Пояснительная записка
к проекту бюджета Государственного фонда занятости населения
Российской Федерации на 1997 год
Проект бюджета Государственного фонда занятости населения Российской Федерации (далее именуется - Фонд занятости) на 1997 год разработан на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 1997 год, Закона о занятости населения в Российской Федерации, Положения о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации, Положения о федеральной государственной службе занятости населения Российской Федерации, нормативных правовых актов в области содействия занятости населения.
Проект бюджета Фонда занятости на 1997 год сформирован по доходам в сумме 9533,2 млрд. рублей и по расходам в сумме 9533,2 млрд. рублей.
Доходы бюджета Фонда занятости населения образованы за счет страховых взносов работодателей в сумме 8817,0 млрд. рублей, иных поступлений - 410,0 млрд. рублей, остатка средств по состоянию на 1 января 1997 года - 306,2 млрд. рублей.
Сумма страховых взносов рассчитана исходя из тарифа страховых взносов в размере 1,5% фонда оплаты труда.
Доходы бюджета
Поступления доходов в бюджет Фонда занятости в 1997 году проектируются в следующих суммах:
(млрд. руб)
Статьи доходов |
Ожидаемое исполнение бюджета за 1996 год |
Проект бюджета на 1997 год |
1. Остаток средств фонда на начало года 879,2 306,2
2. Текущие поступления:
страховые взносы 7032,0 8817,0
иные поступления 425,5 410,0
Итого доходов 8606,7 9533,2
При расчете поступлений страховых взносов принят фонд оплаты труда на 1997 год в сумме 660,0 трлн. рублей (в соответствии с данными Минэкономики России). Однако с учетом освобождения части плательщиков от отчислений в Фонд занятости в соответствии с законодательством для расчета поступлений в Фонд занятости принят фонд оплаты труда в размере 618,735 трлн. рублей.
Прочие доходы в сумме 410,0 млрд. рублей предусматривают поступления в счет оплаты за пользование возвратными ссудами, выданными из Фонда занятости работодателям на создание и сохранение рабочих мест.
Расходы бюджета
Расходы бюджета Фонда занятости в 1997 году направлены на реализацию мероприятий, предусмотренных на 1997 год Федеральной целевой программой содействия занятости населения Российской Федерации:
(млрд. руб)
Направления расходования |
Ожидаемое исполнение бюджета за 1996 год |
Проект бюджета на 1997 год |
1. Программы содействия занятости населения Российской Федерации, всего в том числе по программам: |
7740,9 | 7887,0 |
1.1. Программы активной политики занятости | 3219,5 | 1427,0 |
1.2. Программы материальной поддержки безра- ботных |
4531,4 | 6460,0 |
2. Информационная поддержка программ заня- тости |
244,3 | 317,9 |
3. Капитальные вложения | 279,1 | 238,0 |
4. Административные расходы | 844,8 | 1071,8 |
5. Возмещение затрат по займу МБРР | - | 18,5 |
Итого расходов | 9533,2 |
Проект расходной части бюджета подготовлен исходя из прогноза численности безработных на 1997 год, разработанного Министерством экономики Российской Федерации с учетом сценарных условий функционирования экономики России в текущем году.
В соответствии с данным прогнозом предложение рабочей силы по-прежнему будет превышать спрос на нее. В результате численность безработных граждан, зарегистрированных в органах федеральной государственной службы занятости, может возрасти в 1997 году с 2,5 млн. человек до 4,7 млн. человек, или в 1,9 раза. С учетом численности безработных, состоящих на учете в органах федеральной государственной службы занятости на начало 1997 года и оборота числа безработных в течение года, будут предоставлены услуги более чем 8 млн. этой категории граждан.
Кроме того, органы федеральной государственной службы занятости окажут содействие в трудоустройстве гражданам, ищущим работу и состоящим на учете в службе занятости, но не имеющими статус безработного. К их числу относятся подростки в возрасте 14-15 лет, занятые граждане, но желающие поменять место работы или получить дополнительную работу, пенсионеры, учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время. Ориентировочная численность данной категории граждан в 1997 году может составить около 2,5 млн. человек.
Таким образом, в 1997 году к услугам органов федеральной государственной службы занятости обратится более 10 млн. человек.
Расходы на реализацию активной политики на рынке труда включают мероприятия, направленные на переобучение более 400 тысяч безработных, в том числе путем реализации программ опережающего обучения граждан, высвобождаемых с предприятий в связи с конверсией, структурной перестройкой, банкротством и т.п.
Обучение предполагается вести более чем по 400 профессиям и специальностям в 3,5 тыс. учреждениях начального, среднего, высшего профессионального образования, а также на производстве и в 69 учебных центрах службы занятости.
Средний срок профессионального обучения безработных составляет 4,2 месяца, но в зависимости от профессии и квалификации он колеблется от 1 месяца до 1 года.
Диапазон стоимости обучения очень широк и составляет, например, от 41 тыс. рублей (оператор биолокации) - 100 тыс. рублей (портной) до 1,6 млн. рублей (водитель автотранспорта).
Приоритетами при направлении службой занятости на профессиональное обучение пользуются молодые безработные, граждане, уволенные с военной службы, безработные инвалиды, лица, предполагающие заняться предпринимательской деятельностью.
Эффективность профессионального обучения безработных граждан в целом по Российской Федерации весьма высока и имеет тенденцию к повышению. Если в 1994 году из всей численности безработных граждан, закончивших обучение, были трудоустроены 59,2%, то в 1995 году этот показатель составил 62,9%, а в 1996 году - 74,4%. Реально же доля граждан, трудоустраиваемых после завершения профессионального обучения по направлению органов службы занятости, в целом по Российской Федерации составляет более 80%.
На реализацию программ, связанных с переобучением в 1997 году за счет средств Фонда занятости, предусматривается израсходовать более 701,3 млрд. рублей.
Одним из направлений деятельности органов федеральной государственной службы занятости является профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных граждан и незанятого населения.
В настоящее время практически во всех районных и городских центрах занятости введены должности специалистов по профориентации (в 1996 году работало 2500 таких специалистов). В 6 субъектах Российской Федерации действуют региональные центры профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения, в ряде территорий работают районные и городские центры, лаборатории, кабинеты профориентации.
Профориентационные услуги, оказываемые населению специалистами службы занятости, включают профессиональное информирование населения, консультирование по вопросам выбора (перемены) профессии, специальности, места обучения и психологическую поддержку.
При этом профессиональная информация остается наиболее распространенным видом профориентационных услуг. Спрос на такого вида услуги постоянно повышается.
С безработными и незанятыми гражданами, испытывающими трудности с трудоустройством, проводится также и профессиональное консультирование, предполагающее, как правило, индивидуальную работу. В проекте бюджета затраты на эти цели предполагается в сумме 50,0 млрд. рублей.
В целях расширения возможностей трудоустройства граждан органами федеральной государственной службы занятости предполагается продолжить реализацию программ по предоставлению субсидий для организации рабочих мест, которые создаются только на конкурсной основе.
В первую очередь дополнительные рабочие места создаются для трудоустройства зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан, которые испытывают трудности в поиске работы и входят в социально не защищенные группы населения.
Программа предусматривает предоставление на конкурсной основе финансовой помощи предприятиям для гарантированного трудоустройства граждан социальных групп, определенных договором, на срок не менее года. Финансовая помощь на организацию одного дополнительного рабочего места предоставляется в размере, не превышающем 12-месячного размера среднего уровня заработка, сложившегося в регионе. Финансовая помощь оказывается на безвозмездной или возвратной основе в зависимости от категории граждан, для которых создаются дополнительные рабочие места.
В рамках программы предоставления субсидий для организации рабочих мест органы федеральной государственной службы занятости участвуют в межтерриториальном перераспределении рабочей силы с целью содействия занятости лиц, желающих переехать для трудоустройства в другую местность.
В этих целях органы службы занятости осуществляют:
поощрение работодателей, принимающих на работу граждан, прибывающих из других регионов (использование программ субсидирования занятости);
содействие развитию различных форм временной и сезонной занятости граждан с применением вахтового метода для привлечения граждан к участию в таких работах;
взаимодействие с организациями, предприятиями и объединениями работодателей по вопросам формирования банка данных о предложении рабочей силы и спросе на нее, которые не могут быть удовлетворены в границах конкретного региона;
сбор и распространение полной и достоверной информации о возможностях получения работы и условиях труда в организациях, расположенных в другой местности.
Предполагается организовать в 1997 году более 110 тыс. рабочих мест. Планируемая сумма затрат на реализацию этой программы - 408,0 млрд. рублей.
Одним из основных направлений активной политики на рынке труда является реализация программы, направленной на организацию занятости молодежи, целью которой является трудоустройство выпускников учебных заведений, зарегистрированных в качестве безработных в органах службы занятости, на дополнительные рабочие места сроком до 6 месяцев, позволяющие приобрести профессиональные знания, умения и навыки для получения постоянного рабочего места.
При принятии решения о реализации данной программы органами службы занятости учитываются следующие основные факторы:
численность безработной молодежи и ее доля в общей численности безработных, зарегистрированных в центре занятости;
рост численности длительно безработных среди молодежи;
отсутствие трудовых навыков и недостаток профессиональных знаний у молодых безработных, что снижает возможности их трудоустройства.
В программу включаются стабильные в финансово-экономическом отношении предприятия, имеющие перспективы дальнейшего развития и расширения производства, своевременно уплачивающие обязательные страховые взносы в Фонд занятости.
Этой программой предполагается охватить 30 тыс. человек. Затраты из Фонда занятости составят 20,3 млрд. рублей.
Реализация активной политики предполагает и мероприятия, направленные на содействие развития самозанятости и предпринимательской инициативы с целью создания условий для расширения возможностей безработных граждан заняться малым предпринимательством или реализовать себя в сфере самозанятости.
Программа включает следующие основные мероприятия:
консультирование и профессиональная ориентация безработных с целью определения возможностей их эффективной деятельности в качестве предпринимателей;
обучение безработных граждан основам предпринимательства;
организация консультаций по открытию собственного дела, составлению бизнес-плана и ведению финансовой документации, финансовая поддержка на стадии становления собственного дела;
поддержка граждан, обратившихся в региональные органы службы занятости по вопросам малого предпринимательства, в виде выдачи им субсидий и контроля за ведение предпринимательской деятельности в течение года.
Органы службы занятости сейчас взаимодействуют со 132 социально-деловыми центрами, бизнес-инкубаторами, центрами менеджмента и маркетинга.
В проекте бюджета на 1997 год предполагается выделение на эти цели 25,0 млрд. рублей. В программе предполагается участие 130 тыс. человек.
В 1997 году предполагается активизировать усилия органов федеральной государственной службы занятости по привлечению граждан к общественным работам с целью оказания им материальной поддержки (в первую очередь безработным), сохранения мотивации к труду у длительно безработных и приобретения трудовых навыков молодежью.
Основная особенность программы заключается в возможности создания дополнительных рабочих мест для временного трудоустройства граждан, если таковые отсутствуют у работодателя, в том числе и с использованием средств Фонда занятости.
Предполагается, что в общественных работах должны принять участие около 200 тыс. чел., общие затраты составят 100,0 млрд. рублей.
Для адаптации несовершеннолетних подростков (14-15 лет) к трудовой деятельности предусмотрена программа временной занятости подростков. Приоритетным правом пользуются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями, дети из многочисленных и неполных семей, из семей беженцев и вынужденных переселенцев, дети безработных граждан, дети, проживающие в районах чрезвычайных ситуаций, на территориях, зараженных в результате радиационных катастроф. Этой программой предполагается охватить 675 тыс. подростков. Затраты составят 80,0 млрд. рублей.
Одним из направлений содействия занятости незанятым инвалидам является реализация программы "Трудовая реабилитация инвалидов". Этой программой предусматривается, что в случае гарантированного приема на работу инвалидов работодателю за счет средств Фонда занятости временно и частично компенсируются расходы по оплате труда инвалидов.
В настоящее время удельный вес работающих инвалидов в общей их численности не превышает 15 процентов. Особенно тяжелое положение складывается с занятостью инвалидов I и II групп, из числа которых работают менее восьми процентов.
Часть инвалидов, обращающихся в органы федеральной государственной службы занятости в целях поиска подходящей работы, будет нуждаться в проведении профреабилитационных мероприятий, включающих профессиональную ориентацию, профессиональное обучение, приобретение специальных навыков для трудовой деятельности, адаптацию к производственным условиям, оснащение специальных рабочих мест, непосредственное трудоустройство, в том числе на специально оборудованные для инвалидов рабочие места.
По данной статье расходов Фонда занятости в 1997 году предусмотрено выделение более 32,1 млрд. руб., что позволит трудоустроить около 10 тыс. инвалидов.
Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с законодательством осуществляется выплата пособий по безработице с целью временного и частичного возмещения утраченного ими заработка.
По расчетам, в 1997 году численность безработных, получающих пособие, может составить в среднегодовом исчислении около 3260 тысяч человек. В этой связи, проектом бюджета Фонда занятости предусматривается на финансирование мероприятий, связанных с выплатой пособий по безработице, израсходовать 4,4 трлн. рублей.
Законодательством о занятости населения предусматривается возможность оказания безработным, у которых истек первоначальный период выплаты пособий, а также лицам, находящимся на их содержании, материальной и иной помощи. Реализация этого направления поддержки доходов безработных граждан позволит существенно облегчить финансовое положение в самый сложный для них период безработицы. В текущем году предполагается выделение материальной помощи на общую сумму 174,3 млрд. рублей для 200,0 тысяч безработных, в том числе для 36,0 тысяч безработных планируется выделить 24,0 млрд. рублей для организации отдыха и лечения их детей.
Отдельные категории безработных граждан предпенсионного возраста, из числа уволенных из организаций в связи с их ликвидацией, либо по сокращению численности (штата), при невозможности их трудоустройства, могут направляться органами службы занятости на досрочную пенсию по старости. Учитывая, что расходы Пенсионного фонда, связанные с выплатой досрочных пенсий, компенсируются за счет средств Фонда занятости, предполагается израсходовать в текущем году на эти цели до 496,4 млрд. рублей (120,0 тыс. чел.).
В соответствии с законодательством о занятости населения безработным гражданам оплачивается больничный лист за счет средств фонда занятости, но не свыше 30 календарных дней. В проекте бюджета Фонда занятости на 1997 год предусмотрено израсходовать на оплату больничных листов безработных 35,5 млрд. рублей.
Хронические неплатежи предприятиями страховых взносов в Фонд занятости привели к задолженности по выплате пособий в размере 1,193 трлн. рублей. Более 40 территорий по итогам 1996 года имеют задолженность перед Пенсионным фондом за досрочные пенсии безработным гражданам в размере 156 млрд. рублей.
В целом по блоку материальной поддержки безработных с учетом погашения задолженности предусмотрено израсходовать 6470,0 млрд. рублей.
В целях дальнейшего повышения эффективности действий федеральной государственной службы занятости населения и улучшения обслуживания граждан, обращающихся в органы службы занятости, будет продолжена реализация мероприятий по информационной поддержке программ занятости.
Программа работ по созданию и вводу в эксплуатацию звеньев АИС "Занятость" направлена в первую очередь на ведение базы данных вакансий, повышение оперативности при первичной регистрации и приеме населения, подборе рабочего места и трудоустройстве, назначении и выплате пособий по безработице.
В проекте бюджета предполагается предусмотреть на реализацию данной программы 317,9 млрд. рублей.
В проекте бюджета Фонда занятости на 1997 год предполагается, что затраты на капитальное строительство составят 238,0 млрд. рублей. В основном средства предполагается направить на окончание строительства в 57 субъектах Российской Федерации.
В настоящее время в единую структуру территориальных органов федеральной государственной службы занятости населения входят 99 региональных и 2444 территориальных (местных) органа службы занятости населения.
Численность работников органов службы занятости зависит от количества трудоспособного населения и уровня безработицы в регионе и определяется в соответствии с постановлением Минтруда России от 9 октября 1995 года N 57, включающим весь перечень работ и операций, выполняемых сотрудниками городских и районных центров занятости в процессе реализации закрепленных за ними функций.
В соответствии с расчетами общая численность работников органов федеральной государственной службы занятости составит 39074 человека.
Административные расходы на 1997 год предусматриваются в сумме 1071,8 млрд. рублей (или 11,2% от всех расходов Фонда занятости), в том числе фонд оплаты труда основного персонала составит 439,4 млрд. рублей (из расчета среднемесячной заработной платы - 938 тыс. рублей по данным Минэкономики России).
Размеры денежного содержания работников территориальных органов федеральной государственной службы занятости населения определяются по нормам, предусмотренным для соответствующих должностей федеральных государственных служащих.
В результате неравномерности распределения средств Фонда занятости 54 субъекта Российской Федерации имеют превышение расходов над доходами в сумме 2038,2 млрд. руб., что составляет 23% от суммы поступлений страховых взносов. Поэтому в проекте бюджета на 1997 год предусматривается, что на федеральном уровне централизуется 20% от поступающих страховых взносов. Это практически полностью позволит обеспечить потребность территорий в финансовых средствах на реализацию государственных гарантий, предусмотренных законодательством о занятости.
Предполагается, что распределение средств федеральной части Фонда занятости будет осуществляться в зависимости от состояния на рынке труда на конкретной территории, уровней безработицы и сбора страховых взносов в Фонд занятости.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.