Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97700257-2 "О некоммерческом обществе"
Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 50) и Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (ст. 2) допускают расширение перечней форм некоммерческих организаций, содержащихся в указанных законах, и вместе с тем предусматривают требование вводить новые формы исключительно на основе федеральных законов.
Практика показывает, что существует потребность в такой форме некоммерческой организации, которая бы, во-первых, предусматривала членство, во-вторых, допускала участие в качестве членов не только граждан, но и юридических лиц и, в-третьих, в отличие от некоммерческого партнерства и объединения юридических лиц, обеспечивала бы выполнение широкого круга функций, прежде всего непосредственное оказание разнообразных общеполезных услуг. В действительности подобного рода организации уже существуют, но они вынуждены регистрироваться, как правило, в качестве общественных объединений, и в результате членство юридических лиц подменяется членством представляющих их (зачастую временно) граждан, что создает немало проблем как для реальных участников этих организаций, так и для тех, кто призван контролировать их деятельность. Законодательное обеспечение возможности создавать подобную членскую некоммерческую организацию, позволяющую объединять граждан и юридических лиц, могло бы рассматриваться в качестве относительно частной задачи, если бы не два обстоятельства. Во-первых, речь идет о форме, в наибольшей степени аналогичной форме бесприбыльной корпорации, т. е. во многом универсальному, наиболее распространенному и жизнеспособному типу некоммерческих организаций в ряде зарубежных стран. Во-вторых, опыт последних лет побуждает ставить вопрос о более детальном регулировании деятельности некоммерческих организаций, чем это было достигнуто с помощью законодательных актов, подготовленных фактически на начальном этапе формирования независимых некоммерческих организаций в России. В законодательство о некоммерческих организациях целесообразно ввести дополнительные нормы, которые способствовали более точной ориентации деятельности организаций и предотвращению злоупотреблений. Вместе с тем немедленный пересмотр Федерального закона "О некоммерческих организациях" в сторону существенного ужесточения требований не представляется уместным, поскольку это означало бы резкое изменение условий деятельности для многих еще неокрепших организаций, выполняющих полезные функции. Более перспективно первоочередное принятие детализированного закона, относящегося к новой форме некоммерческих организаций, если эта форма достаточно универсальна. При условии преимущественной ориентации налоговых и иных льгот на формы, предусматривающие наиболее жесткие требования, такие формы могут стать наиболее востребуемыми. Это существенно способствовало бы оздоровлению ситуации в некоммерческом секторе в целом и подготовило бы дальнейшее комплексное совершенствование законодательства о некоммерческих организациях.
Законопроект определяет понятие и правовое положение некоммерческого общества, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации решает вопросы, связанные с его наименованием, местом нахождения, созданием, реорганизацией и ликвидацией. Имея в виду перспективу предоставления налоговых льгот, в законопроекте введены понятия общеполезных и прочих некоммерческих обществ и установлены критерии их разграничения исходя из целей основной деятельности.
Значительно подробнее, чем в отношении других членских некоммерческих организаций, законопроектом определяются права членов, условия членства, порядок назначения и замены представителя юридического лица - члена в органах организации. Допускаются разные категории членства.
Для некоммерческих обществ предусматривается унифицированный состав органов управления (высший орган, наблюдательный совет, исполнительный орган), детальное определение их прав и ответственности, процедур их формирования и функционирования. Это создает предпосылки для действенного контроля за деятельностью общества как со стороны его членов, так и со стороны государственных органов. Существенным пробелом в законодательстве о некоммерческих организациях является недостаточная конкретизация требований Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности этих организаций. Норма, в соответствии с которой предпринимательская деятельность должна не только служить целям, ради которых создана организация, но и соответствовать этим целям, на практике трактуется по-разному. Законопроект впервые вводит (на данном этапе только применительно к некоммерческому обществу) конкретные критерии соответствия предпринимательской деятельности некоммерческой организации целям ее создания.
Законопроектом определяются порядок приобретения имущества некоммерческого общества, механизмы контроля за его использованием, условия заключения крупных сделок. Решаются вопросы, связанные с конфликтом интересов, который может возникать на основе заинтересованности лиц, входящих в состав органов общества, в совершении им тех или иных действий. Сформулированы подробные требования к отчетности некоммерческого общества, порядку хранения его документов и предоставлению информации государственным органам и общественности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.