Финансово-экономическое обоснование
Федерального закона Российской Федерации
"Об обязательном экологическом страховании"
Есть два ключевых момента в финансовом обосновании Федерального закона Российской Федерации "Об обязательном экологическом страховании". Первый - величина экономического эффекта осуществления мероприятий по страхованию риска загрязнения окружающей среды и второй - источник и величина затрат на проведение операций экологического страхования.
Источником средств на проведение операций обязательного экологического страхования являются взносы страхователей, аккумулируемые страховыми организациями.
Включение отчислений на экологическое страхование в себестоимость продукции (работ, услуг) страхователя не уменьшит налоговых поступлений в бюджет. Перераспределение средств в виде страховых взносов, облагаемых (за исключением формирующих резервы и фонды страховщика) налогами, сохранит тот же уровень доходной части бюджета.
Если ограничить величину таких отчислений, включаемых в себестоимость продукции страхователя одним процентом стоимости реализованного товара экологически опасных предприятий, то прибыль, облагаемая налогами, при неизменной продажной цене уменьшится на 0,01%. Средства, поступившие в страховую компанию за вычетом 15%, идущих на формирование уставных фондов облагаются 38% налогом. Уменьшение поступлений в бюджет составит 0,08%, что значительно меньше тех затрат, которые приходится нести бюджету по ликвидации последствий аварий, приводящих к загрязнению окружающей среды. В 1996 г. общая сумма платежей в бюджет по всем видам налогов, выплаченных страховыми компаниями, составила 1 трлн.руб., по страхованию собственности - около 23 млрд.руб. Прогнозируемая оценка налоговых платежей в бюджет, которая поступит по обязательному экологическому страхованию, составит уже в первый год вступления Закона в силу 2/3 этой суммы, т.е. 15-16 млрд. руб.
По ориентировочным оценкам, сделанным в Институте проблем рынка РАН, ущерб от аварийного загрязнения атмосферы и водных источников составил (в ценах декабря 1996г.) в 1996 г. от 2,5 до 3,0 трлн.рублей. Часть этих затрат возьмет на себя страховщик, будучи включенным в систему обязательного экологического страхования.
В пользу отнесения страховых взносов по обязательному экологическому страхованию на себестоимость продукции страхователя говорит и тот факт, что сегодня проблема сбора налогов одна из трудноразрешимых в стране. Недобор, по самым скромным подсчетам, составил в 1996 г. около 40% от запланированного. Таким образом, на страховщика налагается еще одна задача: повысить уровень собираемости налогов, чего он (в рамках 0,01% уменьшенной прибыли страхователя) добивается на 92%.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.1996 г. N 1387 предусмотрено включение страховых взносов по страхованию гражданской ответственности (к которой относится и экологическое страхование) источников повышенной опасности в себестоимости продукции (работ, услуг) в размере 1% объема реализуемой продукции (работ, услуг).
По экспертным оценкам Института проблем рынка РАН эффективность осуществления страхования риска загрязнения окружающей среды заключается в том, что оно способно гарантировать возмещение до 40% убытков, причиняемых третьим лицам экологическими авариями, снижая тем самым нагрузку на местный и федеральный бюджеты.
Кроме того, одной из специфических черт экологического страхования является аккумулирование страховыми организациями в фондах превентивных мероприятий средств для природоохранных целей.
Процесс страхования сам по себе вознаграждает тех, кто минимизирует будущие риски и издержки общества. В результате, механизм экологического страхования становится инструментом регулирования и управления риском с возможностью значительного снижения ущерба окружающей среде. Применение такого прямого экономического стимула может быть эффективным дополнением к традиционным способам экономико-правового регулирования взаимоотношения общества и природы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.