Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., изучив кассационную жалобу представителя призывной комиссии Тверского района г. Москвы по доверенности Коваленко Д.В., поступившую в кассационную инстанцию Московского городского суда 26.07.2019 г., на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 06.05.2019 г. по административному делу по административному иску Вострикова Д.В. о признании незаконным решения комиссии по призыву граждан на военную службу Тверского района города Москвы от 13.06.2018 г.,
установил:
Востриков Д.В. обратился в суд с административным иском к Объединенному военному комиссариату Тверского района ЦАО г. Москвы о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии от 13.06.2018 г. о признании его лицом, не прошедшим военную службу, не имеющим на то законных оснований.
Требования мотивированы тем, что оспариваемое решение принято без соблюдения условий, предусмотренных п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 года N663, которые не были учтены.
Р ешением Тверского районного суда г. Москвы от 03.12.2018 г. в удовлетворении требований Вострикова Д.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 06.05.2019 г. решение Тверского районного суда г. Москвы от 03.12.2018 г. отменено, постановлено новое решение, которым заключение призывной комиссии Тверского района г. Москвы от 13.06.2018 г. признано незаконным.
В кассационной жалобе представитель заявителя ставит вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в законной силе решения суда первой инстанции.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судом апелляционной инстанции допущено не было.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28.03.1998 г. N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает прохождение военной службы по призыву, который осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря (пункт 1 статьи 1, пункт 3 статьи 22 и пункт 1 статьи 25 Закона).
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", вступившим в силу с 1 января 2014 г, статья 28 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе дополнена пунктом 1.1.
Согласно приведенной норме при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным законом), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Федеральный законодатель в абзаце втором названного пункта указал, что порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N663, в разделе III (в редакции действующей с 31 мая 2014 г.) устанавливает правовое регулирование вопросов, связанных с признанием гражданина не прошедшим военную службу по призыву (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 34 Положения при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Судом установлено, что Востриков Д.В, * года рождения, с * года состоит на воинском учете в отделе Военного комиссариата по Тверскому району г. Москвы.
14.05.2009 года решением призывной комиссии Вострикову Д.В. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 2013 года на основании пп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 г. N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в связи с получением высшего образования. Решением призывной комиссии от 24.10.2013 года Вострикову Д.В. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании пп. "б" п. 2 статьи 24 Федерального закона от 28.03.1998 г. N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". 13.10.2016 года по решению призывной комиссии указанная отсрочка продлена до 2017 года для завершения освоения программы аспирантуры.
После завершения отсрочки решением призывной комиссии от 28.12.2017 года Востриков Д.В. признан годным к прохождению военной службы и призван в Вооруженные Силы. Однако 29.12.2017 года указанное решение призывной комиссии отменено, как нереализованное.
* года Востриков Д.В. достиг 27-летнего возраста.
13.06.2018 года решением призывной комиссии Тверского района г. Москвы Востриков Д.В. признан непрошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал, что представленные призывной комиссией доказательства свидетельствуют о том, что Востриков Д.В. без уважительных причин не являлся на вызовы призывной комиссии и не прошел военную службу, не имея на то законных оснований.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции не согласилась, пришла к выводу об отмене решения суда первой инстанции, при этом судебная коллегия руководствовалась ФЗ от 02.07.2013 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", ФЗ от 28.03.1998 г. N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. N 663 и исходила из того, что гражданин может быть признан не проходившим военную службу, не имея на то законных оснований, только в том случае, если он не проходил военную службу в установленные для призыва сроки после 01.01.2014 г. Вместе с тем, из материалов дела следует, что в юридически значимый период Востриков Д.В. являлся в призывную комиссию на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, а решение призывной комиссии Тверского района г. Москвы от 28.12.2017 года о призыве Вострикова Д.В. на военную службу было отменено призывной комиссией 29.12.2017 года, как нереализованное, что в силу ФЗ N 53-ФЗ от 28.03.1998 г. служит основанием для зачисления Вострикова Д.В. в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, который создается из числа граждан, в том числе не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет.
Выводы судебной коллегии являются правильными, в апелляционном определении мотивированными, поскольку обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву возложена именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо). Следовательно, законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует. Вместе с тем, судом апелляционной инстанции не установлено, что после прекращения действия предоставленной административному истцу отсрочки от призыва на военную службу, военным комиссариатом проводились мероприятия, связанные с призывом Вострикова Д.В. на военную службу до достижения им возраста 27 лет, кассационная жалоба ссылок на наличие таковых не содержит.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут повлечь отмену состоявшихся судебных актов, жалоба не содержит в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судебной коллегией при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, и не могут служить предусмотренными ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы представителя призывной комиссии Тверского района г. Москвы по доверенности Коваленко Д.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 06.05.2019 г. по административному делу по административному иску Вострикова Д.В. о признании незаконным решения комиссии по призыву граждан на военную службу Тверского района города Москвы от 13.06.2018 г. - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.