Пояснительная записка
Обоснование разработки федерального закона "Об обязательном экологическом страховании"
Загрязнение окружающей природной среды продолжается, несмотря на большой промышленный спад, а расходы на предотвращение и ликвидацию последствий экологических нарушений уменьшаются. Еще хуже дело обстоит с аварийными выбросами и сбросами вредных веществ. Практически прекратились компенсации пострадавшим от аварийного загрязнения среды. Система платежей за загрязнение, насчитывающая уже почти пять лет, не решает этой проблемы. По разным оценкам, экономический ущерб от аварийного загрязнения окружающей среды в России составил в 1995 году более 1,5 трлн. руб. Компенсация убытков не достигает и 7-10%. Средств на предотвращение аварий, ликвидацию их негативных последствий и компенсацию убытков пострадавшим нет ни у государства, ни у предприятий-источников экологических аварий.
Опыт работы по реализации принципов экологического страхования показывает, что в настоящее время в России добровольные виды страхования (не только экологического) развиваются не в полной мере в связи с недостаточной правовой базой, строго обязывающей компенсировать убытки, причиняемые случайными страховыми событиями. Кроме того, отсутствие свободных финансовых средств не способствует созданию потенциально опасными предприятиями резервных фондов в виде страховых отчислений на случай непредвиденных событий.
Проведенный в соответствии с приказом Минприроды РФ (N 233 от 26.07.94.) эксперимент по экологическому страхованию в 19 регионах России показал недостаточность правового регулирования этого вида страхования. Но даже при отсутствии соответствующего Федерального закона экспериментальные расчеты показывают, что система страхования экологических рисков позволяет компенсировать до 40% причиняемых убытков при сохранении достаточно высокой финансовой устойчивости страховых операций. К тому же заинтересованность страховщика в получении максимальной прибыли лучше любого контролера обеспечивает мониторинг состояния природоохранного оборудования у страхователя.
По данным МЧС России в 1995 году было 1800 "серьезных чрезвычайных ситуаций". Около двух третей аварий имели техногенное происхождение. Прогнозируется, что негативное воздействие техногенных аварий на окружающую среду и население страны в ближайшие годы будет расти и увеличит ежегодные затраты на ликвидацию их последствий с 1-2% ВВП (1993 г.) до 4-5%.
В условиях ухудшающейся экологической обстановки в стране необходим механизм совершенствования правового регулирования в сфере обеспечения экологической безопасности страны (ст.72.д. - Конституция РФ), а также защиты интересов граждан в их праве на экологически безопасную среду проживания путем экономической заинтересованности предприятий и организаций в экологически более совершенных технологиях, в оздоровлении окружающей среды, что станет для производителей делом выгодным. Такой механизм по Конституции РФ (ст.42) гарантирует каждому гражданину право на благоприятную окружающую среду, что и предусмотрено действующим законодательством РФ: ГК РФ (ст.935); законами "О страховании"(ст.3) и "Об охране окружающей природной среды"(ст.23). Экономическим механизмом обеспечения экологической безопасности страны является обязательное экологическое страхование.
Страхование гражданской ответственности известно о конца XIX века, экологическое страхование в обязательной форме не имеет законодательной базы нигде в мире. Отсюда - трудности разработки такого закона.
Спецификой обязательного экологического страхования является идентификация и оценка экологических рисков, установление перечня страхуемых объектов, видов экологических рисков, тарифов и пр., что, естественно, будет уточняться и детально разрабатываться в ходе практики правового регулирования этого вида страхования. Лицензирование по осуществлению обязательной формы страхования вводится только после вступления в силу соответствующего Федерального закона РФ. Поэтому для запуска экономического механизма обеспечения экологической безопасности страны необходимо принятие Федерального закона РФ "Об обязательном экологическом страховании", проект которого и предлагается на рассмотрение в первом чтении.
На принятии Федерального закона РФ "Об обязательном экологическом страховании настаивают субъекты Российской Федерации, 13 из которых (Краснодарский край; Московская, Волгоградская, Нижегородская, Архангельская, Владимирская, Ленинградская, Саратовская, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Челябинская, Ярославская области) готовы на своей территории незамедлительно начать обязательное экологическое страхование. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона (ст.19) предусмотрено, что его действие в течение двух лет распространяется только на регионы, изъявившие желание в осуществлении обязательного экологического страхования на своей территории, и только после обобщения и уточнения двухлетней практики обязательного экологического страхования в этих регионах действие закона распространяется на всю территорию Российской Федерации.
Закон "Об обязательным экологическом страховании" обеспечивает не только защиту жизненно важных интересов граждан, но и формирует ресурсосберегающую стратегию рационального природопользования, новую доминанту в обществе - экономически становится невыгодно загрязнять; экологически чистое и стабильное производство, ресурсосбережение будет приносить прибыль.
Проект настоящего федерального закона РФ доработан с учетом замечаний и предложений субъектов (124 отзыва), комитетов Государственной Думы, рекомендаций второй Всероссийской конференции "Теория и практика экологического страхования".
Введение обязательного страхования в Российской Федерации отвечает одновременно интересам государства и субъектов экономической деятельности Обязательным условием сохранения этого баланса интересов является отнесение страховых затрат на себестоимость продукции (работ, услуг). Такой подход реализован постановлением Правительства Российской Федерации N 661 от 1.07.95., которым утверждены изменения и дополнения, вносимые в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. В соответствии с этим, в себестоимость могут включаться затраты на создание страховых резервов, в том числе - страхование гражданской ответственности предприятий - источников риска аварийного загрязнения среды.
Введение в действие Федерального закона РФ "Об обязательном экологическом страховании" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований, напротив - появятся дополнительные источники финансирования предупредительных природоохранных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.