Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами"
1. Кратко о состоянии разработки законопроекта. Проект федерального закона "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" был разработан в соответствии с рекомендациями парламентских слушаний о мерах по защите внутреннего рынка Российской Федерации от 21 Февраля 1995 года и рекомендациями парламентских слушаний о принципиальной позиции Российской Федерации при присоединении к Генеральному соглашению о тарифах и торговле (ГАТТ) и вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО) от 25 апреля 1995 года. Первоначально Закон был принят Государственной Думой 19 июля 1996 года, одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года, но отклонен Президентом Российской Федерации 23 августа 1996 года по мотиву частичного несоответствия положений Закона некоторым положениям Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), о намерении присоединиться к которому было официально заявлено Российской Федерацией. Государственная Дума не согласилась с Президентом Российской Федерации и при повторном рассмотрении Закона 16 октября 1996 года преодолела вето Президента Российской Федерации. Однако Совет Федерации 13 ноября 1996 года, рассмотрев Закон в ранее принятой редакции, не одобрил его. При этом большинство выступивших членов Совета Федерации признали необходимость данного Закона, но высказали ряд замечаний по нему. В настоящем доработанном законопроекте эти замечания учтены (см.ниже).
2. Почему необходим данный законопроект. Принятие данного закона давно назрела. Мощная экспансия ввоза в Российскую Федерацию зарубежных товаров в условиях отмены государственной монополии внешней торговли и резкого перехода к либерализации внешнеторговой деятельности уже привело к свертыванию выпуска отечественной промышленностью аналогичных товаров, особенно товаров, выпускаемых отраслями обрабатывающей промышленности. Так, по имеющимся оценкам, если выпуск продукции в 1990 году принять за 100 процентов, то в 1996 году ее выпуск в химической и нефтехимической промышленности составил 42 процента, пищевой промышленности - 34, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - 32, машиностроения - 31, промышленности строительных материалов - 28 и легкой промышленности - 12 процентов. При этом наблюдается успешная конкуренция не только за счет более высокого качества товаров, но и за счет сознательного занижения контрактных цен и субсидирования ввозимых в Россию товаров для завоевания российского рынка. Этому содействует фактическое следование России рекомендациям Международного валютного Фонда и согласие с кредитной политикой Мирового банка, предоставляющего основную часть связанных кредитов для поставки оборудования для топливно-энергетический комплекс, но не для обрабатывающей промышленности России. В результате такого курса России закрепляется такое международное разделение труда, когда у развитых стран Запада продолжают развиваться обрабатывающие и высокотехнологичные производства, а Россия все более примиряется с ролью поставщика на внешний рынок сырьевых товаров и покупателя готовой продукции. Наряду с этим и развитые, и развивающиеся страны применяют весь арсенал торгово-политических мер для ограничения экспорта российских товаров. Так, в последнее время увеличилось число антидемпинговых расследований, инициированных компаниями США, Таиланда, Тайваня, Чили, Чили, Мексики, Индии и Турции в отношении цветных и черных металлов, происходящих из Российской Федерации и дающих ежегодно около 14 млрд.долларов США валютной выручки. Ответные меры Россия практически не применяет.
3. Законопроект и ГАТТ/ВТО. Законопроект разработан в соответствии с принципами и нормами ГАТТ и связанных с ним "пакетом" многосторонних соглашений, на которых основывается современная международная торговая система и которые действуют в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), о намерении вступить в которую сделано официальное заявление Российской Федерацией. Вместе с тем, речь идет о соответствии основным принципам и нормам ГАТТ/ВТО. Национальное законодательство государств не обязательно во всех деталях должно повторять положения ГАТТ и связанных многосторонних соглашений. Например, в Законе США об одобрении и исполнении торговых соглашений, заключенных на Уругвайском раунде многосторонних торговых переговорах, прямо указывается, что ни одно из положений любого Соглашения Уругвайского раунда либо применение такого положения в отношении какого-либо лица (или в определенных обстоятельствах), которое несовместимо с законами США, не имеет юридической силы.
Закон усилит переговорную позицию России при присоединении к ВТО, так как Россия не будет безоружной в отношении демпингового импорта и иной недобросовестной конкуренции, но вооруженной торгово-политическими средствами защиты своих экономических интересов, которыми располагают и развитые, и развивающиеся страны и которые соответствуют требованиям ВТО/ГАТТ.
4. Законопроект и добросовестная конкуренция. Нельзя согласиться с теми, кто утверждает, что такой закон будет поощрять выпуск отсталой продукции. Напротив, все указанные в законопроекте будут применяться временно, пока не налажено производство отечественной продукции, которая сможет успешно конкурировать с зарубежными товарами (см. статьи 6, 13 и 17).
4. Новые положения в законопроекте. Включена новая статья об основных понятиях для более удобного пользования специфичными положениями закона. Учтено критическое замечание ряда членов Совета Федерации о недостаточном отражении роли органов государственной власти субъектов Российской Федерации в инициировании расследований в целях применения защитных, антидемпинговых и компенсационных мер (статьи 3, 7 и 14). В устранение возможной двусмысленности применен термин "аналогичный товар" (т.е. полностью идентичный с отечественным импортируемый товар), а "непосредственно конкурирующий товар" должен определяться одним и тем же кодом по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (например, такой код, как 8901 10 100 включает морские суда и паромы для перевозки пассажиров и грузов). Указан индивидуальный характер применения антидемпинговых мер в отношении конкретных зарубежных компаний, по соблюдении принципа ГАТТ о недискриминации, т.е. с равным подходом к любой стране, где бы не находилась компания, допустившая продажу в Россию товара по бросовым, заниженным против нормальной стоимости ценам (статья 7). Внесены уточнения в положения об учете интересов заинтересованных лиц при инициировании и в ходе антидемпингового расследования в соответствии с ГАТТ и "Антидемпинговым кодексом", связанным с применением ГАТТ (статья 12). учтены положения Договора между Российской Федерацией и Европейским Союзом о партнерстве и сотрудничестве в статье 21 о других случаях ограничения импорта в Российскую Федерацию. Внесен ряд редакционных уточнений.
5. Структура законопроекта. Сохранена прежняя структура законопроекта.
Первая глава законопроекта содержит общие положения, формулируя цели и сферу применения закона с вынесением в отдельную статью основных понятий, применяемых в законе.
Вторая глава посвящена защитным мерам, которые применяются, когда наносится существенный ущерб отечественной промышленности или возникает реальная угроза нанесения такового в результате возросшего импорта какого-либо товара. Учтены принципиальные положения статьи XIX ГАТТ и принятого в рамках ВТО в его развитие многостороннего Соглашения о защитных мерах.
Третья глава излагает процедуру введения и применения антидемпинговых мер. Учтены положения статьи 71 ГАТТ и принятого в рамках ВТО в его развитие "Антидемпингового кодекса" об антидемпинговых мерах при преднамеренном занижении цен во внешнеторговых контрактах.
Четвертая глава излагает процедуру введения и применения компенсационных мер, когда иностранное государство предоставляет субсидии производителям и экспортерам какого-либо товара с целью его экспортной экспансии. Учтены положения статьи XVI ГАТТ и принятого в рамках ВТО в его развитие многостороннего Соглашения о субсидиях и компенсационных мерах, в котором различаются допустимые и недопустимые субсидии, предоставляемые государствами.
В пятой главе использованы принятые в мировой практике нормы по защите иных экономических интересов государств при осуществлении внешней торговли товарами, которые также опираются на нормы ГАТТ: по ограничению экспорта в случае критической нехватки жизненно важных для российской экономики товаров на внутреннем рынке (статья XI ГАТТ), по ограничению импорта в интересах поддержания благоприятного состояния платежного баланса государства (статья XII ГАТТ) и по иным ограничениям импорта (статья XVIII ГАТТ и Договор между Российской Федерацией и Европейским Союзом о партнерстве и сотрудничестве).
В заключительной шестой главе говорится о порядке проведения расследований с целью применения мер по защите отечественной промышленности и иных экономических интересов России при осуществлении внешней торговли товарами, обжаловании действий или бездействия должностных лиц при проведении таких расследований, применения международных договоров России в этой сфере отношений.
Принятие данного Федерального закона позволит установить правовые основы для защиты отечественной промышленности и других упомянутых выше экономических интересов России, основываясь на общепринятой в мировом сообществе практике. Кроме того, взимание в предусмотренных законом случаях специальных, антидемпинговых и компенсационных таможенных пошлин будет выполнять и фискальную функцию - будут иметь место дополнительные поступления в доход федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.