Комитет Совета Федерации
по бюджету, налоговой политике, финансовому,
валютному и таможенному регулированию,
банковской деятельности
Заключение от 3 декабря 1996 г. N 33-43/786 кт
по Федеральному закону "О базовой стоимости необходимого
социального набора", принятому Государственной Думой
Федерального Собрания Российской Федерации
15 ноября 1996 года
Рассмотрев принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 15 ноября 1996 года Федеральный закон "О базовой стоимости необходимого социального набора", Комитет отмечает следующее:
Указанный Федеральный закон принят в развитие ранее принятых федеральных законов "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" от 10 мая 1995 года и "О порядке установления долговой стоимости единицы целевого долгового обязательства Российской Федерации" от 6 июля 1996 года.
Первый признает дореформенные сбережения граждан государственным внутренним долгом и гарантирует восстановление и обеспечение сохранности их ценности в размерах, соответствующих дореформенной покупательной способности сбережений.
Второй устанавливает единицу номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации по гарантированным сбережениям граждан - "долговой рубль", определяет порядок установления ее долговой стоимости.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации" настоящий закон устанавливает базовую стоимость необходимого социального набора.
В соответствии с требованиями статьи 4 указанного закона "за базовую стоимость необходимого социального набора принимается его стоимостная оценка (в валюте СССР), определенная, исходя из цен (в государственной и кооперативной розничной торговле) и тарифов 1990 года в целом по РСФСР".
Базовая стоимость необходимого социального набора, устанавливаемая настоящим законом, равна 444 рублей СССР.
В соответствии с данными Госкомстата России о ценах и тарифах 1990 года базовая стоимость необходимого социального набора первоначально была определена в 423 рубля. В Заключении Правительства РФ (N 2309п-ПБ от 27 июня 1996 года) к расчету величины базовой стоимости необходимого социального набора замечаний предъявлено не было.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации замечаний принципиального характера не имело.
В Заключении Правительства РФ от 16 июля 1996 г. говорилось о необходимости уточнить базовую стоимость необходимого социального набора. Правительство указывало на неправомерность расчета базовой стоимости необходимого социального набора как средних невзвешенных величин государственных розничных цен и цен покупки по данным выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств и рекомендовало рассчитывать как средневзвешенные величины на основе данных розничной торговли и колхозного рынка. Исходя из предложенного способа расчета, базовая стоимость должна была составить 524 рубля вместо 423 рублей, определенных в Законе.
На основании этих замечаний Закон "О базовой стоимости необходимого социального набора" был отклонен Советом Федерации 17 июля 1996 года, после чего в соответствии с частью 5 статьи 105 Конституции РФ был принят Государственной Думой РСФСР, направлен Президенту РФ для подписания, но отклонен им с предложением уточнить величину базовой стоимости на основе данных об уровне цен розничной торговли и колхозного рынка.
На основании уточненных в Госкомстате данных, с учетом средневзвешенных цен базовая стоимость необходимого социального набора составила 444 рубля СССР.
Предложение Президента о включении в расчет величины базовой стоимости цен колхозного рынка учтено не было, как противоречащее действующему закону "О порядке установления долговой стоимости единицы поминала целевого долгового обязательства", в соответствии с которым расчет должен производиться на основе данных об уровне цен в государственной и кооперативной розничной торговле, то есть без учета. цен колхозного рынка.
Анализ представленных Госкомстатом России статистических данных о ценах 1990 года, на основании которых производилось уточнение величины базовой стоимости необходимого социального набора показал: неточность статистических данных, а также их различие в связи с разными методиками наблюдения за ценами позволяет признать величиной базовой стоимости, определенной в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом, величину в пределах от 400 до 444 рублей СССР. Величина базовой стоимости большая, чем 444 рубля СССР, является завышенной и вступает в противоречие с Федеральным законом "О порядке установления долговой стоимости единицы поминала целевого долгового обязательства РФ".
С введением в действие данного закона будут установлены правовые нормы, определяющие количественные характеристики величины долга, фиксируемого в целевом долговом обязательстве при переводе в него гарантированных сбережений граждан (сбережений, созданных до 1992 года).
Настоящий Федеральный закон не влияет на величину бюджетных затрат, выделяемых проектом бюджета 1997 года (5 трлн. руб.) на цели компенсаций по сбережениям, а лишь устанавливает процедуру выдачи этих денег.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации замечаний по правильности расчета базовой стоимости не имеет.
Учитывая изложенное, а также то, что принятие этого закона не влияет на бюджет 1997 года, Комитет полагает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить федеральный закон "О базовой стоимости необходимого социального набора", принятого Государственной Думой 15 ноября 1996 года.
Председатель Комитета |
К.А.Титов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.