Пояснительная записка
к проекту Федерального Закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"
Законопроектом вводится дифференцированная ставка налога на доход в виде дивидендов по корпоративным ценным бумагам в зависимости от того, остается ли доход в Российской Федерации или перечисляется за ее пределы. Ставка устанавливается в размере 15% в первом случае и 25% во втором. Для практической реализации этого положения вводится предварительное удержание налога на доходы, вывозимые за пределы Российской Федерации, по ставке 25% с последующим возвратом излишне взысканных средств получателям из стран, с которыми у России есть договоры об избежании двойного налогообложения.
В настоящее время значительная часть инвестиций в российскую экономику приходит из офшорных зон, а доходы вывозятся в офшорные зоны, с которыми у России нет договоров об избежании двойного налогообложения. Поэтому доходы, полученные в России компаниями, зарегистрированными в офшорных зонах, будут облагаться налогом по повышенной ставке в размере 25%. Такая мера с одной стороны повысит поступления доходов в федеральный бюджет, а с другой - снизит и замедлит легальный отток капитала из России.
Большинство стран мира имеют между собой двусторонние договоры об избежании двойного налогообложения, которыми ограничивается ставка, по которой одна из договаривающихся сторон может взимать налог на доходы, полученные на ее территории лицом с постоянным пребыванием в другой из договаривающихся сторон. Как правило, такая ставка устанавливается на уровне 15%. Если получатель дохода имеет постоянное пребывание в стране, с которой у страны происхождения дохода нет соответствующего договора, то доход взимается по более высокой ставке, обычно 25%.
На практике используется метод предварительного удержания налога у источника со всех вывозимых из страны доходов по максимальной ставке. После того как будет подтверждена регистрация и налоговый учет получателя дохода в стране его постоянного пребывания, налоговые органы страны происхождения налога возвращают получателю дохода разницу между налогом, взысканным по ставке 25% и суммой, расчитанной по ставке, установленной двусторонним договором об избежании двойного налогообложения. В случае если регистрация получателя дохода в налоговом органе страны его постоянного пребывания не может быть подтверждена, или если у страны происхождения дохода со страной постоянного пребывания получателя дохода нет договора об избежании двойного налогообложения, весь налог, взысканный по ставке 25% поступает в бюджет страны происхождения дохода. Такой подход давно применяется в Германии, Бельгии, Дании, Канаде и др.
Эта мера позволяет установить дифференцированный подход к источникам инвестиций, отдавая предпочтение капиталу легального характера, поступающему из стран-участниц соглашений об избежании двойного налогообложения.
В настоящее время российским национальным законодательством ставка налога на доходы по дивидендам установлена в размере 15%. Это ставит в одинаковое положение инвестиции из стран, участниц соглашений об избежании двойного налогообложения и криминальные инвестиции из офшорных зон, с которыми у России таких договоров нет.
Предлагаемое изменение закона позволит:
- увеличить поступление средств в бюджет Российской Федерации за счет взимания налога по повышенной ставке с получателей доходов из стран, не имеющих с Россией договоров об избежании двойного налогообложения;
- создать механизм косвенного беспроцентного кредитования федерального бюджета за счет средств, подлежащих возврату получателям доходов из стран, заключивших с Россией вышеназванные соглашения;
- затруднить вывоз капиталов из Российской Федерации;
- сформировать стимулы для реинвестирования доходов на территории Российской Федерации;
- организовать строгий учет иностранных инвесторов в российских налоговых органах на основании официальных справок из налоговых органов стран их постоянного пребывания;
- ограничить ввоз криминальных капиталов в Российскую Федерацию.
Чтобы не спровоцировать рост доходности государственных ценных бумаг Российской Федерации, ценных бумаг субъектов федерации и бумаг органов местного самоуправления, предполагается не распространять вышеизложенный порядок взимания налога на доходы, полученные по таким ценным бумагам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.