Проект федерального закона N 96700109-2
"О государственной поддержке высокотехнологического
промышленного комплекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Глава I. Общие положения
Глава II. Полномочия органов государственной власти по
государственной поддержке высокотехнологического
промышленного комплекса
Глава III. Экономические меры поддержки организаций, в
высокотехнологическом промышленном комплексе
Глава IV. Социальная защита работников организаций,
функционирующих в высокотехнологическом промышленном
комплексе
Глава V. Поддержка и развитие интеллектуального потенциала
в высокотехнологическом промышленном комплексе
Глава VI. Центры интеграции образования, науки и промышленности
Глава VII. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации основы федеральной политики и принципы формирования федеральных программ по государственной поддержке высокотехнологического промышленного комплекса Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон регламентирует отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан, связанной с обеспечением разработки и производства вооружений, военной техники, их компонентов, другой высокотехнологичной наукоемкой продукции, развитием необходимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подготовкой и сохранением высококвалифицированных кадров.
Глава I.
Общие положения
Статья 1. Основные термины, понятия, применяемые в Законе
Высокотехнологический промышленный комплекс - комплекс, объединяющий оборонозначимые направления образования, науки и производства, которые обеспечивают создание научных, технологических и промышленных основ защиты жизненноважных интересов общества и государства, экономической и военной безопасности, сохранения возможностей разработки и производства наукоемкой конкурентоспособной продукции. Указанный комплекс требует опережающего развития и постоянной государственной поддержки.
Национальные интересы - совокупность ценностей, определяемых конституционным строем, суверенитетом и территориальной целостностью государства, материальным и духовным достоянием общества и конституционными правами личности.
Государственная поддержка - политика государства по обеспечению благоприятных условий развития высокотехнологического промышленного комплекса страны.
Федеральная программа - программа, принимаемая федеральными органами государственной власти для решения конкретных задач по обеспечению национальных интересов.
Интеллектуальный потенциал - уровень научно-технического развития страны и обеспеченность квалифицированными кадрами.
Статья 2. Цели государственной политики по поддержке высокотехнологического комплекса страны
Целями государственной политики по поддержке высокотехнологического промышленного комплекса являются:
развитие и поддержание образовательного, научно-технического, технологического и промышленного потенциалов на уровне, необходимом для обеспечения безопасности государства, в том числе недопущение критического научно-технического, технологического и образовательного отставания от наиболее развитых стран мира;
создание системы экономических, социальных и правовых гарантий для поддержания авторитета и престижа труда работников высокотехнологического промышленного комплекса.
Статья 3. Высокотехнологические промышленные сферы и объекты национальных интересов страны
К высокотехнологическим промышленным объектам защиты национальных интересов страны относятся:
функциональные направления деятельности, непосредственно связанные с созданием базовых технологий, с исследованиями, разработкой и производством высокотехнологичной наукоемкой продукции в области авиационной, ракетной и космической техники, судостроения и специального транспорта, связи, информатики и коммуникаций, оптики, электроники и радиотехники, ядерной энергетики и делящихся материалов, биотехнологии, экологической безопасности, спецхимии, в том числе вооружений и военной техники, а также с подготовкой кадров по этим направлениям;
научно-исследовательские, проектные, конструкторские, технологические производственные организации и предприятия, высшие учебные заведения независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, обеспечивающие реализацию федеральных программ и государственного заказа в указанных направлениях.
Конкретный перечень высокотехнологических промышленных сфер и объектов определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 4. Основные принципы государственной политики поддержки высокотехнологического промышленного комплекса
Государственная политика поддержки высокотехнологического промышленного комплекса основывается на следующих принципах:
использования комплексного программно-целевого планирования развития высокотехнологического промышленного комплекса;
опережающего развития высокотехнологического промышленного комплекса;
интеграции науки, производства и технологии;
обеспечения конкурентоспособности отечественной наукоемкой высокотехнологичной продукции на мировом рынке;
государственного протекционизма, обеспечивающего благоприятные условия развития высокотехнологического промышленного комплекса;
единой системы обеспечения качества военной и гражданской продукции, выпускаемой организациями, функционирующими в высокотехнологическом промышленном комплексе;
обеспечения социальной комфортности и престижности профессиональной деятельности работникам высокотехнологического промышленного комплекса.
Статья 5. Гласность и открытость информации о высокотехнологическом промышленном комплексе
Для содействия прогрессу в высокотехнологическом промышленном комплексе информация о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в этих направлениях, отвечающих целям настоящего Федерального закона, является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законом Российской Федерации "О государственной тайне".
Правительство Российской Федерации не реже одного раза в год публикует в средствах массовой информации материалы о состоянии реализации федеральных программ, обеспечивающих развитие и поддержку высокотехнологического промышленного комплекса.
Счетная палата Российской Федерации в установленном порядке опубликовывает материалы о результатах контрольных проверок расходования бюджетных средств на объектах высокотехнологического промышленного комплекса.
Открытость информации о состоянии высокотехнологического промышленного комплекса обеспечивается правом граждан и юридических лиц Российской Федерации запрашивать и получать информацию о социально-экономическом положении и развитии высокотехнологического промышленного комплекса.
Гласность информации о состоянии высокотехнологического промышленного комплекса обеспечивается средствами массовой информации.
Сокрытие информации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, или представление несоответствующих действительности данных, отвечающих целям настоящего Закона, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава II.
Полномочия органов государственной власти по государственной
поддержке высокотехнологического промышленного комплекса
Статья 6. Полномочия Президента Российской Федерации по государственной поддержке высокотехнологического промышленного комплекса
Президент Российской Федерации:
определяет в соответствии с принципами, указанными в настоящем Законе, основные приоритеты развития образования, науки и промышленности, обеспечивающие национальную безопасность страны;
определяет в ежегодном послании Федеральному Собранию - Парламенту Российской Федерации стратегию защиты национальных интересов Российской Федерации и развития в связи с ней высокотехнологического промышленного комплекса;
организует разработку концепции стратегического планирования, развития Вооруженных Сил и оборонной промышленности, обеспечивающей взаимоувязку целей федеральных программ, федерального бюджета и государственного заказа;
координирует и направляет деятельность всех органов исполнительной власти в высокотехнологическом промышленном комплексе и контролирует эту деятельность;
ежегодно до начала формирования федерального бюджета утверждает по представлению Правительства Российской Федерации перечень федеральных программ и приоритетов в развитии высокотехнологического промышленного комплекса;
формирует Совет по координации деятельности оборонозначимых отраслей науки, образования и промышленности (Оборонно-промышленный Совет), статус которого определяется Президентом Российской Федерации.
В задачи Оборонно-промышленного Совета, в частности, должны входить организация эффективного сотрудничества и взаимодействия федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации высокотехнологическом промышленном комплексе разработка рекомендаций по вопросам реализации предусмотренных настоящим Законом целей, контроль и координация деятельности по реализации задач, установленных настоящим Федеральным законом.
Статья 7. Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации по государственной поддержке высокотехнологического промышленного комплекса
Федеральное Собрание - Парламент Российской Федерации:
разрабатывает и принимает систему законодательных актов, направленных на реализацию настоящего Закона;
определяет перечень федеральных программ развития высокотехнологического промышленного комплекса, подлежащих финансированию в рамках федерального бюджета отдельной строкой.
Статья 8. Полномочия Правительства Российской Федерации по государственной поддержке высокотехнологического промышленного комплекса
Правительство Российской Федерации:
обеспечивает реализацию государственной политики высокотехнологическом промышленном комплексе;
разрабатывает и представляет Президенту Российской Федерации и Федеральному Собранию - Парламенту Российской Федерации перечень оборонозначимых направлений образования, науки и промышленности;
представляет на утверждение Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации федеральные программы развития высокотехнологического промышленного комплекса в составе федерального бюджета и назначает руководителей этих программ по представлению Оборонопромышленного Совета;
определяет государственных заказчиков по реализации объектов высокотехнологического промышленного комплекса;
обеспечивает в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом финансирование высокотехнологического промышленного комплекса;
принимает решения по обеспечению приоритетных федеральных программ в высокотехнологическом промышленном комплексе ресурсами за счет государственных резервов;
выступает с законодательной инициативой, направленной на реализацию настоящего Закона;
обеспечивает эффективное взаимодействие организаций высокотехнологического промышленного комплекса между собой и в межгосударственных экономических отношениях на основе федеральных программ и государственного заказа;
доводит информацию о разработке федеральных программ развития и перечень объектов высокотехнологического промышленного комплекса до органов власти субъектов Российской Федерации и взаимодействует с ними для реализации целей настоящего Закона;
при отчете Федеральному Собранию - Парламенту Российской Федерации об исполнении федерального бюджета и финансирования федеральных программ в высокотехнологическом промышленном комплексе докладывает о результатах реализации и эффективности бюджетных вложений в указанные программы;
организует эффективное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации по реализации федеральных программ в высокотехнологического промышленного комплекса;
разрабатывает и реализует меры государственной поддержки (бюджетной, кредитно-налоговой, правовой, таможенной) высокотехнологического промышленного комплекса.
Статья 9. Полномочия органов власти субъектов Российской Федерации
Субъекты Федерации Российской Федерации:
согласовывают программы и планы, касающиеся развития организаций в высокотехнологическом промышленном комплексе, функционирование которых затрагивает их интересы, в части воздействия данных организаций на социально-экономическую и экологическую обстановку;
взаимодействуют с организациями, действующими в высокотехнологическом промышленном комплексе по реализации целей настоящего Закона;
реализуют в соответствии с федеральным законодательством социальные программы с учетом интересов работников организаций, функционирующих в высокотехнологическом промышленном комплексе;
разрабатывают предложения по развитию организаций, функционирующих в высокотехнологическом промышленном комплексе и представляют их Правительству Российской Федерации для включения в федеральные программы государственной поддержки.
Глава III.
Экономические меры поддержки организаций, в высокотехнологическом
промышленном комплексе
Статья 10. Финансирование федеральных программ
Правительство Российской Федерации обеспечивает своевременное и полное выделение средств, предусмотренных федеральными программами в высокотехнологического промышленном комплексе и заключенными по этим программам договорами.
Статьи федерального бюджета, по которым финансируются федеральные программы и государственный заказ, отвечающие целям настоящего Закона, Правительство Российской Федерации в проекте федерального бюджета ежегодно включает в перечень защищенных статей расходов федерального бюджета, подлежащих финансированию в полном объеме.
Статья 11. Компенсация исполнителям производственных затрат
Не допускается внесение изменений в установленные объемы и сроки финансирования по утвержденным программам и заключенным договорам без компенсации исполнителям произведенных затрат в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Выделение беспроцентных кредитов
Исполнителям федеральных программ и государственного заказа, отвечающим целям настоящего закона, Центральным банком Россия выделяются (под гарантии Правительства Российской Федерации) беспроцентные кредиты в размере до 40 процентов объема соответствующего бюджетного финансирования, предусмотренного на год, с погашением этих кредитов из средств, предусмотренных федеральным бюджетом.
Статья 13. Меры экономического стимулирования исполнителей федеральных программ
На исполнителей федеральных программ, отвечающим целям настоящего закона, распространяются меры экономического стимулирования, предусмотренные для исполнителей государственного оборонного заказа в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 14. Условия освобождения от уплаты пени и штрафов
Организации-исполнители федеральных программ и государственного заказа, отвечающих ценам настоящего закона, в случае задержки бюджетного финансирования освобождаются от уплаты пени и штрафов за несвоевременную оплату энерго-, тепло-, водоресурсов, за задержку выполнения обязательств перед бюджетом, Пенсионным Фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Государственным Фондом занятости населения Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и другими государственными внебюджетными фондами в относительном размере, соответствующем несвоевременным выплатам из бюджета.
Статья 15. Создание целевого фонда поддержки
При формировании проекта федерального бюджета Правительство Российской Федерации предусматривает создание целевого фонда поддержки высокотехнологического промышленного комплекса, порядок формирования и использования которого устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 16. Принципы установления заработной платы
Для работников - исполнителей федеральных программ и государственного заказа, отвечающим целям настоящего Закона, в организациях независимо от форм собственности, на период выполнения работ устанавливается заработная плата не ниже официального среднего уровня по Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
Статья 17. Уникальные объекты, научные и промышленные установки
Правительство Российской Федерации, уполномоченные им органы федеральной исполнительной власти для обеспечения функционирования, сохранности и развития уникальных научных, экспериментальных и промышленных объектов и установок, ведут реестр таких объектов и установок, устанавливают государственный надзор и контроль за их использованием и состоянием, предусматривают меры поддержки и целевое финансирование.
Глава IV.
Социальная защита работников организаций, функционирующих
в высокотехнологическом промышленном комплексе
Статья 18. Меры по социальной защите работников
В целях обеспечения социальной защиты работников организаций в высокотехнологическом промышленном комплексе, подпадающих под действие настоящего Закона, предусматривается в целевых программах дополнительное выделение средств для этих организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, по расходованию которых ведется самостоятельная отчетность.
Использование выделенных средств на социальную защиту работников не по назначению не допускается. Ответственность за правильностью использования выделенных бюджетных средств на реализацию мер по социальной защите работников несет администрация организации.
Нормативы выделения средств организациям, действующим в высокотехнологическом промышленном комплексе, для пользования объектами социальной сферы и повышения уровня медицинского обслуживания их работников утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статья 19. Преимущественное право работников на получение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство
Работникам организаций, действующих в высокотехнологическом промышленном комплексе, предоставляется право на получение льготных ссуд на индивидуальное строительство и приобретение жилой площади, а также преимущественное право на получение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в Российской Федерации.
Глава V.
Поддержка и развитие интеллектуального потенциала
в высокотехнологическом промышленном комплексе
Статья 20. Разработка и реализация программ подготовки кадров
Поддержка и развитие интеллектуального потенциала в высокотехнологическом промышленном комплексе, подпадающих под действие данного Закона, осуществляется в соответствии с федеральными законами и Российской Федерации "О науке и научно-технической политике", "Об образовании", а также путем разработки и реализации федеральных программ подготовки высококвалифицированных кадров для высокотехнологического промышленного комплекса.
Статья 21. Государственная поддержка оборонозначимых направлений в высших образовательных учреждениях
Государственная поддержка оказывается высшим образовательным учреждениям, которые играют определяющую роль в подготовке кадров и выполнении научных исследований для высокотехнологического промышленного комплекса.
С целью государственной поддержки Правительство Российской Федерации ежегодно утверждает перечень высших образовательных учреждений, отдельных факультетов и кафедр, для которых:
устанавливаются уменьшенные (по сравнению с действующими) нормативы соотношения численности студентов и профессорско-преподавательского состава;
устанавливаются повышающие коэффициенты к единой тарифной сетке для определения размера заработной платы профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала;
выделяются целевые ассигнования на развитие образовательной и научно-исследовательской базы, издание учебно-методической и научной литературы, приобретение научно-технической информации;
могут применяться иные меры экономического стимулирования, предусмотренные Федеральным законом "О государственном оборонном заказе".
Статья 22. Государственный заказ на подготовку специалистов
Уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти на основе заявок организаций и органов государственной власти, содержащих гарантии будущего трудоустройства, формируют и выдают высшим образовательным учреждениям государственный заказ на подготовку специалистов для нужд высокотехнологического промышленного комплекса и осуществляет финансовое и иное ресурсное обеспечение этого заказа.
Статья 23. Контрактная система подготовки специалистов
Подготовка специалистов в рамках государственного заказа для нужд высокотехнологического промышленного комплекса осуществляется на основе контрактов, заключаемых высшим образовательным учреждением с обучаемыми и предусматривающих, в том числе, обязательства обучаемых работать по распределению в соответствии с условиями контракта в организациях высокотехнологического промышленного комплекса в течение срока, определяемого Правительством Российской Федерации.
Статья 24. Меры стимулирования подготавливаемых специалистов
Студентам и аспирантам, обучающимся на основе контракта в рамках государственного заказа:
предоставляется на льготных условиях долгосрочная ссуда для социальной поддержки обучаемых, а также для оплаты обучения в негосударственном высшем образовательном учреждении. Порядок предоставления указанной ссуды определяется Правительством Российской Федерации;
устанавливается повышенный размер стипендии. Порядок соответствующего стипендиального обеспечения определяется Правительством Российской Федерации;
предоставляется гарантия трудоустройства в организациях приоритетных направлений науки и промышленности после завершения курса обучения;
предоставляется отсрочка от призыва на действительную воинскую службу на период обучения, а завершившим курс обучения устанавливается аналогичная отсрочка на период обязательной работы по распределению в соответствии с условиями контракта, а также на период последующей работы по контракту в организациях высокотехнологического промышленного комплекса, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Глава VI.
Центры интеграции образования, науки и промышленности
Статья 25. Создание центров интеграции образования, науки и промышленности
В целях ускорения разработки и освоения наукоемких технологий и технологий двойного назначения, а также для адресной, селективной и контролируемой государственной поддержки в высокотехнологическом промышленном комплексе создаются центры интеграции образования, науки и промышленности (далее - центры интеграции). Типовое положение о центрах интеграции утверждается Правительством Российской Федерации.
Решение о создании конкретного центра интеграции принимается Правительством Российской Федерации. При учреждении центра интеграции ему присваивается наименование "Федеральный центр" с указанием в названии его специализации (ядерный, атомного судостроения, микрополупроводниковой электроники, двойных технологий и другие) и типа центра. Допускается создание следующих типов центров: научный, научно-образовательный, научно-производственный, опытно-конструкторский. Правительством Российской Федерации определяются цели и задачи центра интеграции, система управления центром интеграции и контроля со стороны федеральных органов исполнительной власти, формы отчетности и меры ответственности за результаты деятельности центра интеграции, степень участия в управлении центром интеграции органов государственной власти и местного самоуправления субъекта Российской Федерации, в котором расположен центр интеграции.
Центры интеграции создаются по территориальному или функционально-технологическому принципу вне зависимости от форм собственности объединяемых организаций.
Статья 26. Центры интеграции, создаваемые по территориальному принципу
Центр интеграции по территориальному принципу создается в случае повышенной в данном административно-территориальном образовании по сравнению со среднероссийскими показателями концентрации образовательного, научно-технического промышленного и иных потенциалов. Критерии превышения этих показателей устанавливаются Правительством Российской Федерации. Центр интеграции по территориальному принципу создается при локализованном расположении организаций (организации) в пределах административно-территориальной единицы (района, города, закрытого административно-территориального образования).
Федеральный научно-образовательный центр создается в обязательном порядке, если в субъекте Российской Федерации численность студентов на 10 тысяч населения превышает среднероссийский показатель не менее, чем в 1,75 раза.
При создании центра интеграции по территориальному принципу федеральные органы исполнительной власти назначают администрацию центра интеграции или делегируют ее функции соответствующей администрации местного административно-территориального образования. Администрация центра интеграции получает права распоряжения и контроля за расходованием целевых средств федерального бюджета, выделяемых на поддержку центра интеграции. Администрация центра интеграции несет ответственность за выполнение поставленных перед центром задач и целевое расходование выделенных ему средств и использование иных мер государственной поддержки.
Статья 27. Центры интеграции, создаваемые по функционально-технологическому принципу
Центр интеграции по функционально-технологическому принципу создается независимо от территориального расположения организаций-участников центра интеграции при условии их функционально-технологической связи друг с другом, а также ведущей роли в данном оборонозначимом направлении образования, науки и промышленности.
Федеральные органы исполнительной власти назначают администрацию по управлению центром интеграции по функционально-технологическому принципу, которая несет ответственность за выполнение поставленных задач и за целевое расходование федеральных средств, реализацию иных мер государственной поддержки.
Статья 28. Сроки деятельности центра интеграции
При создании центра интеграции в обязательном порядке устанавливается срок его существования, которые не может быть менее пяти лет. По истечению очередного пятилетнего срока по результатам деятельности центра интеграции Правительство Российской Федерации рассматривает вопрос о продлении срока его действия.
Статья 29. Финансовая поддержка центров интеграции
Центры интеграции получают финансовую поддержку из федерального бюджета для их успешного функционирования в высокотехнологическом промышленном комплексе. Правительство Российской Федерации предусматривает включение в проект федерального бюджета на очередной год средств поддержки центров интеграции отдельной строкой в составе расходов, имеющей характер защищенных статей. Доля средств из федерального бюджета, добавляемая к бюджетам центров интеграции, исчисленным независимо от источников формирования, в том числе бюджетных по общим статьям расходов в разрезе министерств и ведомств, не может быть меньше 30 процентов величины этих бюджетов.
Постановлениями Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления центры интеграции получают налоговые и иные фискальные освобождения.
Статья 30. Границы применения настоящего Федерального закона
В целях ускоренного внедрения высоких двойных технологий в приоритетных направлениях образования, науки и промышленности, поддержки конверсионных процессов, малого и среднего бизнеса действие настоящего Федерального закона по решению Правительства Российской Федерации может распространяться на различные формы объединений, в том числе на технопарки, консорциумы, технополисы, университетско-промышленные центры, центры нововведений, центры промышленной технологии, учредительные центры и другие.
Глава VII.
Заключительные положения
Статья 31. Порядок введения настоящего Федерального закона в действие
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Предложить Президенту Российской Федерации:
привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные им нормативные правовые акты;
по предложению Правительства Российской Федерации утвердить перечень оборонозначимых направлений образования, науки и промышленности;
сформировать Совет по координации деятельности оборонозначимых направлений образования, науки и промышленности (Оборонно-промышленный Совет) и утвердить положение о нем.
Поручить Правительству Российской Федерации:
привести в соответствие с настоящим Федеральным законом принятые им нормативные правовые акты;
ежегодно разрабатывать и представлять в Государственную Думу федеральные программы развития высокотехнологического промышленного комплекса в составе проекта федерального бюджета;
утвердить реестр уникальных научных, экспериментальных и промышленных объектов и установок, установить государственный надзор и контроль за их использованием и состоянием;
установить нормативы выделения средств в целевых программах организациям, действующим в высокотехнологическом промышленном комплексе, для пользования объектами социальной сферы и повышения уровня медицинского обслуживания их работников;
ежегодно утверждать перечень оборонозначимых высших образовательных учреждений;
утвердить Типовое положение о центрах интеграции образования, науки и промышленности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.