Судья Калужского областного суда Плаксина И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника МБУ "СМЭУ" по доверенности Семеновой Н.В. на решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 24 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении МБУ "СМЭУ",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Калужской области Булыгина А.А. от 09 апреля 2019 года МБУ "СМЭУ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Калужского районного суда Калужской области от 24 мая 2019 года по жалобе защитника Учреждения Семеновой Н.В, постановление должностного лица от 09 апреля 2019 года оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми актами, защитник Учреждения Семенова Н.В. обратилась в Калужский областной суд с жалобой, полагая, что принятые постановление должностного лица от 09 апреля 2019 года и решение судьи районного суда от 24 мая 2019 года не соответствуют требованиям закона, просила их отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материала дела, проверив доводы жалобы, заслушав защитника Учреждения Трифонову И.А, поддержавшую доводы жалобы, представителя Роспироднадзора ФИО5, возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Согласно статье 1 Закона об отходах отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным законом, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (пункт 7 статьи 12 закона об отходах).
В силу пункта 2 статьи 11 Закона об отходах юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями независимо от их подчиненности и форм собственности являются требования санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 года N 80.
Согласно пункту 3.2 вышеуказанных СанПин 2.1.7.1322-03, временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.) (пункт 3.7 СанПин 2.1.7.1322-03).
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
В силу Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 отходы от зимней уборки улиц отнесены к отходам коммунальным, подобным коммунальным на производстве или при предоставлении услуг населению (код отхода 73121000000).
Как видно из материалов дела и установлено судьей, во исполнение поручения центрального аппарата Росприроднадзора "О проведении мероприятий по пресечению несанкционированного складирования снега" от 12 ноября 2018 года N АА-03-03-36-23721 был проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование территории. В соответствии с актом обследования от 26 февраля 2019 года, на основании приказа Управления Росприроднадзора по Калужской области от 23 января 2019 года с участием заместителя начальника лаборатории филиала "ЦЛАТИ по Калужской области" ФГБУ "ЦЛАТИ ПО ЦФО" 26 февраля 2019 года было проведено обследование территории земельного участка с кадастровым номером 40:25:000005:672 по адресу: "адрес", в ходе которой обнаружено складирование грязного снега, (отходы от зимней уборки), которое располагается на открытом не защищённом от вредного воздействия грунте. Согласно протоколу результатов биотестирования N Бтп 63/11/19 от 04 марта 2019 года, отобранные 26 февраля 2019 года пробы отходов от зимней уборки улиц в силу приказа Минприроды России от 04 декабря 2014 года N 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду" относятся к IV классу опасности.
Согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющая проведенную государственную регистрацию прав земельный участок с кадастровым номером 40:25:000005:672, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: пункты утилизации снега, снегосвалки, площадью 31 867 кв.м, который предоставлен МБУ "СМЭУ" в постоянное (бессрочное) пользование.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Учреждение допустило нарушение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, складирование накопление (размещение) отходов IV класса опасности в виде отходов от зимней уборки грязного снега, который располагается на открытом, не защищенном от вредного воздействия грунте.
Факт совершения МБУ "СМЭУ" административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно: копией приказа Росприроднадзора по Калужской области N5 от 23 января 2019 года о проведении планового (рейдового) осмотра, обследования в рамках осуществления Федерального экологического надзора; протоколом взятия проб и образцов от 26 февраля 2019 года; актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 26 февраля 2019 года; протоколом результатов биотестирования от 04 марта 2019 года ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО"; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 04 марта 2019 года; протоколом об административном правонарушении от 29 марта 2019 года; фототаблицами; актом приема-передачи земельного участка N 254 в постоянное (бессрочное) пользование от 28 июля 2016 года; выпиской из ЕГРЮЛ и др. доказательствами, которые в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ являются достоверными и допустимыми и обоснованно положены в основу решения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
МБУ "СМЭУ", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 8.2 названного Кодекса.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
На основании изложенного, доводы жалобы о том, что используемый земельный участок является площадкой для временного складирования снега, какого-либо правового значения не имеют, поскольку нормы приведенного СанПиНа устанавливают правила временного хранения отходов на открытых площадках, а условия акта приема-передачи земельного участка всю ответственность за такое пользование возлагают на Учреждение.
Ссылка в жалобе на наличие нормативных актов, принятых Городской Управой города Калуги в части определения территории земельного участка для накопления, складирования отходов от зимней уборки улиц, не исключает объективную сторону вмененного МБУ "СМЭУ" административного правонарушения.
Согласно Закону об отходах, отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Отходы от зимней уборки улиц согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года N 242 относятся к отходам IV класса опасности.
Данный факт подтверждается протоколом результатов биотестирования N Бтп 63/11/19 от 04 марта 2019 года ФГБУ "ЦЛАТИ", согласно которому отобранные 26 февраля 2019 года пробы отходов - "отходы от зимней уборки улиц" относится к IV классу опасности.
Доводы, имеющие правовое значение, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах. Выводы должностного лица и судьи районного суда о виновности Учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, основаны на положениях названного Кодекса, законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судьей районного суда обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Административное наказание назначено Учреждению с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса.
Постановление о привлечении МБУ "СМЭУ" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При рассмотрении дела об административном правонарушении каких-либо нарушений КоАП РФ, влекущих отмену принятого постановления и решения судьи, допущено не было.
Таким образом, состоявшееся судебное решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 24 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении МБУ "СМЭУ" оставить без изменения, жалобу защитника МБУ "СМЭУ" Семеновой Н.В.- без удовлетворения.
Судья И.Н. Плаксина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.