Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97700670-2 "О внесении дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР по вопросам сроков содержания подсудимых под стражей"
Законопроект разработан в связи с принятием Российской Федерации в Совет Европы и необходимостью приведения действующего уголовно-процессуального законодательства в соответствие с требованиями международных стандартов и правил обращения с заключенными. Европейская Конвенция по правам человека рекомендует сокращать сроки рассмотрения уголовных дел и содержания под стражей обвиняемых.
В настоящее время Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР регулирует лишь сроки содержания под стражей в качестве меры пресечения лиц, в отношении которых проводится расследование.
Что касается дел, находящихся в производстве судов, каких-либо сроков содержания под стражей подсудимых законодательством не установлено. Зачастую по этой причине (помимо объективных) допускается неоправданная волокита в рассмотрении судебных дел и, как следствие, длительное содержание в следственных изоляторах лиц, находящихся под стражей. Как свидетельствуют данные судебной статистики, число дел, рассмотренных судами первой инстанции с нарушением установленных сроков, возросло с 16,5 процентов в 1994 году до 20,1 процентов в 1995 году от общего их количества. В 1995 году в срок свыше б месяцев рассмотрено 37000 уголовных дел, тогда как в 1994 году - 22000 уголовных дел. По состоянию на 1 июля 1996 года в следственных изоляторах содержалось 294000 человек, из которых более половины - по делам, находившимся в производстве судов различных инстанций.
Установление в законе предельных сроков содержания подсудимых пол стражей позволит повысить оперативность рассмотрения дел в судах и устранить нарушения конституционных прав граждан.
В связи с этим предлагается дополнить УПК РСФСР статьей 97 - 1, предусматривающей ограничение сроков содержания под стражей подсудимых в качестве меры пресечения до б месяцев, а по делам о тяжких преступлениях - до 12 месяцев.
По истечении указанных сроков в проекте предусматривается немедленное, независимо от длительности судебного разбирательства, освобождение подсудимого из-под стражи с отменой или изменением меры пресечения на более мягкую (залог, подписка о невыезде, личное поручительство и т.д.).
Учитывая, что по определенным категориям уголовных дел на их рассмотрение требуется более длительное время, а освобождение подсудимого из-под стражи может крайне отрицательно повлиять на дальнейшее рассмотрение дела (уклонение от суда, давление на участников процесса, совершение нового преступления и т.п.), суд или судья могут продлить этот срок до рассмотрения дела по существу. Об этом могут ходатайствовать прокурор, потерпевший или его представитель; суд вправе принять решение по данному вопросу и по собственной инициативе.
Такой подход в полной мере согласуется с международной практикой. Так, Европейский суд по правам человека в Страсбурге, принимая решение о соответствии сроков содержания под стражей конкретного лица положениям Европейской Конвенции по правам человека исходит из того, что содержание под стражей подсудимого может продолжаться в течение всего периода следствия и судебного разбирательства, если обвиняемый может скрыться от правосудия, оказывать давление на участников процесса, а также совершить новое преступление.
В проекте содержатся необходимые гарантии от произвола и судебных ошибок. Согласно части 4 статьи 97-1 проекта подсудимый, защитник, потерпевший и его представитель наделяются правом подать частную жалобу, а прокурор - принести частный протест в вышестоящий суд на определение суда или постановлении судьи о продлении срока содержания под стражей. При этом решение по частной жалобе или частному протесту должно быть принято до истечения сроков содержания подсудимого под стражей, установленных в части первой статьи 97-1 проекта. Суд или судья, рассматривающие дело, должны незамедлительно направить в вышестоящий суд определение или постановление о продлении срока содержания под стражей вместе с частной жалобой либо частным протестом.
Вышестоящий суд рассматривает такие жалобы или протесты в открытом судебном заседании по правилам кассационного производства.
Предлагаемые изменения в УПК РСФСР не потребуют дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.