Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е,
судей Клюкиной О.В. и Гринюк М.А,
при секретаре Идрисовой Т.Ю,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 марта 2019 года, которым постановлено обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл включить в специальный стаж Охлопкова С. Н, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в календарном исчислении (1:1):
- с 1 октября 1993 года по 15 мая 2003 года в должности массажиста здравпункта АНПО "Марихолодмаш";
- с 10 ноября 2004 года по 9 декабря 2004 года, с 18 мая 2009 года по 17 июня 2009 года, с 3 марта 2014 года по 3 апреля 2014 года (курсы с отрывом от производства) в должности медицинского брата по массажу в ГБУ Республики Марий Эл "Поликлиника N 1 города Йошкар-Олы".
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл назначить Охлопкову С. Н. досрочную страховую пенсию по старости с 10 сентября 2018 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл в пользу Охлопкова С. Н. расходы по оплате услуг представителя в размере 8000 руб, расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Гринюк М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Охлопков С.Н. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл (далее УПФР в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл) о возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, периоды работы: с 1 октября 1993 года по 15 мая 2003 года в должности массажиста здравпункта АНПО "Марихолодмаш", периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в календарном исчислении (1:1): с 10 ноября 2004 по 9 декабря 2004 года, с 18 мая 2009 по 17 июня 2009 года, с 3 марта 2014 года по 3 апреля 2014 года в должности медицинского брата по массажу ГБУ Республики Марий Эл "Поликлиника N 1 города Йошкар-Олы"; назначении страховой пенсии по старости досрочно с момента обращения с 10 сентября 2018 года, взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб, расходов по оплате услуг представителя в размере 10000 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что решением УПФР в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл от 14 ноября 2018 года истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия специального стажа в связи с осуществлением лечебной деятельности - 30 лет. Указанные периоды не включены ответчиком в специальный стаж, что, по мнению Охлопкова С.Н, является необоснованным.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе УПФР в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл просит решение суда отменить в части включения в специальный стаж периода работы с 1 октября 1993 года по 15 мая 2003 года в должности массажиста здравпункта АНПО "Марихолодмаш", а также в части возложения обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с 10 сентября 2018 года.
В обоснование жалобы указывает, что включение в льготный стаж периодов работы в здравпунктах производственных объединений и акционерных обществ не предусмотрено Списками профессий, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Советом Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 и от 29 октября 2002 года N 781. Вывод суда о том, что здравпункт АНПО "Марихолодмаш" входил в состав городской больницы N1, являясь структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения, является, по мнению ответчика, неверным, поскольку здравпункт не может одновременно являться структурным подразделением двух юридических лиц. Работодателем и страхователем истца в спорный период являлось не лечебное учреждение, а производственное объединение. Таким образом, как полагает ответчик, специальный стаж работы, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии, у истца отсутствовал.
В возражениях на апелляционную жалобу Охлопков С.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя УПФР в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл Шалишкиной А.И, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Охлопкова С.Н. Рачковой А.В, возражавшей против удовлетворения жалобы, обсудив доводы жалобы и возражений, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с подпунктом 20 пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в подпункте 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
В Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 вошли врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, правом на льготное пенсионное обеспечение наделены медицинские сестры, медицинские сестры палатные, операционные медицинские сестры, осуществляющие трудовую деятельность в лечебных учреждениях - больницах всех наименований, перинатальных центрах, диагностических центрах, родильных домах.
Согласно пункту 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
В пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
В соответствии с письмом Минтруда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 29 сентября 2000 года N 3948/1-17, N 06-25/8625, при исчислении специального стажа, имевшего место до 01 ноября 1999 года и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", применяется Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 года N 395 (действовавшим до 03 июля 2003 г.), в пункте 15 Примечания которого было указано, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Судом первой инстанции установлено, что Охлопков С.Н. 10 сентября 2018 года обратился в УПФР в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл за назначением досрочной страховой пенсии по старости по основаниям пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В назначении пенсии ему отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа. Специальный стаж на дату подачи заявления 10 сентября 2018 года составляет 19 лет 10 месяцев 29 дней.
Решением УПФР в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл от 14 ноября 2018 года в специальный стаж истца не включен период работы истца с 1 октября 1993 года по 15 мая 2003 года в должности массажиста здравпункта АНПО "Марихолодмаш", так как наименование структурного подразделения и должности не соответствует Списку, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, а также период с 10 ноября 2004 года по 9 декабря 2004 года, с 18 мая 2009 года по 17 июня 2009 года, с 3 марта 2014 года по 3 апреля 2014 года (курсы с отрывом от производства) в должности медицинского брата по массажу в ГБУ Республики Марий Эл "Поликлиника N 1 города Йошкар-Олы", так как не подтвержден факт выполнения работы в течении полного рабочего дня.
Решение суда обжалуется ответчиком только в части включения периода с 1 октября 1993 года по 15 мая 2003 года в должности массажиста здравпункта АНПО "Марихолодмаш" и назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в период с 1993 по 2003 года здравпункт завода АО "Марихолодмаш" входил в состав Городской поликлиники N 1, соответственно являлся структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения, а должность массажиста здравпункта по выполняемым функциям, условиям и характеру деятельности тождественна должности медицинского брата по массажу, которая дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
С учетом изложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции, разрешив спор, правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных юридически значимых обстоятельств и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, правомерно учел положения подлежащих применению норм закона, и принял решение в пределах заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку основаны на иной оценке доказательств характера работы истца и типа учреждения, в котором истец осуществлял трудовую деятельность и не опровергают выводы суда о праве истца на включение вышеуказанного периода работы в специальный стаж, учитывая действующее в спорный период пенсионное законодательство.
На основании изложенного, решение суда является законным и обоснованным, принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи О.В. Клюкина
М.А. Гринюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.