Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97028829-2 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий"
Досье на проект федерального закона
Закон "О реабилитации жертв политических репрессий" был принят в 1991 году. За прошедшее время опыт применения закона местными органами власти, комиссиями по вопросам реабилитации, правоведческими и общественными организациями выявил ряд упущений, сложных проблем, не урегулированных достаточным образом настоящим законом.
Предлагаемый законопроект не предлагает улучшения положения реабилитированных по сравнению с другими категориями населения, он лишь восстанавливает справедливость между ними.
Так в статье 1-1 не решена проблема реабилитации лиц, попавших в несовершеннолетнем возрасте в места лишения свободы, в ссылку и высылку, в детские дома и приемники. Как выяснилось, они могли находиться там не только с подвергшимися репрессиям родителями, но и с другими лицами, например, с родственниками, опекунами и т. д. Помимо этого, совершенно несправедливо признание детей, чьи родители, опекуны или попечители были расстреляны или умерли в местах лишения свободы, пострадавшими от политических репрессий, а не подвергшимися политическим репрессиям.
Имеющаяся в статье 2-1 формулировка о том, что супругу (супруге) предоставляются льготы, если он (она) не вступили в брак, противоречит конституционному праву граждан на брак и необоснованно вводит новую категорию лиц, пострадавших от политических репрессий, но не имеющих льгот.
В праве на первоочередное получение жилья (ст. 16) отсутствует категория пострадавших от политических репрессий, что противоречит общей концепции закона.
В части первой статьи 15 Закона упущены некоторые категории лиц, отнесенные статьей 1 к политически репрессированным, что лишает их права на получение денежной компенсации.
В процессе применения закона выявилось, что процедура установления факта потери имущества требует существенной корректировки. Часто документы, подтверждающие факт конфискации, изъятия или выхода имущества из владения иным путем, оказываются утерянными либо недоступными в силу различных причин, как, например, изменение государственных границ. Поэтому предлагается упростить порядок признания факта потери имущества, считая доказательством применение к лицу политической репрессии. Возникли проблемы и с определением даты открытия наследства на возвращаемое при реабилитации имущество, для чего в статью 16-1 предлагается внести соответствующее дополнение.
Принятие данного закона позволит снять затруднения, возникающие при реализации Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" и восстановить справедливость в отношении пострадавших людей, снять элементы социальной напряженности, остающиеся в этой сфере.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий"
Предлагаемым проектом предусмотрено расширение круга лиц, признаваемых подвергшимися политическим репрессиям и подлежащих реабилитации. Помимо этого, материальных затрат потребует реализация поправки в часть 1 статьи 15 и предлагаемой части восьмой статьи 16-1.
В ценах 1996 года расходы составят:
1) на льготы лицам, признаваемым подвергшимися политическим репрессиям - 103,8 млрд. руб., из них 60,0 млрд. руб. в одноразовом порядке и 43,8 млрд. руб. ежегодно:
2) на выплату компенсаций, предусмотренных частью 1 статьи 15 - 100,0 млрд. руб. в одноразовом порядке;
3) на выплату компенсаций за имущество, предусмотренных предлагаемой частью 8 статьи 16-1 - 50,0 млрд. руб. в одноразовом порядке.
Итого, реализация данного законопроекта потребует дополнительных затрат в размере 253,8 млрд. руб., из них 210,0 млрд. руб. в одноразовом порядке и 43,8 млрд. руб. ежегодно.
Расчеты произведены на основании количества лиц, подпадающих под действие предлагаемого законопроекта. Данные представлены центром реабилитации жертв политических репрессий и архивной информации ГИЦ МВД и отделом реабилитации жертв политических репрессий Генеральной прокуратуры РФ.
Перечень
нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие Федерального закона "О реабилитации жертв политических репрессий"
1. Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 44, ст. 1428; Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 28, ст. 1624; Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1993, N 1, ст.21; Российская газета, 1993, 15 октября, N 193; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 45, ст. 4242)
2. Постановление Правительства Российской Федерации N 926 от 12.08.94 г.
Справка
о состоянии законодательства в сфере правового регулирования законопроекта
1. Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 44, ст.1428; Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 28, ст. 1624; Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1993, N 1, ст.21; Российская газета, 1993, 15 октября, N 193; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 45, ст. 4242)
2. Закон Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации, 1993, N 32, ст. 1230)
3. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.93 г. N 2288
4. Постановление Правительства Российской Федерации N 926 от 12.08.94 г.
Предложения
о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного федерального закона
Поскольку вносимый законопроект является законом прямого действия, дополнительных нормативных правовых актов не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.