Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Адушкиной И.В,
судей Ериной Н.П, Смелковой Г.Ф,
при секретаре Лебедевой Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 августа 2019 г. в г.Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску Ипкаева Р.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) об установлении факта проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, признании незаконным и отмене решения, назначении пенсии со снижением пенсионного возраста, по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) Левщановой И.А. на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 9 июля 2019 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Ипкаев Р.А. обратился в суд с вышеуказанным иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное).
В обоснование требований указал, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) от 24 мая 2019 г. "N" ему отказано в назначении пенсии со снижением пенсионного возраста на 1 год, как лицу, постоянно проживающему в зоне с льготно-экономическим статусом. Ответчиком указано, что отсутствуют документы, подтверждающие факт его постоянного проживания в период с 26 апреля 1986 г. по 30 июня 1986 г. в зоне с льготно-экономическим статусом в "данные изъяты" Ромодановского района Республики Мордовия. Считал, что данное решение было вынесено ответчиком по формальным основаниям, поскольку им представлены доказательства, подтверждающие факт его постоянного проживания в спорный период на территории зоны с льготно-экономическим статусом.
С учетом уточнения исковых требований, просил суд установить факт его проживания с 11 мая 1986 г. по 30 июня 1986 г. по адресу: "адрес"; признать незаконным и отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) от 24 мая 2019 г. "N" в части отказа в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 1 год, обязать ответчика назначить ему пенсию со снижением пенсионного возраста на 1 год с 13 мая 2019 г.
Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 9 июля 2019 г. исковые требования Ипкаева Р.А. удовлетворены.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) Левщанова И.А. считала решение суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене, поскольку по имеющимся документам невозможно установить факт постоянного проживания истца в период с 11 мая 1986 г. по 30 июня 1986 г. в зоне с льготным социально-экономическим статусом; косвенные доказательства также отсутствуют. В материалах дела имеются лишь сведения о регистрации в льготной зоне с 29 мая 1981 г. по 4 января 1986 г. и с 7 мая 1987 г. по 10 апреля 1989 г. Просила принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В возражениях истец Ипкаев Р.А. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, заслушав пояснения представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) Садыковой И.Р, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Ипкаева Р.А. об оставлении решения без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 13 мая 2019 г. Ипкаев Р.А. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 1 год, как лицу, постоянно проживающему на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) "N" от 24 мая 2019 г. истцу отказано в назначении пенсии по старости в соответствии с подпунктом 8 части 1 статьи 13 и 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку по представленным документам подтвердить факт постоянного проживания заявителя в период с 26 апреля 1986 г. по 30 июня 1986 г, с 1 июля 1986 г. по 6 мая 1987 г, с 11 апреля 1989 г. по 31 января 1998 г. на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом не представляется возможным.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции признал незаконным решение пенсионного органа в части отказа в зачете периода проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом и отменил его, удовлетворив исковые требования Ипкаева Р.А.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 13 Федерального закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (статья 34 Федерального закона).
Согласно разъяснению от 19 апреля 2000 г..N 4 "О порядке применения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Министерства труда и социального развития Российской Федерации (утвержденному постановлением Минтруда Российской Федерации от 19 апреля 2000 г..N 33), пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах в зоне отчуждения, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение, с льготным социально-экономическим статусом, постоянно проживающих в зоне отселения до их переселения в другие районы, занятых на работах в зоне отселения (не проживающих в этой зоне), выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, осуществляется в соответствии со статьями 3137 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 1). Назначение пенсий по возрасту гражданам, категории которых перечислены в пункте 1 настоящего разъяснения, производится с уменьшением возраста в зависимости от продолжительности их постоянного проживания, работы или факта пребывания в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании перечня населенных пунктов, находящихся в границах этих зон, утверждаемого Правительством Российской Федерации (пункт 2).
При назначении гражданам пенсий по возрасту в соответствии со статьями 31 - 37 Закона учитывается Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г..N 1582 (пункт 3). В стаж, дающий право на пенсию по возрасту с уменьшением возраста, в соответствии со статьями 31 - 37 Закона, включается время постоянного проживания или работы граждан в населенных пунктах, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в период действия перечней населенных пунктов, утвержденных соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации (пункт 4).
Согласно распоряжению Совета Министров и Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 г. N 557-р, распоряжению Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 237-р, действовавших на период проживания истца, село "данные изъяты" Ромодановского района Мордовской ССР включено в перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения.
Для приобретения права на пенсию по старости по нормам статьи 10 Федерального закона N 166 от 15 декабря 2001 г, необходимо проживание на указанной территории с момента катастрофы (26 апреля 1986 г.) по 30 июня 1986 г, независимо от продолжительности такого проживания, либо проживание на этой территории после указанной даты в течение не менее 4 лет (для права на снижение пенсионного возраста на 1 год).
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 11 июля 2006 г. N 403-О отмечает, что назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации предусматривают, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Понятие места жительства раскрывается в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.
В соответствии с Законом Российской Федерации N 5242-1 от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом доказан факт его проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 11 мая 1986 г. по 30 июня 1986 г.
Данный вывод судом сделан на основании следующих документов: свидетельства о рождении истца, паспорта Ипкаева Р.А. "дата" года рождения, уроженца "данные изъяты"
В домовой книге "данные изъяты" сельского совета Ромодановского района за период с 6 мая 1981 г. по 2 января 1982 г. значится Ипкаев Р.А, "дата" года рождения, с отметкой о регистрации в "адрес" - 29 мая 1981, дата выписки - 4 января 1986 г.
В домовой книге "данные изъяты" сельского совета Ромодановского района за период с 17 марта 1987 г. по 30 января 1989 г. значится Ипкаев Р.А, "дата" года рождения, с отметкой о регистрации в "адрес" 7 мая 1987 г, дата выписки - 10 апреля 1989 г.
В похозяйственной книге "N" "адрес", с 1 января 1986 г. по 31 декабря 1990 г, в хозяйстве И.А.С. в лицевом счете "N" значится Ипкаев Р.А. "дата" года рождения, сын, выбыл в г.Саранск 10 апреля 1989 г, а также И.Х.А, "дата" года рождения, сноха, выбыла в г. Саранск 10 апреля 1989 г.
В соответствии с частью первой статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций
Факт постоянного проживания истца в спорный период в "данные изъяты" Ромодановского района Республики Мордовия установлен судом и подтвержден в судебном заседании совокупностью исследованных доказательств, отказ ответчика в назначении пенсии ущемляет конституционное право истца на социальное обеспечение по возрасту.
Кроме того, в материалы дела представлено ряд косвенных доказательств, по которым можно установить, что в спорный период истец фактически проживал по адресу, относящемуся к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Таковыми являются свидетельство о заключении брака, из которого усматривается, что 31 октября 1985 г. Ипкаев Р.А. и А.Х.А. заключили брак в "данные изъяты" сельском Совете Ромодановского района Мордовской АССР; свидетельства о рождении у истца в "адрес" Мордовской АССР дочери - И.Г.Р. "дата" года рождения, и сына И.А.Р. "дата" года рождения; военный билет истца и учетно-послужная карточка к военному билету, из которых следует, что Ипкаев Р.А, "дата" был призван на военную службу, которая "дата" окончилась и, по возвращении 11 мая 1986 г, он был поставлен на воинский учет по месту своего жительства в "адрес" Ромодановского района.
По изложенным основаниям довод апелляционной жалобы о том, что у суда не было законных оснований для удовлетворения требований истца, поскольку факт проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом не подтвержден документально, является несостоятельным.
Таким образом, судом правомерно признано незаконным и отменено решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) "N" от 24 мая 2019 г. в части отказа в зачете периода проживания истца с 11 мая 1986 г. по 30 июня 1986 г. на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом.
Поскольку судом правильно применены нормы материального права, верно определены юридически значимые обстоятельства, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 9 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) Левщановой И.А. без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Адушкина
Судьи Н.П. Ерина
Г.Ф. Смелкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.