Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О праве на информацию"
Конституция Российской Федерации предоставляет каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 29). Отношения в сфере производства и распространения информации, а также в сфере получения информации по запросам журналистов (редакций средств массовой информации) сейчас регулируются рядом законов ("О средствах массовой информации", "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации", "О некоммерческих организациях", "Об общественных объединениях", "Об акционерных обществах" и некоторыми другими). Вместе с тем в российском законодательстве нет нормативного акта о механизме реализации права каждого свободно искать, получать и передавать информацию (далее именуется - право на информацию).
Некоторые аспекты пользования информационными ресурсами отражены в Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации". Однако этот Федеральный закон в основном регулирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов, созданных с помощью информационных технологий, и при защите информации. В нем отсутствуют нормы, раскрывающие право граждан на информацию, и механизм реализации этого права.
Представляемый проект федерального закона "О праве на информацию" (далее именуется - законопроект) исходит из того, что право на информацию является неотчуждаемым правом человека и гражданина. В нем подробно урегулированы отношения, возникающие в процессе реализации этого конституционного права, устанавливается обязанность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций независимо от формы собственности и организационно-правовой формы (далее именуются - органы и организации) по обеспечению права на информацию.
Обеспечением права на информацию являются: обязанность государственных органов и органов местного самоуправления публиковать принятые ими правовые акты в установленном законодательством порядке; обязанность органов и организаций сообщать для всеобщего сведения информацию о своей деятельности и правовом статусе, а также информацию в тех случаях, если распространение такой информации может предотвратить угрозу жизни или здоровью граждан, если требуется пресечь распространение недостоверной информации, если информация имеет или может иметь общественно значимый характер. Органы и организации должны предоставлять по просьбе (запросу) обратившегося запрашиваемую информацию для ознакомления, давать необходимые разъяснения, выдавать копии.
Законопроект детально закрепляет процедуру подачи запроса о получении информации и ответа на него: требования к запросу о получении информации, сроки и порядок рассмотрения запроса, требования к ответу на запрос, основания и порядок отказа в предоставлении информации.
Законопроект содержит детальный перечень случаев, при которых информация не подлежит предоставлению, и защищает интересы личности, общества, государства от распространения информации, которая может причинить вред этим интересам. Органы и организации отказывают в предоставлении информации, если она содержит сведения: составляющие государственную тайну; об оперативно-розыскной и следственной деятельности; о судебном рассмотрении гражданских и уголовных дел в случаях, когда разглашение этих сведений запрещено законом или может нарушить право человека на объективное судебное рассмотрение его дела, создать угрозу жизни или здоровью граждан; составляющие коммерческую или служебную тайну; о частной жизни другого лица без его согласия. В тех случаях, когда часть документа содержит сведения, не подлежащие предоставлению, законопроектом предусматривается право ознакомиться с остальной частью документа и получить с нее копию.
Вместе с тем этот перечень не является закрытым. Законопроект предусматривает возможность ограничения доступа к информации другими федеральными законами.
Одной из важнейших гарантий реализации права на информацию является бесплатность предоставления информации, затрагивающей права и свободы личности обратившегося, а также перечней имеющихся у органов и организаций информации и услуг, связанных с получением информации. За предоставление иной информации может взиматься плата, не превышающая расходы на ее предоставление. Организация, основной деятельностью которой является предоставление информации на коммерческой основе, самостоятельно определяет размер платы за нее.
Законопроектом предусматривается, что, в случае если предоставленная информация содержит неточные или неполные сведения, орган или организация, предоставившие информацию, обязаны внести необходимые исправления бесплатно. Исправления вносятся по мотивированному письменному заявлению заинтересованного лица.
Принятие федерального закона "О праве на информацию" будет способствовать интеграции России в международно-правовое пространство. Вступление в Совет Европы возложило на Российскую Федерацию обязательства по реализации норм Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В этой связи при подготовке законопроекта был изучен опыт ряда зарубежных стран в сфере правового регулирования права граждан на информацию (США, Франции, Великобритании, Швейцарии, Бельгии).
Правовыми основаниями принятия федерального закона "О праве на информацию" являются пункты "в" и "и" статьи 71, пункт "б" части 1 статьи 72, статья 76 Конституции Российской Федерации, согласно которым регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, отношений в сфере федеральной информации осуществляется федеральными законами, имеющими прямое действие на всей территории Российской Федерации. Защита прав и свобод человека и гражданина, относящаяся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, обеспечивается также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.
Представляемый законопроект разработан Министерством юстиции Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Комитетом Российской Федерации по печати, Федеральной службой России по телевидению и радиовещанию, Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Главным государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации и Судебной палатой по информационным спорам при Президенте Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.