалобы, ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что в данной части решения суд неправильно применил нормы материального права и нормы процессуального права, и настаивает на наличии оснований для полного отказа в удовлетворении административного иска. Указывается, что заключение судебного эксперта от 21 ноября 2018 года N27-С/11.2018, которое судом положено в основу обжалуемого решения, не соответствует требованиям закона о государственной экспертной деятельности и закона об оценочной деятельности в Российской Федерации.
Определением от 24 мая 2019 года административное дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "УРС-Торговый Дом" и по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан принято к производству Верховного Суда Республики Татарстан, дело назначено к слушанию на 16 июля 2019 года в 10.00 часов.
16 июля 2019 года в суд апелляционной инстанции поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "УРС-Торговый Дом" об отказе от административного иска в части его требований к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16... :382.
Лица, участвующие в деле о времени и месте настоящего судебного разбирательства извещены.
Общество с ограниченной ответственностью "УРС-Торговый Дом", Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и исполнительный комитет муниципального образования г.Альметьевск Альметьевского муниципального района Республики Татарстан своих представителей в суд не направили.
В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Согласно части 2 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
В соответствии с частью 3 статьи 157 КАС РФ в случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части. В определении суда должны быть указаны условия утверждаемого соглашения о примирении сторон.
На основании пункта 3 части 1 статьи 194 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.
Последствия отказа от административного иска административному истцу известны и понятны.
Обстоятельств, препятствующих принятию отказа общества с ограниченной ответственностью "УРС-Торговый Дом" от административного иска в указанной части требований, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Пунктом 4 статьи 309 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу.
Таким образом, в связи с частичным отказом административного истца от заявленных требований производство по делу в части требований общества с ограниченной ответственностью "УРС-Торговый Дом" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером... :382 подлежит прекращению.
Соответственно в силу части 4 статьи 2 КАС РФ, применительно к статье 301 КАС РФ апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "УРС-Торговый Дом" на решение суда от 20 февраля 2019 года в части отказа в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "УРС-Торговый Дом" по данному административному делу подлежит оставлению без рассмотрения.
Решение суда в остальной части подлежит оставлению без изменения.
На основании части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Аналогичные положения содержатся в абзаце 2 части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", согласно которому результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Абзацем 3 пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Из материалов дела видно, что в подтверждение своих доводов о несогласии с кадастровой стоимостью принадлежащих ему земельных участков административный истец представил отчет от 15 июня 2018 года N1506201806/Д об оценке их рыночной стоимости, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... :191 по состоянию на 1 января 2015 года составила 6034368 руб, а рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... :6058 - сумму 7512 971 руб.
Отчет по заказу административного истца подготовлен индивидуальным предпринимателем оценщиком Коротковым К.О.
По ходатайству административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан по делу проведена судебная экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости земельных участков, соответствия представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости земельных участков, в отношении которых утверждена оспариваемая кадастровая стоимость. Проведение экспертизы поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Независимая Экспертная компания" Шакирову И.А.
Заключением судебного эксперта Шакирова И.А. от 21 ноября 2018 года N27-С/11.2018 по результатам проведенной по делу судебной экспертизы сделан вывод о том, что представленный административным истцом отчет 15 июня 2018 года N1506201806/Д не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
При этом, отвечая на поставленные судом вопросы, судебный эксперт определилрыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами... :191 и... :6058 по состоянию на 1 января 2015 года в размере 5247000 руб. и 5061000 руб. соответственно.
Разрешая заявленные требования в части требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами... :191 и... :6058, суд первой инстанции исходил из допустимости и достаточности имеющихся в материалах дела доказательств их рыночной стоимости и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска в указанной части требований в соответствии с заключением судебного эксперта от 21 ноября 2018 года.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда по данному делу в указанной части решения правильными.
Согласно части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Как следует из материалов дела, судебный эксперт Шакиров И.А. в установленном законом порядке предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Он имеет высшее техническое образование, обладает дипломом о профессиональной переподготовке Ярославского института повышения квалификации руководящих работников и специалистов химической и нефтехимической промышленности от 5 июля 2004 года по направлению: "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)"; дипломом некоммерческого партнерства "Палата судебных экспертов" "Судэкс" от 23 декабря 2015 года о профессиональной переподготовке по программе "Судебная строительно-техническая экспертиза"; имеет сертификат соответствия образовательного уровня квалификационной характеристики оценщика по базовому курсу "Оценка недвижимости" от 6 мая 2002 года, выданный Казанским государственным финансово-экономическим институтом, сертификаты соответствия требованиям системы добровольной сертификации негосударственных судебных экспертов от 23 декабря 2015 года по специальности "Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, с целью определения их стоимости" и от 23 декабря 2015 года по специальности "Исследование проектной документации, строительных объектов в целях установления их соответствия требованиям специальных правил, определение технического состояния, причин, условий, обстоятельств и механизма разрушения строительных объектов, частичной или поной утраты ими своих функциональных, эксплуатационных, эстетических и других свойств"; в соответствии со свидетельством от 21 апреля 2014 года N1901 является действительным членом некоммерческого партнерства "Палата судебных экспертов", и имеет опыт работы эксперта в области оценки и экспертной деятельности, в связи с чем квалификация судебного эксперта и уровень его компетентности как специалиста сомнений у суда не вызывают.
Выводы суда первой инстанции относительно оценки имеющихся в материалах дела доказательств являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, и оснований не согласиться с ними суд апелляционной инстанции не усматривает, поскольку правильность и обоснованность заключения судебного эксперта имеющимися в материалах дела доказательствами, кроме доводов административного ответчика, не опровергается.
Таким образом, решение суда в указанной части является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Статья 41 Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" предусматривает, что в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 3, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона.
В связи с этим подлежит отклонению как несостоятельный довод апелляционной жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о несоответствии заключения судебного эксперта требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Иные доводы апелляционной жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан выводов суда первой инстанции по данному делу и вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств в указанной части решения не опровергают, фактически сводятся к повторению доводов административного ответчика, приводившихся им в обоснование своей позиции о несогласии с заключением судебного эксперта, которые в установленном законом порядке были оценены судом первой инстанции, и отмену обжалуемого судебного акта также повлечь не могут.
Имеющие значение для обстоятельства определены судом правильно, при этом нарушения норм материального права и норм процессуального права судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 177, 309,311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
принять отказ общества с ограниченной ответственностью "УРС-Торговый Дом" от административного иска к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в части требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка площадью 22767 кв.м с кадастровым номером... :382, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский муниципальный район, г. "адрес"
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 20 февраля 2019 по данному административному делу в части отказа в удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью "УРС-Торговый Дом" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в части требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером... :382, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский муниципальный район, город Альметьевск, улица Ленина, дом 100, отменить.
Производство по данному административному делу в части требования общества с ограниченной ответственностью "УРС-Торговый Дом" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером... :382, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский муниципальный район, г "адрес", прекратить, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УРС-Торговый Дом" оставить без рассмотрения.
В остальной части решение суда от 20 февраля 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.