Пояснительная записка
к Федеральному закону "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле"
Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" действует свыше четырех лет. За прошедшее время на основе этого закона в Российской Федерации была создана действенная система валютного контроля, принято большое количество нормативных актов, регулирующих валютные отношения.
Вместе с тем, принятие новых законов и практика применения самого закона требуют внесения изменений и дополнений в действующий закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле".
В связи с этим на основе Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" был разработан проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле".
Данный проект направлен на устранение недостатков и неточностей действующего Закона "О валютном регулировании и валютном контроле", на усовершенствование его структуры.
Основные вопросы, решаемые проектом.
1. Законопроектом решается один из важнейших вопросов, а именно - место данного закона среди других федеральных законов.
Устанавливается, что валютное законодательство состоит из данного закона и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Нормы валютного законодательства, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать этому закону (статья 2 проекта Закона).
2. Особое внимание в законопроекте уделено органам валютного регулирования и валютного контроля.
В проекте разделяются понятия валютного регулирования и валютного контроля. Под валютным регулированием понимается возможность государственного органа издавать нормативные акты по "валютным" вопросам. Функции валютного контроля сводятся к контролю за соблюдением действующих законов и подзаконных нормативных актов в сфере валютного регулирования.
В соответствии с указанным делением, законопроектом к органам валютного регулирования и валютного контроля отнесены, Правительство Российской Федерации, в лице федеральных органов исполнительной власти, и Центральный банк Российской Федерации.
Указанные органы осуществляют функции органов валютного регулирования и валютного контроля на основании и в соответствии с полномочиями, установленными в данном законе или иных изданных в соответствии с ним законах.
Такое разделение продиктовано необходимостью повышения эффективности деятельности органов валютного валютного контроля, что выражается в предоставлении этим органам права самостоятельного определения методов и средств для осуществления валютного контроля в соответствие с их компетенцией.
Разделение сфер деятельности по валютному валютному контролю (автономизация сфер деятельности) и их четкое закрепление за разными органами позволит также персонифицировать ответственность органов валютного регулирования и валютного контроля.
3. В законопроекте повышенное внимание уделено видам валютных ценностей.
В связи с тем, что нерезиденты Российской Федерации все активнее используют при совершении операций с резидентами рубли, а также учитывая повышающуюся привлекательность рублевых ценных бумаг, в том числе государственных, в проекте более четко предусматривается возможность накладывать определенные ограничения на нерезидентов при совершении подобных операций.
При этом в законопроекте валюта Российской Федерации и ценные бумаги в валюте Российской Федерации в определенных случаях отнесены к валютным ценностям.
4. Достаточное количество норм посвящено кредитным организациям, выполняющим функции агентов валютного контроля. Основываясь на Федеральных законах "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", устанавливается, что контроль за кредитными организациями, а также наложение санкций на них при нарушении ими валютного законодательства, осуществляет исключительно Банк России.
В проекте более четко излагаются права и обязанности банков, как агентов валютного контроля.
5. В проекте предусматривается разделение валютных операций на два вида: текущие операции и капитальные операции. Проект соблюдает международный подход (статья XXX Статей соглашения Международного валютного фонда) и практику иностранных государств к делению валютных операций на текущие и капитальные.
Однако принципы осуществления валютных операций отличаются от закрепленных действующим законом.
Текущие валютные операции осуществляются резидентами и нерезидентами без ограничений. Все текущие операции определены законом.
Капитальные операции, посредством которых осуществляется экспорт капитала из Российской Федерации, проводятся на основании разрешений Правительства Российской Федерации, в лице федеральных органов исполнительной власти. Полный перечень таких операций содержится в Законе.
Установление требования получить разрешение для осуществления экспорта капитала в проекте закона связано с тем, что на практике многие организации, осуществившие вывоз капитала без соответствующего разрешения Банка России и наносящие такими действиям ущерб экономике Российской Федерации ссылаются на отсутствие в действующем Законе Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" требования о необходимости получения разрешения.
Капитальные операции, не содержащиеся в Законе (к ним относятся все валютные операции, не включенные в перечни текущих и капитальных, содержащихся в Законе), осуществляются без ограничений, если иной порядок не установлен Банком России.
6. Осуществление валютных операций на территории Российской Федерации
В проекте закона прямо установлен запрет на осуществление расчетов в иностранной валюте на территории Российской Федерации.
Исключения из этого правила могут устанавливаться только законом или нормативными актами Банка России. При этом Банк России может вводить такие расчеты только в случае, если их введение будет соответствовать основной цели его деятельности - защите и обеспечению устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам.
7. Ответственность
Практика применения ныне действующего Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" показала, что "слабым" местом валютного законодательства является раздел об ответственности за его нарушение. Представленный проект закона призван исправить это положение. Он содержит отдельный раздел - ответственность за нарушение валютного законодательства, в котором устанавливаются отдельные составы правонарушений, предусмотрена дифференцированная система санкций, порядок их наложения и обжалования, а также условия освобождения от ответственности.
Выделена ответственность банков и иных органов при невыполнении или ненадлежащем выполнении ими функций агентов валютного контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.