Проект федерального закона N 97700193-2
"О создании и применении космических средств в интересах
обороны и безопасности Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
Глава I. Общие положения
Глава II. Организация и регулирование создания и применения
космических средств
Глава III. Особенности экономических отношений в области
создания и применения космических средств
Глава IV. Обеспечение выполнения положений настоящего
Федерального закона
Настоящий федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области созданиями применения космических средств в интересах обороны и безопасности Российской Федерации, как одного из приоритетных направлений укрепления обороноспособности и безопасности Российской Федерации.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего федерального закона применяются следующие основные понятия:
космические средства военного назначения - космическая техника и вооружения, специально создаваемые и используемые для решении в космосе и из космоса задач в целях обороны и безопасности Российской Федерации;
космические средства двойного назначения - космическая техника и вооружения, создаваемые и используемые как в целях обороны и безопасности Российской Федерации, так и в научных и социально-экономических целях;
создание космических средств военного и двойного назначения в интересах обороны и безопасности Российской Федерации - (далее - создание космических средств) - проектирование, производство, экспериментальная отработка и летные испытания опытных образцов космических средств военного и двойного назначения - (далее - космические средства военного (двойного) назначения);
применение космических средств военного (двойного) назначения в интересах обороны и безопасности Российской Федерации - (далее - применение космических средств) - использование космических средств по предназначению, включая подготовку, запуск, управление функционированием, поддержание космических средств в установленном составе и состоянии и иную связанную с этим деятельность;
космическая инфраструктура в интересах создания и применения космических средств - (далее - космическая инфраструктура) космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических средств, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и техника, используемые для создания и применения космических средств.
Статья 2. Правовые основы создания и применения космических средств
Создание и применение космических средств осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, военной доктриной Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статья 3. Цели и принципы создания и применения космических средств в интересах обороны и безопасности
1. Создание и применение космических средств основываются на неотъемлемом праве России на индивидуальную и коллективную самооборону в случае вооруженного нападения на нее, а также выполнения обязательств Российской Федерации в области обеспечения обороны и безопасности иностранных государств, с которыми заключены международные договоры Российской Федерации.
2. Создание и применение космических средств осуществляется в целях:
сохранения и укрепления позиций России как одной из ведущих космических держав в геополитическом, экономическом и технологическом аспектах;
повышения эффективности использования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации в мирное и военное время;
решения задач по сдерживанию агрессии, исходя из угроз национальным интересам России в космосе и из космоса;
контроля за выполнением международных договоров Российской Федерации по ограничению и сокращению вооружений, в том числе в области предотвращения распространения оружия массового поражения на космическое пространство.
3. К основным принципам созданы космических средств относятся:
установление особого порядка контроля создания, разработки, изготовления, испытания, приема и эксплуатации комических средств, определяемых нормативными документами правительства Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти по обороне;
обеспечение заданных Государственным заказчиком уровней надежности и эффективности космических средств, их устойчивости к воздействию различных, факторов естественного и искусственного происхождения, ресурсоемкости, ремонтопригодности и возможностей по модернизации;
ориентация преимущественно на перспективные технологии, отечественную производственную и экспериментально-испытательную базу.
4. К основным принципам применения космических средств относятся:
централизация планирования и управления применения космических средств федеральным органом исполнительной власти по обороне;
заблаговременность развертывания на орбитах группировок космических аппаратов, а также необходимой космической инфраструктуры, постоянное поддержание их в установленном составе и состоянии;
преимущественно многоцелевое применение космических средств в интересах видов Вооруженных Сил Российской Федерации;
обеспечение независимости применения космических средств от иностранных государств;
максимальная интеграция космических средств с системами вооружений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации;
исключение несанкционированного использования космических средств.
Глава II. Организация и регулирование создания и
применения космических средств
Статья 4. Полномочия Правительства Российской Федерации в области создания и применения космических средств
Правительство Российской Федерации:
реализует государственную политику в области создания и применения космических средств;
рассматривает и представляет Президенту Российской Федерации Концепцию национальной космической политики Российской Федерации (по вопросам создания и применения космических средств военного назначения);
разрабатывает и представляет Президенту Российской Федерации особо важные федеральные целевые космические программы по созданию и применению космических средств военного назначения для присвоения им статуса президентских программ;
координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих выполнение федеральных (в том числе имеющих статус президентских) целевых космических программ по созданию и применению космических средств военного назначения;
вносит в установленном порядке предложения о финансировании федеральных целевых космических программ по созданию и применению космических средств военного назначения (в том числе имеющих статус президентских);
утверждает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, регламентирующие порядок создания, разработки, изготовления, испытания, приема, эксплуатации и применения космических средств;
разрабатывает и утверждает государственный оборонный заказ на разработку, производство и поставки космической техники военного (двойного) назначения, в соответствии с Федеральным законом "О государственном оборонном заказе";
осуществляет иные полномочия в области создания и применения космических средств, определенные федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.
Статья 5. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области создания и применения космических средств
Федеральный орган исполнительной власти по обороне и другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции осуществляют реализацию государственной политики в области космической деятельности в интересах обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации "О космической деятельности".
В рамках космического раздела федеральной программы разработки, создания и производства вооружения и военной техники и федеральных целевых космических программ по созданию и применению космических средств военного назначения федеральный орган исполнительной власти по обороне осуществляет руководство работами по созданию и применению космических средств военного назначения и совместно с федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности - космических средств двойного назначения.
В этих целях федеральный орган исполнительной власти по обороне:
разрабатывает Концепцию национальной космической политики Российской Федерации;
разрабатывает проект космического раздела федеральной программы разработки, создания и производства вооружения и военной техники и федеральных целевых космических программ по созданию и применению космических средств военного назначения;
осуществляет совместно с федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности и с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти размещение государственного оборонного заказа на разработку, производство и поставки космических средств;
планирует и осуществляет применение космических средств;
организует и осуществляет совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти государственные испытания космических средств военного назначений;
обеспечивает совместно с соответствующими государственными службами безопасность создания и применения космических средств;
осуществляет иные функции, установленные Правительством Российской Федерации.
Статья 6. Особенности создания космических средств
1. Разработка и создание космических средств военного назначения осуществляется исходя из потребностей в них Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации с учетом военной доктрины Российской Федерации, Концепции национальной космической политики Российской Федерации, космического раздела федеральной программы разработки, создания и производства вооружения и военной техники и федеральных целевых космических программ по созданию и применению космических средств военного назначения, определяющих основные цели, задачи, принципы и приоритеты государственной политики в этой области.
Основными документами, на основании которых осуществляется создание космических средств военного (двойного) назначения являются:
космический раздел федеральной программы разработки, создания и производства вооружения и военной техники;
государственный оборонный заказ на разработку, создание и поставки космических средств военного (двойного) назначения;
федеральные целевые космические программы по созданию и применению космических средств военного назначения.
Космический раздел федеральной программы разработки, создания и производства вооружения и военной техники определяет перспективы развития космических средств военного (двойного) назначения.
На основании космического раздела федеральной программы разработки, создания и производства вооружения и военной техники формируется государственный оборонный заказ на разработку, создание и поставки космических средств военного (двойного) назначения.
2. Космические средства военного (двойного) назначения создаются в рамках государственного оборонного заказа на разработку, производство и поставки космических средств военного (двойного) назначения в ходе выполнения научно-исследовательских, научно-экспериментальных и опытно-конструкторских работ, опытного и серийного производства.
Государственным заказчиком космических средств военного назначения является федеральный орган исполнительной власти по обороне, осуществляющий размещение разработку, производство и поставки космических средств по государственному оборонному заказу.
Государственными заказчиками космических средств двойного назначения являются федеральный орган исполнительной власти по обороне (заказчик-координатор) и другие федеральные органы исполнительной власти, специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом "О государственном оборонном заказе".
Оформление государственного контракта (договора) государственным заказчиком на поставки космических средств военного (двойного) назначения с головным исполнителем государственного оборонного заказа и договоров головного исполнителя с исполнителями государственного оборонного заказа на поставки космических средств осуществляется в соответствии с федеральными законами "О государственном оборонном заказе" и "О поставках продукции для государственных нужд".
3. Космические средства военного назначения создаются по техническим заданиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти по обороне, а космические средства двойного назначения - по техническим заданиям, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти по обороне, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на то Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В ходе создания космических средств военного назначения обеспечивается:
ответственность головного исполнителя и исполнителей государственного оборонного заказа за выполнение в полном объеме требований технического задания;
передача государственному заказчику головным исполнителем и исполнителями всей научно-технической продукции, полученной в ходе выполнения государственного оборонного заказа, в соответствии с условиями заключенных между ними контрактов (договоров).
Космические средства военного назначения, используемые как в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, так и в интересах других войск и воинских формирований Российской Федерации, создаются и эксплуатируются на долевой основе.
4. Космические средства военного назначения обладают приоритетом в создании по сравнению с другими космическими средствами, если иное не предусмотрено решениями Правительства Российской Федерации.
5. Головная роль по контролю и координации создания космических средств военного (двойного) назначения принадлежит федеральному органу исполнительной власти по обороне.
6. Прием космических средств военного (двойного) назначения в эксплуатацию осуществляется федеральным органом исполнительной власти по обороне по результатам государственных летных испытаний.
7. Физические и юридические лица иностранных государств могут привлекаться к работам по созданию космических средств военного (двойного) назначения Российской Федерации в порядке, определяемом законодательством Российской и международными договорами Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству.
Статья 7. Порядок и особенности применения космических средств
1. Применение космических средств осуществляется в соответствии с настоящим федеральным законом, законодательством Российской Федерации, военной доктриной Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Российская Федерация сохраняет за собой право применять всю совокупность находящихся под ее юрисдикцией и контролем космических средств для:
защиты суверенитета, территориальной целостности и других жизненно важных интересов Российской Федерации;
отражения (сдерживания) возникающих угроз агрессии в космосе и из космоса в отношении Российской Федерации и иностранных государств, с которыми заключены международные договоры Российской Федерации;
поддержания миротворческих военных операций по решению Совета Безопасности ООН в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
обеспечения пресечения военных конфликтов и иного противоправного вооруженного насилия на театрах военных действий, угрожающих интересам Российской Федерации или в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
2. Применение космических средств планируется, организуется и осуществляется федеральным органом исполнительной власти по обороне.
Для решения задач в области обороны и безопасности Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации могут привлекаться необходимые космическое средства, а также объекты (элементы) космической инфраструктуры гражданского назначения.
3. Космические средства военного назначения обладают приоритетом в применении по сравнению с другими космическими средствами, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации либо не согласовано федеральным органом исполнительной власти по обороне с федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности.
4. Применение космических средств военного (двойного) назначения и соответствующей космической инфраструктуры в социально-экономических и научных целях, а также, в интересах международного сотрудничества в случаях, не противоречащих оборонным интересам Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти по обороне на договорной основе с федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на то Правительством Российской Федерации и участвующими в космической деятельности.
При этом использование космических средств военного (двойного) назначения и космической инфраструктуры в интересах иностранных государств осуществляется только на основании решения Правительства Российской Федерации.
5. Российская Федерация осуществляет военное сотрудничество с иностранными государствами в области применения космических средств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Статья 8. Управление деятельностью по созданию и применению космических средств
1. Для обеспечения непосредственного руководства и управления созданием и применением космических средств в составе Вооруженных Сил Российской Федерации создаются соответствующие воинские космические формирования Российской Федерации (далее - воинские космические формирования).
Структура, задачи и функции воинских космических формирований определятся федеральным органом исполнительной власти по обороне и по его представлению - нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации обороне.
Для выполнения отдельных задач по федеральным целевым космическим программам по созданию и применению космических средств военного назначения нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации в составе Вооруженных Сил Российской Федерации могут также создаваться временные воинские космические формирования.
2. Порядок подготовки, проведения и обеспечения запусков ракет-носителей с космическими аппаратами в интересах обороны и безопасности Российской Федерации и управления ими в полете в мирное и военное время регламентируется руководящими документами федерального органа исполнительной власти по обороне.
Статья 9. Лицензирование космических средств
Лицензирование космических средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 10. Сертификация космических средств
Сертификация космических средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации специально уполномоченных на то Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Сертификации подлежат:
организации, осуществляющие разработку, испытания, производство, эксплуатацию космических средств;
космическая техника, оборудование и приборы, используемые при ее изготовлении, испытаниях и применении;
системы обеспечения качества производства;
объекты космической инфраструктуры;
Персонал, осуществляющий создание и применение космических средств, подлежит аттестации.
Перечень должностей, относящихся к персоналу, осуществляющего создание и применение космических средств, утверждается Правительством Российской Федерации.
Глава III. Особенности экономических отношений в области
создания и применения космических средств
Статья 11. Порядок финансирования создания и применения космических средств
1. Финансирование создания и применения космических средств осуществляется в порядке, предусмотренном для государственного оборонного заказа. Объем финансирования определяется федеральным бюджетом на соответствующий год. Финансовые средства распределяются между исполнителями работ в соответствии с государственными контрактами.
2. Финансирование создания и применения космических средств военного назначения осуществляется федеральным органом исполнительной власти по обороне за счет выделяемых ему из федерального бюджета средств, а космических средств двойного назначения - федеральными органами исполнительной власти по обороне, федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на долевой основе.
3. В ходе создания космических средств двойного назначения могут привлекаться финансовые и иные ресурсы негосударственных заказчиков, в условиях обязательной государственной поддержки, определяемой законодательством Российской Федерации.
4. В целях консолидации усилий и ресурсов для ускорения создания и повышения эффективности применения космических средств военного (двойного) назначения федеральный орган исполнительной власти по обороне совместно с другими федеральными органами исполнительной власти может создавать внебюджетные фонды, а также дирекции для координации работ по особо важным космическим проектам и программам, и привлекать иные внебюджетные источники финансирования в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Статья 12. Порядок выделения земельных участков под космическую инфраструктуру
Земельные участки для объектов космической инфраструктуры с прилегающими к ним зонами отчуждения и районов падения отделяющихся частей ракет-носителей относятся к государственной (федеральной) собственности и выделяются федеральному органу исполнительной власти по обороне в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Земли под полигоны посадки космических объектов выделяются федеральному органу исполнительной власти по обороне в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Статья 13. Государственным экологический контроль при создании и применении космических средств
1. Государственный экологический контроль при создании и применении космических средств военного (двойного) назначения осуществляется с соблюдением требований природоохранительного законодательства Российской Федерации.
Государственный экологический контроль осуществляется в процессе создания и применения космических средств федеральным органом исполнительной власти по обороне совместно с другими федеральными органами исполнительной власти специально уполномоченными на то Правительством Российской Федерации, а также предприятиями и организациями, участвующими в создании космических средств.
2. В случае чрезвычайных ситуаций в результате деятельности по созданию и применению космических средств информация о принятых мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций представляется в федеральный орган исполнительной власти по охране окружающей среды, в федеральный орган исполнительной власти по чрезвычайным ситуациям, а также в органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Глава IV. Обеспечение выполнения положений настоящего
Федерального закона
Статья 14. Ответственность за нарушения настоящего федерального закона
Юридические и физические лица, виновные в нарушении положений настоящего Федерального закона, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Граждане, должностные лица организаций, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и должностные лица органов местного самоуправления, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации по вопросам создания и применения космических средств военного (двойного) назначения, соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 15. Контроль за исполнением настоящего Федерального закона
Контроль за исполнением настоящего Федерального закона возлагается на руководителей федеральных органов исполнительной власти, принимающих непосредственное участие в деятельности по созданию и применению космических средств, а также на органы государственной власти Российской Федерации.
Статья 16. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 17. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.