Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.
при секретаре Ёна А.О,
при участии Макарова Евгения Сергеевича, представителя Симферопольского районного совета Беляцкой И.Н, представителя Администрации Симферопольского района Велиной А.С, представителя Администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Касынкиной Я.Г, прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Бирюк Д.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Макарова Евгения Сергеевича к Симферопольскому районному совету Республики Крым, заинтересованные лица Администрация Симферопольского района, Администрация Добровского сельского поселения Симферопольского района о признании нормативного правового акта недействующим в части, выслушав объяснения представителей участников процесса, позицию прокурора,
УСТАНОВИЛ
Симферопольским районным советом Республики Крым на 89 (внеочередной) сессии 1 созыва 13 марта 2019 года принято решение N1161 " Об утверждении правил землепользования и застройки территории Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым" (далее решение N 1161), согласно пункту 1 которого были утверждены правила землепользования и застройки Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, в следующем составе: Порядок применения и внесения изменений в правила землепользования и застройки (подпункт 1.1), карта градостроительного зонирования (подпункт 1.2), градостроительный регламент (подпункт 1.3).
Макаров Евгений Сергеевич (далее истец) обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит отменить решение Симферопольского районного совета Республики Крым N1161 от 13 марта 2019 года в части утверждения Карты территориального зонирования по отношению к территории между сёлами Доброе, Краснолесье и садовыми товариществами "Шарха" и "Алустон" в качестве территориальной зоны СХ-1 зона сельскохозяйственных угодий, направить в данной части Правила землепользования и застройки Добровского сельского поселения Симферопольского района на доработку, в которой учесть сложившуюся планировку территории и существующее землепользование ее правообладателей.
Определением от 23 апреля 2019 года административное исковое заявление принято к производству Верховного Суда Республики Крым.
В судебном заседании 22 мая 2019 года истец уточнил исковые требования, просил отменить решение Симферопольского районного совета N1161 от 13 марта 2019 года в части утверждения Карты территориального зонирования по отношению к территории между сёлами Доброе, Краснолесье и садовыми товариществами "Шарха" и "Алустон" в качестве территориальной зоны СХ-1 зона сельскохозяйственных угодий, а также соответствующую часть генерального плана Добровского сельского поселения.
Определением от 22 мая 2019 года привлечены к участию в деле заинтересованными лицами Администрация Симферопольского района (далее Администрация), Администрация Добровского сельского поселения Симферопольского района (далее Администрация поселения).
В судебном заседании 05 июня 2019 года истец заявил ходатайство об уточнении требований административного искового заявления, согласно которому просит признать недействующим решение Симферопольского районного совета N1161 от 13марта 2019 года в части утверждения Карты градостроительного зонирования по отношению к территории между сёлами Доброе, Краснолесье и садовыми товариществами "Шарха" и "Алустон" в качестве территориальной зоны СХ-1 зона сельскохозяйственных угодий.
В судебном заседании 19 июня 2019 года истец настаивал на удовлетворении административного искового заявления (с учетом ходатайства об уточнении требований), предоставив дополнительные документы, представитель Совета возражал против удовлетворения заявленных требований ( с учетом ходатайства об их уточнении), приобщил письменные возражения и дополнительные документы, представитель Администрации поддержал возражения, представленные в судебном заседании 05 июня 2019 года, представитель Администрации поселения предоставил письменные пояснения на административное исковое заявление, в которых указал на отсутствие оснований для признания не действующим решения N1161 полностью или в какой-либо части.
В рассмотрении административного дела был объявлен перерыв до 25июня 2019 года.
В судебном заседании 25 июня 2019 года истец настаивал на удовлетворении административного искового заявления (с учетом ходатайства об уточнении требований), представители Совета, Администрации, Администрации поселения возражали против удовлетворения заявленных требований ( с учетом ходатайства об их уточнении), по доводам, изложенным в представленных ранее возражениях.
Прокурор в судебном заседании 25 июня 2019 года представил заключение по административному исковому заявлению, указав на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы искового заявления, выслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.
Как указано выше, Советом на 89 (внеочередной) сессии 1 созыва 13 марта 2019 года принято решение N1161, согласно пункту 1 которого были утверждены правила землепользования и застройки Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, в следующем составе: Порядок применения и внесения изменений в правила землепользования и застройки (подпункт 1.1), карта градостроительного зонирования (подпункт 1.2), градостроительный регламент (подпункт 1.3).
Решение N 1161 20 марта 2019 года было размещено на информационном стенде Администрации, опубликовано 26 марта 2019 года на портале правительства Республики Крым в разделе Муниципальные образования, подраздел Симферопольский район (https//simfmo.rk.gov.ru/ru/document/show/8941),
27 апреля 2019 года опубликовано в газете "Сельский труженик Крыма" N316(9998).
Согласно пункту 5 части 2 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены.
В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что истец, обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, указывает на то, что на основании договора купли - продажи от 19 апреля 2016 года является собственником земельного участка площадью 27900 кв.м (кадастровый N) и земельного участка площадью 1000 кв.м (кадастровый N), расположенных по адресу Симферопольский район, на территории Добровского сельского совета, право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре на имущество и сделок с ним 26 апреля 2017 года под номерами соответственно 90:12:042001:795-90/090/2017-1 и 90:12:042001:796-90/090/2017-1.
В силу изложенного Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу о том, что нашел подтверждения факт того, что истец являются субъектом отношений, регулируемых решением N 1161.
В соответствии с пунктами 28 - 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" суд должен проверить факт принятие оспариваемого акта в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к его форме, порядку его государственной регистрации, опубликования и вступления в силу.
Истец, обращаясь в Верховный Суд Республики Крым с настоящим административным исковым заявлением, указывает на то, что Советом при принятии решения N 1161 были нарушены положения Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соблюдения установленной процедуры проведения общественных слушаний проекта правил землепользования и застройки Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, что привело к нарушению его прав.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N131-ФЗ).
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Закона N131-ФЗ утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории относится к вопросам местного значения городского поселения.
Частью 3 статьи14 Закона N131-ФЗ определено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи статьи14 Закона N131-ФЗ).
Государственным советом Республики Крым 24 декабря 2014 года принят Закон Республики Крым N 71-ЗРК/2015 "О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения" (далее Закон N 71-ЗРК), который закрепляет за сельскими поселениями Республики Крым отдельные вопросы местного значения городских поселений, предусмотренные частью первой статьи 14 Закона N 131-ФЗ и не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью третьей статьи 14 указанного Федерального закона.
В соответствии со статьёй 2 Закона N71-ЗРК, вопросы местного значения, предусмотренные пунктом 20 части 1 статьи 14 Закона N131-ФЗ, не закреплены за сельскими поселениями Республики Крым.
В силу изложенного становится очевидным, что решение вопросов утверждения генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждения подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории на территории Симферопольского района Республики Крым относится к полномочиям Совета.
Согласно части 5 статьи 28 Закона N131-ФЗ по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Частями 1 и 4 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) установлено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 5 ГрК РФ к субъектам градостроительных отношений отнесены в том числе физические лица. При этом одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия (пункт 5 статьи 2 ГрК РФ).
Часть 1 статьи 5.1 ГрК РФ устанавливает, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (часть 2 статьи 5.1 ГрК РФ).
Процедуры проведения общественных обсуждений оговорена в части 4 статьи5.1 ГрКРФ и включает в себя этапы оповещения о начале общественных обсуждений, размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытия экспозиции или экспозиций такого проекта, проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, подготовки и опубликования заключения о результатах общественных обсуждений.
В соответствии с частью 24 статьи 5.1 ГрК РФ уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений настоящего Кодекса определяются, в том числе порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам, организатор и срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения регламентирована статьями 31-32 ГрК РФ, включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждения состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта ( части 5,6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения( часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования ( часть 9 статьи 31ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний ( части 10,11 статьи 31 ГрК РФ), проведение комиссией по подготовке проекта общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту (части 12,13,14 статьи 31 ГрК РФ), внесение комиссией по подготовке проекта изменений в него с учетом результатов таких общественных обсуждений или публичных слушаний и представление его главе местной администрации ( часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или отклонении проекта и о направлении его на доработку в указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ). Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний ( часть 1 статьи 32 ГрК РФ).
На 77 (внеочередной) сессии 1 созыва 01 августа 2018 года Советом принято решение N 996, которым утверждено Положение об организации и проведении общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам в сфере градостроительной деятельности в муниципальном образовании Симферопольский район Республики Крым (далее Положение N996), согласно пункту 1.7 которого установлено, что на общественных обсуждений, публичных слушаниях рассматриваются в том числе проекты правил землепользования и застройки сельских поселений.
Раздел 2 Положения N 996 устанавливает порядок организации и проведения общественных обсуждений и публичных слушаний, пункт 2.2. которого определяет, что общественные обсуждения или публичные слушания назначаются постановлением председателя Симферопольского районного совета, которое должно содержать информацию о проекте (проект решения), подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, об уполномоченном органе местного самоуправления или созданном им коллегиальном совещательном органе, о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту (проекту решения), подлежащему рассмотрению на публичных слушаниях, о месте и дате их проведения, текст оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний.
Согласно пункту 2.6 Раздела 2 Положения N996 процедура проведения общественных обсуждений состоит этапов оповещения о начале общественных обсуждений, размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на странице муниципального образования Симферопольский район Республики Крым на официальном портале Правительства Республики Крым https://simfmo.rk.gov.ru и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо на региональном портале государственных услуг и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта, проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, подготовки и оформления протокола общественных обсуждений, подготовки и опубликования заключения о результатах общественных обсуждений.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Постановлением председателя Совета N15 от 19 октября 2018 года были назначены общественные обсуждения по рассмотрению, в том числе, правил землепользования и застройки Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, организатором проведения которых была определена постоянно действующая комиссия по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам в сфере градостроительной деятельности в муниципальном образовании Симферопольский район Республики Крым. Срок проведения общественных обсуждений был установлен с 20 октября 2018 года по 20 февраля 2019 года.
Приложением к указанному постановлению было оповещение о начале общественных обсуждений по проектам землепользования и застройки сельских поселений Симферопольского района Республики Крым, в соответствии с которым с 26 октября 2018 года по 19 ноября 2018 года во всех населенных пунктах Симферопольского района Республики Крым размещались экспозиции правил землепользования и застройки муниципальных образований, в отношении которых будут проводиться общественные обсуждения.
Согласно приложению к указанному оповещению на территории Добровского сельского поселения экспозиция проекта правил землепользования и застройки Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, подлежала размещению в селах Петропавловка, Лозовое, Ферсманово, Пионерское, Андрусово, Краснолесье, Доброе, Заречное, Привольное, Мраморное, Чайковское, Перевальное.
Так, в селе Краснолесье, которое находится в непосредственной близости от принадлежащих истцу земельных участках, экспозиция проекта правил землепользования и застройки Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым подлежала размещению по адресу: "адрес" 1 и 6 ноября 2018 года с 9.00 до 11.00, а также 7 ноября 2018 года с 14.00 до 16.00.
Верховным Судом Республики Крым установлено, что Постановление председателя Совета N15 от 19 октября 2018 года и оповещение о начале общественных обсуждений по проектам землепользования и застройки сельских поселений Симферопольского района Республики Крым были опубликованы в газете "Сельский труженик Крыма" от 20 октября 2018 года N 40(9972) и размещены 22 октября 2018 года на официальном портале Правительства Республики Крым на странице Симферопольского района (https//simfmo.rk.gov.ru/ru), а также размещены на информационном стенде, оборудованном в здании Администрации.
Открытые обсуждения в рамках общественных обсуждений по проекту были проведены 20 ноября 2018 года, о чем составлен протокол.
Заключения о результатах общественных обсуждений были подготовлены и приняты комиссией 20 декабря 2018 года, опубликованы 29 декабря 2018 года в газете "Сельский труженик Крыма" N 50(9982), в этот же день опубликованы на официальном портале Правительства Республики Крым на странице Симферопольского района (https//simfmo.rk.gov.ru/ru), размещены на информационном стенде, оборудованном в здании Администрации.
Письмом главы Администрации от 12 марта 2019 года N01-34/2501 проект, в том числе, решения об утверждении правил землепользования и застройки территории Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым был направлен в Совет, депутаты которого на заседании 89 (внеочередной) сессии 13 марта единогласно приняли решение N161 об утверждении правил землепользования и застройки территории Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым.
Решение N 1161 20 марта 2019 года было размещено на информационном стенде Администрации, опубликовано 26 марта 2019 года на портале правительства Республики Крым в разделе Муниципальные образования, подраздел Симферопольский район (https//simfmo.rk.gov.ru/ru/document/show/8941),
а 27 апреля 2019 года опубликовано в газете "Сельский труженик Крыма" N316(9998).
Представитель Администрации поселения предоставил доказательства того, что во исполнение указанных выше положений ГрК РФ и согласно требованиям Положения N996 экспозиция проекта правил землепользования и застройки Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, размещалась в селах Петропавловка, Лозовое, Ферсманово, Пионерское, Андрусово, Краснолесье, Доброе, Заречное, Привольное, Мраморное, Чайковское, Перевальное.
Материалы дела свидетельствуют о том, что предложения и замечания, поступившие при проведении общественных обсуждений проекта правил землепользования и застройки Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, были рассмотрены, о чем указаны в протоколе общественных обсуждений от 20 ноября 2018 года, принятые по ним решения нашли отражение в заключении о результатах общественных обсуждений по правилам землепользования и застройки Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, подготовленном 20 декабря 2018 года постоянно действующей комиссией по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам в сфере градостроительной деятельности в муниципальном образовании Симферопольский район Республики Крым, являющейся их организатором.
Изучив указанные обстоятельства, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что Решение N1161 принято полномочным представительным органом местного самоуправления Симферопольского района Республики Крым в пределах его компетенции, с соблюдением требований об официальном опубликовании, процедура принятия этого решения, включающая проведение общественных обсуждений, подготовку заключения по результатам их проведения, соблюдена.
Представленные Советом, Администрацией, Администрацией поселения документы свидетельствуют о том, что первый, реализуя дискреционные полномочия органов местного самоуправления, с целью обеспечения комфортных и благоприятных условий проживания жителей Симферопольский район Республики Крым, комплексного учета потребностей населения и устойчивого развития территорий, а также для согласования государственных, общественных и частных интересов в градостроительной деятельности, создал необходимые условия обеспечения участия в их обсуждении наиболее широких слоёв населения муниципального образования для выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, предоставив каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям для выработки рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки принимаемого правового акта.
В силу изложенного становится очевидным, что в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения прав истца при проведении общественных обсуждений, подготовке проекта Решения N 1161, его принятия.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) одним из принципов, на которых основываются данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и определенному виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1).
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В части 1 статьи 78 ЗК РФ определено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Статьей 79 ЗК РФ установлено, что сельскохозяйственными угодьями являются пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.), имеющие в составе земель сельскохозяйственного назначения приоритет в использовании и подлежащие особой охране.
Пунктом 8 статьи 1 ГрКРФ дано определение правил землепользования и застройки как документа градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6 и 7 статьи 1 ГрК РФ ).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы городских округов (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1 ГрК РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрКРФ).
Частью 1 статьи 35 ГрК РФ закреплены виды территориальных зон, определяемых в результате градостроительного зонирования, в число которых входят зоны сельскохозяйственного использования.
В состав зон сельскохозяйственного использования в силу части 9 статьи 35 ГрК РФ могут включаться зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Из системного толкования приведенных выше положений ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
На основании пункта 2 статьи 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540 (далее Классификатор).
Решением 85 ( внеочередной ) сессии 1 созыва Совета N 1076 от 06 декабря 2018 года утвержден генеральный план Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, согласно фрагменту которого, представленного при рассмотрении настоящего дела, принадлежащие истцу земельный участок площадью 27900 кв.м ( кадастровый N) и земельный участок площадью 1000 кв.м (кадастровый N), находятся в функциональной зоне сельскохозяйственных угодий, что не оспаривается участниками процесса.
Материалы дела свидетельствуют о том, что принадлежащие истцу на праве собственности земельный участок площадью 27900 кв.м ( кадастровый N) и земельный участок площадью 1000 кв.м ( кадастровый N), входят в границы установленной правилами землепользования и застройки территории Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, утвержденными решение N 1161, территориальной зоны - зоны сельскохозяйственных угодий (СХ-1).
Согласно статьи 56 Градостроительного регламента правил землепользования и застройки территории Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, утвержденных решением N 1161, для земельных участков, находящихся в зоне СХ-1, установлены виды разрешенного использования "Растениеводство" (код1.1), Земельные участки (территории) общего пользования (код 12.0). При этом вид разрешенного использования "Растениеводство" (код 1.1) предусматривает осуществление хозяйственной деятельности, связанной с выращиванием сельскохозяйственных культур, содержание которого включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.2-1.6.
Истцом в материалы дела представлены копии выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости на принадлежащие ему земельный участок площадью 27900 кв.м ( кадастровый N) и земельный участок 1000 кв.м (кадастровый N), расположенные по адресу Симферопольский район, на территории Добровского сельского совета, право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре на имущество и сделок с ним 26 апреля 2017 года под номерами соответственно N. Согласно этим выпискам указанные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства на полевых условиях.
Совет в ходе рассмотрения дела подтвердил, что до принятия на 85 (внеочередной) сессии 1 созыва Совета решения N 1076 от 06 декабря 2018 года об утверждении генерального плана Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, и на 89 (внеочередной) сессии 1 созыва 13 марта 2019 года решение N1161, которым утверждены правила землепользования и застройки территории Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, эти земельные участки находились на землях, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения.
Государственным Советом Республики Крым 30 июня 2014 года принят Закон Республики Крым от N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее Закон N 38-ЗРК), который устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
Статья 5 Закона N38-ЗРК определяет, что категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации, по правилу, согласно которому земли сельскохозяйственного назначения, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства из состава земель рекреационного назначения, относятся к землям сельскохозяйственного назначения, а в границах населенных пунктов - к землям населенных пунктов (пункт 2 части 1).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 15 октября 2014 года N 378 утверждено Положение об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков (далее Положение N 378).
Пункт 3 Положения N378 определяет, что установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, указанными в утвержденной документации по планировке территории.
В соответствии с Таблицей соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель, являющейся приложением к Постановлению Совета министров Республики Крым от 15 октября 2014 года N378, для земельных участков, расположенных за границами населенных пунктов, имеющих вид функционального использования для ведения личного крестьянского хозяйства (кроме земельных участков, выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев) для ведения подсобного сельского хозяйства соотносится вид разрешенного использования " Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках - производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства" код 1.16, категория земельного участка "Земли сельскохозяйственного назначения".
Согласно Классификатору вид разрешенного использования земельного участка "Сельскохозяйственное использование" предполагает ведение сельского хозяйства, содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, при этом код 1.16 соответствует виду функционального использования земельных участков "Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках", виду разрешенного использования земельного участка "Производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства", категория земель "Земли сельскохозяйственного назначения".
Изучив указанные выше обстоятельства Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что материалами дела опровергаются утверждения истца о том, что Советом при принятии решения N 1161 в части отнесения принадлежащих ему земельных участков площадью 27900 кв.м (кадастровый N) и площадью 1000 кв.м (кадастровый N), расположенных по адресу Симферопольский район, на территории Добровского сельского совета, не учитывалась сложившаяся планировки территории и существующее землепользование.
Верховный Суд Республики Крым, проанализировав в системном единстве положения приведенного федерального законодательства, изучив материалы дела, пришел к выводу, что принятые в соответствии положениями генерального плана Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Решением, утвержденного решением 85 (внеочередной) сессии 1 созыва Совета N1076 от 06 декабря 2018 года, правила землепользования и застройки территории Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, утвержденные решением N 1161, в части отнесения принадлежащих истцу земельных участков площадью 27900 кв.м (кадастровый N) и площадью 1000 кв.м (кадастровый N) к зоне сельскохозяйственных угодий (СХ-1) не противоречат действующему градостроительному законодательству.
Как указано выше, истец, заявляя требование о признании решенияN1161 недействующим в части, касающейся отнесения принадлежащих ему земельных участков площадью 27900 кв.м ( кадастровый N) и площадью 1000 кв.м ( кадастровый N) к зоне сельскохозяйственных угодий (СХ-1), указал, что этим нормативным правовым актом созданы препятствия к дальнейшему использованию вышеуказанных земельных участков по причине невозможности возведения на них необходимых сооружений.
Вместе с тем, данные обстоятельства не являются основанием для признания решения N1161 недействующим.
В соответствии со статьей 8 ГрКРФ и статьей 11 ЗК РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Как указано выше, согласно пункту 9 статьи 1 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом. В силу части 1 статьи 36 Грк РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Из вышеприведенных норм следует, что федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства (реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости) необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством, правилами землепользования и застройки.
Отнесение указанных земельных участков к зоне сельскохозяйственных угодий (СХ-1), для которой градостроительным регламентом не предусмотрено возведение объектов недвижимости, не исключает их дальнейшее использование на условиях, определенных частью 8 статьи 36 ГрК РФ и частью 4 статьи 85 ЗК РФ, предусматривающих, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215, 295,296 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Макарова Евгения Сергеевича к Симферопольскому районному совету Республики Крым, заинтересованные лица Администрация Симферопольского района, Администрация Добровского сельского поселения Симферопольского района.
Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 28.06.2019 г.
Судья подпись С.В. Яковлев
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.