Аналитическая записка
к заключению Правительства Российской Федерации
на Федеральный закон
"О базовой стоимости необходимого социального набора"
В заключении Правительства Российской Федерации на Федеральный закон "О базовой стоимости необходимого социального набора" (N 4150п-П5 от 30.11.96 г.) выражено несогласие с величиной базовой стоимости необходимого социального набора, устанавливаемой указанным законом в сумме 444 рублей СССР.
Однако, приведенные в заключении доводы и расчеты не основываются на действующем законодательстве и методологически некорректны.
Прежде всего приходится указать на то, что "необходимый социальный набор" и "базовая стоимость необходимого социального набора" - юридические термины, смысл и содержание которых установлены действующим Федеральным законом "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства РФ", и поэтому величина базовой стоимости необходимого социального набора должна быть определена строго в соответствии с правовыми нормами, установленными указанным Федеральным законом, а именно:
- для расчета должен быть взят установленный законом необходимый социальный набор;
- базовая стоимость необходимого социального набора должна быть определена в соответствии со статьей 4 указанного закона, т.е. исходя из цен (в государственной и кооперативной розничной торговле) и тарифов 1990 года в целом по РСФСР, т.е. без учета цен колхозного рынка.
Однако, ни один из двух приведенных в заключении вариантов расчета базовой стоимости не соответствует действующему закону.
В первом случае взяты цены 1990 года в государственной розничной торговле и колхозного рынка, что противоречит действующему закону. И полученная в результате этих расчетов величина (524 рубля СССР) не может иметь наименование "базовая стоимость необходимого социального набора", поскольку базовой стоимостью необходимого социального набора может быть признана только величина, определенная в соответствии с требованиями вышеуказанного Федерального закона.
Кроме того, что учет цен колхозного рынка при определении базовой стоимости противоречит действующему законодательству, приведенные в заключении доводы, объясняющие необходимость подобного учета, нельзя признать объективными и обоснованными.
В заключении совершенно справедливо указано на то, что сравнение ценовой информации текущего периода необходимо проводить с ценовой информацией 1990 года по сопоставимому кругу объектов наблюдения. Однако далее следует совершенно безосновательное утверждение о том, что для обеспечения этой сопоставимости базовая стоимость должна быть рассчитана с учетом цен колхозного рынка.
В настоящее время наблюдение за ценами на потребительском рынке осуществляется Госкомстатом России о соответствии с Положением о порядке наблюдения цен и тарифов на товары и услуги, утвержденном Постановлением Госкомстата России N 79 от 29.06.95. Именно по этой методике в соответствии с указанным законом должно осуществляться наблюдение за ценами для определения контрольной стоимости необходимого социального набора, т.е. его стоимости в текущий период времени.
В соответствии с этой методикой критерием для выбора объектов наблюдения является не форма собственности торгующей организации или вид торговли (как указано в заключении), а принадлежность их к рынку массового потребления.
Именно рынок массового потребления является в соответствии с ныне действующей методикой объектом наблюдения для получения ценовой информации текущего периода.
Чтобы сравнение ценовой информации текущего периода с ценовой информацией 1990 года было осуществлено по сопоставимым объектам наблюдения, необходимо для сравнения использовать данные о ценах 1990 года на рынке массового потребления 1990 года.
Во времена существования СССР человек мог купить продукты в государственной и кооперативной розничной торговле, а также на колхозном рынке. До 1991 года рынком массового потребления продуктов была государственная и кооперативная торговля.
Удельный вес продуктов, приобретаемых в государственной и кооперативной торговле составлял 98,6%. То есть из 100 кг купленных продуктов только 1,4 кг приобреталось на колхозном рынке. При этом из 100 рублей, потраченных на продукты, только 4,2 рубля шло на оплату продуктов, купленных на рынке. Это официальные статистические данные.
На колхозном рынке продавались высококачественные, дорогостоящие продукты. Большинство граждан могло позволить себе покупку на этом рынке лишь изредка и в малых количествах, что и подтверждается данными статистики.
В настоящее время торговля продуктами осуществляется предприятиями различных форм собственности, а также на городских рынках, ярмарках и т.п. Одни объекты торговли (элитные магазины, супермаркеты) выполняют ту же роль, которую в прошлом выполняли колхозные рынки - это продажа высококачественных, дорогостоящих продуктов. Услугами этих объектов торговли пользуется ограниченный контингент граждан. Другие объекты торговли выполняют роль, которую в прошлом выполняла государственная и кооперативная розничная торговля - массовая продажа менее качественных, но более дешевых продуктов, т.е. рынок массового потребления, услугами которого пользуется подавляющее большинство граждан.
В соответствии с той методикой наблюдения за изменением цен, которая ныне применяется Госкомстатом, цены супермаркетов не учитываются при определении средних цен на продукты, а определяются они только по ценам, наблюдаемым на втором рынке - рынке массового потребления, к каковому ныне могут относится предприятия всех форм собственности и видов торговли, включая городские рынки, а в прежние времена относились предприятия государственной и кооперативной торговли.
Для того, чтобы обеспечить сопоставимость объектов наблюдения в 1990 г. и в настоящее время не меняя действующую методику наблюдения за ценами, базовая стоимость должна определяться исходя из цен в государственной и кооперативной розничной торговле без учета цен колхозного рынка, что и установлено Федеральным законом "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства РФ".
В связи с вышеизложенным, величина 524 рубля СССР не может быть установлена в качестве величины, определяющей базовую стоимость необходимого социального набора.
В соответствии со вторым вариантом расчета, который приведен в заключении, базовая стоимость необходимого социального набора составила 448 рублей СССР.
В расчетах допущены ошибки: по мясу включены цены на колбасу (в необходимом социальном наборе колбаса отсутствует), а на долю птицы в составе мяса отведено 66%, что противоречит реальной структуре потребления мяса в 1990 г., в которой доля птицы составляла менее 20%.
Если бы эти ошибки не были допущены, то рассчитанная исходя из приведенных в заключении данных величина базовой стоимости составила бы 430 рублей СССР, а не 448 рублей СССР, как следует из заключения.
Однако, и сами приведенные в заключении данные, на основании которых производился этот расчет базовой стоимости не вполне соответствуют требованиям Федерального закона "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства РФ", поскольку многие из них в действительности не среднегодовые цены, а более высокие цены декабря 1990 г. (это подтверждается данными официальных источников), но при этом и цены кооперативной торговли не полностью учтены.
Наиболее достоверными и соответствующими требованиям указанного закона являются официальные статистические данные о ценах 1990 года, полученные по методике обследования бюджетов домашних хозяйств: это среднегодовые (взвешенные) цены покупки в государственной и кооперативной торговле в целом по РСФСР.
Примечание. Недостающие данные были дополнены данными, представленными Госкомстатом России (данные наблюдения цен предложения). Они явно несколько завышены, но это гарантия, что к ним не будет претензий.
Стоимостная оценка базовой стоимости необходимого социального набора, определенная исходя из средневзвешенных цен (в государственной и кооперативной торговле) по данным статистки домашних хозяйств (цены покупки), а также тарифов 1990 года в целом по РСФСР, представленных Госкомстатом России, составляет 444 рубля СССР.
Данные и расчет величины базовой стоимости необходимого социального набора приведены в таблицах 1 и 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.