Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 сентября 2019 г. N 78-АПА19-68 настоящее решение оставлено без изменения
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Белоногого А.В,
при секретаре Егоровой О.А,
с участием прокурора Егоровой А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-277/2019 по административному исковому заявлению Лысова П. К. о признании незаконным и отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 29 августа 2019 года N136-3 "О жалобах Куликова М.Я.",
установил:
решением муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан от 9 июня 2019 года N500 назначены выборы депутатов данного представительного органа местного самоуправления шестого созыва на 8 сентября 2019 года; в эту же дату данное решение опубликовано в установленном уставом данного муниципального образования порядке, что участвующими в деле лицами не оспаривается.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан от 8 июля 2019 года NР-60 Куликову М.Я. отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан шестого созыва по многомандатному избирательному округу N145 (л.д.180-181).
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 25 июля 2019 года N122-16 отменено решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан от 8 июля 2019 года NР-60 (пункт 1); избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан обязано повторно рассмотреть вопрос о регистрации Куликова М.Я. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан шестого созыва по многомандатному избирательному округу N145 не позднее, чем через пять дней после принятия настоящего решения (пункт 2) (л.д.182-186).
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан от 29 июля 2019 года NР-60-2 Куликову М.Я. отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан шестого созыва по многомандатному избирательному округу N145 (л.д.88-92).
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 8 августа 2019 года N129-20 отменено решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан от 29 июля 2019 года NР-60-2 в части отказа Куликову М.Я. в регистрации кандидатом в депутаты по подпункту "з" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", в остальной части жалоба Куликова М.Я. оставлена без удовлетворения (пункт 1) (л.д.75-79).
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 21 августа 2019 года N 222/1683-7 решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 8 августа 2019 года N 129-20 отменено, Санкт-Петербургская избирательная комиссия обязано повторно рассмотреть жалобу Куликова М.Я. и принять решение по существу с учётом выводов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (л.д.129-137).
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 29 августа 2019 года N 136-3 решение избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Пулковский меридиан от 29 июля 2019 года NР-60-2 отменено (пункт 1); Куликов М.Я, выдвинутый в порядке самовыдвижения, 29 августа 2019 года в 15 часов 21 минуту зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Пулковский меридиан шестого созыва по многомандатному избирательному округу N145 (пункт 2) (л.д.80-87).
Лысов П.К, зарегистрированный кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан шестого созыва по тому же избирательному округу, что и Куликов М.Я, обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным иском, просит отменить решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 29 августа 2019 года N136-3, указывая, что оснований для принятия оспариваемого решения не имелось, поскольку кандидатом в установленный законом срок не представлены надлежащим образом оформленные документы в избирательную комиссию муниципального образования.
Административный истец Лысов П.К. в судебное заседание не явился, извещён судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства (л.д.20-21), просит рассмотреть дело в своё отсутствие (л.д.38-39).
Представитель административного ответчика, Санкт-Петербургской избирательной комиссии Мишутина Д.С, действующая на основании доверенности от "дата", в судебное заседание явилась, просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заинтересованное лицо Куликов М.Я, его представитель, адвокат Черниговский А.В, действующий на основании доверенности от "дата" и ордера от "дата", в судебное заседание явились, полагают требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица, избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан, её председатель Ефимов И.Е, в судебное заседание явился, полагает, что иск подлежит удовлетворению.
С учётом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца в порядке части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд считает, что административный иск надлежит удовлетворить.
Статьёй 12 Конституции Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).
Из материалов административного дела усматривается, что 25 июня 2019 года Куликов М.Я. обратился в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан шестого созыва по многомандатному избирательному округу N145 (л.д.150-151).
Также с заявлением Куликовым М.Я. представлены следующие документы: копия паспорта (на 4 листах), копия документа, подтверждающего сведения об образовании (диплом) (на 1 листе), сведения о размере и об источниках доходах кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (на 2 листах), CD-диск с документами в машиночитаемом виде (1шт) (л.д.147-149).
Кандидатом Куликовым М.Я. 29 июня 2019 года в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан дополнительно представлены подписные листы с 14 подписями избирателей в поддержку кандидата на 7л, протокол об итогах сбора подписей на 2 л. в 2 экз, документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов за средств избирательного фонда (платежное поручение от 25 июня 2019 года N 979113), первый финансовый отчёт кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования (на 3 листах) (л.д.159-160).
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 2.2 статьи 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации вместе с заявлением о согласии баллотироваться представляются копия паспорта, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения, а также заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 3 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, представляются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом. Паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в окружную избирательную комиссию;
б) заверенные кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
4 июля 2019 года избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Пулковский меридиан выявила недостатки в представленных Куликовым М.Я. документах в части неполноты сведений о кандидате, отсутствии документов, представление которых предусмотрено законом, несоблюдение требований закона к оформлению документов, в частности было указано на то, что представленные копии документов не заверены кандидатом (л.д.178).
Участвующими в деле лицами не оспаривалось, и это следует из материалов дела, что представленные Куликовым М.Я. в избирательную комиссию муниципального образования 25 июня 2019 года копии паспорта и диплома об образовании не заверены кандидатом (л.д.152-156), как того требуют вышеупомянутые нормы законов.
Указанное уведомление о недостатках 4 июля 2019 года было направлено Куликову М.Я. заказным письмом (л.д.179), и согласно его объяснениям в судебном заседании получено им 9 июля 2019 года.
Установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в органы местного самоуправления должен составлять не менее 20 дней (пункт 9 статьи 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).
Пунктом 8 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 установлено, что выдвижение кандидатов, сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, представление документов для регистрации кандидатов осуществляются в течение 20 дней со дня, следующего за днем официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, но не ранее дня официального опубликования (обнародования) схемы одномандатных (многомандатных) избирательных округов.
Пунктом 4 статьи 11.1 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации установлено, что если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем через определённое количество дней после дня наступления какого-либо события, то данное действие может (должно) быть осуществлено в течение указанного в законе количества дней. При этом первым днём считается день, следующий после календарной даты наступления этого события, а последним - день, следующий за днём, в который истекает указанное количество дней.
Принимая во внимание, что решение муниципального совета о назначении выборов официально опубликовано 9 июня 2019 года, то последним днём для представления кандидатом в избирательную комиссию муниципального образования документов для выдвижения и регистрации кандидата являлось 29 июня 2019 года.
Вместе с тем, в указанный срок Куликовым М.Я. не были представлены в избирательную комиссию заверенные им копии паспорта и документа об образовании.
В соответствии с пунктом 1.1. статьи 39 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Таким образом, оформленные с нарушением требований закона копии паспорта и документа об образовании могли быть замены Куликовым М.Я. в срок по 6 июля 2019 года, т.е. за день, предшествующий дню дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата (8 июля 2019 года).
Довод Куликова М.Я. о том, что 9 июля 2019 года он направил почтовым отправлением в адрес избирательной комиссии муниципального образования указанные копии документов с проставлением собственноручной подписи, не свидетельствует о соблюдении им требований подпунктов "а" и "б" пункта 2.2 статьи 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, подпунктов "а" и "б" пункта 3 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46.
По аналогичным основаниям не является состоятельным довод Куликова М.Я. о предоставлении им указанных документов в избирательную комиссия муниципального образования 7 августа 2019 года, а также в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию 26 августа 2019 года.
При этом суд не может согласиться с обоснованностью довода Куликова М.Я. о неизвещении избирательной комиссией муниципального образования в установленный законом срок о выявленных недостатках, поскольку такое уведомление было направлено избирательной комиссией за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Поскольку из представленных Куликовым М.Я. в избирательную комиссию муниципального образования документов не следует, что комиссии был известен номер телефона или адрес электронной почты Куликова М.Я, что способствовало бы немедленному извещению о недостатках, то оснований полагать о нарушении избирательной комиссией пункта 1.1. статьи 39 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, у суда не имеется.
Довод Куликова М.Я. о том, что избирательная комиссия должна была известить его о таких недостатках телеграфом, не основан на законе.
Кроме того, неисполнение избирательной комиссией муниципального образования требований закона об извещении кандидата о недостатках представленных им документов, не освобождает кандидата от соблюдения избирательного законодательства, в том числе и в части представления документов, оформленных в соответствии с требованиями закона.
Согласно пункту 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом в том числе по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Закона, иных требований, предусмотренных этим Законом, иным законом.
Исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата установлен пунктом 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, в качестве которых федеральный законодатель предусмотрел в том числе:
- отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с этим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в").
Приведённым правовым предписаниям корреспондируют положения подпункта "г" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46.
Принимая во внимание, что предусмотренные федеральным и региональным законодателем условия выдвижения кандидата Куликова М.Я. не выполнены, необходимые для регистрации документы в избирательную комиссию не были представлены в установленный региональным законодательством срок, при этом доказательств чинения избирательной комиссией муниципального образования кандидату препятствий в предоставлении таких документов суду не представлено, то у Санкт-Петербургской избирательной комиссии отсутствовали правовые основания для отмены решения избирательной комиссии и регистрации Куликова М.Я. кандидатом в депутаты.
При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Лысова П. К. - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 29 августа 2019 года N136-3 "О жалобах Куликова М.Я.".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.