Пояснительная записка
к проектам Федеральных Законов "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах"
Происходящие в стране экономические преобразования, становление и развитие новых форм собственности, ход судебной реформы выявили несостоятельность существующей системы организации принудительного исполнения постановлений судов и других органов, невозможность обеспечения установленного порядка деятельности судов без воссоздания действовавшего в России после 1864 года института судебных приставов и придания ему новых функций, обусловленных задачами построения правового государства и состоянием криминогенной обстановки в нашем обществе.
Представляемые законопроекты призваны стать нормативной базой для создания и функционирования службы исполнительной власти, занимающейся принудительным исполнением постановлений судов и других органов, а также обеспечением порядка деятельности судов.
Законопроекты определяют процессуальный порядок производства исполнительных действий (проект Закона "Об исполнительном производстве"), структуру службы судебных приставов, организуемой в системе Министерства юстиции Российской Федерации, и статус ее должностных лиц (проект Закона "О судебных приставах").
В соответствии с принципом разделения властей суды освобождаются от несвойственной им функции по руководству работой судебных исполнителей, т.е., по-существу от выполнения собственных решений и, тем более, постановлений несудебных органов.
При этом сохраняется преемственность многих важных процессуальных норм исполнительного производства, проверенных практикой их применения.
Вместе с тем, предусмотрен ряд новых положений, направленных на процессуальную завершенность исполнительного производства, являющегося самостоятельным участком правоохранительной деятельности.
Законодательно закрепляется более реальный срок исполнения исполнительных документов - два месяца, вместо действующих в настоящее время согласно ведомственной Инструкции 20 дней, вводятся жестко фиксированные сроки совершения наиболее важных исполнительных действий и их процессуальное оформление в виде постановлений судебного пристава-исполнителя (статьи 11, 22 и др.).
Значительно повышаются роль и значение судебного пристава-исполнителя как должностного лица, исполняющего постановления судов и других органов, по сравнению с судебными исполнителями, действующими в настоящее время.
Он наделяется гарантированным объемом прав, необходимых для осуществления принудительного исполнения (статья 8 Закона "О судебных приставах"), в числе которых право наложения штрафа (статьи 75, 76), четко конкретизированы его обязанности.
В проекте нашли отражение и такие принципиальные подходы как осуществление принудительных действий за счет должника, освобождение взыскателей алиментов от почтовых расходов, предоставление должнику права на определение первоочередности предметов имущества, на которые обращается взыскание (статьи 45, 64).
Предусматривается, что реализация всех видов имущества и ценностей будет возложена на судебного пристава-исполнителя.
Проект этого Закона, регламентируя процесс принудительного исполнения, вместе с тем направлен на осуществление другой важнейшей задачи правоохранительной деятельности - обеспечение добровольного выполнения постановлений судов и других органов гражданами и юридическими лицами.
Предполагается, что суды и другие органы, принимая решения о взыскании имущества или обязывая совершить определенные действия, будут устанавливать срок исполнения своих постановлений и разъяснять, что их принудительное исполнение сопряжено для должников со значительными дополнительными материальными санкциями.
Глава II (статьи 74-77) проекта посвящена этим санкциям. Предлагается ввести исполнительский сбор, суммы которого весьма значительны (с граждан 5% взыскиваемой суммы или стоимости имущества или 5 минимальных размеров оплаты труда по исполнительным документам неимущественного характера, с юридических лиц соответственно 5% и 10 минимальных размеров оплаты труда). Этот сбор будет взыскиваться с каждого должника при возбуждении исполнительного производства.
Повышаются до 5 и 20 минимальных размеров оплаты труда штрафы за неисполнение без уважительных причин исполнительных документов неимущественного характера, вводится удвоение штрафа при каждом последующем неисполнении, если действия должны быть совершены самим должником, и взыскание с него трехкратного размера расходов по исполнению, если оно возможно без его участия (статьи 60, 75, 76).
Вводятся штрафы от 1 до 15 минимальных размеров оплаты труда за перечисленные в статье 76 случаи нарушения законодательства об исполнительном производстве.
Устанавливается, что весь исполнительский сбор будет обращаться на финансирование деятельности судебных приставов-исполнителей по обеспечению принудительного исполнения. Из исполнительского сбора будет выплачиваться вознаграждение судебным приставам-исполнителям, обеспечившим полное и своевременное исполнение переданных им исполнительных документов. В отличие от действующего в настоящее время Постановления Совета Министров СССР N 896 от 25.10.89 определен размер максимального вознаграждения.
Введение и увеличение размеров материальной ответственности должника и иных лиц за неисполнение постановлений судов и других органов, взыскание с должника расходов по принудительному исполнению, перечень которых расширен (статья 64), в сочетании с перспективой привлечения к уголовной ответственности должностных лиц, собственников и служащих негосударственных предприятий, реальность которого приближена устанавливаемой обязанностью возбуждать уголовное дело по представлению судебного пристава-исполнителя, будет эффективным стимулом добровольного выполнения постановлений судов и других органов гражданами и юридическими лицами.
Усиливается контроль за законностью всех принудительных действий судебного пристава-исполнителя. Он обеспечивается устанавливаемым порядком утверждения его постановлений старшим судебным приставом-исполнителем и их судебной проверкой по жалобам и протестам (статьи 8, 60, 75, 76).
Предполагается в связи с принятием представляемого Закона изменить действующее законодательство, главным образом, процессуальное. В частности, из Гражданского процессуального кодекса РСФСР исключить все положения раздела V об исполнительном производстве, оставив в нем лишь нормы, регламентирующие обращения решений суда к исполнению, а также судебную защиту прав взыскателя, должника и других лиц при исполнении решения суда. Все предлагаемые изменения содержатся в главе 13 проекта Закона.
В последние годы нарушения установленного порядка деятельности судов принимают массовый характер. Имеются случаи нападения на судей и других работников суда при исполнении ими своих служебных обязанностей, криминальных проникновений в судебные помещения, поджогов, хищений и уничтожения судебных дел, другого имущества и т.д.
Органы милиции не обеспечивают поддержание порядка в судах и исполнение процессуальных поручений суда.
В проекте Закона "О судебных приставах" (статьи 4, 5) определяется структура службы судебных приставов. Особенности ее комплектования и функционирования в системе военной юстиции нашли отражение в статьях 3-6 и 17.
Установленные в статье 3 проекта требования, предъявляемые к кандидатам на должность судебного пристава, позволяют обеспечить эту службу лицами, имеющими необходимый жизненный опыт и профессиональную подготовку.
В зависимости от характера выполняемых функций подразделения судебных приставов будут состоять из двух категорий работников: судебных приставов, обеспечивающих соблюдение установленного порядка деятельности судов, и судебных приставов-исполнителей, занимающихся принудительным исполнением постановлений судов и других органов.
Обязанностями первой категории судебных приставов, согласно статье 7 проекта Закона, будет поддержание общественного порядка в судах, осуществление охраны судей, присяжных и народных заседателей, свидетелей и других участников процесса, предотвращение возможного постороннего воздействия на них, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление нарушителей и принятие мер для привлечения их к установленной законом ответственности, а также выполнение поручения суда (судьи), связанных с организацией, проведением судебных заседаний и применением мер процессуального принуждения. Судебные приставы будут вправе требовать от граждан соблюдения общественного порядка, прекращения противоправных действий, производить административное задержание правонарушителей, личный досмотр и досмотр вещей, составлять протокол об административном правонарушении и доставлять нарушителей в милицию. В статьях 11-14 проекта Закона предусмотрено, что в строго ограниченных случаях судебные приставы имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в порядке, аналогичном установленному Законом РСФСР "О милиции" для сотрудников милиции.
В статье 10 проекта Закона устанавливается обязанность, исполнения законных требований судебных приставов всеми гражданами и должностными лицами. В то же время в статье 15 предусматривается возможность обжалования заинтересованными лицами действий и решений судебных приставов вышестоящему должностному лицу или в суд.
Вопросам гарантий правовой и социальной защиты судебных приставов посвящен третий раздел законопроекта. В нем предусмотрено обязательное государственное страхование судебных приставов и выплата страховых сумм и компенсаций за счет федерального бюджета в случаях гибели, причинения увечья или иных повреждений здоровья, возмещения ущерба, причиненного повреждением или уничтожением имущества, если эти случаи связаны с исполнением судебными приставами своих служебных обязанностей. Предполагается предоставить судебным приставам льготы по получению жилья и его оплате, получению беспроцентных ссуд на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство, пользованию общественным транспортом, установке квартирного телефона и другие.
Предположительные расходы на введение службы судебных приставов в 1995 году составили бы 274,8 млрд. рублей в ценах 1994 года.
Указанные расходы будут компенсированы взыскиваемой судебной пошлиной, судебными и иными штрафами, а также конфискацией имущества по приговорам судов.
Кроме того, следует иметь в виду, что создание службы судебных приставов прекратит отвлечение работников органов милиции на охрану судебных зданий и другие вопросы обеспечения установленного порядка деятельности судов, которые они в настоящее время частично выполняют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.