Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе
председательствующего Гончиковой И.Ч,
судей Дампиловой Ц.В, Кушнаревой И.К,
при секретаре Петровой Е.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании посредством использования видеоконференц-связи гражданское дело по иску Шнейдмиллер Е.В. к администрации МО ГП "поселок Новый Уоян" о признании права на постановку на учет на получение жилищной субсидии, обязании включения в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья
по апелляционной жалобе представителя третьего лица Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Шаракшанэ А.В. на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 12 февраля 2019 года, с учетом определения об исправлении описки от 17 июня 2019года, которым постановлено об удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Дампиловой Ц.В, ознакомившись с апелляционной жалобой, возражением на неё и материалами дела, выслушав объяснения представителя истца опекуна Шнейдмиллер Т.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском в интересах недееспособной Шнейдмиллер Е.В, Шнейдмиллер Т.М. просила признать за Шнейдмиллер Е.В. право на постановку на учет на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории "инвалиды" с даты подачи заявления "... ", обязании включения в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья.
Исковые требования мотивированы тем, что инвалид с детства Шнейдмиллер Е.В, "... " года рождения, стояла с "... ". на учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий по Федеральному закону от 25.10.2002г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по категории "инвалиды".
Шнейдмиллер Е.В. снята с учета "... ". в связи с тем, что местом ее рождения или на дату ее рождения местом жительства её матери не являлись местности, приравненные к районам Крайнего Севера. Считает снятие с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, незаконным.
В суде первой инстанции представитель истца опекун Шнейдмиллер Т.М. на исковых требованиях настаивала.
Ответчик администрация МО ГП "поселок Новый Уоян", третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ (далее-Министерство), администрация МО "Северо-байкальский район", извещенные о рассмотрении дела, не направили в суд представителей. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц. В отзыве на иск Министерство просило в иске отказать.
Судом постановлено указанное решение с учетом определения об исправлении описки ( л.д.53-57; 116).
В апелляционной жалобе представитель третьего лица Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ Шаракшанэ А.В, просит решение отменить, поскольку судом не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела; судом неверно истолкованы нормы Федерального закона от 25.10.2002г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", а именно не разграничены понятия и условия права на жилищную субсидию для инвалидов 1 и 2 групп и инвалидов с детства. Между тем Шнейдмиллер Е.В. является инвалидом детства, в связи с чем и была в 2013г. поставлена учет. Однако Шнейдмиллер Е.В. как инвалид детства не подпадает под условия для постановки на учет ( л.д.66-69).
В суде апелляционной инстанции представитель истца -опекун Шнейдмиллер Т.М, не оспаривая решение суда с учетом определения об исправлении описки, возражала по доводам жалобы.
Ответчик администрация МО ГП "поселок Новый Уоян", третьи лица Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ, администрация МО Северо-байкальский район", извещенные о рассмотрении дела, в суд не направили представителей, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст. 327 ГПК РФ.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражение на неё, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Шнейдмиллер Е.В, родившаяся "... ". в г. "... ", является инвалидом "... " ( л.д.4;8). Решением суда от "... ". Шнейдмиллер Е.В. признана недееспособной, в связи с чем её мать Шнейдмиллер Т.М, также уроженка г. "... ", назначена опекуном ( л.д.6-7; 8). Семья Шнейдмиллеров переехала в "... " район "... " "... ". ( л.д.9).
Шнейдмиллер Е.В. поставлена "... ". на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002г. N 125-ФЗ " О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"( л.д.21-22)..
Согласно решению жилищно-бытовой комиссии администрации МО ГП "поселок Новый Уоян" N "... " от "... ". Шнейдмиллер Е.В. отказано в предоставлении государственной жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с отсутствием оснований, предусмотренных Федеральным законом от 25.10.2002г. N 125-ФЗ ( л.д.24-25).
Удовлетворяя иск, районный суд посчитал, что Шнейдмиллер Е.В. как инвалид относится к категории граждан, подлежащих государственной поддержке и защите инвалидов согласно Федеральному закону от 25.10.2002г. N 125-ФЗ " О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". При этом у Шнейдмиллер Е.В. как инвалида "... " группы, проживающей с "... " года в районе, приравненном к районам Крайнего Севера, получающей с "... " года социальную пенсию по инвалидности, время получения которой приравнивается к стажу работы, т.е. имеющей необходимый стаж работы "... " лет, имеются обязательные условия для предоставления жилищных субсидий N 125-ФЗ.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном применении норм материального права.
Отношения, связанные с предоставлением за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года устанавливается Федеральным законом от 25.10.2002г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее-Закон).
В соответствии со ст. 1 указанного Закона право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Часть 1 статьи 2 Закона гласит, что в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами 1 и 2 групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей ( в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности).
В части 3 статьи 5 Закона указывается, что при определении норматива предоставления жилищных субсидий гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, для инвалидов 1 и 2 групп, учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за который также принимается время нахождения на пенсии по инвалидности.
Из системного толкования указанных нормативных положений Закона следует, что законодатель разграничивает по категориям субъекты данных правоотношений и условия, предъявляемые к ним для признания права на получение жилищных субсидий.
Так, субъектами данных правоотношений являются граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет; инвалиды 1 и 2 групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья; и инвалиды с детства.
Между тем суд первой инстанции указал, что Шнейдмиллер Е.В. поставлена на учет как инвалид и имеет наряду с другими гражданами, прибывшими в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности до 01.01.1992г, имеющими стаж работы не менее 15 лет, право на получение жилищной субсидии. При этом стаж работы исчислен по правилам ч.3 ст. 5 Закона (время нахождения на пенсии по инвалидности учитывается как стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных местностях).
Однако суду первой инстанции не были представлены доказательства о том, что инвалидность "... " группы у Шнейдмиллер Е.В. наступила вследствие трудового увечья. Между тем, как следует из документов: решения суда от "... ". о признании недееспособной, справки МСЭ, Шнейдмиллер Е.В. является инвалидом "... ". Соответственно по Закону она относится к категории инвалидов "... ", в связи с чем и была поставлена на учет, о чем дополнительно свидетельствует и то обстоятельство, что "... ". были внесены изменения в ст. 1 Закона, которым инвалиды "... " включены в перечень субъектов данных правоотношений.
Таким образом, при постановке Шнейдмиллер Е.В. на учет - "... ". она не соответствовала предъявляемым требованиям Закона, а именно: местом её рождения должен был быть район, приравненный к местностям Крайнего Севера, либо при рождении за пределами указанных районов и местностей на дату рождения местом жительства её матери должны являться районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (между тем она родилась в "... ", её семья, в т.ч. мать переехала на Север только в "... ").
Соответственно действия администрации МО ГП "поселок Новый Уоян" по снятию "... ". с учета на получение жилищной субсидии законны.
Таким образом, доводы жалобы третьего лица Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ нашли свое подтверждение, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
На основании установленных обстоятельств дела, положений Закона судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене. Судебная коллегия принимает новое решение, которым исковые требования оставляет без удовлетворения в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ удовлетворить.
Решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 12 февраля 2019 года с учетом определения об исправлении описки от 17 июня 2019г. отменить.
Принять новое решение, которым исковые требования Шнейдмиллер Е.В. о признании права на постановку на учет на получение жилищной субсидии с даты подачи заявления "... ", обязании включить в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья по категории инвалиды по дате постановки на учет "... " года оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Гончикова И.Ч.
Судьи: Дампилова Ц.В.
Кушнарева И.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.