Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Петровой О.А,
при секретаре Демаковой В.А,
с участием прокурора Белякова С.Г,
представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр СитиМед" Бартова А.А, действующего на основании доверенности от 16 июля 2019 года,
представителя административного ответчика Министерства государственного имущества Республики Марий Эл Мякишевой Т.Г, действующей на основании доверенности от 10 января 2019 года N 13,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр СитиМед" о признании недействующим в части приказа Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года N 19-нп "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год",
УСТАНОВИЛ:
приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года N 19-нп, опубликованным 28 декабря 2018 года на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (www.mari-el.gov.ru), определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее - Перечень).
В Перечень на 2019 год под пунктом 7220 включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером "N", расположенный по адресу: "адрес".
Общество с ограниченной ответственностью "Медицинский центр СитиМед" (далее - ООО "Медицинский центр СитиМед") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим
пункта 7220 Перечня, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года N 19-нп, ссылаясь на то, что включение в Перечень здания банка, имеющего назначение: нежилое, принадлежащее на праве собственности
ООО "Медицинский центр СитиМед", не соответствует требованиям
статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, необходимым для признания его административно-деловым центром и торговым центром (комплексом). Оспариваемый нормативный правовой акт незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В возражениях на административный иск Министерство государственного имущества Республики Марий Эл указало, что административный истец, которому было сообщено письмом от 30 марта 2018 года о формировании предварительного Перечня и предложено при наличии возражений относительно включенных в него объектов недвижимого имущества обратиться в Министерство государственного имущества Республики Марий Эл в срок до 1 ноября 2018 года, что соответствует пункту 7 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, обратился в министерство после установленного срока. Объект недвижимого имущества включен в Перечень по критерию, предусмотренному пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Выслушав объяснения представителя административного истца Бартова А.А, поддержавшего административные исковые требования, представителя административного ответчика Мякишевой Т.Г, не признавшей административные исковые требования, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Белякова С.Г, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Положением о Министерстве государственного имущества Республики Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 5 февраля 2018 года N 39, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами определяет перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения, расположенных на территории Республики Марий Эл.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 августа 2017 года N 325 "Об утверждении порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, о внесении изменения в постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 января 2014 года N 29 и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Марий Эл" на Министерство государственного имущества Республики Марий Эл возложены полномочия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения в соответствии с Порядком, утвержденным данным постановлением; по определению перечня зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; по созданию межведомственной комиссии по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (пункт 2).
Указом Президента Республики Марий Эл от 10 ноября 2010 года
N 237 определено, что официальными источниками опубликования правовых актов Республики Марий Эл являются: периодическое печатное издание "Марийская правда. Официальный еженедельник"; периодическое печатное издание "Марий Эл. Официальный документым савыктыше газет"; официальный интернет-портал Республики Марий Эл (марийэл.рф); "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что приказ Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от
26 декабря 2018 года N 19-нп издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, правил введения в действие и опубликования.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с
1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных названной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении признаваемых объектами налогообложения административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 1); в отношении нежилых помещений, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
Подпунктами 1 и 2 статьи 1.1 Закона Республики Марий Эл от
27 октября 2011 года N 59-З "О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл" установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, либо предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5).
В соответствии с частью 9 статьи 213, частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик обязан доказать законность включения принадлежащего административному истцу здания в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества.
Судом установлено, что ООО "Медицинский центр СитиМед" на основании договора купли-продажи недвижимости нежилого назначения с земельным участком от 25 декабря 2014 года на праве собственности принадлежит нежилое здание - банк, назначение: конторское, этажность: 2, общей площадью "... " кв.м, литер Б, расположенное по адресу: "адрес", о чем 19 января 2015 года в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись
"N" (л.д.27, 56-57).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 1 августа
2019 года (л.д.56-57) объект недвижимости с кадастровым номером "N", площадью "... ".м, расположенный по адресу: "адрес", имеет вид: здание, назначение: нежилое, наименование: здание банка.
По данным выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 1 августа 2019 года (л.д.53-55) спорный объект недвижимости расположен на земельном участке площадью "... " кв.м, с кадастровым номером "N", с видом разрешенного использования для размещения нежилого здания - банка. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за ООО "Медицинский центр СитиМед"
(л.д.87-103).
Согласно объяснениям административного ответчика спорное здание включено в оспариваемый Перечень как здание, предназначенное для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом предназначение здания установлено с учетом назначения здания (нежилое).
Указание в правоустанавливающих документах вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, для размещения нежилого здания - банка не свидетельствует о наличии оснований для отнесения здания к административно-деловым центрам с учетом нахождения в нем медицинской организации и фактического использования здания собственником для осуществления медицинской деятельности
Суд приходит к выводу, что довод административного ответчика о том, что спорное здание предназначено для использования в целях делового, административного, коммерческого назначения, поскольку более 20% его общей площади занимают кабинеты и иные конторские помещения, является несостоятельным.
Из объяснения представителя административного истца, фотоматериалов (л.д.58-63), представленных административным истцом, следует, что здание используется ООО "Медицинский центр СитиМед" для осуществления медицинской деятельности.
По данным технического паспорта, составленного по состоянию на
26 июля 2010 года, и экспликации к плану строения (л.д.72-86) на цокольном этаже спорного здания размещены подсобные помещения (общей площадью "... " кв.м), в том числе лестничные клетки (общей площадью "... " кв.м), венткамера ( "... " кв.м), коридоры (общей площадью "... " кв.м), электрощитовая ( "... " кв.м), теплоузел ( "... " кв.м), умывальник ( "... " кв.м), красный уголок ( "... " кв.м), служебное помещение ( "... " кв.м), душевая
( "... " кв.м), туалеты (общей площадью "... " кв.м), сауна ( "... " кв.м), кладовая ( "... " кв.м), комната отдыха ( "... " кв.м), комнаты для оружия (общей площадью "... " кв.м), комната инкассатора ( "... " кв.м), сейфовая ( "... " кв.м), раздевалка ( "... " кв.м), подсобное помещение ( "... " кв.м); на первом этаже здания расположены тамбуры (общей площадью "... " кв.м), сейфовая
( "... " кв.м), коридоры (общей площадью "... " кв.м), 12 кабинетов (общей площадью "... " кв.м), вестибюль ( "... " кв.м), туалеты (общей площадью
"... " кв.м), лестничные клетки (общей площадью "... " кв.м), кладовые (общей площадью "... " кв.м), гараж ( "... " кв.м), венткамера ( "... " кв.м); на втором этаже спорного здания расположены лестничные клетки (общей площадью "... " кв.м), коридоры (общей площадью "... " кв.м), 16 кабинетов (общей площадью "... " кв.м), туалеты (общей площадью "... " кв.м), кладовые (общей площадью "... " кв.м), машинный зал ( "... " кв.м), комната отдыха
( "... " кв.м).
Расположенные в здании помещения не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей инфраструктуре, учитывая, что термины "кабинет" и "конторское помещение" не являются тождественными термину "офис". Согласно сведениям, представленным административным истцом, кабинеты и иные помещения спорного здания используются собственником ООО "Медицинский центр СитиМед" для осуществления медицинской деятельности.
Доводы административного ответчика о правомерности включения спорного объекта недвижимости в Перечень в связи с тем, что административный истец не обращался в порядке и сроки, установленный пунктом 7 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от
4 августа 2017 года N 325, с заявлением о проведении обследования здания в связи с несогласием с включением объекта недвижимости в Перечень, являются несостоятельными.
Учитывая, что документы технического учета, не содержат иных сведений, позволяющих определить принадлежность помещений в здании к офисам, вид разрешенного использования земельного участка "для размещения нежилого здания - банка" с учетом целей и предмета деятельности административного истца, не свидетельствует о размещении офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, спорное здание могло быть включено в оспариваемый Перечень в связи с его фактическим использованием для размещения офисов.
Административным ответчиком не опровергнуты доводы административного истца и не представлено суду доказательств, достоверно подтверждающих, что на момент включения здания в Перечень в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, документами технического учета, назначение, разрешенное использование и наименование помещений здания общей площадью не менее 20 процентов общей площади здания предусматривали размещение офисов и сопутствующей инфраструктуры. Включение здания в Перечень не основано на сведениях правоустанавливающих документов, документов технического учета (инвентаризации) о его назначении и сведениях о фактическом использовании объекта. Мероприятия по определению вида фактического использования спорного здания административным ответчиком не проводились.
Суд считает, что принадлежащее ООО "Медицинский центр СитиМед" на праве собственности объект недвижимости с кадастровым номером "N", площадью "... " кв.м, расположенный по адресу: "адрес", необоснованно включен в пункт 7220 Перечня, поскольку не отвечает признакам, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, согласно уведомлению от 26 июня 2019 года, направленному Министерством государственного имущества Республики Марий Эл в адрес ООО "Медицинский центр СитиМед", объект недвижимого имущества с кадастровым номером "N" на основании решения Межведомственной комиссии по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения от 21 июня 2019 года исключен из списка объектов недвижимого имущества, подлежащих включению в Перечень на очередной налоговый период в связи и несоответствием указанного объекта условиям, установленным пунктами 3-5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2019 год), считает, что в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца приказ в оспариваемой части подлежит признанию недействующим со дня его принятия.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о настоящем решении суда подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. При подаче административного искового заявления административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 4500 рублей согласно платежному поручению от 9 июля 2017 года
"N". Указанные судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр СитиМед" удовлетворить.
Признать пункт 7220 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденный приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от
26 декабря 2018 года N 19-нп "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год", недействующим со дня его принятия.
Сообщение о решении подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в пользу общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр СитиМед" 4500 рублей в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А.Петрова
В окончательной форме решение принято 2 сентября 2019 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.