Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Мотиной И.И.
судей Подлесной И.А, Харченко И.А. при секретаре Побережной Д.А.
рассмотрела 28 августа 2019 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Котова Юрия Николаевича к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алушта Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии, о возложении обязанности по назначению страховой пенсии,
по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алушта Республики Крым на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 13 марта 2019 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И, исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Истец Котов Ю.Н. обратился в суд обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алушта Республики Крым о включении в общий страховой стаж период службы в органах внутренних дел Украины с 20.03.1991 года по 30.01.2001 года, о возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии.
В обоснование требований указал, что при обращении за назначением досрочной пенсии ему было отказано в связи с отсутствием страхового стажа, при этом период службы в органах внутренних дел Украины не был включен в страховой стаж со ссылкой на Соглашение между Правительством Российской Федерации и странами СНГ о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года. По мнению истца, ответчик при назначении пенсии должен был руководствоваться законодательством, действовавшим в спорный период, а не Соглашением.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 13 марта 2019 года исковые требования Котова Ю.Н. удовлетворены. Суд, признал незаконным отказ Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алушта Республики Крым в назначении досрочной страховой пенсии, обязал УПФР в г.Алушта включить в страховой стаж Котова Ю.Н. период службы в органах внутренних дел Украины с 20.03.1991 года по 30.01.2001 года и назначить досрочную страховую пенсию с 05.10.2018 года.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, представитель ответчика подал апелляционную жалобу, в которой просит об отмене решение и принятии по делу нового об отказе в удовлетворении требований истца.
Истец Котов Ю.Н. в судебном заседании участия не принимал, был уведомлен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
Представитель истца Вольский А.А. в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Представитель УПФР в г.Алушта в судебном заседании участия не принимал, был уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 1 ФКЗ РФ от 21 марта 2014 года N 6 - ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Положениями ст. 23 ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 6 - ФКЗ от 21 марта 2014 года установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Статьей 11 данного закона урегулирован вопрос социальной защиты, в том числе пенсионного обеспечения граждан Украины и лиц без гражданства постоянно проживающих на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанных гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом и приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии законодательством Российской Федерации о гражданстве.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения содержались в ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2015 г.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в ст. 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. п. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
Судом установлено, что 05.10.2018 года Котов Ю.Н. обратился в УПФР в г. Алуште Республики Крым с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Алуште Республики Крым N705171/18 от 21.12.2018 года Котову Ю.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа.
При этом в страховой стаж истца не быль включен период службы в УГАИ ГУМВД Украины в Луганской области с 20.03.1991года по 30.01.2001года (09лет 10 месяцев 10 дней).
По мнению ответчика, при назначении пенсии следует руководствоваться Соглашением от 13.03.1992г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение), где пунктом 2 статьи 6унктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Согласно расчету пенсионного органа, специальный стаж истца составил 06 лет 02 месяца 09 дней при необходимом - 05 лет и общий страховой составил 14 лет 04 месяца 23 дня, при необходимом - 20 лет.
Разрешая спор, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что ответчик при назначении истцу пенсии незаконно не включил в общий стаж период службы Котова Ю.Н. в УГАИ ГУМВД Украины в Луганской области с 20.03.1991года по 30.01.2001года.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. N 1015 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 г. N 555 основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В силу п. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Данный документ подписан государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Украиной.
В соответствии с п. 1 письма Министерства социальной защиты населения РФ от 31.01.1994 г. N 1-369-18 при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13.03.1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.1992 г, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13.03.1992 г.
Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13.03.1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13.03.1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 г. N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В силу п. 4 указанных Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашения, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Украина) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Из трудовой книжки Котова Ю.Н. серии БТ-I N следует, что в период с 20.03.1991 года по 30.01.2001 года истец проходил службу в органах внутренних дел МВД Украины УГАИ УМВД Украины в Луганской области (л.д. 11).
Справкой N 11/6-4937 от 30.10.2018 года, выданной Министерством внутренних дел Луганской народной Республики Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения также подтвержден спорный период работы Котова Ю.Н. в органах внутренних дел Украины (л.д. 14).
На условиях и по нормам, установленным Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" могут назначаться пенсии проживающим в Российской Федерации лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и семьям этих лиц по их желанию.
Поскольку Котов Ю.Н. является гражданином Российской Федерации, проживает на территории Российской Федерации, следовательно, назначение пенсии должно быть произведено по законодательству Российской Федерации.
В силу требований ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Частью 1 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.
Оценивая вышеуказанные обстоятельства, судебная коллегия пришла к выводу о том, что период службы в органах внутренних дел Украины в период с 20.03.1991 года по 30.01.2001 года подлежит включению в страховой стаж истца.
В соответствии с частью первой статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом указанных периодов истец приобрел право на назначение досрочной страховой пенсии с 05.10.2018 года.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, выводов суда, основанных на правильном толковании действовавшего в спорные периоды законодательства и нормах законодательства, действующих на период рассмотрения данного спора, не опровергают. Доводы жалобы сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что основанием к отмене решения суда согласно ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 13 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алушта Республики Крым, без удовлетворения.
Председательствующий И.И. Мотина
Судьи И.А. Подлесная
И.А. Харченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.