Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Кураповой З.И,
судей Тимошенко Е.Г,
Кучеренко Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Могильной А.С, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 07.05.2019 г. по делу N2а-1889/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ведущему специалисту Отдела учета объектов капитального строительства N1 Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Бахышовой С.М. о признании решения незаконным,
заслушав доклад судьи Кураповой З.И,
УСТАНОВИЛА:
Зарубина Л.А. обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании незаконным решения N90/01/2019-44489 от 27.03.2019 г. об отказе во несении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, а именно: нежилом помещении - гараже-боксе N432 общей площадью 18,1 кв.м, расположенном по адресу: "адрес", ул. "адрес", домовладение N; возложении обязанности на административного ответчика внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о вышеуказанном объекте недвижимого имущества.
Вышеуказанное заявление мотивировано тем, что Зарубина Л.А. является собственником нежилого помещения - гаража-бокса N432 общей площадью 18,1 кв.м, расположенном по адресу: "адрес", ул. "адрес", домовладение N. С целью государственного кадастрового учета вышеуказанного объекта недвижимости как ранее учтенного, Зарубина Л.А. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, однако решением от 27.03.2019 г. во внесении сведений об объекте в государственный кадастр недвижимости было отказано в связи с невозможностью установить его площадь, тогда как в представленном Зарубиной Л.А. техническом паспорте была указана общая площадь нежилого помещения.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 07.05.2019 г. по делу N2а-1889/2019 иск Зарубиной Л.А. удовлетворен; признано незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым N90/01/2019-44489 от 27.03.2019 г. об отказе во внесении сведений в государственный кадастр недвижимости об объекте недвижимости, расположенном по адресу: "адрес", шоссе Южнобережное, "адрес"; на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность в порядке и сроки, установленные Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" внести в государственный кадастр недвижимости сведения о нежилом помещении - гараже-боксе N432, общей площадью 18,1 кв.м, расположенном в домовладении N16 по шоссе Южнобережному в городе Ялта, Республика Крым; с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу Зарубиной Л.А. взыскана государственная пошлина в сумме 300 рублей.
Не согласившись с указанным решением, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обратился в Верховный Суд Республики Крым с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 07.05.2019 г. по делу N2а-1889/2019, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что из представленных заявителем на государственный кадастровый учет документов, рассматривать как документ-основание для внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, следует лишь договор купли-продажи от 10.10.1996 г, при этом указанный документ не содержит сведений о площади объекта недвижимости, а технический паспорт был выдан после 16.03.2014 г.
Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции 19.08.2019 г. явку свою и своих представителей не обеспечили, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав доклад судьи Кураповой З.И, суд приходит к следующему.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2014 г. N1335-р "Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета" осуществление полномочий по государственному учету на территории Республики Крым переданы Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27.06.2014 г. N164.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации с 01.01.2017 г. регулируются Федеральным законом от 13.06.2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон N218-ФЗ).
Так, согласно ч.ч. 1, 2 ст. 14 Закона N218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
При этом в силу ч. 1 ст. 69 Закона N218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с ч. 4 ст. 69 Закона N218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
Согласно ч. 5 ст. 69 Закона N218-ФЗ в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании: имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости; документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав; документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
В соответствии с ч. 8 ст. 69 Закона N218-ФЗ орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если:
1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;
2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи;
3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;
4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
Как усматривается из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, 21.03.2019 г. Зарубина Л.А. обратилась в ГБУ РК "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - нежилом помещении - гараже-боксе N432, расположенном по адресу: "адрес", приложив к заявлению следующие документы: дубликат нотариально удостоверенного договора купли-продажи от 10.10.1996 г, согласно которому Зарубина Л.А. приобрела в собственность гараж-бокс N432, расположенный в "адрес", ул. "адрес", автокооператив N; регистрационное удостоверение, выданное Ялтинским бюро технической инвентаризации о регистрации за Зарубиной Л.А. права собственности на вышеуказанный гараж-бокс в электронном Реестре прав собственности на недвижимое имущество 11.05.2004 г.; технический паспорт на гараж-бокс, изготовленный по состоянию на 01.10.1996 г.; справка МУП "БТИ" о том, что согласно материалам инвентаризационного дела, гараж-бокс N432 общей площадью 18,1 кв.м, расположенный в домовладении N16 по "адрес", зарегистрирован за Зарубиной Л.А. на основании дубликата от 19.05.2003 г. договора купли-продажи от 10.10.1996 г.
Решением ведущего специалиста Отдела учета объектов капитального строительства N1 Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым N90/01/2019-44489 от 27.03.2019 г. во внесении сведений в государственный кадастр недвижимости об объекте недвижимости, расположенном по адресу: "адрес", было отказано в соответствии с п. 2 ч. 17 ст. 45 Федерального закона N221-ФЗ от 24.07.2007 г. "О государственном кадастре недвижимости", ввиду отсутствия в представленных документах оснований для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости, как о ранее учтенном, а именно: поскольку по представленным документам не представляется возможным определить сведения об общей площади нежилого здания, требования о внесении которой оговорено Федеральным законом N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Суд первой инстанции, признавая незаконным указанное решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым N90/01/2019-44489 от 27.03.2019 г, исходил из того, что общая площадь гаража-бокса N432 указана в представленных вместе с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости техническом паспорте и справке, выданной органом технической инвентаризации о принадлежности Зарубиной Л.А. гаража-бокса.
Судебная коллегия считает данные выводы суда первой инстанции обоснованными, решение - законным, на основании следующего.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона Республики Крым от 31.07.2014 г. N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N38-ЗРК) к правам, ограничениям прав и обременениям объектов недвижимого имущества, возникшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, применяется порядок осуществления государственной регистрации прав, установленный Федеральным законом от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым (ч. 4 ст. 8 Закона N38-ЗРК).
В силу п. 1 Перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 г..N264 документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года: государственный акт на право собственности на землю (земельный участок); государственный акт на право частной собственности на землю; государственный акт на право постоянного пользования землей (земельным участком); государственный акт на право коллективной собственности на землю; свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество; свидетельство о праве пользования недвижимым имуществом; свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов в случае смерти одного из супругов; свидетельство о приобретении имущества с публичных торгов (аукциона) и свидетельство о приобретении имущества с публичных торгов (аукциона), если публичные торги (аукцион) не состоялись; договор аренды земли (земельного участка); договор субаренды на землю (земельный участок); договор об установлении сервитута; договор временного пользования землей (земельным участком); договор о предоставлении права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (договор эмфитевзиса); договор пользования чужим земельным участком для строительства (договор суперфиция); решение о передаче (предоставлении) земельного участка в собственность (пользование, в том числе аренду); свидетельство о праве на наследство; наследственный договор; договоры купли-продажи, мены, дарения и иные договоры, подтверждающие совершение гражданско-правовых соглашений, на основании которых возникает право на объект недвижимого имущества, подлежащее регистрации; регистрационное удостоверение на объект недвижимого
имущества; решение о приватизации, в том числе жилого помещения; договор найма здания или помещения; решение о вводе в эксплуатацию построенного объекта недвижимости; решение суда о признании права собственности на объект недвижимого имущества, об установлении факта права собственности на объект недвижимого имущества, о передаче бесхозяйного недвижимого имущества в коммунальную собственность; определение суда об утверждении (признании) мирового соглашения; документ, подтверждающий ранее зарегистрированное право на объект недвижимого имущества, в виде справки из реестра прав, хранящегося на бумажных носителях, выдаваемой органом, осуществляющим хранение соответствующего реестра.
При этом согласно ч. 2 ст. 9 Закон N38-ЗРК в срок до 1 января 2023 года исполнительный орган власти, осуществляющий регистрацию прав, включает в соответствующие разделы Единого государственного реестра недвижимости сведения о ранее учтенных объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым, обеспечивая при этом:
1) внесение в Единый реестр недвижимости сведений об объектах недвижимости с присвоением объектам недвижимости кадастровых номеров в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", с учетом изменения адреса (описания местоположения) объектов недвижимости, категории земель и вида разрешенного использования земельных участков;
2) открытие в отношении каждого объекта недвижимости реестровых дел и помещение в них документов, на основании которых осуществлены государственная регистрация земельных участков или государственный технический учет иных объектов недвижимости, независимо от языка, на котором они были составлены, а также документов, содержащих перевод на русский язык документов, составленных не на русском языке, в соответствии с частью 6 статьи 8 настоящего Закона.
Согласно п. 4 Порядка включения в государственный кадастр недвижимости сведений о содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 01.09.2014 г. N301, источниками для включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются составленные в соответствии с действовавшими до вступления в силу Федерального конституционного закона требованиями:
документы, подтверждающие государственную регистрацию земельных участков, техническую инвентаризацию объектов технического учета, государственную регистрацию прав на ранее учтенные объекты недвижимости, осуществленные до вступления в силу Федерального конституционного закона (в том числе государственные акты, поземельные книги, технические паспорта объектов технического учета, регистрационные дела), хранящиеся в архивах органа кадастрового учета, организаций технической инвентаризации, а в случае передачи указанных архивов в ведение иных органов (организаций) - хранящиеся в архивах соответствующих органов (организаций);
документы, устанавливающие или подтверждающие в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, права на ранее учтенные объекты недвижимости, перечень которых утверждается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона об особенностях регулирования.
В силу п. 31 указанного Порядка включения в государственный кадастр недвижимости сведений о содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым сведения о ранее учтенном объекте технического учета и содержащие такие сведения документы включаются в государственный кадастр недвижимости также при обращении в орган кадастрового учета заинтересованного лица с соответствующим заявлением на основании представленного таким лицом правоустанавливающего документа в отношении соответствующего объекта технического учета и (или) технического паспорта такого объекта, составленного до вступления в силу Федерального конституционного закона организацией технической инвентаризации.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно указал, что основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте технического учета является, в том числе технический паспорт такого объекта, составленный до 18.03.2014 г.
При этом, как было установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, Зарубиной Л.А. к заявлению о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - нежилом помещении - гараже-боксе N432, расположенном по адресу: "адрес", был приложен, в том числе дубликат технического паспорта на гараж-бокс, изготовленный по состоянию на 01.10.1996 г, в которым указана общая площадь данного гаража-бокса - 18,1 кв.м.
Указание в апелляционной жалобе на тот факт, что технический паспорт был выдан после 16.03.2014 г, в связи с чем его нельзя рассматривать как документ-основание для внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, сделано без учета доводов суда первой инстанции о том, что 30.05.2018 г. МУП "БТИ" был выдан именно дубликат технического паспорта на гараж-бокс, который, как указано выше, был изготовлен по состоянию на 01.10.1996 г.
Сославшись на положения пп. 22 п. 3.1 ГОСТа Р 7.0.8-2013, в силу которого дубликат документа - это повторный экземпляр подлинника документа, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предоставление Зарубиной Л.А. дубликата технического паспорта на гараж-бокс, изготовленного по состоянию на 01.10.1996 г, для проведения кадастрового учета ранее учтенного объекта недвижимости соответствует требованиям вышеназванных нормативных правовых актов.
Помимо этого, суд первой инстанции также указал, что из содержания ч. 8 ст. 69 Закона N218-ФЗ следует, что отказать во включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с отсутствием сведений о его площади возможно лишь при условии не поступления соответствующего ответа от органа технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, в то время как из представленных административным ответчиком документов следует, что органом регистрации прав какие-либо запросы с целью выявления сведений о площади объекта недвижимости не направлялись.
При этом на запрос суда МУП "БТИ" было сообщено, что согласно материалам инвентаризационного дела, гараж-бокс N432, расположенный по адресу: "адрес", состоит из помещения N432-1 и имеет общую площадь 18,1 кв.м.; какие-либо изменения площади указанного объекта недвижимого имущества не зафиксированы.
Более того, судом первой инстанции также было отмечено, что административный ответчик в обоснование принятого им решения об отказе во внесении сведений в государственный кадастр недвижимости сослался на п. 2 ч. 17 ст. 45 Федерального закона N221-ФЗ от 24.07.2007 г, утратившего силу с 01.01.2017 г.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Вместе с тем материалы дела не содержат каких-либо доказательств законности оспариваемого решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым N90/01/2019-44489 от 27.03.2019 г. Такие доказательства также не были представлены административным ответчиком и при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для настоящего спора, и правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 07.05.2019 г. по делу N2а-1889/2019 является обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 07.05.2019 г. по делу N2а-1889/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий (подпись) З.И. Курапова
Судьи (подпись) Е.Г. Тимошенко
(подпись) Н.В. Кучеренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.