Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего Боджокова Н.К,
судей Тачахова Р.З. и Тхагапсовой Е.А,
при секретаре Аутлевой Д.А,
с участием прокурора Яриджанова А.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Гук С.В. на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 22 мая 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска прокурора г. Майкопа в защиту интересов Российской Федерации к Масальскому ФИО13 о возмещении расходов на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда здоровью, отказать.
Заслушав доклад судьи Тхагапсовой Е.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Майкопа обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации Масальскому А.О. о возмещении расходов на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда здоровью. В обоснование иска прокурор указал, что Масальский А.О. 09.03.2018нарушил правила дорожного движения, что повлекло причинение тяжкого вреда здоровью Симбулетова Т.М. Постановлением Майкопского городского суда от 04.07.2018, вступившим в законную силу, уголовное дело в отношении Масальского А.О. прекращено в связи с примирением с потерпевшим. Согласно информации, представленной Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Адыгея, затраты на лечение Симбулетова Т.М. составили в общей сумме "данные изъяты" рублей. Ссылаясь на положения ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 29.11.2010 N 326 - ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", прокурор просил взыскать с Масальского А.О. в пользу Фонда обязательного медицинского страхования расходы на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда здоровью в размере "данные изъяты" рублей.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить, и принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме. Доводы апелляционного представления основаны на том, что выводы суда первой инстанции о том, что прокурор не наделен полномочиями по предъявлению искового заявления в защиту интересов Российской Федерации в лице Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея, являются несостоятельными, поскольку прокуратурой города предъявлено исковое заявление не в интересах юридического лица - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея, а в защиту интересов Российской Федерации, средства которой были затрачены на лечение потерпевшего по уголовному делу. Указывает, что факт причинения ущерба Российской Федерации полностью подтвержден представленными документами об оплате стоимости лечения Симбулетова Т.М. Кроме того, прокурор считает ошибочным вывод суда о том, что к спорным правоотношениям по настоящему гражданскому делу применяются положения ч. 2 ст. 31 Федерального закона N 326-ФЗ, поскольку территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Адыгея не является страховой медицинской организацией.
Представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея по доверенности Анцупов С.В. в отзыве на апелляционное представление прокурора просит решение суда отменить, и принять по делу новое решение о взыскании с Масальского А.О. в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея 82 283,94 рублей за оказанную медицинскую помощь Симбулетову Т.М.
Ответчик Масальский А.О. в возражениях на апелляционное представление просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав пркурора, поддержавшего доводы апелляционного представления, Масальского А.О, его представителя Шевченко С.А, представителя Территориального фонда обязательного страхования РА Анцупова С.В, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что прокурор не наделен полномочиями по предъявлению искового заявления в защиту интересов Российской Федерации в лице территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея.
При этом, суд применил к спорным правоотношениям положения части 2 ст. 31 Федерального закона N 326-ФЗ от 29.11.2010 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", согласно которой предъявление иска к лицу, причинившему вред здоровью застрахованного лица, в порядке возмещения расходов на оплату оказанной медицинской помощи страховой медицинской организацией осуществляется на основании результатов проведения качества медицинской помощи, оформленных соответствующим актом.
С выводами суда первой инстанции согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толкование и применение норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", к полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданным для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится организация обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, в том числе: утверждение территориальных программ обязательного медицинского страхования, соответствующих единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования, и реализация базовой программы медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в пределах и за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона N 326-ФЗ, финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
При этом, в силу части 4 статьи 27 указанного Федерального закона, субвенции на осуществление указанных в части 1 статьи 6 Федерального закона N 326-ФЗ полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
В силу положений статьи 38 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" страховая медицинская организация оплачивает медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования за счет целевых средств.
Как следует из материалов дела, средства, затраченные на оказание медицинской помощи Симбулетова Т.М, оплачены страховой компанией в полном размере из средств территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея, что подтверждается платежными документами.
Статьей 31 Федерального закона N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" установлено, что расходы, осуществленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховой медицинской организацией на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью, подлежат возмещению лицом, причинившим вред здоровью застрахованного лица.
Согласно статье 13 Бюджетного кодекса РФ бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.
Кроме того, в силу статьи 84 Бюджетного кодекса РФ предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансферов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации, отнесено к расходным обязательствам Российской Федерации.
Таким образом, факт причинения ущерба Российской Федерации полностью подтвержден представленными документами об оплате стоимости лечения Симбулетова Т.М.
Вывод суда о том, что к рассматриваемым правоотношениям по настоящему гражданскому делу применяются положения ч. 2 ст. 31 Федерального закона N 326-ФЗ является необоснованным в виду следующего.
Так, согласно части 2 статьи 31 Федерального закона N 326-ФЗ предъявление претензии или иска к лицу, причинившему вред здоровью застрахованного лица, в порядке возмещения расходов на оплату оказанной медицинской помощи страховой медицинской организацией осуществляется на основании результатов проведения экспертизы качества медицинской помощи, оформленных соответствующим актом.
Вместе с тем, согласно положениям статей 13 и 14 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Адыгея не является страховой медицинской организацией.
Вывод суда первой инстанции о том, что прокурор не наделен полномочиями по предъявлению искового заявления в защиту интересов Российской Федерации в лице Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея, является не соответствует обстоятельствам дела, поскольку прокуратурой города предъявлено исковое заявление не в интересах Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея, а в защиту интересов Российской Федерации, средства которой были затрачены на лечение потерпевшего по уголовному делу.
Пунктами 1,3 и 9 Устава Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, реализующий государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования, является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, финансовые средства которого являются федеральной (государственной) собственностью.
Поскольку финансовые средства указанных внебюджетных фондов являются собственностью Российской Федерации, взыскания с виновных лиц денежных средств в интересах государства допустимы. Взыскания производятся в пользу соответствующего фонда, осуществляющего интересы Российской Федерации в этой сфере. Аналогичная позиция отражена в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2004 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2004.
Более того, с учетом отсутствия в территориальном фонде обязательного медицинского страхования Республики Адыгея сведений о лицах, вред здоровью которых причинен в результате совершения противоправных действий, и отсутствия предусмотренного действующим законодательством механизма обязательного представления в Фонд таких сведений, органы прокуратуры в силу положений ст. 45 ГПК РФ имеют полномочия по обращению в суд в интересах государства.
В соответствии со ст. 1064 ГПК РФ материальный ущерб подлежит взысканию с виновного лица в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 1079 ГК РФ, граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 ГК РФ.
Ответчиком Масальским А.О. в нарушение ст. 56 ГПК РФ в дело не представлены доказательства того, что вред здоровью Симбулетова Т.М. причинен вследствие непреодолимой силы или умысла самого потерпевшего.
Постановлением Майкопского городского суда от 04.07.2018, вступившим в законную силу, уголовное дело в отношении Масальского О.А. прекращено в связи с примирением с потерпевшим, то есть по нереабилитирующим основаниям.
В силу статьи 61 ГПК РФ, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Согласно ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" расходы, осуществленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховой медицинской организацией, на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью (за исключением расходов на оплату лечения застрахованного лица непосредственно после произошедшего несчастного случая на производстве) подлежат возмещению лицом, причинившим вред здоровью застрахованного лица.
Из смысла ст. ст. 28, 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" следует, что Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, реализующий государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования, является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, финансовые средства которого являются федеральной (государственной) собственностью, следовательно, взыскание с виновных лиц расходов, осуществленных на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу, в интересах Российской Федерации по иску прокурора закону не противоречит.
В соответствии с п.п.2, 11 ч.7 ст.34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, ст.ст.8.2, 8.11 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России N 15н от 21.01.2011, территориальный фонд осуществляет следующие полномочия страховщика: аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации; вправе предъявлять иск к юридическим или физическим лицам, ответственным за причинение вреда здоровью застрахованного лица, в целях возмещения расходов в пределах суммы, затраченной на оказание медицинской помощи застрахованному лицу.
Не возмещение лицами, ответственными за причинение вреда здоровью гражданина, расходов, понесенных Территориальным фондом обязательного медицинского страхования в связи с оплатой лечения гражданина, является нарушением прав и законных интересов Российской Федерации.
В соответствии с п.10.7 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, к доходам бюджета территориального фонда относятся иные источники, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Таким образом, средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея образуются, в том числе, за счет финансовых средств, взыскиваемых с физических лиц в результате предъявления к ним указанных требований.
В силу п.4.1 Методических рекомендаций "Оценка и возмещение затрат, связанных с оказанием медицинской помощи гражданам, пострадавшим в результате противоправных действий юридических и физических лиц", утвержденных исполнительным директором ФФОМС N 2231/36-и 15.05.1998, исчисление размера затрат, связанных с оказанием медицинской помощи пострадавшим гражданам в результате противоправных действий юридических и физических лиц, осуществляется территориальным фондом ОМС или страховой медицинской организацией. Величина затрат, подлежащих возмещению, определяется как сумма прямых и косвенных расходов, которые оплачены из средств обязательного медицинского страхования за диагностику, лечение и медицинскую реабилитацию пострадавших граждан от противоправных действий юридических и физических лиц в соответствии с заключенным договором обязательного медицинского страхования (п.4.2 Методических рекомендаций).
При таком положении, решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с ч.2 ст. 330 ГПК РФ с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Согласно представленной в материалы дела Выпиской из реестра счетов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию ГБУЗ РА "Адыгейская республиканская станция скорой медицинской помощи" и ГБУЗ РА АКБ за 2018 год оплата за оказанную медицинскую помощь Симбулетову Т.М. составила 82283,94 рублей, которые подлежат взысканию с ответчика Масальского А.О. в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 22 мая 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым иск прокурора города Майкопа в защиту интересов Российской Федерации к Масальскому Артему Олеговичу о возмещении расходов на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда здоровью удовлетворить.
Взыскать с Масальского Артема Олеговича в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея расходы на лечение Симбулетова Т.М. в размере "данные изъяты" рублей.
Председательствующий: Н.К. Боджоков
Судьи: Р.З. Тачахов
Е.А. Тхагапсова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.