Проект федерального закона
"О некоммерческом обществе"
Досье на проект федерального закона
Глава I. Общие положения
Глава II. Виды некоммерческих обществ
Глава III. Создание, реорганизация и ликвидация некоммерческого
общества
Глава IV. Члены некоммерческого общества
Глава V. Высший орган управления некоммерческого общества
Глава VI. Наблюдательный совет некоммерческого общества
Глава VII. Исполнительный орган некоммерческого общества
Глава VIII. Деятельность некоммерческого общества
Глава IX. Собственность некоммерческого общества
Глава Х. Совершение некоммерческим обществом крупных сделок
Глава XI. Заинтересованность в совершении сделок
Глава XII. Контроль за использованием некоммерческого
Глава XIII. Отчетность некоммерческого общества и предоставление
информации
Глава XIV. Заключительные положения
Глава I
Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования
Настоящий Федеральный закон (далее - Закон) определяет понятие и правовое положение некоммерческого общества как формы некоммерческой организации, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческого общества, права и обязанности его членов.
Статья 2. Сфера применения Закона
1. Настоящий Закон применяется по отношению ко всем некоммерческим обществам, созданным на территории Российской Федерации.
2. Федеральными законами могут устанавливаться особенности правового положения некоммерческих обществ в отдельных отраслях и сферах деятельности.
3. В форме некоммерческого общества не могут создаваться некоммерческие организации, являющиеся профессиональными союзами, религиозными организациями, политическими партиями и движениями и негосударственными пенсионными фондами.
Статья 3. Понятие и правовое положение некоммерческого общества
1. Некоммерческим обществом признается основанная на членстве некоммерческая организация, созданная гражданами и (или) юридическими лицами, которая приобретает права и несет обязанности в соответствии с настоящим Законом.
2. Некоммерческое общество является юридическим лицом и может иметь в собственности обособленное имущество, отражаемое на его самостоятельном балансе, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
3. Члены некоммерческого общества не сохраняют прав на переданное ими в собственность этому обществу имущество, в том числе на членские взносы.
4. Некоммерческое общество может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным его уставом, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, некоммерческое общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Право некоммерческого общества осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникаете момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено федеральным законом или иными правовыми актами.
5. Некоммерческое общество создается без ограничения срока, если иное не предусмотрено его уставом.
6. Некоммерческое общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Статья 4. Ответственность некоммерческого общества и его членов
1. Некоммерческое общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
2. Некоммерческое общество не отвечает по обязательствам своих членов, члены не отвечают по обязательствам некоммерческого общества.
3. Государство и его органы не несут ответственности по обязательствам некоммерческого общества, равно как и некоммерческое общество не отвечает по обязательствам государства и его органов.
Статья 5. Государственная регистрация некоммерческого общества
Некоммерческое общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном федеральным законом о регистрации юридических лиц порядке с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Статья 6. Наименование некоммерческого общества
1. Некоммерческое общество имеет наименование на русском языке, которое должно содержать указание на характер его деятельности и включать слова "некоммерческое общество".
2. Некоммерческое общество вправе иметь наряду с полным сокращенное наименование на русском языке, а также полные и сокращенные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках.
3. Полное и иные наименования некоммерческого общества указываются в его уставе.
Статья 7. Место нахождения некоммерческого общества
1. Место нахождения некоммерческого общества определяется местом его государственной регистрации.
2. Некоммерческое общество имеет почтовый адрес, по которому осуществляется связь с некоммерческим обществом. Некоммерческое общество представляет органу государственной регистрации юридических лиц и иным государственным органам сведения о своем почтовом адресе и его изменении.
Статья 8. Филиалы и представительства некоммерческого общества
1. Некоммерческое общество может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Создание некоммерческим обществом филиалов и открытие его представительств за пределами Российской Федерации осуществляется также в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиалов и представительств, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
2. Решение о создании и ликвидации филиалов и представительств некоммерческого общества принимаются его высшим органом, если иное не предусмотрено уставом некоммерческого общества.
Глава II
Виды некоммерческих обществ
Статья 9. Общеполезные и прочие некоммерческие общества
1. В зависимости от целей, ради которых они созданы, некоммерческие общества подразделяются на общеполезные некоммерческие общества и иные некоммерческие общества
2. Общеполезными признаются некоммерческие общества, создаваемые исключительно в общеполезных целях, указанных в статье 10 настоящего Закона.
Статья 10. Общеполезные цели некоммерческого общества
В целях настоящего Закона общеполезными признаются следующие цели некоммерческого общества:
социальная поддержка и запита прав граждан, улучшение материального положения малообеспеченных, социальная реабилитация безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей или иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных и иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных и иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
содействие осуществлению свободы вероисповедания, отправлению религиозных культов и религиозному воспитанию;
содействие соблюдению законности и правопорядка; содействие
укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
содействие защите детства, материнства и отцовства;
развитие образования, науки, культуры, искусства; содействие просвещению и духовному развитию личности;
охрана, восстановление и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историко-культурное, культовое или природоохранное значение, а также мест захоронения;
профилактика и охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни, улучшение морально-психологического состояния граждан;
развитие физической культуры и массового спорта;
охрана окружающей среды и защита животных.
Глава III
Создание, реорганизация и ликвидация некоммерческого общества
Статья 11. Создание некоммерческого общества
Общество может быть создано путем учреждения или путем реорганизации существующего юридического лица.
Статья 12. Учреждение некоммерческого общества
1. Создание некоммерческого общества путем учреждения осуществляется по решению учредительного собрания общества.
2. Решение учредительного собрания должно содержать результаты голосования учредителей и принятые решения по вопросам учреждения некоммерческого общества, утверждения его устава и образования его органов.
3. Решение об учреждении некоммерческого общества принимается учредителями единогласно.
4. Утверждение устава некоммерческого общества и образование его органов осуществляется учредителями большинством не менее чем в три четверти голосов.
5. Учредители некоммерческого общества могут заключить между собой договор на его создание, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества.
Статья 13. Учредители некоммерческого общества
1. Учредителями некоммерческого общества признаются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении.
2. Число учредителей некоммерческого общества не ограничивается, если иное не установлено федеральным законом.
Статья 14. Устав некоммерческого общества
1. Устав некоммерческого общества является учредительным документом общества, на основании которого оно действует.
2. В уставе некоммерческого общества определяются:
полное и иные наименования некоммерческого общества;
место нахождения некоммерческого общества;
предмет и цели деятельности;
порядок управления деятельностью некоммерческого общества, в том числе структура и компетенция его органов;
сведения о филиалах и представительствах;
права и обязанности членов;
условия и порядок приема в члены некоммерческого общества и выхода из него;
источники формирования имущества;
порядок использования имущества некоммерческого общества в случае его ликвидации;
порядок внесения изменений в устав;
иные положения, предусмотренные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Устав некоммерческого общества может содержать также иные положения, не противоречащие настоящему Закону и иным федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации.
3. Внесение изменений или дополнений в устав некоммерческого общества (утверждение устава некоммерческого общества в новой редакции) осуществляется по решению высшего органа управления некоммерческого общества, принятому большинством не менее чем в три четверти голосов членов этого органа, участвующих в его заседании.
Статья 15. Реорганизация некоммерческого общества
1. Реорганизация некоммерческого общества (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению высшего органа управления некоммерческого общества в порядке, установленном настоящим Законом.
2. В случаях, установленных федеральными законами, реорганизация некоммерческого общества в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких некоммерческих обществ осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
3. В случаях, установленных федеральными законами, реорганизация некоммерческого общества в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.
4. Некоммерческое общество считается реорганизованным, за исключением реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации некоммерческого общества путем присоединения к другому некоммерческому обществу, первое из них считается реорганизованным с момента внесения органом государственной регистрации юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества.
5. Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации некоммерческого общества юридических лиц и внесение записи о прекращении деятельности реорганизованного некоммерческого общества осуществляется в порядке, установленном федеральным законом о регистрации юридических лиц.
Статья 16. Слияние некоммерческих обществ
1. Слиянием некоммерческих обществ признается возникновение нового некоммерческого общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких некоммерческих обществ с прекращением последних.
2. Некоммерческие общества, участвующие в слиянии, подготавливают проект договора о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, и проект устава вновь возникающего некоммерческого общества. На решение высшего органа управления каждого некоммерческого общества, участвующего в слиянии, выносится вопрос о реорганизации в форме слияния, утверждении договора о слиянии и передаточного акта.
3. Высший орган управления каждого некоммерческого общества, участвующего в слиянии, принимает решение о реорганизации в форме слияния и утверждении договора о слиянии большинством не менее чем в три четверти голосов членов этого органа, принимающих участие в его заседании.
Члены некоммерческих обществ, участвующих в слиянии, становятся членами вновь возникшего некоммерческого общества, заседание высшего органа управления некоммерческого общества, образованного в результате слияния, проводится в сроки, определяемые договором о слиянии. Особенности, связанные с порядком созыва и проведения заседания высшего органа управления вновь возникающего некоммерческого общества, определяются договором о слиянии.
4. При слиянии некоммерческих обществ все права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему некоммерческому обществу в соответствии с передаточными актами.
Статья 17. Присоединение некоммерческого общества
1. Присоединением некоммерческого общества признается прекращение некоммерческого общества с передачей всех его прав и обязанностей другому некоммерческому обществу.
2. Присоединяемое некоммерческое общество и некоммерческое общество, к которому осуществляется присоединение, подготавливают проект договора о присоединении, в котором определяются порядок и условия присоединения, и в случае необходимости проект изменений или дополнений в устав некоммерческого общества (проект устава общества в новой редакции), к которому осуществляется присоединение.
На решение высшего органа управления присоединяемого некоммерческого общества выносится вопрос о реорганизации в форме присоединения, утверждении договора о присоединении и передаточного акта. На решение высшего органа управления некоммерческого общества, к которому осуществляется присоединение, выносится вопрос об утверждении договора о присоединении.
3. Высший орган управления присоединяемого некоммерческого общества принимает решение о реорганизации в форме присоединения, утверждении договора о присоединении и передаточного акта большинством не менее чем в три четверти голосов членов этого органа, принимающих участие в его заседании.
Высший орган управления некоммерческого общества, к которому осуществляется присоединение, принимает решение об утверждении договора о присоединении большинством не менее чем в три четверти голосов членов этого органа, принимающих участие в его заседании.
4. Решение о внесении изменений или дополнений в устав (принятие устава в новой редакции) некоммерческого общества, к которому осуществляется присоединение, принимается на совместном заседании членов высшего органа управления некоммерческого общества, к которому осуществляется присоединение, и членов высшего органа управления присоединяемого некоммерческого общества.
Сроки проведения, порядок созыва и проведения совместного заседания и голосования на нем определяется договором о присоединении.
Члены присоединяемого некоммерческого общества становятся членами некоммерческого общества, к которому осуществляется присоединение.
5. При присоединении одного некоммерческого общества к другому к последнему переходят права и обязанности присоединяемого общества в соответствии с передаточным актом.
Статья 18. Разделение некоммерческого общества
1. Разделением некоммерческого общества признается прекращение общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам.
2. На решение высшего органа управления реорганизуемого в форме разделения некоммерческого общества выносится вопрос о реорганизации общества в форме разделения и о создании новых некоммерческих обществ.
3. Высший орган управления реорганизуемого в форме разделения некоммерческого общества принимает решение о реорганизации общества в форме разделения и создании новых некоммерческих обществ большинством не менее чем в три четверти голосов членов этого органа, принимающих участие в его заседании. Общее собрание членов каждого вновь создаваемого некоммерческого общества принимает решение об утверждении его устава и образовании органов управления общества.
4. При разделении некоммерческого общества его права и обязанности переходят к вновь создаваемым некоммерческим обществам в соответствии с разделительным балансом.
Статья 19. Выделение некоммерческого общества
1. Выделением некоммерческого общества признается создание некоммерческого общества с передачей ему части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего.
2. Высший орган управления реорганизуемого некоммерческого общества принимает решение о реорганизации в форме выделения, порядке и условиях выделения и создании нового общества большинством не менее чем в три четверти голосов членов этого органа, принимающих участие в его заседании.
Общее собрание членов вновь создаваемого некоммерческого общества принимает решение об утверждении устава вновь создаваемого некоммерческого общества и образовании его органов управления.
3. При выделении некоммерческого общества права и обязанности реорганизованного некоммерческого общества переходят к нему в соответствии с разделительным балансом.
Статья 20. Преобразование некоммерческого общества
1. Если иное не установлено уставом, некоммерческое общество вправе преобразоваться в фонд или автономную некоммерческую организацию.
2. Преобразование некоммерческого общества осуществляется с соблюдением требований федеральных законов, регулирующих деятельность организаций, указанных в пункте 1 настоящего Закона.
3. На решение высшего органа управления преобразуемого некоммерческого общества выносится вопрос о реорганизации в форме преобразования общества и порядке и условиях преобразования.
4. Высший орган управления преобразуемого некоммерческого общества принимает решение о преобразовании общества и порядке и условиях преобразования большинством не менее чем в три четверти голосов членов этого органа, принимающих участие в его заседании.
5. При преобразовании некоммерческого общества к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом.
Статья 21. Ликвидация некоммерческого общества
1. Некоммерческое общество может быть ликвидировано по решению его высшего органа управления, в том числе в связи с истечением срока, на который создано общество, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации общества в связи с допущенными при его создании нарушениями настоящего Закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Иные основания ликвидации некоммерческого общества определяются Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
2. Ликвидация некоммерческого общества влечет за собой прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
3. При наличии оснований для ликвидации некоммерческого общества по решению его высшего органа управления на решение этого органа выносится вопрос о ликвидации, назначении ликвидационной комиссии и утверждении порядка и сроков ликвидации и порядке направления оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества на общеполезные цели.
Высший орган управления ликвидируемого некоммерческого общества большинством не менее чем в три четверти голосов его членов, принимающих участие в заседании, принимает решение о ликвидации, назначении ликвидационной комиссии, порядке и сроках ликвидации и порядке направления оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества на общеполезные цели.
4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческого общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого некоммерческого общества может выступать в суде.
Статья 22. Порядок ликвидации некоммерческого общества
Порядок ликвидации некоммерческого общества определяется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статья 23. Направление имущества ликвидируемого некоммерческого общества на общеполезные цели
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого некоммерческого общества направляется ликвидационной комиссией на общеполезные цели.
Статья 24. Завершение ликвидации некоммерческого общества
Ликвидация некоммерческого общества считается завершенной, а общество - прекратившим существование с момента внесения органом государственной регистрации юридических лиц соответствующей записи.
Глава IV
Члены некоммерческого общества
Статья 25. Члены некоммерческого общества
1. Членами некоммерческого общества признаются его учредители, а также граждане и (или) юридические лица, заинтересованные в достижении целей некоммерческого общества и принятые в некоммерческое общество в порядке, установленном его уставом.
Устав некоммерческого общества может предусматривать признание в качестве членов некоммерческого общества исключительно его учредителей.
2. Устав некоммерческого общества может устанавливать разные категории членства в некоммерческом обществе, включая членов, ассоциированных членов, почетных членов и (или) иные категории членства. Условия и порядок принятия в некоммерческое общество определяются в уставе некоммерческого общества отдельно для каждой категории его членов.
3. Членство в некоммерческом обществе оформляется документами, предусматриваемыми уставом некоммерческого общества и позволяющими учитывать количество членов некоммерческого общества.
4. Юридическое лицо при принятии в члены некоммерческого общества указывает должностное лицо, представляющее данное юридическое лицо в органах некоммерческого общества, и наделяет его полномочиями, необходимыми для участия в работе органов некоммерческого общества в соответствии с его уставом.
Назначение и замена представителя юридического лица - члена некоммерческого общества в органах некоммерческого общества и его полномочия оформляются документами в соответствии с нормами устава некоммерческого общества.
5. Членство в некоммерческом обществе может быть прекращено по добровольному заявлению члена некоммерческого общества, а также в случаях его смерти или ликвидации как юридического лица, исключения, истечения срока членства.
Член некоммерческого общества может быть исключен из некоммерческого общества в случаях, предусмотренных уставом некоммерческого общества.
Порядок прекращения членства в некоммерческом обществе определяется его уставом.
6. Некоммерческое общество обязано обеспечить ведение и хранение списка членов некоммерческого общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации.
В списке членов некоммерческого общества указываются сведения, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации, о гражданах и юридических лицах - членах некоммерческого общества, а также о гражданах, представляющих в органах некоммерческого общества юридические лица, являющиеся его членами.
Статья 26. Права и обязанности членов некоммерческого общества
1. Члены некоммерческого общества имеют право избирать и быть избранными в органы некоммерческого общества, а также прекратить свое членство в некоммерческом обществе.
Члены некоммерческого общества вправе получать информацию, участвовать в деятельности некоммерческого общества и осуществлять контроль за его деятельностью в порядке, предусматриваемом уставом некоммерческого общества.
Члены некоммерческого общества несут обязанности перед некоммерческим обществом в соответствии с его уставом.
3. Устав некоммерческого общества может предусматривать разные права и обязанности для разных категорий его членов.
Глава V
Высший орган управления некоммерческого общества
Статья 27. Высший орган управления некоммерческого общества
1. Высшим органом управления некоммерческого общества в соответствии с его уставом могут являться:
общее собрание членов некоммерческого общества;
конференция, съезд или иной орган, формирующийся из представителей членов некоммерческого общества, в порядке, предусмотренном его уставом.
2. Высший орган управления некоммерческого общества может формироваться из отдельных категорий его членов, если устав некоммерческого общества устанавливает разные категории членства в некоммерческом обществе.
3. Некоммерческое общество не вправе выплачивать вознаграждение членам его высшего органа управления за выполнение ими функций членов этого органа, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в его работе.
Статья 28. Компетенция высшего органа управления некоммерческого общества
1. К компетенции высшего органа управления некоммерческого общества относится:
1) изменение устава некоммерческого общества;
2) определение приоритетных направлений деятельности некоммерческого общества, принципов формирования и использования его имущества;
3) образование наблюдательного совета некоммерческого общества (если оно предусмотрено уставом некоммерческого общества) и досрочное прекращение полномочий его членов;
4) образование исполнительного органа некоммерческого общества и досрочное прекращение его полномочий;
5) принятие решений о реорганизации и ликвидации некоммерческого общества;
6) утверждение финансового плана некоммерческого общества;
7) утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса некоммерческого общества;
8) принятие решений о создании филиалов и открытии представительств некоммерческого общества;
9) принятие решений об участии некоммерческого общества в других организациях.
2. Устав некоммерческого общества может относить к компетенции его высшего органа решение иных вопросов деятельности некоммерческого общества, если это не противоречит настоящему Закону.
3. Решения по вопросам, указанным в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческого общества. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческого общества не могут быть переданы на решение других органов некоммерческого общества. Решение вопросов, указанных в подпунктах 6-9 пункта 1 настоящей статьи, может быть отнесено к компетенции наблюдательного совета некоммерческого общества.
Статья 29. Заседание высшего органа управления некоммерческого общества
1. Заседания высшего органа управления некоммерческого общества проводятся в сроки, предусмотренные его уставом (очередные заседания). Заседания, проводимые в иные сроки, являются внеочередными.
2. Член высшего органа управления некоммерческого общества имеет право на участие в его заседаниях с правом решающего голоса.
Член некоммерческого общества, не являющийся членом его высшего органа управления имеет право участвовать в заседании его высшего органа с правом совещательного голоса.
3. Право на участие в заседаниях высшего органа управления осуществляется членом некоммерческого общества - гражданином лично, а членом - юридическим лицом - через своего полномочного представителя.
4. Устав некоммерческого общества может предусматривать право и иных лиц на участие в заседаниях его высшего органа управления с правом совещательного голоса (с правом на участие в обсуждении вопросов) или в качестве наблюдателей.
5. Заседание высшего органа управления некоммерческого общества правомочно, если на нем присутствует более половины членов этого органа.
Решение принимается большинством голосов членов, присутствующих на заседании. Решения по вопросам изменения устава, реорганизации и ликвидации некоммерческого общества принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с федеральными законами и уставом общества.
6. Голосование на заседании высшего органа управления некоммерческого общества осуществляется по принципу "один член этого органа - один голос". Передача голоса членом высшего органа управления некоммерческого общества другому лицу, в том числе другому члену этого органа, не допускается.
7. При отсутствии кворума для проведения заседания высшего органа управления некоммерческого общества объявляется дата проведения нового заседания.
Сообщение о его проведении делается в форме, предусмотренной статьей 30 настоящего Федерального закона, не позднее чем за 10 дней до объявленной даты.
8. Порядок ведения заседания высшего органа управления некоммерческого общества определяется уставом некоммерческого общества или внутренним документом некоммерческого общества, утверждаемым его высшим органом управления.
Уставом или внутренним документом некоммерческого общества может быть предусмотрена возможность участия членов его высшего органа управления в заседании этого органа посредством коммуникационного оборудования, позволяющего всем лицам, принимающим участие в заседании, слышать друг друга одновременно. Участие в заседании с помощью такого оборудования рассматривается как личное присутствие на заседании.
9. На заседании высшего органа управления некоммерческого общества ведется протокол.
Протокол заседания высшего органа управления некоммерческого общества составляется не позднее 10 дней после проведения заседания.
В протоколе заседания указываются:
место и время его проведения;
лица, присутствующие на заседании;
повестка дня заседания;
вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним;
принятые решения.
Протокол заседания высшего органа управления некоммерческого общества подписывает председательствующий на заседании, который несет ответственность за правильность составления протокола.
10. Решения, принятые высшим органом управления некоммерческого общества, доводятся до членов этого общества в порядке и сроки, предусмотренные его уставом, но не позднее 30 дней с даты принятия этих решений.
Статья 30. Порядок подготовки к проведению заседания высшего органа управления некоммерческого общества
1. При подготовке к проведению заседания высшего органа управления некоммерческого общества орган этого общества, на который его уставом возложена такая подготовка, а в случаях, предусмотренных статьей 31 настоящего Закона, лица, созывающие заседание, определяют:
дату, место и время проведения заседания высшего органа управления некоммерческого общества;
предложения в его повестку дня;
порядок сообщения его членам о проведении заседания; состав информации (материалов), предоставляемой членам высшего органа управления некоммерческого общества при подготовке к проведению заседания этого органа и порядок ознакомления с нею.
2. Сообщение членам высшего органа управления некоммерческого общества о проведении его заседания осуществляется в письменной форме. Экземпляр уведомления о заседании может передаваться лично, направляться заказным письмом или иным способом, в том числе при помощи электронных средств, обеспечивающим фиксацию факта его получения, каждому члену этого органа.
В случае, если некоммерческое общество имеет более трехсот членов, уведомление может быть передано путем его опубликования. Орган печати, в котором публикуется сообщение, определяется уставом некоммерческого общества или решением его высшего органа управления.
3. Срок сообщения членам высшего органа управления некоммерческого общества о проведении его заседания устанавливается уставом некоммерческого общества.
Если информация о заседании высшего органа управления некоммерческого общества сообщается по почте или путем опубликования, то соответствующее уведомление направляется или публикуется не позднее 30 дней до даты проведения заседания.
4. Когда продолжение заседания откладывается, не требуется, если иное не предусмотрено уставом некоммерческого общества или его внутренним документом, делать какое-либо сообщение о переносе заседания в случае объявления о месте и времени его продолжения на заседании, где было принято решение о переносе.
5. Сообщение о проведении заседания высшего органа управления некоммерческого общества должно содержать:
наименование и место нахождение общества;
дату, время и место проведения заседания;
предложения в повестку дня заседания высшего органа управления некоммерческого общества;
порядок ознакомления членов высшего органа управления некоммерческого общества с информацией (материалами), подлежащей представлению членам при подготовке заседания.
В соответствии с составом вопросов, выносимых на заседание высшего органа управления некоммерческого общества, к информации (материалам), подлежащей обязательному представлению его членам при подготовке к проведению заседания этого органа относятся:
отчет о выполнении решений высшего органа управления органа управления некоммерческого общества;
заключение ревизионной комиссии (ревизора) некоммерческого общества по результатам проверок финансово-хозяйственной деятельности некоммерческого общества;
проект изменений и дополнений, вносимых в устав некоммерческого общества, или проект его устава в новой редакции;
обоснование предложений по реорганизации или ликвидации некоммерческого общества.
Статья 31. Внеочередное заседание высшего органа управления некоммерческого общества
1. Внеочередное заседание высшего органа управления некоммерческого общества проводится по решению органа этого общества, в обязанности которого входит подготовка проведения такого заседания, на основании его собственной инициативы, требования ревизионной комиссии (ревизора), а также членов некоммерческого общества, составляющих не менее 10 процентов от общего числа его членов, либо членов высшего органа управления некоммерческого общества, составляющих не менее 10 процентов от общего числа членов этого органа.
2. Созыв внеочередного заседания высшего органа управления некоммерческого общества по требованию лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется органом, ответственным за подготовку заседаний высшего органа управления некоммерческого общества, не позднее 45 дней с даты представления требования о проведении его внеочередного заседания.
3. В требовании о проведении внеочередного заседания высшего органа управления некоммерческого общества должны быть сформулированы вопросы, подлежащие внесению в повестку дня заседания, с указанием мотивов их внесения. Орган, ответственный за подготовку заседания высшего органа управления некоммерческого общества, не вправе вносить изменения в формулировки вопросов повестки дня внеочередного заседания, созываемого по требованию лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
4. Если требование о созыве внеочередного заседания высшего органа управления некоммерческого общества исходит от членов некоммерческого общества, оно должно содержать их имена (наименования) и быть подписанным ими.
5. В течение 10 дней с даты предъявления требования о созыве внеочередного заседания органом, ответственным за подготовку заседаний высшего органа управления некоммерческого общества, должно быть принято решение о созыве внеочередного заседания или об отказе в созыве. Решение об отказе может быть принято только если вопрос, предлагаемый для внесения в повестку дня, или порядок предъявления требования о созыве внеочередного заседания высшего органа управления некоммерческого общества не соответствуют требованиям настоящего Закона и иных правовых актов Российской Федерации.
6. Решение органа, ответственного за подготовку заседаний высшего органа управления некоммерческого общества, о созыве внеочередного заседания высшего органа управления некоммерческого общества либо мотивированное решение об отказе в созыве направляется лицам, требующим его созыва, не позднее трех дней с даты принятия того или иного решения. Решение об отказе в созыве внеочередного заседания высшего органа управления некоммерческого общества может быть обжаловано в суде.
7. В случае, если в течение установленного настоящим Федеральным законом срока органом, ответственным за подготовку заседаний высшего органа управления некоммерческим обществом, не принято решение о созыве внеочередного заседания или принято решение об отказе в созыве, внеочередное заседание высшего органа управления некоммерческого общества может быть созвано лицами, требующими его созыва.
В этом случае расходы по подготовке и проведению заседания высшего органа управления некоммерческого общества могут быть возмещены по решению этого органа за счет средств некоммерческого общества.
Статья 32. Решение высшего органа управления некоммерческого общества, принимаемое путем проведения заочного голосования (опросным путем)
1. Решение высшего органа управления некоммерческого общества может быть принято путем проведения заочного голосования (опросным путем).
Решения высшего органа управления некоммерческого общества по вопросам, указанным в пункте 1 статьи 28 настоящего Закона, не могут быть приняты путем проведения заочного голосования (опросным путем).
2. Решение высшего органа управления некоммерческого общества, принятое путем заочного голосования (опросным путем), считается действительным, если в голосовании приняло участие более половины членов этого органа.
Глава VI
Наблюдательный совет некоммерческого общества
Статья 33. Наблюдательный совет некоммерческого общества
1. В некоммерческом обществе может создаваться наблюдательный совет, выполняющий функции, предусмотренные статьей 34 настоящего Закона.
В некоммерческом обществе с числом членов более пятидесяти создание наблюдательного совета является обязательным.
2. Члены наблюдательного совета некоммерческого общества вправе получать любую информацию о деятельности некоммерческого общества.
3. Некоммерческое общество не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам наблюдательного совета некоммерческого общества за выполнение ими функций членов наблюдательного совета некоммерческого общества, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе наблюдательного совета некоммерческого общества. Размеры компенсаций устанавливаются решением высшего органа управления некоммерческого общества.
Статья 34. Компетенция наблюдательного совета некоммерческого общества
1. К компетенции наблюдательного совета некоммерческого общества относятся следующие вопросы, если они не отнесены уставом к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческого общества:
1) созыв заседаний высшего органа управления некоммерческого общества, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом;
2) вынесение на решение высшего органа управления некоммерческого общества вопросов о реорганизации некоммерческого общества и о совершении крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением имущества некоммерческого общества;
3) установление размеров выплачиваемых членам исполнительного органа некоммерческого общества вознаграждений и компенсаций;
4) утверждение внутренних документов некоммерческого общества, определяющих порядок деятельности исполнительного органа, подразделений и должностных лиц некоммерческого общества;
5) принятие решений о заключении крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением имущества некоммерческого общества;
6) иные вопросы, предусмотренные настоящим Законом и уставом некоммерческого общества.
2. Наблюдательный совет некоммерческого общества заслушивает отчеты должностных лиц некоммерческого общества о деятельности некоммерческого общества и организует проведение проверок деятельности исполнительного органа, подразделений и должностных лиц некоммерческого общества.
3. Вопросы, отнесенные настоящим Законом к компетенции наблюдательного совета некоммерческого общества, не могут быть переданы на решение исполнительному органу некоммерческого общества.
4. Если устав некоммерческого общества не предусматривает создание наблюдательного совета, осуществление функций, предусмотренных подпунктами 3, 4 и 5 пункта 1 статьи 34 настоящего Закона, относятся к компетенции высшего органа управления некоммерческого общества. Функции, предусмотренные подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 34 настоящего Закона, осуществляются в этом случае исполнительным органом некоммерческого общества.
Статья 35. Избрание наблюдательного совета общества
1. Члены наблюдательного совета некоммерческого общества избираются высшим органом управления некоммерческого общества в порядке, предусмотренном настоящим Законом и уставом некоммерческого общества.
Срок, на который избираются члены наблюдательного совета, устанавливается уставом некоммерческого общества и не может превышать трех лет.
Все члены наблюдательного совета избираются на одинаковый срок. Лица, избранные в состав наблюдательного совета некоммерческого общества, могут переизбираться неограниченное число раз.
По решению высшего органа управления некоммерческого общества полномочия любого члена (всех членов) наблюдательного совета некоммерческого общества могут быть прекращены досрочно.
2. Члены коллегиального исполнительного органа некоммерческого общества не могут составлять более одной трети в наблюдательном совете некоммерческого общества.
Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа некоммерческого общества, не может быть одновременно председателем наблюдательного совета некоммерческого общества.
Членами наблюдательного совета некоммерческого общества могут избираться как члены некоммерческого общества, так и лица, не являющиеся его членами.
Требования, предъявляемые к лицам, избираемым в состав наблюдательного совета некоммерческого общества, могут устанавливаться уставом общества или внутренним документом, утвержденным высшим органом управления некоммерческого общества.
3. Количественный состав наблюдательного совета некоммерческого общества определяется уставом некоммерческого общества или решением высшего органа управления некоммерческого общества. Наблюдательный совет некоммерческого общества избирается в количестве не менее трех человек.
Статья 36. Председатель наблюдательного совета некоммерческого общества
1. Председатель наблюдательного совета некоммерческого общества избираются высшим органом управления некоммерческого общества из числа его членов большинством голосов, если иное не предусмотрено уставом некоммерческого общества.
Высший орган управления некоммерческого общества вправе в любое время переизбрать председателя наблюдательного совета некоммерческого общества большинством голосов, если иное не предусмотрено уставом общества.
2. Председатель наблюдательного совета некоммерческого общества организует работу наблюдательного совета, созывает его заседания и председательствует на них, организует на заседаниях ведение протокола, председательствует на общем собрании членов некоммерческого общества, если иное не предусмотрено уставом некоммерческого общества.
3. Порядок замещения председателя наблюдательного совета определяется уставом некоммерческого общества.
Статья 37. Заседание наблюдательного совета некоммерческого общества
1. Заседание наблюдательного совета некоммерческого общества созывается председателем наблюдательного совета некоммерческого общества по собственной инициативе, по требованию членов наблюдательного совета некоммерческого общества, составляющих не менее десяти процентов его состава, ревизионной комиссии (ревизора) некоммерческого общества, если ее создание предусмотрено уставом некоммерческого общества, исполнительного органа некоммерческого общества, а также иных лиц, определенных уставом некоммерческого общества.
Порядок созыва и проведения заседаний наблюдательного совета некоммерческого общества определяется уставом некоммерческого общества или внутренним документом некоммерческого общества.
Уставом некоммерческого общества может быть предусмотрена возможность принятия решений наблюдательным советом некоммерческого общества заочным голосованием (опросным путем).
Уставом некоммерческого общества или внутренним документом некоммерческого общества может быть предусмотрена возможность участвовать любому члену или всем членам наблюдательного совета некоммерческого общества в его заседании, обмениваясь мнениями с помощью телефона или аналогичного коммуникационного оборудования, которое позволяет всем лицам, принимающим участие в заседании, слышать друг друга одновременно.
Участие в заседании с помощью таких средств рассматривается как личное присутствие на заседании.
2. Кворум для проведения заседания наблюдательного совета некоммерческого общества определяется уставом некоммерческого общества, но не должен быть менее половины от числа избранных членов наблюдательного совета некоммерческого общества.
В случае, когда численность членов наблюдательного совета некоммерческого общества становится менее половины численности, предусмотренной уставом некоммерческого общества, оставшиеся члены обязаны созвать чрезвычайное (внеочередное) заседание высшего органа управления некоммерческого общества для избрания нового состава наблюдательного совета некоммерческого общества. В этом случае члены наблюдательного совета некоммерческого общества вправе принимать решение только о созыве такого чрезвычайного (внеочередного) заседания.
3. Решения наблюдательного совета некоммерческого общества принимаются большинством голосов присутствующих на заседании, если настоящим Законом или уставом некоммерческого общества не предусмотрено иное.
При решении вопросов на заседании наблюдательного совета некоммерческого общества каждый член наблюдательного совета некоммерческого общества обладает одним голосом.
Передача голоса одним членом наблюдательного совета некоммерческого общества другому члену наблюдательного совета некоммерческого общества не допускается.
Уставом некоммерческого общества может быть предусмотрено право решающего голоса председателя наблюдательного совета некоммерческого общества при принятии наблюдательным советом некоммерческого общества решений в случае равенства голосов членов наблюдательного совета общества.
4. На заседании наблюдательного совета некоммерческого общества ведется протокол.
Протокол заседания наблюдательного совета некоммерческого общества составляется не позднее 10 дней после его проведения.
В протоколе заседания указываются:
место и время его проведения;
лица, присутствующие на заседании;
повестка дня заседания;
вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним;
принятые решения.
Протокол заседания наблюдательного совета некоммерческого общества подписывается председательствующим на заседании, который несет ответственность за правильность составления протокола.
Глава VII
Исполнительный орган некоммерческого общества
Статья 38. Исполнительный орган некоммерческого общества
1. Руководство текущей деятельностью некоммерческого общества осуществляется его единоличным исполнительным органом (директором, генеральным директором или иным органом) или его коллегиальным исполнительным органом (правлением, дирекцией или иным органом).
2. К компетенции исполнительного органа некоммерческого общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью некоммерческого общества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческого общества и наблюдательного совета некоммерческого общества.
Исполнительный орган некоммерческого общества организует выполнение решений высшего органа управления и наблюдательного совета некоммерческого общества.
3. Образование исполнительного органа некоммерческого общества и досрочное прекращение его полномочий осуществляются по решению высшего органа управления некоммерческого общества.
Права и обязанности единоличного исполнительного органа, членов коллегиального исполнительного органа некоммерческого общества определяются настоящим Законом, правовыми актами Российской Федерации и договором, заключаемым каждым из них с некоммерческим обществом.
Договор от имени некоммерческого общества подписывается председателем его наблюдательного совета или лицом, уполномоченным этим советом.
Если уставом некоммерческого общества не предусматривается создание наблюдательного совета, договор от имени некоммерческого общества подписывается лицом, уполномоченным его высшим органом управления.
Совмещение лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа некоммерческого общества, и членами его коллегиального исполнительного органа должностей в органах управления других некоммерческих и коммерческих организаций допускается только с согласия высшего органа управления или наблюдательного совета некоммерческого общества.
4. Некоммерческое общество вправе в любое время расторгнуть договор с лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа, членами его коллегиального исполнительного органа.
Статья 39. Единоличный исполнительный орган некоммерческого общества
Единоличный исполнительный орган некоммерческого общества без доверенности действует от имени некоммерческого общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени некоммерческого общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками некоммерческого общества".
Статья 40. Коллегиальный исполнительный орган некоммерческого общества
1. Если уставом некоммерческого общества предусмотрено создание коллегиального исполнительного органа, высший орган управления некоммерческого общества устанавливает численный состав этого коллегиального органа и назначает его председателя и членов.
2. Порядок созыва и проведения заседаний коллегиального исполнительного органа некоммерческого общества, а также порядок принятия им решений устанавливаются в уставе некоммерческого общества или во внутреннем документе некоммерческого общества (положении, регламенте или ином документе), который утверждается высшим органом управления некоммерческого общества, если уставом некоммерческого общества решение этого вопроса не отнесено к компетенции наблюдательного совета.
Проведение заседаний коллегиального исполнительного органа некоммерческого общества организует председатель этого органа, который подписывает все документы от имени некоммерческого общества и протоколы заседаний его коллегиального исполнительного органа, действует без доверенности от имени общества в соответствии с решениями коллегиального исполнительного органа некоммерческого общества.
Если уставом или внутренним документом некоммерческого общества не установлено иное, любое решение его коллегиального исполнительного органа может быть принято без проведения заседания, но только в том случае, если одобрение этого решения необходимым для его принятия числом членов коллегиального исполнительного органа некоммерческого общества зафиксировано в письменной форме.
Если уставом или внутренним документом некоммерческого общества не установлено иное, то любой член или члены его коллегиального исполнительного органа вправе участвовать в заседании этого органа, обмениваясь мнениями с помощью коммуникационного оборудования, которое позволяет всем лицам, принимающим участие в заседании, слышать друг друга одновременно.
3. Заседание коллегиального исполнительного органа некоммерческого общества правомочно, если на нем присутствует более поло вины членов этого органа.
Решение коллегиального исполнительного органа некоммерческого общества считается принятым при его одобрении более чем половиной присутствующих на заседании членов этого органа, если необходимость большего числа одобривших это решение не предусмотрена настоящим Законом, уставом или внутренним документом некоммерческого общества.
4. Время и место для проведения очередных заседаний коллегиального исполнительного органа некоммерческого общества устанавливаются его внутренним документом или в соответствии с ним, или, если внутренний документ не содержит таких указаний, то этим органом.
Внеочередные заседания коллегиального исполнительного органа некоммерческого общества может быть созвано в любое время председателем этого органа по мере необходимости или любым членом этого органа по требованию не менее одной пятой от общего числа его членов.
5. Если иное не предусмотрено внутренним документом некоммерческого общества, очередные заседания его коллегиального исполнительного органа могут проводиться без уведомления, если время и место таких заседаний установлено внутренним документом или этим органом.
Внеочередные заседания коллегиального исполнительного органа некоммерческого общества должны проводиться по уведомлении его членов.
6. Решением наблюдательного совета некоммерческого общества из числа членов его коллегиального исполнительного органа могут создаваться постоянные комитеты этого органа.
Статья 41. Ответственность единоличного исполнительного органа некоммерческого общества, членов коллегиального исполнительного органа некоммерческого общества
1. Лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа некоммерческого общества, члены его коллегиального исполнительного органа при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должны действовать в интересах некоммерческого общества, осуществлять, свои права и исполнять свои обязанности в отношении некоммерческого общества добросовестно и разумно.
2. Лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа некоммерческого общества, члены его коллегиального исполнительного органа несут ответственность перед некоммерческим обществом за убытки, причиненные ему их виновными действиями (бездействием), если иные основания и размер ответственности не установлены федеральными законами.
При этом не несут ответственности члены указанного коллегиального органа, голо совавшие против решения, которое повлекло причинение некоммерческому обществу убытков, или не принимавшие участия в голосовании.
3. При определении оснований и размера ответственности лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа некоммерческого общества, членов его коллегиального исполнительного органа должны быть приняты во внимание обычные условия делового оборота и иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
4. В случае, если в соответствии с настоящей статьей ответственность несут несколько лиц, их ответственность является солидарной.
5. Некоммерческое общество вправе обратиться в суд с иском к лицу, исполняющему функции его единоличного исполнительного органа, члену его коллегиального исполнительного органа о возмещении причиненных некоммерческому обществу убытков в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Глава VIII
Деятельность некоммерческого общества
Статья 42. Виды деятельности некоммерческого общества
1. Некоммерческое общество может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям создания некоммерческого общества, которые предусмотрены его уставом.
2. Основной деятельностью некоммерческого общества является деятельность, прямо направленная на достижение целей создания некоммерческого общества, предусмотренных его уставом.
Основная деятельность некоммерческого общества может включать один или несколько видов деятельности, непосредственно направленных на достижение целей, ради которых некоммерческое общество создано.
3. Основная деятельность некоммерческого общества не является предпринимательской.
4. Некоммерческое общество может осуществлять помимо основной деятельности другие виды деятельности, соответствующие целям создания некоммерческого общества и обеспечивающие реализацию его основной деятельности.
5. Для достижения целей, предусмотренных уставом, некоммерческое общество может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.
Статья 43. Предпринимательская деятельность некоммерческого общества
1. Некоммерческое общество может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям.
2. Деятельностью, удовлетворяющей требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, являющихся результатами деятельности, которая отвечает одному из следующих признаков:
эта деятельность технологически связана с основной деятельностью некоммерческого общества;
эта деятельность обеспечивает основную деятельность некоммерческого общества предпосылками (ресурсами, средствами), которые могут быть использованы и другими лицами для выполнения функций, которые аналогичны основной деятельности некоммерческого общества;
эта деятельность создает условия для распространения и потребления результатов основной деятельности некоммерческого общества.
Деятельностью, удовлетворяющей требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, признается также приобретение и реализация некоммерческим обществом ценных бумаг, сдача имущества в аренду, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика при условии.
4. Некоммерческое, общество ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.
Глава IX
Собственность некоммерческого общества
Статья 44. Собственность некоммерческого общества
1. Некоммерческое общество может иметь в собственности любые виды объектов гражданских прав, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации для юридических лиц.
2. Имущество некоммерческого общества может образовываться за счет:
членских взносов;
дарения, в том числе пожертвования;
доходов от реализации товаров, работ, услуг, являющихся результатами основной и предпринимательской деятельности, соответствующей целям создания некоммерческого общества;
доходов от собственности, принадлежащей некоммерческому обществу, в том числе от ценных бумаг и вкладов в хозяйственные товарищества и общества;
поступлений по завещанию и в порядке правопреемства;
иных источников, предусмотренных федеральными законами.
Статья 45. Членские взносы
1. Уставом некоммерческого общества может быть предусмотрена обязанность членов некоммерческого общества уплачивать единовременные и (или) периодические членские взносы.
2. Виды и формы членских взносов, а также порядок их уплаты определяются уставом некоммерческого общества.
3. Размер членских взносов и периодичность их уплаты устанавливаются высшим органом управления некоммерческого общества, если иное не предусмотрено уставом некоммерческого общества.
4. Уставом некоммерческого общества может быть предусмотрена дифференциация членских взносов в зависимости от категорий его членов.
5. В соответствии с уставом некоммерческого общества членские взносы могут уплачиваться в денежной форме, ценными бумагами, другими вещами, работами и услугами, а также иными объектами гражданских прав, если это не противоречит федеральным законам и правовым актам Российской Федерации.
6. Членские взносы могут взиматься при создании некоммерческого общества, вступлении в его члены, восстановлении членства, других изменениях состава членов, а также периодически и в иных случаях, предусмотренных уставом.
7. С членов, своевременно не выполнивших обязательства по уплате членских взносов, может взиматься пеня в размере и порядке, устанавливаемых уставом некоммерческого общества.
8. Имущество, образованное за счет членских взносов, находится в собственности некоммерческого общества и не может быть возвращено или передано его членам.
Статья 46. Дарение некоммерческому обществу
1. Некоммерческое общество вправе принимать поступающие в порядке дарения от граждан и юридических лиц деньги, иные вещи, а также работы, услуги и другие объекты гражданских прав, если назначение дарения, определенное дарителем, не противоречит уставу некоммерческого общества.
2. Дарение вещи или права общеполезному некоммерческому обществу признается пожертвованием.
3. Некоммерческое общество обеспечивает целевое использование дара, в том числе пожертвования, в соответствии с назначением, указанным дарителем (жертвователем).
4. Имущество, образованное за счет дарения, в том числе пожертвования, находится в собственности некоммерческого общества и не подлежит распределению между его членами.
Статья 47. Доходы от основной и предпринимательской деятельности некоммерческого общества
1. Товары, работы, услуги, которые являются результатами основной и предпринимательской деятельности некоммерческого общества, могут реализовываться в возмездном порядке, в том числе по ценам, включающим прибыль.
2. Доходы от основной и предпринимательской деятельности некоммерческого общества и имущество, образованное за их счет, находятся в собственности некоммерческого общества и не подлежат распределению между членами.
Статья 48. Имущество, приобретенное некоммерческим обществом по завещанию и в порядке правопреемства
1. Некоммерческое общество вправе приобретать имущество по завещанию, если цели и другие условия использования этого имущества, указанные завещателем, не противоречат уставу некоммерческого общества.
Некоммерческое общество обеспечивает целевое использование имущества, приобретенное по завещанию, в соответствии с уставом и волей завещателя.
2. Некоммерческое общество может приобретать имущество в порядке правопреемства по отношению к иной организации.
5. Имущество, приобретенное некоммерческим обществом по завещанию или в порядке правопреемства, находится в собственности некоммерческого общества и не подлежит распределению между его членами.
Статья 49. Определение рыночной стоимости имущества некоммерческого общества
1. Рыночная стоимость имущества некоммерческого общества определяется в порядке, предусмотренном для целей налогообложения.
2. При совершении некоммерческим обществом крупной сделки, определяемой в порядке, предусмотренном статьей 51 настоящего Закона, рыночная стоимость имущества, которое является предметом крупной сделки, определяется независимым оценщиком.
Глава Х
Совершение некоммерческим обществом крупных сделок
Статья 50. Крупные сделки
Крупными сделками являются совершаемые некоммерческим обществом одна или несколько сделок, заключаемых в течении трех лет одними и теми же участниками и прямо или косвенно направленных на приобретение или отчуждение имущества, рыночная стоимость которого превышает 10 процентов балансовой стоимости активов общества.
Под отчуждением понимается любая передача обществом имущества физическим или юридическим лицам в собственность или пользование; под приобретением понимается любая передача имущества в собственность или пользование общества.
Статья 51. Порядок совершения крупной сделки
1. Крупные сделки, направленные на отчуждение или приобретение имущества, рыночная стоимость которого не превышает 25 процентов балансовой стоимости активов общества, заключаются исполнительным органом общества с обязательным предварительным одобрением такой сделки высшим органом управления или наблюдательным советом некоммерческого общества.
2. При наличии явной хозяйственной необходимости, когда своевременное незаключение сделки может повлечь значительные убытки общества, исполнительный орган имеет право заключить сделку, направленную на отчуждение либо приобретение имущества, рыночная стоимость которого не превышает 25 процентов балансовой стоимости активов общества с обязательным последующим уведомлением высшего органа управления или наблюдательного совета некоммерческого общества.
3. Крупная сделка, направленная на приобретение либо отчуждение имущества, рыночная стоимость которого превышает 25 процентов балансовой стоимости активов общества заключается в соответствии с решением высшего органа управления, принятого не менее чем тремя четвертями голосов, или решением наблюдательного совета общества, принятым единогласно. 4. Уставом общества может быть предусмотрена, компетенция высшего органа управления некоммерческого общества по принятию им решения в отношении любой крупной сделки общества.
Глава XI
Заинтересованность в совершении сделок
Статья 52. Заинтересованные лица
1. Лицами, заинтересованными в совершении некоммерческим обществом сделок (заинтересованным лицом) признаются лица, входящие в состав органов некоммерческого общества (высшего органа управления, наблюдательного совета и др.), а также должностные лица некоммерческого общества, в случае, если указанные лица, а равно их супруги, родители, дети, братья, сестры:
являются стороной такой сделки или участвуют в ней в качестве представителей или посредников;
состоят в трудовых отношениях с юридическим лицом, являющимся стороной такой сделки;
владеют двадцатью или более процентами обыкновенных акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки или участвующего в ней в качестве представителя или посредника;
являются кредиторами юридического лица, являющегося стороной сделки.
2. Заинтересованное лицо обязано действовать в интересах некоммерческого общества добросовестно и разумно и не должно использовать возможности некоммерческого общества или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных уставом некоммерческого общества.
Заинтересованность в совершении некоммерческим обществом тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческого общества.
Статья 53. Требования к порядку заключения сделки при наличии заинтересованного лица
В случае, если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной в которой является или намеревается быть некоммерческое общество, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и некоммерческого общества:
заинтересованное лицо обязано сообщить о своей заинтересованности высшему органу управления или наблюдательному совету некоммерческого общества до момента принятия решения о заключении сделки или совершении иных действий;
сделка должна быть одобрена высшим органом управления или наблюдательным советом некоммерческого общества.
Лицо, заинтересованное в совершении сделки, не участвует в голосовании при принятии решения вопроса по заключению такой сделки.
Статья 54. Последствия нарушения требований к совершению сделок, в которых имеется заинтересованность
Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением требований статьи 53 настоящего Закона, может быть признана судом недействительной.
Заинтересованное лицо несет перед некоммерческим обществом материальную ответственность в размере убытков, причиненных им этому некоммерческому обществу.
Если убытки причинены некоммерческому обществу несколькими заинтересованными лицами (по одной сделке), их ответственность перед некоммерческим обществом является солидарной.
Глава XII
Контроль за использованием некоммерческого
По-видимому, в документе пропуск текста
Статья 55. Контроль за использованием имущества некоммерческого общества
1. Контроль за использованием имущества некоммерческого общества осуществляет ревизионная комиссия (ревизор) общества.
Избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение ее полномочий осуществляет высший орган управления некоммерческого общества в соответствии с уставом.
2. Порядок деятельности ревизионной комиссии (ревизора) определяется внутренними документами некоммерческого общества, утверждаемыми его высшим органом управления.
3. Лица, состоящие в ревизионной комиссии (ревизор) некоммерческого общества, не могут одновременно являться членами его наблюдательного совета либо исполнительного органа.
4. Контроль со стороны государственных органов власти и управления за использованием имущества некоммерческого общества осуществляется в рамках полномочий этих органов, установленными в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и другими федеральными законами.
Статья 56. Проведение ревизии
1. Ревизия осуществляется по итогам деятельности некоммерческого общества за год, а также в любое время по инициативе исполнительного органа, наблюдательного совета, высшего органа управления или ревизионной комиссии (ревизора) некоммерческого общества.
2. По требованию ревизионной комиссии (ревизора) некоммерческого общества лица, занимающие должности в органах некоммерческого общества, обязаны представить все имеющиеся в их распоряжении документы, касающиеся его деятельности.
3. Ревизионная комиссия (ревизор) некоммерческого общества вправе потребовать созыва внеочередного собрания высшего органа управления, а также вынести любой вопрос об использовании имущества и денежных средств некоммерческого общества на рассмотрение высшего органа управления или наблюдательного совета.
Статья 57. Проведение аудиторской проверки
1. В некоммерческом обществе, имеющем более 200 членов, а также в том случае, если годовой доход некоммерческого общества составляет более 10000 (десяти тысяч) минимальных размеров оплаты труда, аудиторская проверка проводится ежегодно по итогам деятельности общества за год, а также в любое время по инициативе наблюдательного совета или общего собрания членов общества.
2. Аудиторская проверка может быть осуществлена в любое время по инициативе наблюдательного совета или высшего органа управления некоммерческого общества.
3. Аудитором некоммерческого общества может быть гражданин или организация, имеющие право в соответствии с законодательством Российской Федерации заниматься аудиторской деятельностью.
4. При принятии решения о проведении аудиторской проверки некоммерческого общества, орган, принявший такое решение, утверждает аудитора и размер оплаты его услуг.
Статья 58. Заключение по результатам проверки использования имущества некоммерческого общества
По результатам проверки использования имущества некоммерческого общества ревизионная комиссия (ревизор) или аудитор составляет заключение, в котором должны содержаться:
подтверждение достоверности сведений, содержащихся в годовом отчете, бухгалтерском балансе и иных документах некоммерческого общества;
информация о фактах нарушения некоммерческим обществом законодательства Российской Федерации по порядку ведения бухгалтерского учета, а также по осуществлению финансово-хозяйственной деятельности;
информация о злоупотреблениях должностных лиц некоммерческого общества в отношении использовании ими имущества общества;
иные сведения, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации и уставом некоммерческого общества.
Глава XIII
Отчетность некоммерческого общества и предоставление информации
Статья 59. Отчетность некоммерческого общества
1. Некоммерческое общество ведет бухгалтерский учет в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации.
2. По итогам календарного года исполнительный орган некоммерческого общества готовит годовой отчет.
Годовой отчет некоммерческого общества представляется на утверждение высшего органа управления не более чем через два месяца по окончании отчетного года.
Годовые отчеты некоммерческого общества за период между заседаниями его высшего органа управления представляются на рассмотрение очередного заседания.
3. Годовой отчет некоммерческого общества должен содержать сведения, характеризующие:
масштаб, содержание и результативность основной деятельности направления, формы, масштабы и структуру предпринимательской деятельности;
численность работающих по найму , уровень оплаты труда;
участие добровольцев в деятельности некоммерческого общества;
стоимость имущества, в том числе недвижимого, денежных средств и ценных бумаг;
доходы за год с выделением членских взносов, поступлений в порядке дарения, по завещанию и в порядке правопреемства, доходов от реализации товаров, работ и услуг, доходов от собственности, принадлежащей некоммерческому обществу, иных источников;
расходы за год с выделением заработной платы, пожертвований, взносов в организации, учредителем или членом которых является некоммерческое общество, расходов на приобретение ценных бумаг и вкладов в хозяйственные общества и товарищества на вере;
персональный состав наблюдательного совета, число его заседаний, нарушения требований настоящего Закона, других правовых актов Российской Федерации, выявленные в ходе ревизий и проверок.
Годовой отчет может содержать также иные сведения, если это предусмотрено уставом некоммерческого общества.
4. Достоверность сведений, содержащихся в годовом отчете, а также бухгалтерском балансе должна быть подтверждена ревизионной комиссией (ревизором) некоммерческого общества.
Статья 60. Хранение документов некоммерческого общества
1. Некоммерческое общество обязано хранить следующие документы:
устав некоммерческого общества, изменения и дополнения, внесенные в устав, зарегистрированные в установленном порядке, решение о создании некоммерческого общества и свидетельство о его государственной регистрации;
документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе;
внутренние документы, утвержденные высшим органом управления, наблюдательным советом и исполнительным органом некоммерческого общества;
положение о филиале или представительстве некоммерческого общества, годовой отчет;
документы бухгалтерского учета;
документы отчетности, предоставляемые в соответствующие органы;
протоколы заседаний высшего органа управления, наблюдательного совета, ревизионной комиссии (ревизора) и коллегиального исполнительного органа некоммерческого общества;
заключения ревизионной комиссии (ревизора) некоммерческого общества, аудиторов, государственных и муниципальных органов финансового контроля, иные документы, предусмотренные настоящим Законом, уставом, внутренними документами некоммерческого общества, решениями высшего органа управления, наблюдательного совета и иных органов некоммерческого общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.
2. Некоммерческое общество хранит документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, по месту нахождения его исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном для членов некоммерческого общества, его кредиторов и иных заинтересованных лиц.
Статья 61. Предоставление некоммерческим обществом информации
1. Годовой отчет некоммерческого общества представляется в регистрирующий орган в месячный срок после его утверждения наблюдательным советом.
Регистрирующий орган обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к полученным им годовым отчетам некоммерческих обществ.
Исполнительный орган некоммерческого общества обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к своим годовым отчетам.
2. Исполнительный орган некоммерческого общества обеспечивает его членам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 60 настоящего Федерального закона.
3. Некоммерческое общество предоставляет информацию о своей деятельности государственным и муниципальным органам в соответствии с правовыми актами Российской Федерации.
Глава XIV
Заключительные положения
Статья 62. Введение в действие настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вводится в действие с момента подписания.
2. С момента введения в действие настоящего Федерального закона правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.