Судья Астраханского областного суда Стёпин А.Б. при секретаре Тутариновой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кононовой Е.Е. на постановление Кировского районного суда г. Астрахани от 16 мая 2019 года о привлечении к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением Кировского районного суда г. Астрахани от 16 мая 2019 года начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности - главный бухгалтер управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования "Город Астрахань" Кононова Е.Е. привлечена к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.
В жалобе Кононовой Е.Е. ставится вопрос об отмене постановления суда ввиду его незаконности, прекращении производства по делу по основаниям отсутствия состава административного правонарушения.
Выслушав Кононову Е.Е. и ее защитника Шмелеву Е.Н, поддержавших доводы жалобы, представителя контрольно-счетной палаты Астраханской области Санжапову Н.Р, не согласившуюся с жалобой, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления суда.
В соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Объективная сторона правонарушения заключается в неправильном использовании получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на период возникновения правоотношения) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств
в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (часть 1). Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710 установлено, что субсидии из федерального бюджета предоставляются в целях: а) софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий), дворовых территорий и мероприятий по строительству, реконструкции (модернизации) объектов капитального строительства в рамках мероприятий по благоустройству общественных территорий, а также по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства; б) предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование реализации муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству общественных территорий, дворовых территорий и мероприятий по строительству объектов капитального строительства, а также по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства (пункт 2).
Материалами дела установлено, что контрольно-счетной палатой Астраханской области проведена проверка реализации государственной программы "Формирование современной городской среды на территории Астраханской области" в 2018 году управлением по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования "Город Астрахань".
В ходе проверки установлено, что в проверяемый период Управлением заключено два контракта с муниципальным казенным предприятием г. Астрахани "Дирекция по капитальному строительству".
Контракт от 25 июня 2018 года N 155Э, с учетом внесенных изменений дополнительными соглашениями, предметом которого является оказание услуги по техническому надзору за выполнением работ на объекте "Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов" в объеме, в соответствии с техническим заданием, в строгом соответствии с перечнем объектов в сроки, установленные контрактом. Финансирование работ по контракту осуществляется заказчиком из средств бюджета муниципального образования "Город Астрахань", поступивших в бюджет муниципального образования "Город Астрахань" в виде субсидий из средств федерального бюджета и бюджета Астраханской области, согласно соглашению от 18 мая 2018 года N 04-14/38 "О предоставлении в 2018 году субсидий из средств бюджета Астраханской области муниципальному образованию "Город Астрахань" на реализацию муниципальных программ формирование комфортной городской среды", в том числе по КБК: N (федеральный бюджет, поступающий в бюджет Астраханской области) - 183393,00 рублей, N (бюджет Астраханской области) - 40 257,00 рублей.
Контракт от 25 июня 2018 года N 156Э, с учетом внесенных изменений дополнительными соглашениями, предметом которого является оказание услуги по техническому надзору за выполнением работ на объекте "Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов" в объеме, в соответствии с техническим заданием, в строгом соответствии с перечнем объектов в сроки, установленные контрактом. Финансирование работ по контракту осуществляется заказчиком из средств бюджета муниципального образования "Город Астрахань", поступивших в бюджет муниципального образования "Город Астрахань" в виде субсидий из средств федерального бюджета и бюджета Астраханской области, согласно соглашению от 18 мая 2018 года N 04-14/38 "О предоставлении в 2018 году субсидий из средств бюджета Астраханской области муниципальному образованию "Город Астрахань" на реализацию муниципальных программ формирование комфортной городской среды", в том числе по КБК: N (федеральный бюджет, поступающий в бюджет Астраханской области) - 528898,00 рублей, N (бюджет Астраханской области) - 116100,00 рублей.
В ходе проверки установлено, что Управлением направлен запрос в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 27 апреля 2018 года N 30-11-01-2225 с просьбой дать разъяснения по вопросу возможности заключения договоров на оказание услуг по техническому надзору за выполнением работ по благоустройству дворовых территорий, за счет средств субсидий вышестоящих бюджетов. Министерство, в письме N 01-01-07/6263 разъяснило, что, по мнению Минстроя России для обеспечения качества работ, эффективного использования бюджетных средств, в обязательном порядке должен быть организован строительный контроль за работами. В случае если на реализацию мероприятий муниципальной программы формирования современной городской среды предусмотрены средства федерального бюджета и бюджета Астраханской области, направление их на осуществление технического надзора за этими мероприятиями допустимо в пропорции 82 и 18 процентов соответственно.
Контрольно-счетной палатой Астраханской области направлен запрос в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 19 февраля 2019 года N 04-02-С/178 о предоставлении нормативных правовых документов, послуживших основанием для вышеуказанного разъяснения. Министерство пояснило, что оно не наделено правом разъяснений по указанному вопросу и высказанная позиция является мнением Министерства, которое не может рассматриваться в качестве обязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Работы, выполненные Управлением по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в объеме и в соответствии с техническим заданием, в рамках реализации контрактов от 10 июля 2018 года N 173Э и N 174Э к строительству объектов капитального строительства не относятся. Таким образом, Управлением произведена оплата технического надзора за счет средств федерального бюджета, поступающих в бюджет Астраханской области в общей сумме 712291,00 рублей, на цели, не соответствующие целям их получения, что в соответствии со статьей 306.4
Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 10 апреля 2019 года, приказом Управления от 2 июля 2012 года N 2 л/с о переводе Кононовой Е.Е. на должность начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования "Г ород Астрахань", должностной инструкцией начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности - главного бухгалтера управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования "Еород Астрахань, контрактом от 25 июня 2018 года N 155Э, контрактом от 25 июня 2018 года N 156Э.
Оценив установленные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, районный суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях Кононовой Е.Е. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что в соответствии с полученным разъяснением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области нарушений при оплате технического надзора не имеется, являются несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана правовая оценка. Оснований для переоценки установленных судом фактических обстоятельств дела не имеется.
Доводы жалобы о том, что не является субъектом административного правонарушения, также несостоятельны, по следующим основаниям.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В примечании к данной статье Кодекса указано, что под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных организациях.
Таким образом, Кононова Е.Е. несет ответственность за нецелевое использование бюджетных средств как должностное лицо, имеющее в силу своего статуса возможность совершения действий и принятия решений, порождающих правовые последствия.
Доводов, свидетельствующих о том, что районным судом при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли явиться основанием к отмене решение районного суда, жалоба не содержит.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом всех обстоятельств, установленных по делу.
Представленные в судебном заседании документы не влияют на правильность выводов суда.
Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление Кировского районного суда г. Астрахани от 16 мая 2019 года оставить без изменения, жалобу Кононовой Е.Е. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.