Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Ильинской Л.В, Стешовиковой И.Г.
с участием прокурора
Андреевой Н.А.
при секретаре
Зимиревой И.А.
рассмотрела административное дело N 2а-3431/2019 по апелляционной жалобе представителя административного истца Сосунова С. В. на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 01 августа 2019 года, принятое по административному иску Сосунова С. В. к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Васильевский о признании незаконным решения N101 от 18 июля 2019 года о регистрации Нечеснюк Н. В. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Васильевский шестого созыва по многомандатному избирательному округу N15.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, объяснения представителя административного лица, представителя избирательной комиссии, заинтересованного лица и ее представителя, заключение прокурора, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сосунов С.В, зарегистрированный кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Васильевский шестого созыва по многомандатному избирательному округу N15, обратился в суд с административным исковым заявлением к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Васильевский (далее-ИКМО Васильевский, избирательная комиссия), в котором просил признать незаконным решение избирательной комиссии N101 от 18 июля 2019 года о регистрации Нечеснюк Н.В. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Васильевский шестого созыва по многомандатному избирательному округу N15.
Свои требования мотивировал тем, что одновременно с подписными листами Нечеснюк Н.В. 09 июля 2019 года не представила в избирательную комиссию документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, а лишь представила договор без номера от 04 июля 2019 года, заключенный с ИП "... " на оказание услуг по изготовлению подписных листов и акт принятия выполненных работ по изготовлению подписных листов N04.07.2019/3 от 04 июля 2019 года к договору без номера от 04 июля 2019 года. Платежное поручение N 1 от 04 июля 2019 года представлено в избирательную комиссию 10 июля 2019 года.
Поскольку пунктом 1.1 статей 38 Федерального закона Федеральный закон от 12 июня 2002 N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее-Федеральный закон N12 июня 2002 года N 67-ФЗ) и статьей 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее-Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46) не допускается представление кандидатов новых документов к ранее представленным в избирательную комиссии или замена ранее представленных документов на новые, то избирательной комиссии надлежало отказать в регистрации Нечеснюк Н.В. по основаниям, приведенным в подпункте "в" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 01 августа 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение, указав на неправильное применение судом норм материального права.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца и прокурор настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы.
Заинтересованное лицо Нечеснюк Н.В, не оспаривая факт того, что подписные листы и платежное поручение банка, подтверждающее факт оплаты изготовления подписных листов, представлены в избирательную комиссию в разные дни, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, указав, что представленные в избирательную комиссию договор и акт приема выполненных работ подтверждают факт оплаты изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда кандидата.
Судебная коллегия, выслушав явившихся участников судебного разбирательства, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
Из материалов административного дела следует, что 02 июля 2019 года Нечеснюк Н.В. представлены в избирательную комиссии заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты в порядке самовыдвижения, а также иные документы, необходимые для уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата в депутаты (Л.д.47-48, 64-65).
Согласно подтверждения, заполненного председателем ИКМО Васильевский 09 июля 2019 года Нечеснюк Н.В, среди прочих документов, представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата; протокол об итогах сбора подписей избирателей; в качестве документа, подтверждающего факт оплаты изготовления подписных листов, представлены - договор без номера от 04 июля 2019 года и акт N04.07.2019/3 от 04 июля 2019 года (Л.д.67-68).
Платежное поручение N1 от 04 июля 2019 года с отметкой ПАО Сбербанк об исполнении 04 июля 2019 года, и назначением платежа - изготовление подписных листов по договору без номера представлен в избирательную комиссию 10 июля 2019 года, о чем свидетельствует запись, выполненная самой Нечеснюк Н.В. на копии платежного поручения, имеющейся в материалах административного дела - л.д.45.
Оспариваемым решением избирательной комиссии N 101 от 18 июля 2019 года Нечеснюк Н.В. зарегистрирована кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Васильевский шестого созыва по многомандатному избирательному округу N15 (Л.д.13).
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции сослался на положения пункта 8 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, согласно которого выдвижение кандидатов, сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, представление документов для регистрации кандидатов осуществляются в течение 20 дней со дня, следующего за днем официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, но не ранее дня официального опубликования (обнародования) схемы одномандатных (многомандатных) избирательных округов. Поскольку 21 июня 2019 года опубликовано решение муниципального совета о назначении выборов депутатов муниципального совета шестого созыва, то документы, необходимые для регистрации кандидатом в депутаты могли быть представлены не позднее 11 июля 2019 года. Учитывая, что платежное поручение банка об оплате изготовления подписных листов представлен Нечеснюк Н.В. 10 июля 2019 года, т.е. в срок, установленный пунктом 8 статьи 21 вышеприведенного закона Санкт-Петербурга, то оснований для отказа в регистрации заинтересованного лица кандидатом в депутаты, у избирательной комиссии не имелись.
Выводы суда следует признать ошибочными.
Действительно, пунктом 8 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 установлен общий срок подачи документов, необходимых для выдвижения и регистрации кандидатов.
Вместе с тем специальные условия выдвижения кандидата, а также представления документов для регистрации, в том числе перечень документов, порядок и сроки их представления в избирательную комиссию, установлены статьями 22, 27 Закона Санкт-Петербурга.
Так, согласно подпункта "а" пункта 3 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 12 июня 2002 года N 303-46 для регистрации кандидат не позднее дня, в который истекает период, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, до 18 часов по местному времени представляет в окружную избирательную комиссию следующие документы, необходимые для регистрации кандидата:
подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования, а также документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, - в случае, если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей.
Пунктом 5 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 установлено, что все документы, необходимые для регистрации кандидата, представляются в окружную избирательную комиссию одновременно. Данное положение Закона Санкт-Петербурга не противоречит статье 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, и является дополнительной гарантий соблюдения принципа равенства прав и обязанностей кандидатов, а также совершения кандидатами лично и в установленные сроки действий по представлению документов, необходимых для регистрации кандидатов.
Согласно пункта 4.5. Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением ЦИК России от 11 июля 2014 года N235/1486-6 (в редакции от 18 мая 2016 года) после приема документов, представленных для уведомления о выдвижении кандидата, для регистрации кандидата, лицу, представившему документы, выдается письменное подтверждение их получения и в необходимых случаях - справка о приеме документов (примерные формы подтверждений и справки для случаев приема документов, представляемых для уведомления о выдвижении кандидата приведены в приложениях N 5 - 10 к настоящим Методическим рекомендациям). В подтверждении о получении документов указываются все принятые документы с указанием количества листов и экземпляров каждого из документов, дата и время представления документов, дата и время начала приема документов, дата и время окончания приема документов.
В справке о приеме документов указываются все принятые документы по каждому кандидату с указанием количества листов и экземпляров принятых документов.
Подтверждение о получении документов и справка о приеме составляются в двух экземплярах, один из которых передается лицу, представившему документы, а другой хранится в избирательной комиссии вместе с представленными документами. Все экземпляры подтверждения и справки подписываются руководителем рабочей группы и (или) членом рабочей группы, а также лицом, представившим документы, и заверяются печатью комиссии.
Как указано в апелляционном определении раннее, из подтверждения, заполненного председателем ИКМО Васильевский 09 июля 2019 года следует, что Нечеснюк Н.В. представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата; протокол об итогах сбора подписей избирателей; в качестве документа, подтверждающего факт оплаты изготовления подписных листов - договор без номера от 04 июля 2019 года и акт N04.07.2019/3 от 04 июля 2019 года (Л.д.67-68). Платежное поручение N1 от 04 июля 2019 года с отметкой ПАО Сбербанк об исполнении 04 июля 2019 года и назначением платежа - изготовление подписных листов по договору без номера в избирательную комиссию 09 июля 2019 года не представлен.
Документов, подтверждающих факт представления Нечеснюк Н.В. в избирательную комиссию 10 июля 2019 года платежного поручения банка от 04 июля 2019 года, а именно письменного подтверждения получения документа либо справки о приеме документов, примерные формы которых утверждены Постановлением ЦИК России от 11 июля 2014 года N235/1486-6 (в редакции от 18 мая 2016 года), суду не представлены.
Заинтересованным лицом в качестве доказательства поступления 10 июля 2019 года в избирательную комиссию платежного поручения N 1 от 04 июля 2019 года представлена копия данного платежного поручения с собственноручно выполненной Нечеснюк Н.В. записью о предоставлении документа в избирательную комиссию 10 июля 2019 года. Записи о получении избирательной комиссии данного документа, в представленной копии не имеется. Вместе с тем явившийся в судебное заседание председатель ИКМО Васильевский не оспаривал утверждение Нечеснюк Н.В. о предоставлении платежного поручения в избирательную комиссию 10 июля 2019 года.
С учетом приведенных обстоятельств дела Судебная коллегия считает установленным факт нарушения порядка представления документов для регистрации кандидата, определенного подпунктом "а" пункта 3 и пункта 5 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, выразившегося в несвоевременном представлении Нечеснюк Н.В. в избирательную комиссию документа, подтверждающего факт изготовления подписных листов.
Довод заинтересованного лица о том, что представленные в избирательную комиссию 09 июля 2019 года договор без номера от 04 июля 2019 года, заключенный с ИП "... " на оказание услуг по изготовлению подписных листов, и акт принятия выполненных работ по изготовлению подписных листов N04.07.2019/3 от 04 июля 2019 года к договору без номера от 04 июля 2019 года являются документами, подтверждающими факт оплаты изготовления подписных листов, Судебная коллегия считает ошибочным.
Согласно пункта 3 договора от 04 июля 2019 года оплата услуг исполнителя (ИП "... ") производится заказчиком (Нечеснюк Н.В.) по безналичному расчету из средств избирательного фонда Заказчика (л.д.59).
Правила осуществления перевода денежных средств утверждены Положением Банка России от 19 июня 2012 года N383-П (в редакции от 11 октября 2018 года) (далее - Правила).
Пунктом 1.1. Правил определено, что банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в соответствии с федеральным законом и нормативными актами Банка России в рамках применяемых форм безналичных расчетов на основании предусмотренных пунктами 1.10 и 1.11 настоящего Положения распоряжений о переводе денежных средств (далее - распоряжения), составляемых плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании федерального закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков (далее - взыскатели средств), банками.
Перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов: расчетов платежными поручениями; расчетов по аккредитиву; расчетов инкассовыми поручениями; расчетов чеками; расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование); расчетов в форме перевода электронных денежных средств.
Формы безналичных расчетов избираются плательщиками, получателями средств самостоятельно и могут предусматриваться договорами, заключаемыми ими со своими контрагентами.
В пункте 1.10. Правил указано, что перечень и описание реквизитов распоряжений - платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера приведены в приложениях 1 и 8 к настоящему Положению. Данные распоряжения применяются в рамках форм безналичных расчетов, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего Положения.
Из приведенных Правил и буквального толкования подпункта "а" пункта 3 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 следует, что документом, подтверждающим факт оплаты изготовления подписных листов, является распоряжение кандидата о переводе денежных средств со специального избирательного счета кандидата, составленное по одной из приведенных в Правилах форме безналичных расчетов.
Следовательно, документом, подтверждающим факт оплаты изготовления подписных листов, и подлежащим обязательному представлению Нечеснюк Н.В. в избирательную комиссию одновременно с подписными листами является платежное поручение N 1 от 04 июля 2019 года, которое заинтересованным лицом 09 июля 2019 года в избирательную комиссию не представлено.
В соответствии с пунктом 1.1. статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ и частью 1 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
В пункте 2.3. определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01 июня 2010 года N784-О-О разъяснено, что пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ предусматривает право кандидата в течение срока, определенного в названной норме, вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), а также обязанность избирательной комиссии извещать кандидата о неполноте сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению документов.
По своему смыслу вышеприведенные законоположения, как призванные гарантировать гражданам Российской Федерации реализацию конституционного права на участие в выборах, предполагают право кандидата восполнить недостающие сведения и обязанность избирательной комиссии уведомить его о неполноте представленных сведений, независимо от того, чем обусловлена эта неполнота - недостаточным отражением необходимых сведений в представленных документах или же непредставлением какого-либо документа или документов.
Вместе с тем, констатация Конституционным Судом Российской Федерации права кандидата устранить выявленные в документах недостатки - внести дополнения и уточнения в представленные документы, а также привести их оформление в соответствии требованиям законодательства - не предполагает возможности дополнительного представления документов, если они не были представлены в порядке и в сроки, которые установлены статьями 33, 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ и статьями 22, 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46.
Аналогичное по своему содержанию толкование приведенных норм закона и определения Конституционного Суда Российской Федерации приведены в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 04 сентября 2013 года N460АПГ13-11, от 27 августа 2013 года N8-АПГ13-8, от 01 февраля 20212 года N33-Г12-2, от 17 ноября 2011 года N25-Г11-20, от 18 ноября 2011 года N37-Г11-9 и других.
С учетом изложенного, Судебная коллегия соглашается с доводом апелляционной жалобы административного истца о том, что, поскольку возможность дополнительного представления в избирательную комиссию документов, которые раннее не представлялись кандидатом, законом не предусмотрена, то 10 июля 2019 года у Нечеснюк Н.В. отсутствовало право представить платежное поручение N 1 от 04 июля 2019 года.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является основанием отказа в регистрации кандидата.
С учетом приведенных обстоятельств дела и правовых норм, избирательной комиссии надлежало отказать в регистрации заинтересованного лица кандидатом в депутаты.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Отменить решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 01 августа 2019 года.
Признать незаконным решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Васильевский N101 от 18 июля 2019 года о регистрации Нечеснюк Н. В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Васильевский шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 15
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.