Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Скрябиной С.В,
судей Швайдак Н.А, Шушкевич О.В,
при секретаре Уржумцевой С.Ю,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Куровского Антона Юрьевича, Суяргулова Рустама Амировича, Норкина Юрия Георгиевича, Максименко Александра Викторовича, Панова Виктора Михайловича, Рахманиной Елены Юрьевны, Ахматдинова Азата Альбертовича, Баранцева Евгения Игоревича, Сушариной Стелы Сергеевны, Баранцевой Алены Дмитриевны, Кудайбергенова Максута Саимовича, Терехиной Ирины Геннадьевны, Гиндулиной Людмилы Егоровны, Бандурко Татьяне Борисовне, Соколовой Марине Константиновне, Биткиной Марине Александровне, Скок Ольге Ивановне, Лившич Анастасии Васильевны, Христенко Анны Михайловны, Пыжовой Екатерины Михайловны на решение Южноуральского городского суда Челябинской области от 29 апреля 2019 года по иску Куровского Антона Юрьевича, Суяргулова Рустама Амировича, Норкина Юрия Георгиевича, Максименко Александра Викторовича, Панова Виктора Михайловича, Рахманиной Елены Юрьевны, Галкина Романа Алексеевича, Ахматдинова Азата Альбертовича, Баранцева Евгения Игоревича, Сушариной Стелы Сергеевны, Баранцевой Алены Дмитриевны, Кудайбергенова Максута Саимовича, Захаровой Надежды Владимировны, Терехиной Ирины Геннадьевны, Гиндулиной Людмилы Егоровны, Бандурко Татьяне Борисовне, Соколовой Марине Константиновне, Биткиной Марине Александровне, Скок Ольге Ивановне, Лившич Анастасии Васильевны, Христенко Анны Михайловны, Пыжовой Екатерины Михайловны к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская больница г. Южноуральск", Министерству здравоохранения Челябинской области о восстановлении нарушенных трудовых прав.
Заслушав доклад судьи Швайдак Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения истца Терехиной И.Г, поддержавшей доводы апелляционной жалобы и отказ от жалобы в части, представителя профсоюзной организации Рываева Д.П, третьего лица Сояргуловой З.А, поддержавших доводы жалобы, представителя ответчика Илотовской Л.М, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, представителя Министерства здравоохранения Челябинской области Зязина Д.Б, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Куровский А.Ю, Суяргулов Р.А, Норкин Ю.Г, Максименко А.В, Панов В.М, Рахманина Е.Ю, Галкин Р.А, Ахматдинов А.А, Баранцев Е.И, Сушарина С.С, Баранцева А.Д, Кудайбергенов М.С, Захарова Н.В, Терехина И.Г, Гиндулина Л.Е, Бандурко Т.Б, Соколова М.К, Биткина М.А, Скок О.И, Лившич А.В, Христенко А.М, Пыжова Е.М. обратились в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская больница г. Южноуральск" (далее ГБУЗ "Городская больница г. Южноуральск"), Министерству здравоохранения Челябинской области (далее Минздрав Челябинской области) о признании недействительными и отмене Положения об оплате труда работников ГБУЗ "Городская больница г. Южноуральск", утвержденное приказом главного врача от 30 ноября 2018 года N "данные изъяты"; приказа N "данные изъяты" от 31 декабря 2018 года о перерасчете дополнительных дней отпуска; признании незаконными действий работодателя по внесению изменения в трудовые договоры работников; признании недействительными карт специальной оценки условий труда работников.
В обоснование исковых требований указали, что в декабре 2016 года в ГБУЗ "Городская больница г..Южноуральск" была проведена специальная оценка условий труда, по итогам которой 06 сентября 2017 года состоялось заседание комиссии по рассмотрению её результатов. Решением комиссии установлено, сохранить компенсационные меры за работниками, принятым на работу до 01 января 2014 года, а работникам, принятым после 01 января 2014 года установлены согласованные условия повышенной надбавки к заработной плате и дополнительные дни отпуска. Данное решение стало дополнением к коллективному договору действовавшему до 31 декабря 2018 года. В декабре 2018 года всем сотрудникам больницы были выданы уведомления об изменении условий трудового договора в сторону уменьшения прав работников на дополнительный отпуск и на надбавки к заработной плате за работу в особых условиях (повышенная напряженность, биологический и химический вредоносный фактор и т.д.), изменены выплаты стимулирующего характера. Кроме того, 30 ноября 2018 года приказом главного врача ГБУЗ "Городская больница г..Южноуральск N "данные изъяты" было утверждено "Положение об оплате труда", которым так же изменены условия оплаты труда в сторону уменьшения прав работников на дополнительный отпуск и на надбавки к заработной плате за работу в особых условиях, изменены выплаты стимулирующего характера. Также работодателем был издан приказ N "данные изъяты" от 21 декабря 2018 года о перерасчете дополнительных дней отпуска. Согласно данному приказу работникам должен быть произведен перерасчет дополнительных дней отпуска за период 2018-2019 годы. Данный приказ ущемляет права работников, отработавших предотпускной период и выходящих в отпуск в 2019 году. Первичной профсоюзной организацией ГБУЗ "Городская больница г..Южноуральск" и Профессиональным союзом работников здравоохранения РФ Челябинской областной организацией профсоюза на их обращение даны ответы подтверждающие нарушение прав работников со стороны работодателя.
При оценке условий труда на подкласс 3.2, оценку следовало отнести по напряженности к подклассу 3.3. И оснований для внесения изменений в трудовой договор и положение об оплате труда уменьшающие права работников на дополнительный отпуск и на надбавки к заработной плате за работу в особых условиях не имелось. Кроме того, в приложении о стимулировании к "Положению об оплате труда", утвержденного 30 ноября 2018 года приказом главного врача ГБУЗ "Городская больница г..Южноуральск" N "данные изъяты" прямо указано, что одна из трех составных частей заработной платы, такая как выплаты стимулирующего характера, не должна начисляться за выполненную работу по внутреннему совместительству, которая выполняется в свободное от основной работы время, в вечернее, ночное время, в выходные и праздничные дни по той же специальности и по тем же должностным обязанностям, что и основная работа. Отсутствие выплат стимулирующего характера за работу, выполняемую по внутреннему совместительству по тем же должностным инструкциям является дискриминационным.
В судебном заседании суда первой инстанции истцы Сушарина С.С, Пыжова Е.М, Скок О.И, Биткина М.А, Соколова М.К, Бандурко Т.Б, Гиндулина Л.Е, Баранцева А.Д, Ахматдинов А.А, Галкин Р.А, Рахманина Е.Ю, Панов В.М, Максименко А.В, Норкин Ю.Г, Суяргулов Р.А, Захарова Н.В, Кудайбергенов М.С. участия не принимали, Куровский А.Ю, Терехина И.Г, Лившич А.В, Христенко А.М, Баранцев Е.И, представитель истцов Фомин Н.С. поддержали заявленные исковые требования.
Представитель ответчика ГБУЗ "Городская больница г. Южноуральск" Илатовская Л.М. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признала. Пояснила, что 12 октября 2018 года в адрес больницы поступило письмо из Министерства здравоохранения, которым оно обязало привести в соответствие систему оплаты труда: увеличить оклад и уменьшить выплаты стимулирующего характера. Истцы подписали уведомления об изменении условий, но не подписали дополнительные соглашения к трудовым договорам, продолжив работать. Проценты были установлены соглашением к коллективному договору, который прекратил свое действие 31 декабря 2018 года. Новый коллективный договор не был принят. Существенные условия трудового договора изменились, но истцы были предупреждены об этом за два месяца. Истцы Баранцевы устроились на работу 11 декабря 2018 года, изначально согласившись с измененными условиями договора.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Челябинской области Зязин Д.Б. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признал, пояснил, что положение об оплате труда было принято в соответствии с трудовым законодательством. Новая система оплаты труда может быть ухудшена, главное чтобы не нарушались минимальные гарантии, предусмотренные ст. 117 и ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации.
Третьи лица Суяргулова З.А, Яковлев В.Н, представители третьих лиц Челябинской областной организации Профсоюза работников здравоохранения РФ, Государственной инспекции труда в Челябинской области, Правительства Челябинской области, Министерства финансов Челябинской области участия в судебном заседании суда первой инстанции не принимали.
Решением суда в удовлетворении исковых требований Баранцева Е.И, Баранцевой А.Д. к ГБУЗ "Городская больница г. Южноуральск", Министерству здравоохранения Челябинской области о восстановлении нарушенных трудовых прав отказано в полном объеме. Исковые требования Куровского А.Ю, Суяргулова Р.А, Норкина Ю.Г, Максименко А.В, Панова В.М, Рахманиной Е.Ю, Галкина Р.А, Ахматдинова А.А, Сушариной С.С, Кудайбергенова М.С, Захаровой Н.В, Терехиной И.Г, Гиндулиной Л.Е, Бандурко Т.Б, Соколовой М.К, Биткиной М.А, Скок О.И, Лившич А.В, Христенко А.М, Пыжовой Е.М. удовлетворены частично. Признан недействительным приказ N "данные изъяты" от 31 декабря 2018 года "О перерасчете дополнительных дней отпуска" в части перерасчета работникам, работающим во вредных условиях труда, количества дополнительных дней отпуска за период работы в 2018 году. В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Куровский А.Ю, Суяргулов Р.А, Норкин Ю.Г, Максименко А.В, Панов В.М, Рахманина Е.Ю, Ахматдинов А.А, Баранцев Е.И, Сушарина С.С, Баранцева А.Д, Кудайбергенов М.С, Терехина И.Г, Гиндулина Л.Е, Бандурко Т.Б, Соколова М.К, Биткина М.А, Скок О.И, Лившич А.В, Христенко А.М, Пыжова Е.М. просят решение суда отменить и принять новое об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывают, что судом не принято во внимание, что снижение компенсационных выплат и уменьшение продолжительности ежегодных дополнительных отпусков, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными условиями труда не соответствует требованиям ст.15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N421-ФЗ, Единым рекомендациям по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждениях, Постановления Правительства Челябинской области от 19 ноября 2014 года N "данные изъяты", Отраслевому соглашению между Минздравом Челябинской области и Челябинской областной организацией Профсоюза работников здравоохранения РФ на 2018-2020 годы, в соответствии с которым порядок и условия осуществления компенсационных мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены. Предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу во вредных условиях труда предусмотрен и иными действующими нормативно-правовыми актами. Судом не дана оценка тому обстоятельству, что организационные или технологические изменения условий труда не производились, в связи с чем у работодателя отсутствовали основания для изменения условий трудовых договоров в одностороннем порядке. Работники были уведомлены об изменении условий трудовых договоров с нарушением срока, установленного ст. 74 Трудового кодекса.
Судом не дана оценка доводам о том, что в Положение об оплате труда неправомерно включен пункт о том, что выплаты стимулирующего характера не должны начисляться за работу, выполненную по внутреннему совместительству, а также о том, что указанным Положением незаконно отменены выплаты за непрерывный стаж работы и выслугу лет, которые предусмотрены нормативными актами, регулирующими порядок оплаты труда работников здравоохранения. Новые условия оплаты труда ухудшены по сравнению с условиями, содержащимися в трудовом законодательстве. Кроме того, указывают на то, что работниками рентген кабинета суду были предоставлены доказательства, подтверждающие факт их работы на аналоговых рентген аппаратах, связанных с ионизирующим излучением и химическим вредоносным фактором. При этом оценка труда проведена работодателем только на цифровом аппарате, где вредоносные факторы отсутствуют. Проведение оценки труда на текущий год не запланировано. В решении суда не отражено признание представителем Минздрава Челябинской области в судебном заседании 25 марта 2019 года требований в части неправомерности снижения размера компенсационных выплат за работу во вредных условиях труда и уменьшения продолжительности дополнительных оплачиваемых отпусков. Судом не приняты во внимание доводы прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению. При этом дело рассмотрено судом в отсутствие участвующих в деле лиц и не извещенных надлежащим образом.
В возражениях на апелляционную жалобу представители ГБУЗ "Городская больница г. Южноуральск" и Минздрава Челябинской области просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылается на законность и обоснованность принятого судом решения.
Истцы Куровский А.Ю, Суяргулов Р.А, Норкин Ю.Г, Максименко А.В, Панов В.М, Рахманина Е.Ю, Ахматдинов А.А, Баранцев Е.И, Сушарина С.С, Баранцева А.Д, Кудайбергенов М.С, Гиндулина Л.Е, Бандурко Т.Б, Соколова М.К, Биткина М.А, Скок О.И, Лившич А.В, Христенко А.М, Пыжова Е.М, третьи лица Яковлев В.Н, Правительство Челябинской области, Министерство финансов Челябинской области, Государственная инспекция труда в Челябинской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
В суд апелляционной инстанции до начала судебного заседания поступило заявление истцов Куровского А.Ю, Суяргулова Р.А, Норкина Ю.Г, Максименко А.В, Панова В.М, Рахманиной Е.Ю, Ахматдинова А.А, Баранцева Е.И, Сушарина С.С, Баранцевой А.Д, Кудайбергенова М.С, Терехиной И.Г, Гиндулиной Л.Е, Бандурко Т.Б, Соколовой М.К, Биткиной М.А, Скок О.И, Лившич А.В, Христенко А.М, Пыжовой Е.М. об отказе от апелляционной жалобы в части оспаривания решения суда об отказе в иске о признании недействительными карт специальной оценки условий труда работников.
В соответствии со ст. 326 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказ от апелляционных жалобы, представления допускается до вынесения судом апелляционного определения. Заявление об отказе от апелляционных жалобы, представления подается в письменной форме в суд апелляционной инстанции.
О принятии отказа от апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции выносит определение, которым прекращает производство по соответствующим апелляционным жалобе, представлению. Прекращение производства по апелляционным жалобе, представлению в связи с отказом от них не является препятствием для рассмотрения иных апелляционных жалоб, представлений, если соответствующее решение суда первой инстанции обжалуется другими лицами.
Учитывая, что заявление об отказе от апелляционной жалобы в части подано истцами до начала судебного заседания, судебная коллегия находит указанное заявление истцов подлежащим удовлетворению. Однако решение суда первой инстанции обжаловано истцами по иным требованиям, поэтому судебная коллегия, принимая отказ от апелляционной жалобы в части, продолжает апелляционное рассмотрение дела по апелляционной жалобе истцов по иным требованиям.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в части в связи нарушением и неправильным применением судом норм материального права.
Из материалов дела следует, что ГБУЗ "Городская больница г.Южноуральск", ранее МУЗ "Южноуральская центральная городская больница", является юридическим лицом, действует на основании Устава, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Челябинской области N "данные изъяты" от 04 февраля 2016 года.
В соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 17 ноября 2015 года N "данные изъяты" МУЗ "Южноуральская центральная городская больница" ГБУЗ "Городская больница г. Южноуральск" принято в государственную собственность Челябинской области и переименовано ГБУЗ "Городская больница г. Южноуральск", является государственным учреждением, входящим в систему здравоохранения. Функции и полномочия Учредителя Учреждения от имени Челябинской области выполняет Министерство здравоохранения Челябинской области. ГБУЗ "Городская больница г. Южноуральск" в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации и Челябинской области, выше приведенным Уставом, распорядительными документами Учредителя, в установленном порядке определяет размер средств, направляемых на оплату труда работников Учреждения, в пределах финансирования формирует штатное расписание, устанавливает сотрудникам дополнительные отпуска, сокращенные рабочие дни и иные социальные льготы, не противоречащие трудовому законодательству Российской Федерации, обеспечивает своим работникам безопасные условия труда (т. 2 л.д. 52-60).
29 марта 2016 года между ГБУЗ "Городская больница г. Южноуральск", в лице главного врача В.Н. Яковлева, и работниками, в лице Профсоюзного комитета, подписан Коллективный договор на 2016-2018 годы, со сроком действия по 31 декабря 2018 года (т. 1 л.д. 63-74).
Данный Коллективный договор предусматривал совместную работу работодателя и трудового коллектива по соблюдению и улучшению гарантий в сфере оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, заключенным при приеме на работу, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными Трудовым кодексом Российской Федерации, вышестоящими законодательными и иными нормативными правовыми актами (раздел 4 Коллективного договора).
Работодатель обязуется производить оплату труда в соответствии с действующими нормативными правовыми и локальными актами, а так же в соответствии с Положением об оплате труда работников, Положением о стимулирующих выплатах. Производить повышение окладов работникам, занятым на работах с вредными и опасными или иными особыми условиями труда в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательными, отраслевыми нормативными правовыми актами, а так же в соответствии с проведенной специальной оценкой условий труда (пункты 4.4, 4.5.).
Пункт 5.13 данного договора предусматривал ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда не менее 12 дней.
Приказом главного врача ГБУЗ "Городская больница г. Южноуральск" N "данные изъяты" от 31 декабря 2015 года было утверждено Положение со сроком действия с 01 января 2016 года (т.2 л.д. 65, 66-83), приказами N "данные изъяты" от 30 декабря 2016 года, N "данные изъяты" от 30 марта 2017 года, N "данные изъяты", N2013 от 30 сентября 2016 года, N "данные изъяты" от 27 ноября 2017 года, N "данные изъяты" от 27 декабря 2017 года, N "данные изъяты" от 09 января 2018 года, N "данные изъяты" от 30 марта 2018 года, N "данные изъяты" от 26 февраля 2018 года в данное Положение были внесены изменения (т.2 л.д. 84, 85-99, 100, 101-102, 103-146, 147-196, т.3 л.д. 1-59, 60-95, 96-101, 102-142, 143-186).
Положение об оплате труда работников содержало позиции в части повышенной оплаты труда и размеров дополнительных дней отпуска за работу во вредных условиях труда, полностью согласующиеся с положениями Коллективного договора: Администрация, заключая с работниками трудовые договоры, руководствовалась положениями данных локальных актов и норм Трудового кодекса Российской Федерации.
29 марта 2016 года администрацией больницы и профсоюзным комитетом был утвержден Перечень профессий и должностей с вредными условиями труда, имеющих право на дополнительные дни к отпуску, сокращенный рабочий день (т.1 л.д. 96-101)
03 июля 2017 года между сторонами было подписано Соглашение о внесении изменений в Коллективный договор по результатам специальной оценки труда, проведенной в период с 05 октября 2016 года по 10 апреля 2017 года, а именно в части условий Коллективного договора о размерах размеров выплат компенсационного характера работникам занятым на работах с вредными условиями труда, данным соглашением утверждена таблица, которая предусматривала повышающие коэффициенты к окладу от 4% и выше в зависимости от занятости в подразделении и занимаемой должности (операционный блок 15%, отделение анестезиологии реанимации 15%, рентгенкабинет 15%, врачи поликлиники 15% за исключением врача-психиатра, врача-инфекциониста, гинекологическое отделение 15%, родильное отделение 15%, травматологическое отделение 15%, отделение гнойной хирургии 25%, хирургическое отделение 15%). Так же внесены изменения в части предоставления дополнительных дней отпуска за работу во вредных условиях труда (поликлиника 12 дней, педиатрическое отделение 12 дней, хирургическое отделение 12 дней, отделение гной хирургии 12 дней, врач -анестезиолог-реаниматолог 18 дней, травматологическое отделение 12 дней, гинекологическое отделение 12 дней, травмпункт 12 дней, родильное отделение 12 дней, инфекционное отделение 12 дней, рентгенкабинет 18 дней. Данные соглашения являлись неотъемлемой частью коллективного договора (т.1 л.д. 75-95).
Истец Терехина И.Г. принята на работу в МУЗ "Южноуральская центральная городская больница" 18 января 2011 года в качестве врача-рентгенолога (регтгенкабинета), трудовым договором от этой же даты ей установлен должностной оклад, надбавка за работу с вредными и опасными условиями труда 15%, надбавка стимулирующего характера, ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней и дополнительно оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях труда, продолжительностью 18 дней (т.1 л.д. 169).
Истцы - Гиндулина Л.Е. приняты в качестве врачей-рентгенологов, Бандурко Т.Б, Соколова М.К, Скок О.И, Лившич А.В. в качестве рентгенлаборантов, трудовые договора заключены 18 января 2011 года с теми же условиями оплаты надбавки за работу с вредными и опасными условиями труда и с тем же количеством дополнительно оплачиваемого отпуска за работу во вредных и опасных условиях труда (т. 1.д. 173, 176, 179, 185, 188).
Согласно трудовому договору N "данные изъяты" от 05 апреля 2002 года истец Биткина М.А. была принята на работу в МУЗ "Южноуральская центральная городская больница" (в настоящее время ГБУЗ "Городская больница г. Южноуральск") в качестве "данные изъяты" хирургического отделения N1. С учетом соглашения N "данные изъяты" об изменении условий трудового договора от 27 июня 2011 года, истец Биткина М.А. выполняла работу "данные изъяты" Указанным договором истцу Биткиной М.А. была установлена надбавка за работу с вредными и опасными условиями труда 15%, ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней и дополнительный отпуск за работу с вредными и опасными условиями труда, продолжительностью 12 дней (т.1 л.д. 182).
Христенко А.М. принята на работу в качестве "данные изъяты" 21 января 2011 года. Согласно соглашению N 94 об изменении условий трудового договора от 03 декабря 2012 года Христенко А.М. была переведена на должность "данные изъяты". Указанным договором истцу Христенко А.М. была установлена надбавка за работу с вредными и опасными условиями труда 15%, ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней и дополнительный отпуск за работу с вредными и опасными условиями труда, продолжительностью 12 дней (т.1 л.д. 191).
Согласно трудовому договору N 199 от 17 июня 2010 года Пыжова Е.М. была принята на работу в качестве "данные изъяты". Указанным договором истцу установлен должностной оклад, надбавка за опасные для здоровья и особо тяжелые условия труда 15%, ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней и дополнительно оплачиваемый отпуск, продолжительностью 12 дней по коллективному договору. Согласно соглашению N "данные изъяты" об изменении условий трудового договора от 30 июня 2016 года Пыжова Е.М. работает в должности "данные изъяты", с теми же условиями оплаты труда (т.1 л.д. 195).
Кудайбергенов М.С. принят на работу 27 ноября 2018 года в качестве "данные изъяты". Трудовым договором истцу был установлен должностной оклад в размере 8 112 руб. по 31 декабря 2018 года и 19 049 руб. с 01 января 2019 года, надбавка за вредные условия труда 15%, компенсационные и стимулирующие выплаты на основании Положения об оплате труда работников, ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней и дополнительно оплачиваемый отпуск, продолжительностью 12 дней по коллективному договору (т.1 л.д. 199).
30 сентября 2009 года истец Захарова Н.В. принята в ГБУЗ "Городская больница г. Южноуральск" в качестве "данные изъяты", ей был установлен по условиям трудового договора ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней и дополнительно оплачиваемый отпуск, продолжительностью 12 дней по коллективному договору. Согласно соглашению N "данные изъяты" об изменении условий трудового договора от 17 августа 2018 Захарова Н.В. была переведена на должность врач-терапевт участковый (т.1 л.д. 202).
Баранцева А.Д. была принята к ответчику на работу 11 декабря 2018 года в качестве "данные изъяты". Ей был установлен должностной оклад в размере 8 112 руб. по 31 декабря 2018 года и 19 049 руб. с 01 января 2019 года, надбавка за вредные условия труда по 31 декабря 2018 года - 15%, с 01 января 2019 года - 7 %, дополнительно оплачиваемый отпуск, продолжительностью 12 дней по коллективному договору, а с 01 января 2019 года дополнительный оплачиваемый отпуск установлен продолжительностью 7 дней (т.1 л.д. 207).
Этим же днем принят на работу Баранцев Е.И. в качестве "данные изъяты", "данные изъяты". Трудовым договором ему установлен должностной оклад в размере 9 451 руб. по 31 декабря 2018 года и 22 402 руб. с 01 января 2019 года, надбавка за вредные условия труда по 31 декабря 2018 года - 15%, с 01 января 2019 года - 7 %, дополнительно оплачиваемый отпуск, продолжительностью 21 день по коллективному договору, а с 01 января 2019 года дополнительный оплачиваемый отпуск установлен продолжительностью 10 дней (т.1 л.д. 210).
13 июля 2018 года Ахматдинов А.А. принят на работу в ГБУЗ "Городская больница г. Южноуральск" в качестве "данные изъяты". Трудовым договором ей установлен должностной оклад в размере 8 782 руб, надбавка за вредные условия труда 15%, дополнительно оплачиваемый отпуск, продолжительностью 12 дней по коллективному договору(т.1 л.д. 213).
Галкин Р.А. принят на работу 10 июня 2016 года в качестве "данные изъяты", трудовым договором ему установлена надбавка за вредные условия труда 15%, дополнительно оплачиваемый отпуск, продолжительностью 12 дней по коллективному договору (т.1 л.д. 217).
Согласно трудовому договору N180 от 23 сентября 2008 года истец Рахманина Е.Ю. была принята на работу в МУЗ "Южноуральская центральная городская больница" в качестве "данные изъяты", ей установлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней и дополнительно оплачиваемый отпуск, продолжительностью 12 дней по коллективному договору, надбавка за опасные для здоровья и особо тяжелые условия труда 15 % (т.1 л.д. 221).
Панов В.М. принят на работу 10 июля 2006 года в качестве "данные изъяты" Соглашением N "данные изъяты" от 01 ноября 2016 года об изменении условий трудового договора, он был переведен в отделение гнойной хирургии и ему был установлен оклад, надбавка за вредные условия труда 25%, дополнительно оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 дней по коллективному договору (т.1 л.д. 225).
02 октября 2017 года Максименко А.В. принят к ответчику в качестве "данные изъяты". По условиям трудового договора ему был установлен оклад 9 451 руб, надбавка за вредные условия труда 12%, дополнительно оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 дней по коллективному договору (т.1 л.д. 229).
С 08 ноября 2016 года истец Норкин Ю.Г. является работником ГБУЗ "Городская больница г. Южноуральск" в качестве "данные изъяты", трудовым договором от той же даты ей установлены надбавка за вредные условия труда 15%, дополнительно оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 дней по коллективному договору (т.1 л.д. 233).
Согласно трудовому договору N4 от 11 января 2018 года Суяргулов Р.А. принят на работу в ГБУЗ "Городская больница г. Южноуральск" в качестве "данные изъяты" ему установлены оклад, надбавка за вредные условия труда 15%, дополнительно оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 дней по коллективному договору (т.1 л.д. 237).
Сушарина С.С. принята 03 октября 2011 года в качестве врача-анестезиолога, реаниматолога. Согласно условий трудового договора ей установлен оклад, надбавка за вредные условия труда 15%, дополнительно оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 дней (т.1 л.д. 241).
Согласно трудовому договору N "данные изъяты" от 10 октября 2016 года Куровский А.Ю. принят на работу в качестве "данные изъяты" хирургическим отделением, "данные изъяты", ему установлен оклад, надбавка за вредные условия труда 15%. Ежегодный оплачиваемый отпуск установлен продолжительностью 28 календарных дней и дополнительно оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 дней в связи с работой во вредных условиях труда (т.1 л.д. 163).
Постановлением Правительства Челябинской области от 08 октября 2018 года N 463-П "О внесении изменений в Постановление Правительства Челябинской области от 29 ноября 2010 года N 280-П" изменена структура заработной платы - увеличена окладная часть и уменьшена стимулирующая часть фонда оплаты труда учреждений системы здравоохранения Челябинской области в целях исполнения Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год, а именно увеличены размеры окладов работников учреждений системы здравоохранения Челябинской области с 01 января 2019 года, уточнен перечень должностей (профессий) работников учреждений системы здравоохранения Челябинской области, не включены в профессиональные квалификационные группы должностей, изложен в новой редакции Раздел IV "Порядок и условия выплат стимулирующего характера" Положения об оплате труда работников областных государственных казенных учреждений, а также бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых Министерство здравоохранения Челябинской области осуществляет функции и полномочия учреждения, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 29 ноября 2010 года N280-П.
Пунктом 4 Положения об оплате труда работников областных государственных казенных учреждений, а также бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых Министерство здравоохранения Челябинской области осуществляет функции и полномочия учредителя, утвержденным Постановлением Правительства Челябинской области от 29 ноября 2010 года N 280-П, предусмотрено, что системы оплаты труда работников устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Челябинской области. Заработная плата работника предельными размерами не ограничивается.
С учетом условий труда работникам устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные разделом III настоящего Положения (пункт 10).
Выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или Челябинской области, содержащими нормы трудового права, и конкретизируются в трудовом договоре с работником (в дополнительном соглашении к трудовому договору с работником) (пункт 13). С учетом условий труда работникам ОГУ устанавливаются выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (пункт 14).
Выплата работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в процентном отношении к окладу (должностному окладу, ставке заработной платы) по результатам специальной оценки условий труда в размере не менее четырех процентов от оклада (должностного оклада, ставки заработной платы), установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором (пункт 17).
Письмом Министерства здравоохранения Челябинской области N01/8578 от 12 октября 2018 года всем учреждениям было рекомендовано своевременно привести в соответствие локальные нормативные акты, регулирующие систему оплаты труда работников учреждения, начислять заработную плату работникам учреждения с учетом изменений с 01 января 2019 года в пределах утвержденного фонда оплаты труда и в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Исполняя положений Постановления Правительства Челябинской области от 29 ноября 2010 года N 280-П и письма Министерства здравоохранения Челябинской области N01/8578 от 12 октября 2018 года, в конце октябре 2018 года администрацией ГБУЗ "Городская больница г. Южноуральск" работникам были вручены уведомления об изменении существенных условий трудового договора (т.1 л.д. 112, 114, 116, 119).
Из текста уведомления следовало, что во исполнение Постановления Правительства Челябинской области от 29 ноября 2010 года N 280-П с 01 января 2019 года будут изменены существенные условия трудового договора в части структуры заработной платы без изменения ее общего размера: увеличен размер должностного оклады и уменьшен размер выплат компенсационного и стимулирующего характера при условии сохранения объема должностных (функциональных) обязанностей и выполнения работы той же квалификации. Работникам предложено с 01 января 2019 года заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, определяющее размер оплаты труда. Несогласие на продолжение работы в новых условиях предложено выразить в письменном виде.
Приказом главного врача ГБУЗ "Городская больница г. Южноуральск" от 30 ноября 2018 года N "данные изъяты" утверждено "Положение об оплате труда работников ГБУЗ "Городская больница г. Южноуральск"", признаны утратившими силу приказы об утверждении "Положения об оплате труда" от 30 декабря 2016 года, о внесении изменений в данное Положение, установлен срок начала действия Положения с 01 января 2019 года (т.1 л.д. 16-27, т.3 л.д. 187-189, 190-192, 193-224).
Приложением N4 к "Положению об оплате труда работников ГБУЗ "Городская больница г.Южноуральск"" изменены размеры выплат компенсационного характера работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, приложением N5 изменены размеры дополнительных дней отпуска, компенсационные выплаты и дополнительные дни отпуска составили меньший процент, чем было предусмотрено трудовыми договорами истцов (операционный блок компенсационная выплата 7%, 7 дней дополнительного отпуска, отделение анестезиологии-реанимации 7%, 10 дней дополнительного отпуска, рентгенкабинет 7%, 10 дней дополнительного отпуска, гинекологической и родильное, травмотологическое, хирургическое отделения 5%, 7 дней, отделение гнойной хирургии 11%, 7 дней дополнительного отпуска).
10 декабря 2018 года главный врач Яковлев В.Н. направил в Профсоюзный комитет работников ГБУЗ "Городская больница г. Южноуральск" обращение и копию локального нормативного акта "Положения об оплате труда".
Профсоюзным комитетом данный локальный акт был проверен на соответствие действующим нормам трудового законодательства и положениям Коллективного договора, после чего в адрес ответчика было направлено мотивированное мнение, выражающее несогласие с представленным "Положением об оплате труда" (т.1 л.д. 34).
Приказом главного врача N "данные изъяты" от 21 декабря 2018 года работникам, работающим во вредных условиях труда произведен перерасчет количества дополнительных дней отпуска за период работы 2018 год - 2019 год (т.1 л.д. 15).
29 декабря 2018 года между ответчиком и рядом работникам были заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, так Кудайбергенову М.С, Ахматдинову А.А, Галкину Р.А, Максименко А.В, Норкиной Ю.Г.с 01 января 2019 года надбавка за вредные условия труда снижена до 7%, дополнительный оплачиваемый отпуск установлен продолжительностью 7 календарных дней, Захаровой Н.В. установлена надбавка за опасные для здоровья и особо тяжелые условия труда 4 %, дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней, Панову В.М. надбавка за вредные условия труда составила 11%, дополнительный оплачиваемый отпуск установлен продолжительностью 7 календарных дней, Сушариной С.С. надбавка за вредные условия труда составила 5%, дополнительный оплачиваемый отпуск установлен продолжительностью 10 календарных дней.
Разрешая спор, и признавая незаконным приказ N "данные изъяты" от 21 декабря 2018 года в части перерасчета дополнительных дней отпуска за 2018 год суд исходил из того, что в 2018 году действовали положения Коллективного договора и Положение об оплате труда работников, утвержденное приказом N "данные изъяты" от 31 декабря 2015 года. Отказывая в удовлетворении требований о признании недействительными карт специальной оценки условий труда работников суд исходил из того, что она проведена надлежащим органом, по результатам проверки установлены классы условий труда на рабочих местах.
Решение суда в данной части сторонами не оспаривается.
Отказывая истцам в удовлетворении требований о признании недействительными приказа главного врача N "данные изъяты" от 21 декабря 2018 года о перерасчете количества дополнительных дней отпуска за 2019 год, "Положения об оплате труда работников ГБУЗ "Городская больница г. Южноуральск", утвержденного приказом от 30 ноября 2018 года N 311, и незаконными действий работодателя по внесению изменений в трудовые договоры, суд первой инстанции исходил из того, что процедура по принятию локального акта "Положение об оплате труда работников ГБУЗ "Городская больница г. Южноуральск" соблюдена, большинством истцов дополнительные соглашения по изменению условий трудового договора подписаны, действиями работодателя права истцов не нарушены.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем седьмым части 1 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель вправе принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
Трудовые отношения в силу положений части 1 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда, в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя), гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте (ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации).
Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 117 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней.
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно частям 4, 5 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (часть 4). Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (часть 5).
Согласно ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации система оплаты труда работников в государственных учреждениях субъектов РФ устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором (ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации).
Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов (в том числе в случае принятия в соответствии с частью 4 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации локального нормативного акта, устанавливающего систему оплаты труда) урегулирован статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации.
Работодатель в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников (часть 1 статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации).
Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме (часть 2 статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации).
В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения (часть 3 статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации).
При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном данным кодексом (часть 4 статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации).
Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения (часть 5 статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
Согласно части 2 статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено указанным кодексом.
Изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии со статьей 74 Трудового кодекса Российской Федерации, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями (часть 8 статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации).
Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 77 названного кодекса (части 3, 4 статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", разрешая дела о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми был прекращен по пункту 7 части 1 статьи 77 Кодекса (отказ от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора), либо о признании незаконным изменения определенных сторонами условий трудового договора при продолжении работником работы без изменения трудовой функции (статья 74 Трудового кодекса Российской Федерации), необходимо учитывать, что исходя из статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации работодатель обязан, в частности, представить доказательства, подтверждающие, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда, например изменений в технике и технологии производства, совершенствования рабочих мест на основе их аттестации, структурной реорганизации производства, и не ухудшало положения работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения. При отсутствии таких доказательств прекращение трудового договора по пункту 7 части 1 статьи 77 Кодекса или изменение определенных сторонами условий трудового договора не может быть признано законным.
Из приведенных нормативных положений Трудового кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что работодатели в целях осуществления эффективной экономической деятельности, рационального управления имуществом и управления трудовой деятельностью вправе принимать локальные нормативные акты, в том числе в части, касающейся изменения системы оплаты труда. Нормы таких локальных нормативных актов не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, иначе они не подлежат применению, и отношения сторон трудового договора в этом случае регулируются трудовым законодательством, коллективным договором и соглашениями.
Работодатель также имеет право по своей инициативе изменять определенные сторонами условия трудового договора (за исключением изменения трудовой функции работника) в случае изменения организационных и технологических условий труда и невозможности в связи с этим сохранения прежних условий трудового договора. Вводимые работодателем изменения не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями, а при их отсутствии - по сравнению с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, для решения вопроса о законности действий работодателя, направленных на изменение условий трудового договора, юридически значимыми обстоятельствами являются установление фактов того, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменения организационных или технологических условий труда и невозможности в связи с этим сохранения прежних условий трудового договора и что такое изменение определенных сторонами условий трудового договора не ухудшало положения работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения, а при их отсутствии - по сравнению с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Вместе с тем, ГБУЗ "Городская больница г. Южноуральск" не было представлено суду первой инстанции каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что новое Положение об оплате труда было принято по причине изменения организационных и технологических условий труда, вследствие чего не могли быть сохранены в прежнем виде условия заключенных между ответчиком и истцами трудовых договоров, касающиеся оплаты труда, так же не было предоставлено доказательств существенных изменения условий труда на рабочих местах истцов. В связи с чем суд сделал неверный вывод о том, что работодатель был вправе по своей инициативе изменить определенные сторонами условия трудовых договоров с работниками.
Как следует из текста оспариваемых приказа по утверждению Положения об оплате труда и приказа о перерасчете дней дополнительного отпуска, а так же уведомления об изменении условий трудового договора, все они приняты ответчиком во исполнение Постановления правительства Челябинской области от 08 октября 2018 года N 463-П "О внесении изменений в Постановление Правительства Челябинской области от 29 ноября 2010 года N 280-П.
Вместе с тем, Постановления правительства Челябинской области от 08 октября 2018 года N 463-П, как и письмо Министерства здравоохранения Челябинской области N01/8578 от 12 октября 2018 года не требовали внесения изменений в Положение об оплате труда в части, касающейся размера компенсационных выплат и размера дополнительных оплачиваемых отпусков. Работодатель, исполняя Постановление правительства Челябинской области от 08 октября 2018 года N 463-П произвел совмещение понятия "компенсационная выплата" с понятием "стимулирующие выплаты".
При этом судебная коллегия не умоляет права работодателя на принятие нового локального акта, однако при его принятии ответчиком должны соблюдаться требования статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации, в части его согласования с профсоюзной организацией.
Судом первой инстанции безосновательно сделан вывод о соблюдении ответчиком процедуры по принятию нового "Положение об оплате труда работников", так в нарушение положений ст. статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации приказом N "данные изъяты" от 30 ноября 2018 года было утверждено новое Положение без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, тогда как копия локального акта в Профсоюзный комитет ответчиком была направлена только 10 декабря 2018 года, то есть уже после утверждения локального акта. Получив мотивированное возражения Профсоюзного комитета относительно оспариваемого акта, ответчиком не были проведены дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.
Ссылки представителя работодателя о том, что данная процедура не была соблюдена в силу малозначительного количества работников состоявших в профсоюзной организации, не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации не устанавливает какое либо соотношение работников, являющихся членами профсоюзной организации, для соблюдения положений данной нормы.
Поскольку для принятия локального акта у ответчика отсутствовали достаточные основания, ответчиком при принятии нового локального акта была нарушена процедура, предусмотренная положениями ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации, а положения нового акта существенно уменьшают объем компенсаций и льгот работников по сравнению с предыдущим локальным актом, в силу требований ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации данное Положение не подлежало применению.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы заслуживают внимание, а решение суда подлежит отмене в той части, в которой истцам было отказано в удовлетворении требований о признании недействительными и отмене локальных актов и признании незаконным действий работодателя по внесению изменений в трудовые договоры.
В связи с удовлетворением требований истцов, решение суда первой инстанции необходимо дополнить пунктом о взыскании государственной пошлины.
Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 333.19, пп. 4 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, с ГБУЗ "Городская больница г. Южноуральск" в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Принять отказ Терехиной Ирины Геннадьевны, Гиндулиной Людмилы Егоровны, Бандурко Татьяны Борисовны, Соколовой Марины Константиновны, Биткиной Марины Александровны, Скок Ольги Ивановны, Лившич Анастасии Васильевны, Христенко Анны Михайловны, Пыжовой Екатерины Михайловны, Куровского Антона Юрьевича, Суяргулова Рустама Амировича, Норкина Юрия Георгиевича, Максименко Александра Викторовича, Панова Виктора Михайловича, Рахманиной Елены Юрьевны, Ахматдинова Азата Альбертовича, Баранцевой Алены Дмитриевны, Сушариной Стелы Сергеевны, Баранцева Евгения Игоревича, Кудайбергенова Максута Саимовича от апелляционной жалобы в части несогласия с решением Южноуральского городского суда Челябинской области от 29 апреля 2019 года об отказе в удовлетворении требований о признании недействительными карт специальной оценки условий труда работников Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница г. Южноуральск", апелляционное производство в данной части прекратить.
Решение Южноуральского городского суда Челябинской области от 29 апреля 2019 года отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительными Положения об оплате труда работников Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница г. Южноуральск", утвержденного приказом главного врача N "данные изъяты" от 30 ноября 2018 года; приказа N "данные изъяты" от31 декабря 2018 года о перерасчете дополнительных дней отпуска за 2019 год; признании незаконным действий работодателя по внесению изменений в трудовые договоры Терехиной Ирины Геннадьевны, Гиндулиной Людмилы Егоровны, Бандурко Татьяны Борисовны, Соколовой Марины Константиновны, Биткиной Марины Александровны, Скок Ольги Ивановны, Лившич Анастасии Васильевны, Христенко Анны Михайловны, Пыжовой Екатерины Михайловны, Куровского Антона Юрьевича, Суяргулова Рустама Амировича, Норкина Юрия Георгиевича, Максименко Александра Викторовича, Панова Виктора Михайловича, Рахманиной Елены Юрьевны, Ахматдинова Азата Альбертовича, Баранцевой Алены Дмитриевны, Сушариной Стелы Сергеевны, Баранцева Евгения Игоревича, Кудайбергенова Максута Саимовича, принять в данной части новое решение:
Признать недействительным и отменить Положение об оплате труда работников Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница г. Южноуральск", утвержденное приказом главного врача N "данные изъяты" 30 ноября 2018 года; признать недействительным и отменить приказ главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница г. Южноуральск" N "данные изъяты" от 31 декабря 2018 года о перерасчете дополнительных дней отпуска за 2019 год; признать незаконными действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница г. Южноуральск" по внесению изменений в трудовые договоры Терехиной Ирины Геннадьевны, Гиндулиной Людмилы Егоровны, Бандурко Татьяны Борисовны, Соколовой Марины Константиновны, Биткиной Марины Александровны, Скок Ольги Ивановны, Лившич Анастасии Васильевны, Христенко Анны Михайловны, Пыжовой Екатерины Михайловны, Куровского Антона Юрьевича, Суяргулова Рустама Амировича, Норкина Юрия Георгиевича, Максименко Александра Викторовича, Панова Виктора Михайловича, Рахманиной Елены Юрьевны, Ахматдинова Азата Альбертовича, Баранцевой Алены Дмитриевны, Сушариной Стелы Сергеевны, Баранцева Евгения Игоревича, Кудайбергенова Максута Саимовича.
Это же решение суда дополнить:
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница г. Южноуральск" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.