Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О порядке возмещения предоставляемых гражданам Российской Федерации льгот по проезду на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения"
В настоящее время на территории Российской Федерации действуют нормативно-правовые акты различных уровней государственной власти, предоставляющие право льготного и бесплотного проезда в общественном транспорте более чем 50 категориям граждан, должностных лиц и военнослужащих, что составляет 58,8 процентов от общего количества пассажиров, перевозимых в Мурманской области.
Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.II, ст. 790, п.5) предусматривает, что :"В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета."
До 1993 года все расходы, связанные с предоставлением бесплатного и льготного проезда в общественном транспорте, компенсировались из федерального бюджета. После 1993 года компенсация затрат на эти цели была возложена на субъекты Федерации. Предполагалось, что принятая за основу сложившаяся база будет ежегодно индексироваться и учитываться при рассмотрении бюджета региона в Правительстве.
Однако это обстоятельство Министерством финансов Российской Федерации практически игнорировалось и в последние годы при определении сумм трансфертов области не учитывалось.
Министерством обороны Российской Федерации не возмещаются расходы на бесплатную перевозку военнослужащих в городском, пригородном и местном сообщении, как это предусмотрено Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих" и соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации.
В сложившейся ситуации Администрация Мурманской области неоднократно обращалась в Правительство РФ, Министерства финансов, обороны, транспорта РФ с просьбой решить вопрос по возмещению транспортным организациям расходов, связанных с перевозкой льготных категорий населения. В своем обращении в адрес Председателя Правительства РФ и Председателя Государственной Думы РФ (N 01-08/276 от 11.03.96) Администрация области предлагала установить централизованный порядок расчетов с транспортными предприятиями через Министерство финансов РФ. Однако до настоящего времени решений по этому вопросу не принято. Более того, Министерством финансов РФ при формировании бюджета Мурманской области на 1996 год не было предусмотрено выделение средств из федерального бюджета на возмещение расходов по перевозке льготных категорий пассажиров в соответствии с принятыми законами и постановлениями федеральных органов власти. В свою очередь, фактическое исполнение областного бюджета в 1996 году позволило профинансировать автопредприятия только в размере 48,4 млрд.руб. или 44 процентов от необходимого. В результате автотранспортные предприятия, обеспечивавшие пассажирские перевозки в Мурманской области, находятся в настоящее время в критическом финансовом положении. Так, общая кредиторская задолженность этих предприятий по состоянию на 01.01.97 превысила 83,8 млрд.руб., в том числе: по платежам в бюджеты всех уровней - 7,4 млрд.руб., в государственные внебюджетные фонды - 31,4 млрд.руб., по выплате заработной платы - 19,8 млрд.руб. В течение последних четырех лет практически не обновлялся подвижной состав, степень изношенности которого составляет 70 процентов.
Полагаем, что аналогичная ситуация с возмещением расходов транспортных организаций по бесплатной перевозке пассажиров в городском, пригородном и местном сообщении имеет место и в других субъектах Российской Федерации, и наиболее оптимальным решением данной проблемы явилось бы принятие Федерального закона о порядке финансирования таких расходов.
Принятие Закона "О порядке возмещения предоставляемых гражданам Российской Федерации льгот по проезду на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения" не потребует отмены, изменения или дополнения ранее принятых законов и иных нормативно-правовых актов, дополнительных расходов.
Председатель
постоянной комиссии |
В.В.Ладан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.