Проект федерального закона N 97700654-2
"О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами"
Досье на проект федерального закона
Глава I. Общие положения
Настоящий Федеральный закон устанавливает порядок введения и применения мер по защите экономики Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами как инструментов внешнеторгвой политики, регулирования и защиты внутреннего рынка Российской Федерации во взаимной связи с мировым рынком.
Статья 1. Цели настоящего Федерального закона и сфера его применения
Основными целями настоящего Федерального закона являются:
защита экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами;
защита экономики Российской Федерации от воздействия иностранной конкуренции, связанной с нарушением норм международного права;
обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику;
поддержание благоприятного состояния платежного баланса Российской Федерации путем регулирования импорта товаров;
обеспечение потребностей внутреннего рынка Российской Федерации в случае критической нехватки каких-либо товаров на нем путем регулирования экспорта товаров;
продвижение товаров, происходящих из Российской Федерации, на мировой рынок.
2. Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности, а также при осуществлении инвестиций и валютного контроля.
Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:
существенный ущерб отечественной промышленности - значительное общее ухудшение положения отечественной промышленности, которое наступило вследствие возросшего импорта аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, или вследствие демпингового импорта такого товара, или вследствие импорта субсидируемого товара и которое выражается, в частности, в сокращении объема производства и реализации такого товара на внутреннем рынке Российской Федерации, рентабельности его производства, замедлении развития отечественной промышленности;
угроза нанесения существенного ущерба отечественной промышленности - обоснованная объективными факторами очевидная неотвратимость нанесения существенного ущерба отечественной промышленности;
существенный ущерб экономическим интересам Российской Федерации от импорта товара, субсидируемого иностранным государством - существенный ущерб отечественной промышленности или угроза его нанесения, а также: прекращение вывоза аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, происходящего из Российской Федерации, на таможенную территорию иностранного государства, которое предоставляет субсидию; прекращение или сокращение вывоза аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, происходящего из Российской Федерации, на таможенную территорию третьего государства; существенное снижение цены этого товара на внутреннем рынке третьего государства по сравнению с ценой аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, происходящего из Российской Федерации, или существенное сокращение продаж этого товара на данном рынке; увеличение доли субсидируемого товара на мировом рынке по сравнению со средней долей такого товара за три предшествующие года с усилением тенденции к росту этой долей после применения субсидий;
отечественная промышленность - производители аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в любых отраслях промышленности Российской Федерации (в том числе по переработке продукции сельского хозяйства), на долю которых приходится основная часть (более чем пятьдесят процентов) объема производства такого товара;
аналогичный или непосредственно конкурирующий товар - товар или группа товаров, которые полностью идентичны или сопоставимы по своему функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, а также по другим основным параметрам таким образом, что покупатель заменяет или готов заменить их один другим в процессе потребления (производственного или непроизводственного), и которые классифицируются одним кодом по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД);
товар, происходящий из Российской Федерации, - товар. происхождение которого из Российской Федерации определяется в соответствии с Федеральным законом о "О таможенном тарифе"
защитные меры - меры, которые применяются Правительством Российской Федерации по ограничению импорта (ввоза для свободного обращения на таможенную территорию Российской Федерации) в форме введения импортной квоты или специальной таможенной пошлины, в том числе временной специальной таможенной пошлины;
импортная квота - ограничение импорта по количеству (тонны. кубические метры, штуки и другое) и (или) стоимости, в том числе тарифная квота (то есть ограничение беспошлинного импорта или импорта по пониженной ставке таможенной пошлины, сверх которых импортируемый товар облагается таможенной пошлиной по базовой ставке);
специальная таможенная пошлина - таможенная пошлина, применяемая вследствие возросшего импорта и взимаемая вместо таможенной пошлины по базовой ставке;
базовая ставка таможенной пошлины - ставка таможенной пошлины, которая в соответствии с Федеральным законом "О таможенном тарифе" применяется во внешней торговле Российской Федерации с государствами, пользующимися режимом наибольшего благоприятствования;
импорт за предшествующий период - средняя величина импорта соответствующего товара за три представительных года, по которым имеются необходимые статистические данные;
антидемпинговые меры - меры, которые применяются для ограничения демпингового импорта Правительством Российской Федерации в форме введения антидемпинговой таможенной пошлины, в том числе временной антидемпинговой таможенной пошлины;
антидемпинговая таможенная пошлина - таможенная пошлина, применяемая вследствие демпингового импорта и взимается сверх базовой ставки таможенной пошлины в размере демпинговой разницы (за исключением минимально допустимой демпинговой разницы);
демпинговый импорт - импорт товара (ввоз товара для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации) по цене ниже его нормальной стоимости, если экспортная цена товара при экспорте из какого-либо государства является более низкой, чем сопоставимая цена товара, предназначенного для потребления в государстве экспортера и (или) производителя такого товара, при обычном ходе торговли этим товаром;
нормальная стоимость товара - цена при обычном ходе торговли аналогичного или непосредственно конкурирующего товара для потребления (производственного или непроизводственного) в стране его происхождения;
обычный ход торговли - купля-продажа товара по цене не ниже же чем его средневзвешенная себестоимость;
средневзвешенная себестоимость товара - себестоимость товара, определенная по средневзвешенным производственным, торговым, административным и общим издержкам;
экспортная цена - цена, которая уплачена или подлежит уплате в соответствии с внешнеторговым договором купли-продажи за аналогичный или непосредственно конкурирующий товар, импортируемый (ввозимый для свободного обращения) на таможенную территорию Российской Федерации);
демпинговая разница - отношение нормальной стоимости за вычетом экспортной цены к экспортной цене;
минимально допустимая демпинговая разница - демпинговая разница, составляющая два процента;
компенсационные меры - меры, которые применяются Правительством Российской Федерации для ограничения импорта субсидируемого товара в форме введения компенсационной таможенной пошлины, в том числе временной компенсационной таможенной пошлины;
компенсационная таможенная пошлина - таможенная пошлина, применяемая вследствие импорта субсидируемого иностранным государством товара и взимаемая сверх базовой ставки таможенной пошлины в размере, подсчитанном в расчете субсидии, которая приходится на единицу субсидируемого товара (тонну, кубический метр, штуку и другие);
субсидия иностранного государства (союза иностранных государств) - финансовая поддержка экспортера и (или) производителя аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в форме: прямого перевода денежных средств или обязательства сделать такой перевод; полного или частичного освобождения экспортера и (или) производителя от налоговых, таможенно-тарифных и иных обязательных платежей; аннулирования долга экспортера и (или) производителя правительству иностранного государства или предоставления кредита экспортеру и (или) производителю в целях оказания ему помощи в оплате такого долга; льготного или безвозмездного предоставления энергии, материалов, компонентов, полуфабрикатов, услуг, за исключением товаров и услуг, предназначенных для поддержания и развития общей инфраструктуры, то есть инфраструктуры, не связанной непосредственно только с конкретным экспортером и (или) производителем; льготного приобретения товаров; договора с частной организацией о выполнении ею одной или нескольких мер поддержки экспортера и (или) производителя;
специфическая субсидия - субсидии, предоставляемые только конкретному экспортеру и (или) производителю либо конкретной группе экспортеров и (или) производителей.
Глава II. Защитные меры
Статья 3. Общие принципы применения защитных мер
1. Если какой-либо товар импортируется в Российскую Федерацию в таком возросшем количестве (по отношению к количеству товара, производимого отечественной промышленностью) и на таких условиях, которые наносят или угрожают нанести существенный ущерб отечественной промышленности при производстве аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, Правительство Российской Федерации на основании доклада Федерального органа исполнительной власти, указанного в части четвертой статьи 12 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", подготовленного по результатам расследования, проведенного по поручению Правительства Российской Федерации и (или) по заявлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации либо по заявлению, сделанному от имени отечественной промышленности (определяемой в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона), может применить защитные меры в отношении этого импортируемого товара.
2. Защитные меры в отношении какого-либо товара применяются на недискриминационной основе независимо от страны происхождения товара.
3. Защитные меры не применяются в отношении товара, происходящего из наименее развитых государств, признанных таковыми Организацией Объединенных Наций, а также государств с годовым валовым национальным продуктом на душу населения менее тысячи долларов США, если на долю этих государств приходится менее чем три процента объема импорта такого товара в Российскую Федерацию, а импорт такого товара из всех государств, на долю каждого из которых приходится менее чем три процента импорта такого товара в Российскую Федерацию, в сумме не превышает девяти процентов импорта такого товара в Российскую Федерацию.
Статья 4. Особенности определения существенного ущерба при введении защитных мер
При проведении расследования с целью установления причинно-следственной связи между возросшим импортом и существенным ущербом отечественной промышленности или угрозой его нанесения Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части четвертой статьи 12 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", должен объективно, в том числе и с количественной стороны, оценить все факторы, характеризующие ситуацию в отечественной промышленности, в особенности:
темпы и абсолютные величины прироста импорта (в абсолютных и относительных единицах);
долю Российской Федерации на мировом рынке импортируемого товара;
изменения в объеме продаж соответствующего товара, происходящего из Российской Федерации, на внутреннем рынке Российской Федерации;
изменения объема производства, показателей производительности труда, загрузки производственных мощностей, размера прибыли и убытков, а также уровня занятости в отечественной промышленности.
Статья 5. Особенности проведения расследования, предшествующего введению защитных мер
1. Защитные меры, за исключением временных специальных таможенных пошлин, вводимых в исключительных случаях в предварительном порядке до проведения расследования, могут вводиться только на основании результатов, полученных после расследования, проведенного федеральным органом исполнительной власти, указанным в части четвертой статьи 12 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".
2. Расследование проводится гласно с заблаговременным публичным уведомлением о нем всех заинтересованных лиц. По результатам расследования вышеуказанный федеральный орган исполнительной власти публикует официальный отчет.
3. Информация, являющаяся конфиденциальной, т.е. такой, которая не отнесена к общедоступной и использование которой может нанести ущерб правам и охраняемым законом интересам предоставившего его лица либо которая предоставлена одним из заинтересованных лиц на условиях, ограничивающих распространение этой информации или ознакомление с ней, используется указанным в пункте 1 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти в ходе расследования в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обращении с подобной информацией.
4. Расследование должно быть завершено, как правило, в течение девяти месяцев и не должно превышать один год.
Статья 6. Особенности введения и применения защитных мер
1. Защитные меры вводятся только в таком объеме и на такой срок, которые необходимы для устранения существенного ущерба отечественной промышленности или для предотвращения угрозы его нанесения.
2. При установлении импортной квоты ее введение не должно приводить к снижению импорта товара по сравнению с импортом товара в предшествующий период.
Объем импортной квоты, который обусловливает уменьшение импорта ниже указанной средней величины, может быть установлен только при условии, если импортная квота именно в таком объеме позволяет устранить существенный ущерб отечественной промышленности или предотвратить угрозу его нанесения.
Долю импортной квоты того или иного государства устанавливает Правительство Российской Федерации после проведения консультаций с указанными государствами с учетом их существенных интересов в поставках соответствующего товара. При этом при определении существенного интереса иностранного государства в поставках соответствующего товара учитывается доля этого государства в импорте товара в Российскую Федерацию в предшествующий период.
3. При особых обстоятельствах, при которых задержка с введением защитной меры может нанести непоправимый существенный ущерб отечественной промышленности, Правительство Российской Федерации на основании предварительного заключения Федерального органа исполнительной власти, указанного в части четвертой статьи 12 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", об очевидной связи между возрастающим импортом и существенным ущербом или угрозой его нанесения может ввести защитную меру в форме временной специальной таможенной пошлины при условии одновременного проведения расследования для получения окончательного заключения.
Срок действия временной специальной таможенной пошлины не должен превышать двести дней.
Временная специальная таможенная пошлина зачисляется в форме внесения залогового депозита в федеральный орган исполнительной власти, на который возложено непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, и не подлежит перечислению в доход федерального бюджета до принятия окончательного решения Правительством Российской Федерации о введении защитной меры.
В случаях, если в результате расследования будет признано нецелесообразным применить специальную таможенную пошлину в качестве защитной меры или будет признано целесообразным применить специальную таможенную пошлину в более низком размере, чем ставка временной таможенной пошлины, излишне взысканные суммы подлежат возврату в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации для возврата ввозных таможенных пошлин.
Если после окончания расследования будет установлена причинно-следственная связь между возросшим импортом и нанесением существенного ущерба отечественной промышленности или угрозой его нанесения и если будет принято решение о введении защитной меры в Форме специальной таможенной пошлины, срок действия временной специальной таможенной пошлины засчитывается в срок действия специальной таможенной пошлины.
4. Срок действия защитной меры не должен превышать период, необходимый для устранения существенного ущерба отечественной промышленности или для предотвращения угрозы его нанесения, а также для развития отечественной промышленности в условиях конкуренции. Этот срок не может, как правило, составлять более чем четыре года.
Срок действия защитной меры может быть продлен Правительством Российской Федерации, если в результате повторного расследования (расследований) будет установлено, что существенный ущерб отечественной промышленности или угроза его нанесения продолжает сохраняться, а аналогичный или непосредственно конкурирующий товар, производимый отечественной промышленностью, является недостаточно конкурентноспособным.
Общий срок действия защитной меры не может превышать восемь лет.
5. В случае введения защитной меры на срок более чем один год условия ее введения (объем импортной квоты, размер специальной таможенной пошлины) должны пересматриваться Правительством Российской Федерации в течение этого срока в сторону их смягчения в целях обеспечения развития отечественной промышленности в условиях конкуренции.
В случае, если срок действия защитной меры превышает три года, не позднее чем полтора года должно быть проведено повторное расследование (расследования), по результатам которого защитная мера в случае необходимости может быть отменена решением Правительства Российской Федерации или условия ее введения могут быть смягчены.
В случае, если срок действия первоначальной защитной меры в результате повторного расследования (расследований) продлевается, условия применения защитной меры не могут быть более жесткими, чем в течение указанного срока, а также подлежат постепенному пересмотру в сторону смягчения в порядке, указанном в части второй настоящего пункта.
6. Защитная мера не может быть применена в отношению импортируемого товара повторно ранее чем через два года по истечении срока действия первоначальной защитной меры, за исключением случая, если возникла необходимость повторного введения защитной меры сроком не не более, чем на сто восемьдесят дней.
Защитная мера сроком не более чем сто восемьдесят дней может быть введена повторно, когда это будет признано необходимым в результате повторного расследования (расследований) в отношении одного и того же импортируемого товара ранее чем через два года по истечении срока действия первоначальной защитной меры в случае, если после даты введения первоначальной защитной меры прошел более чем один год и защитные меры принимались по отношению к импорту данного товара не более чем два раза в пять лет, предшествующих дате введения такой повторной защитной меры.
7. В случаях, если в результате расследования будет признано необходимым ввести защитные меры или их продлить, федеральный орган исполнительной власти, указанный в части четвертой статьи 12 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности", должен провести консультации с заинтересованными государствами. из которых импортируется товар, являющийся предметом расследования, учесть их международные обязательства об уступках и о компенсациях, позволяющие устранить негативные последствия для взаимной торговли с этими государствами вследствие введения защитных мер. В этих случаях решение о введении или о продлении защитных мер, об условиях таких защитных мер или об их пересмотре в сторону смягчения принимается Правительством Российской Российской Федерации с учетом международных обязательств, принятых заинтересованными государствами, из которых импортируется товар, являющийся предметом расследования, и содержащих уступки и компенсации Российской Федерации.
8. Специальная таможенная пошлина на товар, произведенный в результате переработки сельскохозяйственной продукции, вводится только на срок до окончания календарного года, в котором введена эта пошлина и в размере не более чем одна треть базовой ставки ввозной таможенной пошлины на данный товар.
Глава III. Антидемпинговые меры
Статья 7. Общие принципы введения антидемпинговых мер
1. Если в результате расследования, проведенного федеральным органом исполнительной власти, указанным в части четвертой статьи 12 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", на основании объективного анализа имеющихся фактов установлено, что демпинговый импорт какого-либо товара наносит ущерб отечественной промышленности или угрожает его нанесением, Правительство Российской Федерации может на основании доклада указанного федерального органа исполнительной власти о результатах такого расследования, проведенного по поручению Правительства Российской Федерации и (или) по заявлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации либо по заявлению, сделанному от имени отечественной промышленности (определяемой в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона), принять решение о введении антидемпинговых мер в отношении импорта соответствующего товара.
2. Антидемпинговая мера вводится на индивидуальной основе в отношении экспортера (экспортеров), производителя (производителей) либо объединения экспортеров или производителей одного иностранного государства или нескольких иностранных государств, осуществляющих демпинговый импорт в Российскую Федерацию. При этом дискриминация государств в зависимости от страны происхождения товара не допускается.
Статья 8. Определение нормальной стоимости, себестоимости и экспортной цены товара
1. Если не представляется возможным определить нормальную стоимость демпингового товара в государстве экспортера вследствие отсутствия продаж этого товара на внутреннем рынке государства экспортера при обычном ходе торговли в целях потребления или если продажи этого товара на внутреннем рынке государства экспортера составляют менее чем пять процентов импорта этого товара в Российскую Федерацию для свободного обращения, величина демпинга должна быть определена на основе сравнения экспортной цены этого товара, импортируемого в Российскую Федерацию, с сопоставимой ценой товара при экспорте в третью страну или с его себестоимостью в стране происхождения с дополнительным учетом на разумном уровне производственных, торговых, административных и общих издержек, а также прибыли.
2. Если федеральным органом исполнительной власти, указанным в части четвертой статьи 12 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", установлено, что продажи товара, являющегося предметом расследования, на внутреннем рынке государства экспортера или продажи такого товара третьей стране в течение более чем шесть месяцев осуществляются по средневзвешенным ценам, которые ниже средневзвешенной себестоимости этого товара в стране происхождения товара, с учетом производственных, торговых, административных и общих издержек, а также прибыли либо более чем двадцать процентов объема продаж этого товара в течение указанного времени осуществляются по ценам, которые ниже себестоимости этого товара, с учетом производственных, торговых, административных и общих издержек, а также прибыли, такие цены не могут быть признаны относящимися к обычному ходу торговли и не могут использоваться для определения нормальной стоимости товара.
Себестоимость товара подсчитывается на основе данных экспортера или производителя при условии, если эти данные соответствуют правилам учета и отчетности в государстве экспортера или производителя и на разумном уровне отражают издержки на производство товара и его продажу.
Производственные, торговые, административные и общие издержки, а также прибыль должны определяться на основе данных о производстве и продаже товара при обычном ходе торговли. Если не представляется возможным определить таким образом указанные издержки, то они определяются на основе:
фактических издержек производителя на производство товара и его продажу на внутреннем рынке страны происхождения товаров, относящимся к той же группе товаров, что и рассматриваемый товар; средневзвешенного показателя фактических издержек других производителей на производство аналогичного или непосредственно конкурирующего товара и его продажу на внутреннем рынке страны происхождения товара;
любого другого разумного метода при условии, если подсчитанная прибыль не будет превышать прибыль, обычно получаемую другими производителями при продаже на внутреннем рынке страны происхождения товаров, относящихся к той же группе товаров, что и рассматриваемый товар.
В случаях, если отсутствует экспортная цена или возникли сомнения в отношении сведений о ней вследствие бартерного (товарообменного, компенсационного) характера сделки между экспортером и импортером или третьем лицом либо если имеются серьезные основания предполагать наличие ограничительной деловой практики в Форме сговора между ними в отношении экспортной цены, экспортная цена может быть определена на основе цены, по которой импортируемый товар был в первый раз перепродан независимому покупателю на внутреннем рынке Российской Федерации, а если такой перепродажи не было, экспортная цена может быть определена на иной разумной основе по усмотрению федерального органа исполнительной власти, указанного в части четвертой статьи 12 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".
Под независимым покупателем понимается покупатель товара, который в качестве одной из сторон договора купли-продажи (физическое лицо) или должностного лица одной из сторон договора купли-продажи не является одновременно должностным лицом другой стороны договора купли-продажи, либо не является сособственником предприятия вместе с другой стороной договора купли-продажи, либо не связан с другой стороной договора купли-продажи трудовыми отношениями, либо не внес вклад (пай) или не обладает акциями (паем) с правом голоса в уставном (складочном) капитале другой стороны договора купли-продажи, которые составляют не менее чем пять процентов уставного (складочного) капитала, либо не находится по контролем лица, прямо или косвенно контролирующего обе стороны договора купли-продажи, либо не находится под прямым или косвенным контролем другой стороны договора купли-продажи, либо не является родственником другой стороны договора купли-продажи или его должностного лица.
Статья 9. Сопоставление экспортной цены и нормальной стоимости с целью определения демпинга
1. Сопоставление экспортной цены и нормальной стоимости товара в целях определения демпинга проводится для одной и той же стадии торговой операции с товаром как в отношении экспортной цены, так и нормальной стоимости, с использованием, как правило, базовой цены, установленной организацией-изготовителем в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов ("ИНКОТЕРМС"), и, насколько это возможно, - за тот же период продажи товара. При этом должны быть учтены такие факторы, как условия продажи, ставки таможенных пошлин, налогообложение, рентабельность, количество товара, его качественные и технические характеристики, и другие Факторы, которые явно влияют на сопоставимость цен.
Если экспортная цена и нормальная стоимость товара выражены в разных национальных валютах, пересчет производится по курсу Центрального банка Российской Федерации на день подписания внешнеторгового договора (контракта) купли-продажи товара, или на день выставления счета, или на другую дату, имеющую существенное значение при сопоставлении экспортной цены и нормальной стоимости товара.
2. При определении величины демпинга, как правило, должна сопоставляться либо средневзвешенная нормальная стоимость со средневзвешенной ценой товара в сопоставимых внешнеторговых договорах (контрактах) купли-продажи товара, или нормальная стоимость с фактическими ценами товара, указанными в сопоставимых внешнеторговых договоров (контрактов) купли-продажи товара.
3. Если государство, из которого экспортируется товар, не является государством его происхождения, экспортная цена этого товара обычно сравнивается с сопоставимыми ценами на внутреннем рынке государства, из которого экспортируется товар. В этом случае экспортная цена товара может сравниваться и с сопоставимыми ценами на внутреннем рынке государства происхождения товара, если из государства, из которого экспортируется товар, имела место поставка товара в Российскую Федерацию, но товар не производится в этом государстве или в нем не имеется сопоставимых цен такого товар.
Статья 10. Особенности определения отечественной промышленности при демпинговым импорте
1. Для целей настоящей главы отечественная промышленность определяется в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в пунктах 2-4 настоящей статьи.
2. Если отечественные производители аналогичного или непосредственно конкурирующего товара сами осуществляют его демпинговый импорт или образуют с экспортерами или импортерами зависимые или дочерние общества, под отечественной промышленностью понимаются только все остальные производители аналогичного или непосредственно конкурирующего товара.
3. В исключительных случаях при определении отечественной промышленности территория Российской Федерации может рассматриваться как состоящая из двух или нескольких конкурирующих рынков, а отечественные производители в пределах этих рынков - как отдельная промышленность, если такие производители продают на этом рынке весь или почти весь аналогичный или непосредственно конкурирующий товар и спрос на этом рынке на аналогичный или непосредственно конкурирующий товар не удовлетворяется в значительной мере производителями, находящимися на остальной территории Российской Федерации.
В этих случаях ущерб от демпингового импорта может быть установлен, даже если основной части всей отечественной промышленности не нанесен ущерб, при условии, если демпинговый импорт сконцентрирован на таком отдельном рынке и демпинговый импорт наносит ущерб всем или почти всем производителям аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в пределах указанного рынка.
4. Если в результате антидемпингового расследования принимается решение о введении антидемпинговой меры, она может быть введена только в отношении товара, предназначенного для данного региона, или в отношении всего объема импорта этого товара в Российскую Федерацию. В последнем случае экспортерам должна быть предоставлена возможность прекратить экспорт по демпинговым ценам в данный регион или взять взять на себя адекватные обязательства. Введение подобной антидемпинговой меры не может носить дискриминационный характер в отношении экспортеров и импортеров, осуществляющих поставки в этот регион.
Статья 11. Особенности определения ущерба от демпингового импорта
1. Определение ущерба от демпингового импорта должно основываться на анализе объема демпингового импорта, его влияния на цену аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на внутреннем рынке Российской Федерации, а также на анализе воздействия демпингового импорта на состояние отечественной промышленности.
2. Если одновременно проводятся несколько антидемпинговых расследований в отношении какого-либо товара, импортируемого в Российскую Федерацию из нескольких государств, эти расследования могут быть объединены в одно расследование. В этом случае существенный ущерб отечественной промышленности рассчитывается на совокупной основе при условиях, что демпинговая разница, в отношении каждого из указанных государств больше минимально допустимой демпинговой разницы. а объем демпингового импорта из каждого из этих государств в Российскую Федерацию не является незначительным и совокупная оценка последствий демпингового импорта является уместной с учетом условий конкуренции между импортируемыми из разных иностранных государств товарами, а также между импортируемым в Российскую Федерацию товаром и аналогичным или непосредственно конкурирующим товаром, происходящим из Российской Федерации.
Объем демпингового импорта товара из какого-либо иностранного государства считается незначительным, если на его долю приходится менее чем три процента объема импорта такого товара в Российскую Федерацию и импорт такого товара из всех таких государств, на долю каждого из которых приходится менее чем три процента импорта такого товара в Российскую Федерацию, в сумме не превышает семи процентов общего импорта такого товара в Российскую Федерацию.
3. Анализ воздействия демпингового импорта должен включать анализ таких показателей и факторов производства в отечественной промышленности, как происшедшее и ожидаемое уменьшение объема продаж, прибылей, выпуска товара, его доли на внутреннем рынке Российской Федерации, производительности труда, окупаемости капиталовложений, степени загрузки производственных мощностей. При этом должны приниматься во внимание величина демпинговой разницы, изменение цен на внутреннем рынке Российской Федерации, происшедшие и ожидаемые негативные последствия для денежного обращения, запасов товаров, уровня занятости, заработной платы, темпов экономического роста, инвестиционной активности в Российской Федерации.
Статья 12. Особенности проведения антидемпингового расследования
1. При подаче заявления, которое указано в пункте 1 статьи 7 настоящего Федерального закона и которое должно быть сделано в письменной форме, оно должно содержать:
сведения о заявителе, об объеме и стоимости производства отечественной промышленностью аналогичного или непосредственно конкурирующего товара. При необходимости в заявлении должен содержаться перечень известных отечественных производителей аналогичного или непосредственно конкурирующего товара или объединений таких производителей с указанием для каждого из них объема и стоимости производимого товара;
описание товара, в отношении которого имеется утверждение о его демпинговом импорте, наименование государства (государств) его происхождения или экспорта, сведения о каждом известном экспортере или каждом известном иностранном производителе и перечень известных отечественных импортеров такого товара;
сведения о ценах, по которым такой товар продается для потребления на внутренних рынках государства (государств) его происхождения или экспорта, либо в соответствующих случаях о ценах, по которым товар продается из государства (государств) его происхождения или экспорта в третье государство или третьи государства, либо об определяемой стоимости товара;
сведения об экспортных ценах товаров, указанных во внешнеторговых договорах (контрактах) купли-продажи, по которым такой товар импортирован в Российскую Федерацию, или в соответствующих случаях о ценах, по которым товар был впервые перепродан независимым покупателем на внутреннем рынке Российской Федерации;
сведения об изменениях объема импорта товара, в отношении которого имеется утверждение о его демпинговом импорте, о последствиях демпингового импорта для цен аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на внутреннем рынке Российской Федерации и о воздействии такого импорта на состояние отечественной промышленности с приведением соответствующих показателей.
2. Заявление не может быть принято к рассмотрению, если его поддерживают только те отечественные производители, на долю которых приходится менее чем двадцать пять процентов производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в Российской Федерации.
Заявление может быть принято к рассмотрению, если его поддерживают отечественные производители, на долю которых приходится более чем пятьдесят процентов производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в Российской Федерации.
3. После получения заявления и до начала расследования федеральный орган исполнительной власти, указанный в части четвертой статьи 12 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", должен уведомить в 30-дневный срок с даты получения указанного заявления все заинтересованные лица о предстоящем антидемпинговом расследовании. При этом в таком уведомлении заинтересованным лицам должны быть поставлены вопросы в связи с предстоящим антидемпинговым расследованием и им предоставляется не менее чем тридцать дней для ответов с изложением в письменной форме всех доказательств, которые по их мнению относятся к такому расследованию. На всем протяжении антидемпингового расследования заинтересованным лицам должна быть предоставлена полная возможность быть уведомленными о полученной в ходе такого расследования информации и защищать свои законные интересы, а также встретиться с теми лицами, которые имеют противоположную точку зрения по предмету расследования. Устная информация заинтересованных лиц принимается при расследовании в той мере, в которой она воспроизводится затем в письменной форме.
4. Антидемпинговое расследование не должно быть начато, если демпинговая разница меньше, чем минимально допустимая демпинговая разница, а объем демпингового импорта является незначительным в соответствии с пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
5. Заинтересованными лицами при проведении антидемпингового расследования являются:
заявитель, отечественный производитель аналогичного или непосредственно конкурирующего товара или объединение отечественных производителей, большинство участников которого производят подобный или непосредственно конкурирующий товар в Российской Федерации;
иностранный экспортер, иностранный производитель демпингового товара или отечественный импортер такого товара либо объединение, большинство участников которого являются производителями, экспортерами или импортерами такого товара;
компетентный правительственный орган государства экспорта или происхождения демпингового товара либо компетентный орган союза государств, в который входит такое государство;
потребитель товара, являющегося предметом антидемпингового расследования, или объединения потребителей;
соответствующие федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;
иные лица, права и интересы которых затрагиваются антидемпинговым расследованием и которые, по мнению федерального органа исполнительной власти, указанного в части четвертой статьи 12 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", способны оказать содействие проведению антидемпингового расследования.
6. Антидемпинговое расследование должно быть завершено, как правило, в течение года и во всех случаях не должно превышать восемнадцать месяцев.
Статья 13. Особенности введения и применения антидемпинговых мер
1. Антидемпинговые меры могут быть введены только на основании результатов антидемпингового расследования.
В исключительных случаях до окончания антидемпингового расследования, но не ранее чем через шестьдесят дней после его начала Правительство Российской Федерации может принять решение о введении временной антидемпинговой таможенной пошлины на срок до четырех месяцев с возможным его продлением до шести месяцев, если предварительно полученная информация свидетельствует о наличии демпингового импорта и о нанесенным им ущербе отечественной промышленности, а также о том, что задержка с введением антидемпинговой таможенной пошлины может нанести непоправимый ущерб отечественной промышленности. При этом размер временной антидемпинговой таможенной пошлины не должен превышать величину временно подсчитанной демпинговой разницы.
При введении временной антидемпинговой таможенной пошлины импортером вносится залоговый депозит в размере временной антидемпинговой таможенной пошлины в федеральный орган исполнительной власти, на который возложено непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации. Временная антидемпинговая таможенная пошлина не подлежит перечислению в доход федерального бюджета до принятия Правительством Российской Федерации окончательного решения о введении антидемпинговой таможенной пошлины.
2. В случаях, если будет установлено, что ущерб отечественной промышленности не нанесен, или демпинговая разница не превышает двух процентов, или объем демпингового импорта из соответствующего иностранного государства не превышает трех процентов от импорта данного товара, залоговый депозит, внесенный в счет временной антидемпинговой таможенной пошлины, подлежит возврату импортеру в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации для возврата ввозных таможенных пошлин.
3. В случае, если будет нанесен ущерб отечественной промышленности, антидемпинговая таможенная пошлина взимается с импортера и подлежит перечислению в доход федерального бюджета.
В случае, если антидемпинговая таможенная пошлина будет введена в размере большем, чем временная антидемпинговая таможенная пошлина, разница взимается с импортера и сумма залогового депозита в счет временной антидемпинговой таможенной пошлины подлежит перечислению в доход федерального бюджета.
В случае, если антидемпинговая таможенная пошлина будет ниже, чем временная антидемпинговая таможенная пошлина, разница подлежит возврату импортеру в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации для возврата ввозных таможенных пошлин, и остаток залогового депозита в счет временной антидемпинговой таможенной пошлины подлежит перечислению в доход федерального бюджета.
4. Размер антидемпинговой таможенной пошлины не может превышать величину демпинговой разницы.
5. При получении от иностранного экспортера добровольных взятых на себя обязательств в письменной форме по отказу от демпинговых цен или по сокращению в приемлемом объеме демпингового импорта антидемпинговое расследование может быть прекращено.
В случае принятия иностранным экспортером обязательства повысить экспортную цену в размере демпинговой разницы введенная антидемпинговая таможенная пошлина не взимается с даты принятия иностранным экспортером такого обязательства, сделанного в письменной форме.
В случае нарушения иностранным экспортером добровольно взятых на себя обязательств Правительство Российской Федерации может немедленно ввести временную антидемпинговую таможенную пошлину, а не более чем через девяносто дней - антидемпинговую таможенную пошлину в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
6. Срок взимания временной антидемпинговой таможенной пошлины засчитывается в общий срок взимания антидемпинговой таможенной пошлины.
7. Действие антидемпинговой таможенной пошлины остается в силе до тех пор, пока осуществляется демпинг. Срок действия антидемпинговой таможенной пошлины, как правило, не должен превышать пяти лет с даты ее введения или последнего пересмотра размера антидемпинговой таможенной пошлины в результате повторного расследования.
Необходимость продолжения взимания антидемпинговой таможенной пошлины или пересмотра ее размера определяется Правительством Российской Федерации в результате повторного антидемпингового расследования, проведенного в порядке, установленном статьей 21 настоящего Федерального закона, по инициативе Правительства Российской Федерации или по запросу заинтересованных лиц по прошествии разумного срока после введения антидемпинговой таможенной пошлины.
Глава IV. Компенсационные меры
Статья 14. Общие принципы применения компенсационных мер
1. Если в результате расследования, проведенного федеральным органом исполнительной власти, указанным в части четвертой статьи 12 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", установлено, что импорт какого-либо товара, при производстве которого или экспорте которого использовались субсидии иностранного государства (союза иностранных государств), наносит существенный ущерб отечественной промышленности или угрожает его нанесением, а также наносит существенный ущерб экономическим интересам Российской Федерации, Правительство Российской Федерации может на основании доклада указанного Федерального органа исполнительной власти о результатах такого расследования, проведенного по поручению Правительства Российской Федерации и (или) по заявлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации либо по заявлению, сделанному от имени отечественной промышленности (определяемой в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона), принять решение о введении компенсационной меры в отношении импорта такого товара.
2. Для целей настоящего Федерального закона не считается субсидией освобождение предназначенного для экспорта товара от уплаты таможенной пошлины или налогов либо их уменьшение в размере не свыше их ставок, когда вместо экспорта он используется для отечественного потребления в государстве экспортера.
3. Расследование с целью установления существенного ущерба отечественной промышленности или угрозы его нанесения либо существенного ущерба экономическим интересам Российской Федерации может быть начато только в том случае, если субсидии являются специфическими либо направлены на стимулирование экспорта или замещение импорта соответствующего товара при условиях, если в каждом из этих случаев размер субсидии превышает пять процентов стоимости товара и субсидия направлена на возмещение расходов экспортера и (или) производителя на основную деятельность и выдавалась многократно, а не на разовой основе (социальные нужды, экологические цели, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и другие разовые цели).
Под специфическими субсидиями понимаются субсидии, предоставляемые только конкретному экспортеру и (или) производителю либо конкретной группе экспортеров и (или) производителей.
При этом субсидии не рассматривается как специфические, если без указания конкретных предприятий и организаций устанавливаются объективные критерии и условия предоставления субсидий, например в зависимости от числа работающих на предприятии или от объема выпуска продукции.
Субсидии могут быть признаны специфическими в зависимости от следующих факторов:
очевидное преимущественное использование субсидий ограниченной группой предприятий и организаций;
очевидная избирательность со стороны органов иностранного государства (союза государств) при выборе способа предоставления субсидий;
учет этими органами диверсификации хозяйственной деятельности предприятий и организаций;
срок действия программы предоставления субсидий.
4. Компенсационная мера вводится в отношении осуществляемого с помощью субсидий и наносящего существенный ущерб отечественной промышленности и существенный ущерб экономическим интересам Российской Федерации импорта товара. Компенсационная мера вводится с учетом интересов отечественных заинтересованных лиц, в том числе потребителей товара (производственных и непроизводственных), ставшего предметом расследования.
Статья 15. Особенности определения существенного ущерба отечественной промышленности при субсидировании иностранным государством (союзом иностранных государств) товаров, импортируемых в Российскую Федерацию
1. Для целей пункта 3 статьи 14 настоящего Федерального закона при установлении факта превышения в размере пяти процентов стоимости товара для подсчета берется общая стоимость продаж товара экспортером и (или) производителем - получателем субсидии, находящимся на территории иностранного государства, которое предоставляет субсидию, за последние двенадцать месяцев, за которые имеются статистические данные, до начала предоставления субсидии.
При предоставлении субсидии в Форме налоговых льгот стоимость товара подсчитывается в зависимости от общей стоимости его продаж за год, в котором применялись налоговые льготы.
2. В начальный период производства товара (в первый год) субсидия определяется как субсидия, наносящая существенный ущерб отечественной промышленности или угрожающая его нанесением, если размер такой субсидии превышает пятнадцать процентов всех капиталовложений иностранного производителя.
3. Стоимость товара в иностранном государстве, подверженном инфляции, индексируется с учетом показателя роста инфляции за предшествующий год.
4. В случае, если субсидии предоставляются в соответствии с различными программами иностранного государства, учитывается совокупный размер субсидий.
5. При определении существенного ущерба отечественной промышленности или угрозы его нанесения учитываются не только увеличение доли субсидируемого товара на внутреннем рынке Российской Федерации, но и сохранение доли субсидируемого товара на одном уровне при условии, если отсутствуют субсидии иностранного государства (союза иностранных государств), а также и некоторое понижение доли субсидируемого товара, которое было бы более значительным при отсутствии субсидии иностранного государства (союза иностранных государств).
6. При определении факта снижения цены субсидируемого товара сравниваются цены субсидируемого товара и несубсидируемого подобного или непосредственно конкурирующего товара при одном и том же объеме продаж за соответствующий период.
7. Основанием для введения компенсационной меры является объективно установленная причинно-следственной связь между импортом субсидируемым товара и существенным ущербом отечественной промышленности или угрозой его нанесения либо существенным ущербом экономическим интересам Российской Федерации.
8. В случае, если импорт субсидируемого товара осуществляется из нескольких иностранных государств, размер компенсационной меры может определяться на совокупной основе в соответствии с пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
9. При определении существенного ущерба отечественной промышленности от применения субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) должны приниматься во внимание все Факторы, перечисленные в пункте 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. При этом также учитывается влияние субсидии на цены подобного или непосредственно конкурирующего товара на внутреннем рынке Российской Федерации и рынках третьих стран, в которые поступает такой товар, происходящий из Российской Федерации.
Статья 16. Особенности проведения расследования при субсидировании иностранным государством (союзом иностранных государств) товаров, импортируемых в Российскую Федерацию
1. При расследовании в целях возможного принятия компенсационной меры заявление, указанное в пункте 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, должно содержать:
сведения о заявителе, объеме и стоимости производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара заявителем; описание товара, экспортерам и (или) производителям которого иностранное государство (союз иностранным государств) предоставляет субсидию;
сведения об объеме и стоимости товара, импортируемого в Российскую Федерацию;
доказательства предоставления субсидии, ее размер, способы применения; доказательства нанесения существенного ущерба отечественной промышленности или угрозы его нанесения либо существенного ущерба экономическим интересам Российской Федерации.
2. Заявление о нанесении существенного ущерба отечественной промышленности или угрозе его нанесения не может быть принято к рассмотрению, если его поддерживают отечественные производители подобного или непосредственно конкурирующего товара, на долю которых приходится менее чем двадцать пять процентов производства такого товара в Российской Федерации.
Если заявление поддерживают отечественные производители, на долю которых приходится более чем пятьдесят процентов производства подобного или непосредственно конкурирующего товара в Российской Федерации, оно считается поданным от имени отечественной промышленности.
3. После получения заявления и до начала его расследования федеральный орган исполнительной власти, указанный в части четвертой статьи 12 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", должен уведомить соответствующее государство (союз иностранных государств), предоставляющее субсидию, о намерении начать расследование с целью возможного применения компенсационной меры.
4. Расследование с целью возможного применения компенсационной меры должно быть немедленно прекращено, если будет установлено, что величина субсидии составляет менее чем пять процентов стоимости товара, определяемой в соответствии с пунктом 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, а объем импорта субсидируемого товара в Российскую Федерацию является незначительным.
Импорт субсидируемого товара в Российскую Федерацию считается незначительным, если на его долю приходится менее чем три процента такого товара в Российскую Федерацию, а импорт такого товара из всех иностранных государств, на долю каждого из которых приходится менее чем три процента такого товара в Российскую Федерацию, в сумме не превышает семи процентов общего объема импорта такого товара в Российскую Федерацию.
5. Все заинтересованные стороны должны быть уведомлены в 30-дневный срок с даты заявления, указанного в пункте 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, об информации, полученной в ходе расследования, и всем им должна быть предоставлена возможность представить доказательства в письменной Форме в поддержку своей позиции в ходе расследования.
При расследовании с целью возможного применения компенсационной меры заинтересованными лицами являются:
отечественный производитель подобного или непосредственно конкурирующего товара при импорте товара, являющегося предметом расследования, или объединение производителей, большинство участников которого производят подобный или непосредственной конкурирующий товар в Российской Федерации;
отечественный импортер, иностранный производитель и иностранный экспортер товара, являющегося предметом расследования, или объединение предпринимателей, большинство участников которого являются импортерами, производителями и экспортерами такого товара. Этот перечень не является исчерпывающим.
6. Расследование в целях возможного применения компенсационной меры должно быть завершено, как правило, в течение года и во всех случаях не должно превышать восемнадцать месяцев.
7. Расследование в целях возможного применения компенсационной меры не должно проводиться в отношении импорта субсидируемого товара в Российскую Федерации из наименее развитых государств, признанных таковыми Организацией Объединенных Наций, а также из государств с годовым валовым национальным продуктом на душу населения составляет менее тысячи долларов Соединенных Штатов Америки.
Статья 17. Особенности введения и применения компенсационных мер
1. Компенсационные меры могут быть введены только на основании результатов соответствующего расследования.
2. В исключительных случаях до окончания официально начатого расследования, но не ранее, чем через шестьдесят дней после его начала при получении предварительных доказательств импорта субсидируемого товара и нанесения существенного ущерба отечественной промышленности или угрозы его нанесения с учетом того, что задержка с введением компенсационной таможенной пошлины может нанести непоправимый ущерб Российской Федерации, Правительство Российской Федерации может принять решение о введении временной компенсационной таможенной пошлины на срок до четырех месяцев с возможным продлением до шести месяцев.
При введении временной компенсационной таможенной пошлины вносится залоговый депозит в размере, не превышающем размер предварительно рассчитанной компенсационной таможенной пошлины, в федеральный орган исполнительной власти, на который возложено непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, и такая временная компенсационная таможенная пошлина не подлежит перечислению в доход федерального бюджета до принятия Правительством Российской Федерации окончательного решения о введении компенсационной таможенной пошлины. В случае принятия Правительством Российской Федерации окончательного решения о введении компенсационной таможенной пошлины в отношении временной компенсационной таможенной пошлины действуют положения, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 13 настоящего Федерального закона.
3. Размер компенсационной таможенной пошлины не должен превышать размер установленной иностранным государством (союзом иностранных государств) субсидии в расчете на единицу субсидируемого товара (штуку, тонну, кубический метр и другие), импортируемого в Российскую Федерацию.
4. При подтверждении иностранным государством своих международных обязательств в отношении Российской Федерации по отказу от субсидирования или по сокращению субсидирования соответствующего товара дальнейшее расследование в целях возможного применения компенсационной меры прекращается.
5. В случае нарушения государством экспортера и (или) производителя субсидируемого товара взятых на себя обязательств Правительство Российской Федерации может немедленно ввести временную компенсационную таможенную пошлину, а не более чем через девяносто дней - компенсационную таможенную пошлину.
Действие компенсационной меры остается в силе до тех пор, пока действует соответствующая субсидия.
Срок действия компенсационной таможенной пошлины не должен превышать пять лет с даты ее введения или последнего пересмотра размера компенсационной таможенной пошлины в результате повторного расследования.
Пересмотр компенсационной таможенной пошлины осуществляется регулярно в течение ее срока действия по инициативе Правительства Российской Федерации или по запросу государства, в котором находится экспортер и (или) производитель субсидируемого товара.
В случае нанесения существенного ущерба экономическим интересам Российской Федерации от импорта субсидируемого товара в третьи государства Правительство Российской Федерации проводит консультации с государством происхождения субсидируемого товара, но без введения компенсационной меры.
Глава V. Меры по защите экономических интересов
Российской Федерации при экспорте товаров.
Другие случаи ограничения импорта товаров
Статья 18. Ограничение экспорта в случае критической нехватки товара на внутреннем рынке Российской Федерации
1. Правительство Российской Федерации в целях предотвращения или уменьшения критической нехватки товара на внутреннем рынке Российской Федерации может временно запретить или ограничить экспорт такого товара.
2. Решение о запрете или ограничении экспорта вводится по представлению заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3. Ограничение экспорта осуществляется в форме экспортных квот, контроль за соблюдением которых возлагается на федеральный орган исполнительной власти, указанный в части четвертой статьи 12 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".
4. Срок действия запрета или ограничения экспорта, как правило, не должен превышать три года.
Статья 19. Обеспечение ценовых или иных обязательств отечественных экспортеров и (или) производителей
1. Отечественные экспортеры и (или) производители могут проводить самостоятельно или с участием федерального органа исполнительной власти, указанного в части четвертой статьи 12 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", переговоры с компетентными органами иностранного государства (союза иностранных государств), со стороны которых существует угроза одностороннего введения антидемпинговых или иных ограничительных мер в отношении импорта товаров, происходящих из Российской Федерации, и по достижении договоренности принимать от своего имени ценовые или иные обязательства.
2. При необходимости и по просьбе отечественных экспортеров и (или) производителей указанный в пункте 1 настоящей статьи федеральный орган исполнительный власти может от имени Правительства Российской Федерации (при наличии соответствующего решения Правительства Российской Федерации) гарантировать выполнение обязательств, добровольно взятых на себя отечественными экспортерами в отношении экспорта своих товаров, и контролировать их выполнение.
3. Обязательства Российской Федерации по гарантиям или контролю, указанным в пункте 2 настоящей статьи, могут предусматривать предоставление компетентным органам иностранного государства (союза иностранных государств) информации о соблюдении принятых обязательств.
4. В настоящей статье под отечественными экспортерами и (или) производителями понимаются все участвовавшие в проведении расследования в иностранном государстве, указанном в пункте 1 настоящей статьи, и в принятии добровольно взятых на себя обязательств отечественные экспортеры и (или) производители товара, подпадающего под ограничение экспорта.
5. Всем другим отечественным экспортерам и (или) производителям аналогичного или непосредственно конкурирующего товара гарантируется соблюдение их прав и охраняемым законом интересов при введении мер в соответствии с настоящей статьей.
6. Порядок взаимодействия отечественных экспортеров и (или) производителей с федеральным органом исполнительной власти, указанным в части четвертой статьи 12 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности деятельности", и компетентными органами иностранного государства (союза иностранных государств) устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 20. Ограничение импорта в интересах поддержания благоприятного состояния платежного баланса Российской Федерации
1. Правительство Российской Федерации в целях поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации может принять решение о временном ограничении импорта товаров.
2. Ограничение импорта осуществляется в форме импортной квоты и вводится на срок, необходимый для того, чтобы приостановить сокращение золотовалютных запасов Российской Федерации или предотвратить неминуемую угрозу такого сокращения. Контроль за соблюдением такой квоты возлагается на федеральный орган исполнительной власти, указанный в части четвертой статьи 12 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".
Решение об ограничении импорта в указанном случае принимается по представлению заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Центрального Банка Российской Федерации.
Статья 21. Другие случаи ограничения импорта
1. В целях защиты секторов экономики Российской Федерации, которые претерпевают структурную перестройку, или сталкиваются с серьезными трудностями, в особенности с такими, которые ведут к серьезным социальным проблемам в Российской Федерации, сталкиваются с исчезновением или резким сокращением совокупной рыночной доли российских организаций или граждан в данном секторе экономики или отрасли производства в Российской Федерации, или представляют собой новые отрасли производств в Российской Федерации Правительство Российской Федерации может принять решение о временном ограничение импорта товаров в Российскую Федерацию.
2. В случае применения в международной торговле новых стандартов или правил классификации, сортировки и реализации товаров Правительство Российской Федерации может временно запретить или ограничить импорт какого-либо товара.
3. При проведении мероприятий по ограничению производства какого-либо отечественного промышленного или сельскохозяйственного товара, а также продукта рыболовства либо при изъятии с внутреннего рынка Российской Федерации временного излишка такого товара Правительство Российской Федерации может принять решение о временном ограничении импорта такого товара или товара, используемого как сырье для производства такого товара.
4. Ограничение импорта в случаях, указанных в пунктах 1 - 3 настоящей статьи осуществляется в форме импортной квоты и вводится по представлению заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации на срок до года.
Глава VI. Заключительные положения
Статья 22. Порядок проведения расследований в целях применения мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами
1. В целях применения мер по защите отечественной промышленности и экономических интересов Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает порядок проведения расследований, указанных в главах II - IV настоящего Федерального закона.
При проведении расследований в целях возможного применения защитных мер, указанных в главе II настоящего Федерального закона, применяются положения статьи 18 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
2. Расследование проводится гласно с обязательным уведомлением всех заинтересованных лиц и публикацией результатов расследования в средствах массовой информации, с соблюдением в необходимых случаях требований к конфиденциальности представленной в ходе расследования информации.
3. Правительство Российской Федерации создает межведомственную комиссию во главе с руководителем федерального органа исполнительной власти, указанного в части четвертой статьи 12 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", для подготовки проекта решения Правительства Российской Федерации о применении мер по защите отечественной промышленности и иных экономических интересов Российской Федерации
Состав межведомственной комиссии и порядок ее работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Расследование в целях введения антидемпинговых, компенсационных или специальных таможенных пошлин не должно препятствовать таможенному оформлению товаров, являющихся объектом расследования.
5. Если на одного отечественного производителя, поддержавшего заявление о применении антидемпинговых, компенсационных или защитных мер, приходится более чем тридцать пять процентов отечественного производства подобного или непосредственно конкурирующего товара либо общий объем импорта товара, в отношении которого проводится расследование, составляет менее чем двадцать пять процентов общего объема реализации аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на внутреннем рынке Российской Федерации, обязательным условием, предшествующим применению указанных мер, является заключение Федерального органа исполнительной власти в области антимонопольной политики о последствиях влияния указанных мер на конкуренцию на внутреннем рынке Российской Федерации.
В случае, если заключение федерального орган исполнительной власти в области антимонопольной политики свидетельствует о том, что предлагаемые для применения меры приведут к ухудшению положения на внутреннем рынке Российской Федерации, оно должно быть представлено межведомственной комиссией, указанной в пункте 3 настоящей статьи, в виде особого мнения в Правительство Российской Федерации.
Статья 23. Обжалование действий или бездействия должностных лиц в ходе проведения расследований
Действия или бездействие должностных лиц в ходе проведения расследований в целях возможного применения мер по защите экономических интересов Российской Федерации могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 24. Международные договоры Российской Федерации
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральном законе, применяются положения международного договора Российской Федерации.
Статья 25. Заключительные положения
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Предложить Правительству Российской Федерации привести в соответствие с настоящим Федеральным законом правовые акты Российской Федерации.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.