Проект федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Статья 1. Внести в Федеральный закон "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 12, ст. 1039) изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:
"О статусе члена Федерального Собрания - члена парламента
Российской Федерации
Глава 1. Общие положения
Глава 2. Гарантии парламентской деятельности
Глава 3. Ответственность за невыполнение требований настоящего
Федерального закона
Глава 4. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон определяет права, обязанности и ответственность члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - член парламента), предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении ими парламентских полномочий.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы
1. Членом Совета Федерации является представитель субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с Федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации осуществлять в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) законодательную власть и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
2. Депутатом Государственной Думы является избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) законодательную власть и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Статья 2. Федеральное законодательство о статусе члена парламента
1. Статус члена парламента определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
2. По обеспечению финансовыми, медицинскими и социально-бытовыми условиями парламентской деятельности член парламента приравнивается к лицам, замещающим государственные должности категории "А", предусмотренные федеральным законом о государственной службе Российской Федерации.
3. Должностные лица федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления обеспечивают члену парламента условия для осуществления им своих парламентских полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Срок парламентских полномочий члена парламента
1. Срок парламентских полномочий члена Совета Федерации определяется Федеральным законом о порядке формировании Совета Федерации, но не может превышать срок полномочий того органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представителем которого в Совете Федерации является член Совета Федерации.
2. Полномочия члена Совета Федерации начинаются с момента принятия Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации решения о признании парламентских полномочий члена Совета Федерации. Для рассмотрения вопросов о признании полномочий членов Совета Федерации избирается Мандатная комиссия.
3. Представитель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представитель исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации представляет в Совет Федерации документы, подтверждающие его полномочия, в течение семи дней со дня его избрания или назначения. На основании представленных документов Мандатная комиссия Совета Федерации в течение не более чем 30 дней со дня подачи документов выносит решение о соответствии представленных документов требованиям Федерального закона о порядке формирования Совета Федерации. Основаниями для отказа в признании полномочий члена Совета Федерации являются несоответствие предъявленных документов требованиям указанного Федерального закона либо прекращение полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представителем которого он является.
4. Срок парламентских полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания депутатом и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона.
Статья 4. Прекращение парламентских полномочий члена Совета Федерации, досрочное прекращение парламентских полномочий депутата Государственной Думы
1. Полномочия члена парламента прекращаются в случаях:
а) утраты членом парламента гражданства Российской Федерации;
б) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом парламента;
в) признания гражданина, являющегося членом парламента, недееспособным на основании решения суда, вступившего в законную силу;
г) признания гражданина, являющегося членом парламента, безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;
д) смерти члена парламента.
2. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются в случаях прекращения полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представителем которого в Совете Федерации он является, а также в связи с прекращением его полномочий в качестве главы законодательного (представительного) или главы исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
3. Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются досрочно также в случаях:
а) письменного заявления депутата о сложении своих парламентских полномочий;
б) избрания его депутатом иного представительного органа государственной власти или органа местного самоуправления (если в течение месяца со дня избрания депутатом такого органа от него не поступило письменного заявления о сложении парламентских полномочий);
в) поступления депутата на государственную службу, занятия им другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
г) роспуска Государственной Думы в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.
4. Решение о прекращении парламентских полномочий члена парламента в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, для члена Совета Федерации - также в случаях, предусмотренных статьей 3 настоящего Федерального закона, а для депутата Государственной Думы также и в случаях предусмотренных пунктами "б" и "в" части третьей настоящей статьи, принимается соответственно постановлением Совета Федерации либо Государственной Думы. Полномочия члена парламента в этих случаях прекращаются со дня, определяемого таким постановлением палаты.
5. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о прекращении парламентских полномочий члена Совета Федерации по основаниям, предусмотренным настоящей статьей либо статьей 3 настоящего Федерального закона.
6. Полномочия члена Совета Федерации в случае, предусмотренном пунктом вторым настоящей статьи, прекращаются со дня досрочного прекращения полномочий того органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представителем которого в Совете Федерации он является.
7. Полномочия депутата Государственной Думы в случае, предусмотренном пунктом "г" части третьей настоящей статьи, прекращаются со дня начала работы Государственной Думы нового созыва.
Статья 5. Удостоверение и нагрудный знак члена парламента
1. Член парламента имеет удостоверение, являющееся его основным документом, подтверждающим личность и полномочия члена парламента, и нагрудный знак, которыми он пользуется в течение срока парламентских полномочий.
2. Удостоверение члена парламента является документом, дающим право беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать, воинские части, общественные объединения.
3. Положения об удостоверениях и нагрудных знаках члена парламента, их образцы и описания утверждаются в порядке, определяемом постановлением соответствующей палаты Федерального Собрания.
Статья 6. Условия осуществления членом парламента парламентских полномочий
1. Член Совета Федерации осуществляет свои полномочия на непостоянной основе.
2. Депутат Государственной Думы работает на постоянной основе. Депутат Государственной Думы не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
3. Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работники органов прокуратуры, избранные депутатами Государственной Думы, приостанавливают свою военную службу на воинских должностях, службу на должностях в органах внутренних дел, органах прокуратуры на период осуществления ими депутатских полномочий. Условия и порядок приостановления военной службы, службы в органах внутренних дел и органах прокуратуры для депутата Государственной Думы устанавливаются применительно к условиям и порядку, действующим для лиц, прикомандированных к органам исполнительной власти и Администрации Президента Российской Федерации.
Статья 7. Формы парламентской деятельности
1. Формами парламентской деятельности члена парламента являются:
а) участие в заседаниях соответственно Совета Федерации и Государственной Думы в порядке, установленном регламентами палат; в совместных заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации, проводимых в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 100 Конституции Российской Федерации;
б) участие в работе соответствующих комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном регламентами палат, согласительных комиссий, создаваемых Советом Федерации и Государственной Думой в соответствии с частью 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации либо в ином, устанавливаемом решениями палат (палаты) порядке;
в) участие в выполнении поручений соответственно Совета Федерации и Государственной Думы и их органов;
г) участие в парламентских слушаниях;
д) парламентский запрос, обращение члена парламента в органы государственной власти, избирательные комиссии, комиссии по проведению референдума, органы местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и регламентами палат;
е) обращение с вопросом к членам Правительства Российской Федерации на заседании соответствующей палаты.
2. Формами парламентской деятельности депутата Государственной Думы являются также:
а) работа с избирателями;
б) участие в работе депутатских объединений - фракций и депутатских групп в Государственной Думе;
3. Парламентская деятельность члена парламента может осуществляться также в иных формах, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Статья 8. Взаимоотношения депутата Государственной Думы с избирателями
1. Депутат Государственной Думы поддерживает связь с избирателями. При этом депутаты Государственной Думы, избранные по одномандатным избирательным округам, поддерживают связь с избирателями своих округов, а депутаты Государственной Думы, избранные по общефедеральному избирательному округу, поддерживают связь с избирателями в субъекте Российской Федерации, определенном соответствующей депутатской фракцией.
2. Депутат Государственной Думы рассматривает обращения своих избирателей, ведет прием граждан, вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения.
3. Депутаты информируют избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.
4. Депутату Государственной Думы ежемесячно предоставляются соответствующие дни для работы с избирателями в порядке, определяемом Регламентом Государственной Думы.
5. Глава исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, на территории которого находится избирательный округ депутата Государственной Думы, предоставляет ему для осуществления парламентских полномочий транспорт, отдельное помещение, оборудованное мебелью, средствами связи, в том числе правительственной, и необходимой оргтехникой, а также обеспечивает иные условия парламентской деятельности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
6. Депутату Государственной Думы, избранному по общефедеральному избирательному округу, средства для осуществления парламентских полномочий перечисленные в части 5 настоящей статьи, предоставляются главой исполнительного органа государственной власти того субъекта Российской Федерации, который определен указанному депутату в соответствии с частью первой настоящей статьи.
7. Глава исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления несет персональную ответственность за создание условий деятельности депутатов Государственной Думы и их помощников, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 9. Соблюдение этических норм членом парламента
Член парламента обязан соблюдать этические нормы, утверждаемые в Совете Федерации и Государственной Думе. Ответственность за нарушение членом парламента указанных норм устанавливается регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Статья 10. Сведения о доходах и об изменении имущественного положения члена парламента
Член парламента одновременно с представлением в налоговые органы Российской Федерации декларации о доходах и сведений об изменении своего имущественного положения представляет их в Совет Федерации либо в Государственную Думу соответственно. Информация о нарушениях, связанных с умышленным сокрытием доходов, выявленных налоговыми органами Российской Федерации, подлежит опубликованию в официальном печатном органе Федерального Собрания.
Глава 2. Гарантии парламентской деятельности
Статья 11. Право законодательной инициативы члена парламента
1. Член парламента имеет право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:
а) законопроектов и поправок к ним;
б) законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов, федеральных законов.
2. Группа численностью не менее одной пятой членов соответствующей палаты может вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.
3. Перечисленные в частях первой и второй настоящей статьи законодательные инициативы подлежат обязательному рассмотрению в Государственной Думе.
4. Порядок осуществления права законодательной инициативы членом парламента определяется Конституцией Российской Федерации, федеральным законом и регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Статья 12. Участие члена парламента в заседании палаты Федерального Собрания Российской Федерации, а также в заседаниях комитета, комиссии палаты
1. Член парламента пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации, а также комитетом, согласительной комиссией, комиссией данной палаты, членом которых он является.
2. Член парламента реализует на заседаниях соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, соответствующих комитета, согласительной комиссии, комиссии данной палаты предоставленные ему права в соответствии с настоящим Федеральным законом и регламентами палат.
3. Член парламента принимает личное участие в заседании палаты Федерального Собрания Российской Федерации, комитета, согласительной комиссии, комиссии, членом которых он является. При невозможности присутствовать на заседании соответствующих палаты, комитета, согласительной комиссии, комиссии по уважительной причине член парламента заблаговременно информирует об этом соответственно Председателя палаты, председателя комитета, комиссии.
4. Член Парламента вправе присутствовать на любом заседании каждой из палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Статья 13. Парламентский запрос
1. Член парламента, группа членов парламента, вправе направить парламентский запрос Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, других избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума, руководителям федеральных органов государственной власти, иных органов государственной власти и органов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов и должностных лиц.
2. Запрос вносится на заседании соответствующей палаты в письменной форме и принимается большинством голосов от общего числа членов соответствующей палаты.
3. Орган или должностное лицо, которому направлен запрос, должны дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной, установленный палатой срок.
4. Запрос, внесенный в письменной форме, и письменный ответ на запрос оглашаются председательствующим на заседании соответствующей палаты или доводятся до сведения депутатов данной палаты иным путем.
Статья 14. Обращение члена парламента
1. Член парламента, группа членов парламента вправе направлять обращение Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, других избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума, руководителям федеральных органов государственной власти, иных органов государственной власти и органов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов и должностных лиц.
2. Орган, должностное лицо, которому направлено обращение, должны дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной, согласованный с членом парламента, группой членов парламента срок.
3. Член парламента имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в обращении вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов. О дне рассмотрения поставленных в обращении вопросов член парламента должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за день до дня заседания соответствующего органа.
4. Член парламента, группа членов парламента вправе обращаться с вопросом к любому члену Правительства Российской Федерации на заседании соответствующей палаты.
5. В порядке работы палат Федерального Собрания предусматривается время для обращения членов соответствующей палаты с вопросами к членам Правительства Российской Федерации и ответов на них.
6. Вопрос в письменной форме заблаговременно передается членом парламента, группой членов парламента в порядке, установленном регламентом соответствующей палаты, что является основанием для приглашения члена Правительства Российской Федерации на заседание палаты.
7. В случае если приглашенный член Правительства Российской Федерации не имеет возможности прибыть на заседание палаты, он в обязательном порядке дает письменный ответ на предварительно заданный вопрос. В этом случае ответ члена Правительства Российской Федерации доводится до сведения членов парламента председательствующим на заседании соответствующей палаты.
Статья 15. Право члена парламента на безотлагательный прием должностными лицами
По вопросам своей деятельности член парламента пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
Статья 16. Право члена парламента на получение и распространение информации
1. Должностные лица аппарата соответствующей палаты Федерального Собрания обеспечивают в установленном палатой порядке членов парламента документами, принятыми палатами, документами, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, иными государственными органами и общественными объединениями, а также другими информационными и справочными материалами.
2. По требованию члена парламента должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, избирательных комиссий и комиссий по проведению референдумов, общественных объединений, организаций обязаны обеспечить члена парламента по вопросам, связанным с его деятельностью, консультациями специалистов, безотлагательно предоставить ему информацию и документацию независимо от степени их секретности в соответствии с федеральным законом о государственной и коммерческой тайне.
3. Если требуется проведение дополнительной проверки или истребование каких-либо дополнительных материалов, должностные лица, указанные в части второй настоящей статьи, обязаны сообщить об этом обратившемуся к ним члену парламента в трехдневный срок со дня получения обращения.
4. Окончательный ответ представляется члену парламента не позднее 20 дней со дня получения обращения.
5. Член парламента имеет преимущественное право выступать по вопросам парламентской деятельности в средствах массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, органы местного самоуправления, либо организации, учреждения которые финансируются полностью или частично за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации либо местного бюджета. При этом материалы, представляемые членом парламента по поручению соответствующих палат, комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутатских объединений в Государственной Думе, подлежат обязательному опубликованию или распространению через указанные выше средства массовой информации в срок, согласованный с членом парламента, но не позднее семи дней после дня обращения. Редактирование представленных членом парламента материалов без его согласия не допускается.
Статья 17. Недопустимость вмешательства члена парламента в деятельность органов дознания, следователей и судов
Вмешательство члена парламента в деятельность органов дознания, следователей и судов не допускается.
Статья 18. Неприкосновенность члена парламента
1. Член парламента обладает неприкосновенностью в течение всего срока его парламентских полномочий. Он не может быть привлечен к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
2. Указанные в части первой настоящей статьи ограничения не распространяются на случаи привлечения члена парламента к ответственности за деяние, имевшее место до приобретения членом парламента его парламентских полномочий или после истечения срока указанных полномочий, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи. Указанные ограничения не распространяются также на привлечение члена парламента к ответственности за деяния, которые хотя и имели место в период обладания членом парламента парламентскими полномочиями, но не были связаны с осуществлением членом парламента парламентской деятельности в какой-либо из форм, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
3. Неприкосновенность члена парламента распространяется на его жилые, служебные помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.
4. Член парламента не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу члена парламента, в том числе и по истечении срока его парламентских полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны члена парламента были допущены публичные оскорбления или клевета и иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
Статья 19. Право члена парламента на отказ отдачи свидетельских показаний
Член парламента вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением им парламентских полномочий.
Статья 20. Порядок получения согласия на лишение члена парламента неприкосновенности и информирование палат о результатах производства по уголовному делу
1. Вопрос о лишении члена парламента неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Для получения согласия на привлечение к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на арест, обыск и задержание, кроме случаев задержания на месте преступления, члена парламента Генеральный прокурор Российской Федерации вносит представление в соответствующую палату Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Совет Федерации, Государственная Дума рассматривают представление Генерального прокурора Российской Федерации в порядке, установленном регламентом соответствующей палаты, принимают по нему мотивированное решение и в трехдневный срок извещают о нем Генерального прокурора Российской Федерации. Решением соответствующей палаты от Генерального прокурора Российской Федерации могут быть истребованы дополнительные материалы. При рассмотрении вопроса в соответствующей палате вправе участвовать член парламента, в отношении которого внесено представление.
4. О возбуждении, прекращении уголовного дела либо о вступившем в законную силу приговоре суда в отношении члена парламента орган дознания, следователь либо суд в трехдневный срок сообщают соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации.
Статья 21. Государственное страхование члена парламента
1. Жизнь и здоровье члена парламента подлежат обязательному государственному страхованию за счет федерального бюджета на сумму годового денежного вознаграждения депутата Государственной Думы.
2. Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях:
а) гибели (смерти) члена парламента, если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или причинения иного повреждения его здоровья в связи с осуществлением им парламентских полномочий;
б) причинения члену парламента в связи с осуществлением им парламентских полномочий увечья или иного повреждения здоровья, как повлекших, так и не повлекших стойкой утраты трудоспособности
Статья 22. Компенсация за причиненное члену парламента увечье или иное повреждение здоровья, повлекшее стойкую утрату трудоспособности
В случае причинения члену парламента в связи с осуществлением им парламентских полномочий увечья или иного повреждения здоровья, повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячным денежным вознаграждением депутата Государственной Думы на день выплаты компенсации и назначенной пенсией без зачета выплат страховых сумм по государственному страхованию.
Статья 23. Освобождение члена парламента от призыва на военную службу и на военные сборы
Член парламента может быть призван в период осуществления им парламентских полномочий на военную службу и на военные сборы только с его согласия.
Статья 24. Гарантии трудовых прав члена парламента
1. Гарантии трудовых прав члена Совета Федерации устанавливаются настоящим Федеральным законом, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. Срок парламентских полномочий члена парламента засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или на службу в течение трех месяцев после прекращения его парламентских полномочий.
3. Члену парламента по окончании срока его парламентских полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с его согласия в другой организации.
4. Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работники органов прокуратуры, избранные депутатами Государственной Думы, по окончании срока их парламентских полномочий вправе продолжить военную службу (службу в органах внутренних дел, органах прокуратуры) или досрочно уволиться с военной службы (службы в органах внутренних дел, органах прокуратуры). По окончании срока их парламентских полномочий им предоставляется прежняя должность или с их согласия другая должность по прежнему либо с их согласия по иному месту службы.
5. Супруге (супругу) депутата Государственной Думы, уволенной (уволенному) в связи с переездом депутата для выполнения им своих парламентских полномочий в Государственной Думе, перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы). На указанный период за ними сохраняются: место работы (службы); стаж работы (службы) по специальности; стаж работы (службы), дающий право на установление процентных надбавок (в том числе районных коэффициентов) к заработной плате, на установление процентных надбавок и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет, на выплату вознаграждения по итогам работы организаций за год, а также на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, если это лицо на момент переезда занимало должность, работало по профессии либо работало (служило) в местности, которые предусматривают предоставление данной льготы.
Статья 25. Права депутата Государственной Думы в случае роспуска Государственной Думы
1. В случае роспуска Государственной Думы в соответствии со статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации депутаты Государственной Думы получают единовременное денежное пособие за весь период, оставшийся до завершения первоначального срока их парламентских полномочий, из расчета их ежемесячного денежного вознаграждения на день прекращения ими своих парламентских полномочий; в этом случае на депутатов Государственной Думы распространяются гарантии трудовых прав, изложенные в частях второй, третьей и четвертой статьи 24 настоящего Федерального закона.
2. Депутату Государственной Думы и проживающим совместно с ним членам его семьи, находящимся на день роспуска Государственной Думы вне их постоянного места жительства, обеспечиваются бесплатный проезд и бесплатный провоз принадлежащего им имущества (в контейнерах общим весом до 10 тонн) к постоянному месту жительства депутата.
3. Депутату Государственной Думы, имеющему трудовой стаж, равный требуемому для назначения полной пенсии по старости (включая пенсии на льготных условиях), полномочия которого прекращены в связи с роспуском Государственной Думы, с его согласия государственная пенсия назначается досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством Российской Федерации пенсионного возраста. При этом размер пенсии не может составлять менее 75 процентов ежемесячного денежного вознаграждения данного депутата. Выплата государственной пенсии в этом случае производится за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статья 26. Обеспечение материально-финансовых условий для осуществления членом парламента парламентских полномочий
1. Члену Совету Федерации в течение всего срока парламентских полномочий возмещаются расходы, связанные с их осуществлением, в размере, не превышающем ежемесячного денежного вознаграждения депутата Государственной Думы. Председателю Совета Федерации в течение всего срока его полномочий возмещаются расходы связанные с осуществлением его полномочий в размере, не превышающем ежемесячного денежного вознаграждения Председателя Государственной Думы. Размеры указанных возмещений устанавливаются постановлением Совета Федерации.
2. Члену Совета Федерации возмещаются расходы по проживанию в гостинице и суточные, связанные с его проживанием вне постоянного места жительства в связи с осуществлением им своих парламентских полномочий.
3. Все депутаты Государственной Думы независимо от занимаемой в Государственной Думе должности, за исключением Председателя Государственной Думы, получают одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение, которое состоит из должностного оклада и надбавок к нему.
4. Депутату Государственной Думы устанавливаются ежемесячный оклад и надбавки к нему в размере должностного оклада федерального министра и надбавок к этому окладу.
5. Председателю Государственной Думы устанавливаются ежемесячный оклад и надбавки к нему в размере должностного оклада Председателя Правительства Российской Федерации и надбавок к этому окладу.
6. Депутату Государственной Думы ежемесячно возмещаются расходы, связанные с осуществлением им своих парламентских полномочий, в сумме, равной пяти минимальным размерам оплаты труда. При этом выплаты по возмещению расходов, связанных с осуществлением членом парламента парламентских полномочий, не облагаются подоходным налогом.
7. Ежемесячное денежное вознаграждение депутата Государственной Думы выплачивается ему со дня избрания, но не ранее даты увольнения с предыдущего места работы или временного приостановления его службы, а средства по возмещению расходов, связанных с осуществлением его парламентских полномочий, - со дня его избрания.
8. Депутату Государственной Думы возмещаются расходы по проживанию в гостинице или найму жилого помещения, а также суточные (кроме случаев проживания на служебной или нанимаемой жилой площади), связанные с проживанием вне его постоянного места жительства в связи с осуществлением им парламентских полномочий.
9. Депутату Государственной Думы и членам его семьи оплачиваются расходы, связанные с переездом в город Москву для выполнения депутатом его парламентских полномочий, а также расходы, связанные с их переездом к постоянному месту жительства депутата после прекращении его парламентских полномочий.
10. При переезде в город Москву депутату Государственной Думы и членам его семьи выплачивается единовременное денежное пособие: депутату - в размере одного ежемесячного должностного оклада, каждому члену его семьи - по 0,5 указанного оклада.
Статья 27. Ежегодный оплачиваемый отпуск депутата Государственной Думы
1. Депутату Государственной Думы предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 48 рабочих дней с выплатой пособия на лечение в размере его двойного ежемесячного денежного вознаграждения.
2. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, депутату Государственной Думы предоставляется отпуск продолжительностью, превышающей продолжительность, установленную в части первой настоящей статьи.
Статья 28. Медицинское, бытовое и пенсионное обеспечение члена парламента
1. Члену парламента предоставляется медицинское и бытовое обеспечение на условиях, установленных для федерального министра.
2. Члену парламента, достигшему пенсионного возраста и имеющему трудовой стаж, равный требуемому для назначения пенсии по старости, по окончании срока парламентских полномочий назначается пенсия, размер которой не может составлять менее 75 процентов его ежемесячного денежного вознаграждения.
При этом пенсия подлежит последующей индексации в тех же размерах, в которых осуществляется индексация денежного вознаграждения соответственно члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы.
3. Гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом (членом) Совета Федерации, Государственной Думы два и более созывов, имеет право с его согласия на получение пенсии по достижении возраста: женщинами - 53 лет, мужчинами - 58, в размере 100 процентов ежемесячного денежного вознаграждения депутата Государственной Думы на день оформления пенсии выплачиваемой и индексируемой в соответствии с пунктом первым настоящей статьи.
Статья 29. Предоставление члену парламента служебного помещения
Члену парламента для осуществления им парламентских полномочий в здании соответствующей палаты предоставляется отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой, средствами связи, в том числе правительственной.
Статья 30. Использование средств связи членом парламента
1. Член парламента в связи с осуществлением им парламентских полномочий имеет право пользоваться правительственной и другими видами связи, которыми располагают органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации (в том числе гостиницы), на территории Российской Федерации.
2. Член парламента пользуется правом внеочередного получения услуг связи.
3. Все виды почтовых и телеграфных отправлений члена парламента в связи с осуществлением им парламентских полномочий пересылаются (передаются), обрабатываются и доставляются в разряде правительственных.
4. Расходы члена парламента по использованию средств связи организаций в связи с осуществлением им парламентских полномочий возмещаются организациям за счет федерального бюджета в порядке, определенном статьей 34 настоящего Федерального закона.
5. Член парламента в связи с осуществлением им парламентских полномочий пользуется правом бесплатных телефонных переговоров.
Статья 31. Право члена парламента на транспортное обслуживание
1. Член парламента на территории Российской Федерации имеет право бесплатно пользоваться воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, за исключением такси, а также право внеочередного приобретения проездных документов. Это право распространяется также на лицо, сопровождающее члена парламента - инвалида I группы.
2. По предъявлении удостоверения члена парламента агентства гражданской авиации или аэропорты, билетные кассы (как суточной, так и предварительной продажи) железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов), речных вокзалов и пристаней обязаны вне очереди предоставить члену парламента бесплатный билет на одно место в салоне самолета или вертолета, спальном или купейном вагоне поезда, в каюте первого или второго класса судов всех категорий.
3. Проезд члена парламента в автобусах междугородных, а также пригородных сообщений, в случае, если продажа билетов производится с указанием номера места, осуществляется по бесплатному билету, получаемому вне очереди в кассах автовокзалов, автостанций, транспортно-экспедиционных агентств или непосредственно при посадке в автобус.
4. Бесплатный проезд члена парламента на всех видах городского и пригородного пассажирского транспорта, за исключением такси, и в пригородных поездах осуществляется по предъявлении удостоверения члена парламента.
5. Член парламента имеет право бесплатного пользования залами официальных делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов.
6. Члену парламента для поездок при осуществлении им парламентских полномочий на территории Российской Федерации автотранспорт предоставляется соответствующими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а для поездок по городу Москве и Московской области предоставляется по вызову члена парламента служебный автотранспорт.
7. Служебный автотранспорт, предоставляемый членам парламента для осуществления их парламентских полномочий, оборудуется специальными номерами, обеспечивающими право безостановочного движения, а также право беспрепятственной парковки автотранспорта.
Статья 32. Право члена парламента на внеочередное поселение в гостинице
Администрации государственных и муниципальных гостиниц обязаны в течение часа предоставлять члену парламента отдельный номер с телефоном. Право на внеочередное поселение в гостинице распространяется на лицо, сопровождающее члена парламента - инвалида I группы.
Статья 33. Право члена парламента на обеспечение жилым помещением в городе Москве
1. Члену Совета Федерации, не имеющему в г. Москве жилой площади, предоставляется на весь период осуществления им парламентских полномочий отдельный номер в гостинице, расположенной в границах центрального административного округа г. Москвы или служебная площадь (квартира с мебелью и телефоном) для его проживания, которую он обязан освободить не позднее одного месяца со дня прекращения его парламентских полномочий.
2. Депутату Государственной Думы, не имеющему в городе Москве жилой площади, по его заявлению в течение трех месяцев со дня начала работы Государственной Думы данного созыва предоставляется служебная жилая площадь (квартира с мебелью и телефоном) для проживания, в том числе с членами семьи, которую он обязан освободить не позднее одного месяца со дня прекращения его парламентских полномочий.
3. На период до получения служебной жилой площади депутату Государственной Думы предоставляется двухместный гостиничный номер либо по его желанию возмещаются расходы по найму жилого помещения в размере стоимости проживания в двухместном гостиничном номере в гостинице расположенной в границах центрального административного округа г. Москвы.
4. В случае непредоставления депутату Государственной Думы служебной жилой площади в сроки, установленные частью второй настоящей статьи, депутат вправе получить единовременную компенсацию за целое число месяцев, прошедших со дня подачи им заявления до окончания срока его парламентских полномочий, в размере стоимости проживания в двухместном гостиничном номере гостиницы расположенной в границах центрального административного округа г. Москвы на день подачи заявления.
5. Получение единовременной компенсации лишает депутата Государственной Думы права на получение служебной жилой площади и права на бесплатное проживание в гостинице в городе Москве, за исключением случаев выезда в командировки.
6. Занимаемая депутатом и членами его семьи жилая площадь по постоянному месту жительства бронируется на время его отсутствия в связи с осуществлением им его парламентских полномочий.
Статья 34. Возмещение расходов, связанных с материальным обеспечением деятельности члена парламента
Расходы органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, связанные с материальным обеспечением деятельности члена парламента, предусмотренные настоящим Федеральным законом, оплачиваются за счет федерального бюджета путем перечисления средств на счета соответствующих организаций с последующим их отнесением через Министерство финансов Российской Федерации на смету расходов соответственно Совета Федерации или Государственной Думы.
Статья 35. Дипломатический паспорт члена парламента
На весь срок парламентских полномочий члену парламента выдается дипломатический паспорт.
Статья 36. Помощники члена парламента
1. Член Совета Федерации вправе иметь до пяти помощников работающих по трудовому договору (контракту), по работе в Совете Федерации и в субъекте Российской Федерации.
2. Депутат Государственной Думы вправе иметь до десяти помощников. работающих по трудовому договору (контракту), по работе в Государственной Думе, а также по работе в своем избирательном округе (для депутатов, избранных по одномандатным округам) или по работе в регионе, определяемом соответствующей депутатской фракцией (для депутатов, избранных по общефедеральному избирательному округу).
3. Член парламента самостоятельно определяет общее число своих помощников работающих по трудовому договору (контракту) и распределяет обязанности между ними.
4. Помощники члена парламента, работающие по трудовому договору (контракту), могут работать как на постоянной основе, так и по совместительству. Характер работы определяется членом парламента при заключении трудового договора (контракта) и отражается в последнем.
5. Член парламента вправе также иметь до 30 помощников, работающих на общественных началах.
6. Помощникам члена парламента, работающим как на общественных началах, так и по трудовому договору (контракту), выдается удостоверение единого образца. Образец удостоверения помощника члена парламента утверждается соответствующей палатой.
7. Помощникам члена Совета Федерации по работе в Совете Федерации, помощникам депутата Государственной Думы по работе в Государственной Думе предоставляется одно оборудованное рабочее место в помещении, предоставленном члену парламента соответственно в здании Совета Федерации или в здании Государственной Думы согласно статье 29 настоящего Федерального закона.
8. Постоянным рабочим местом помощников члена Совета Федерации по работе в субъекте Российской Федерации, помощников депутата Государственной Думы по работе в избирательном округе или по работе в регионе является надлежаще оборудованное помещение, предоставляемое соответствующим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления соответственно члену парламента.
9. Деятельность помощника члена Совета Федерации по работе в Совете Федерации, помощника депутата Государственной Думы по работе в Государственной Думе регулируется положением, утверждаемым соответственно Советом Федерации, Государственной Думой.
Статья 37. Прием на работу и увольнение с работы помощника члена парламента
1. Прием на работу помощника члена парламента производится на основании трудового договора (контракта), заключаемого в письменной форме.
2. Трудовой договор (контракт) заключается на основании представления члена парламента и на срок, указанный в представлении, но не превышающий срок его парламентских полномочий.
3. Помощник члена парламента по работе в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации принимается на работу по представлению члена парламента распоряжением руководителя аппарата данной палаты.
4. Помощник члена Совета Федерации по работе в субъекте Российской Федерации, помощник депутата Государственной Думы по работе в избирательном округе или по работе в регионе принимаются на работу по представлению члена парламента распоряжением руководителя соответствующего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо органа местного самоуправления.
5. Прием на работу помощника члена парламента может быть оформлен со дня фактического начала исполнения им своих обязанностей, если об этом содержится указание в представлении члена парламента, но не ранее дня приобретения членом парламента парламентских полномочий.
6. Администрация организации обязана уволить работника, изъявившего желание перейти на работу помощником члена парламента, в порядке перевода в указанный в его заявлении и в представлении члена парламента срок.
7. Помощник члена парламента работающий на постоянной основе, пользуется правами и льготами, установленными для государственных служащих категории "Б".
8. Увольнение с работы помощника члена парламента до истечения срока действия трудового договора (контракта) производится:
а) по представлению члена парламента по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
б) в случае досрочного прекращения парламентских полномочий члена парламента, независимо от срока действия заключенного трудового договора (контракта);
в) по собственному желанию помощника члена парламента.
Статья 38. Права и обязанности помощника члена парламента
1. Помощник члена парламента:
а) ведет запись граждан на прием к члену парламента и проводит их предварительный прием;
б) готовит аналитические, информационные, справочные и другие материалы, необходимые члену парламента для осуществления им парламентских полномочий;
в) получает по поручению члена парламента в органах государственной власти, избирательных комиссиях и комиссиях по проведению референдума, органах местного самоуправления, общественных объединениях, организациях документы, в том числе получает вне очереди проездные документы, а также информационные и справочные материалы, необходимые члену парламента для осуществления им парламентских полномочий;
г) выезжает по поручению члена парламента в служебные командировки в пределах Российской Федерации.
2. Помощник члена парламента имеет право:
а) по письменной заявке члена парламента пользоваться копировально-множительной и вычислительной техникой, имеющейся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, расположенных на территории его избирательного округа или субъекта Российской Федерации;
б) получать адресованные члену парламента почтовые и телеграфные отправления;
в) на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта, за исключением такси, на территории Российской Федерации; в поездах и автобусах междугородных и пригородных сообщений в пределах соответствующих субъекта Российской Федерации, избирательного округа или региона, определенного депутатской фракцией (помощник члена Совета Федерации по работе в Совете Федерации, помощник депутата Государственной Думы по работе в Государственной Думе - также в пределах Московской области). Проезд в поездах и автобусах междугородных, а также пригородных сообщений, в случае если продажа билетов производится с указанием номера места, осуществляется по бесплатному билету, получаемому по предъявлении удостоверения помощника члена парламента в кассах железнодорожных вокзалов, автовокзалов, автостанций, транспортно-экспедиционных агентств или непосредственно при посадке в поезд или автобус;
г) бесплатно пользоваться залами официальных делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов в случае выезда в служебные командировки вместе с членом парламента.
Статья 39. Условия и порядок оплаты труда помощника члена парламента
1. Депутату Государственной Думы устанавливается общий месячный фонд оплаты труда помощников в размере двух с половиной ежемесячных денежных вознаграждений депутата Государственной Думы. Члену Совета Федерации устанавливается общий месячный фонд оплаты труда помощников в размере полутора ежемесячных денежных вознаграждений депутата Государственной Думы. В пределах указанного фонда оплаты труда член парламента самостоятельно определяет должностные оклады своих помощников, порядок и размеры их премирования.
2. Все выплаты, включая компенсацию за неиспользованный отпуск, производятся в пределах установленного фонда оплаты труда помощников члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.
3. Для помощников членов парламента, работающих в местностях, в которых работникам бюджетных организаций установлены доплаты в виде районных коэффициентов и процентных надбавок, устанавливается такой же порядок начисления доплат к установленному членом парламента окладу помощника.
4. Командировка помощнику члена парламента оформляется распоряжением руководителя соответствующего исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления по представлению соответственно члена парламента.
5. За время командировки помощнику члена парламента выплачиваются суточные, а также возмещаются расходы по найму жилого помещения и транспортные расходы (при командировании за пределы соответствующих субъекта Российской Федерации, избирательного округа или региона) в порядке и размерах, установленных законодательством о служебных командировках в пределах Российской Федерации.
6. Расходы на оплату труда помощников членов парламента и их содержание возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, определенном статьей 34 настоящего Федерального закона.
Глава 3. Ответственность за невыполнение требований настоящего
Федерального закона
Статья 40. Ответственность за создание препятствий в осуществлении парламентской деятельности
Невыполнение должностными лицами и другими работниками органов государственной власти, избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений требований настоящего Федерального закона либо иное создание члену парламента препятствий в осуществлении его парламентской деятельности, в том числе предоставление ему заведомо ложной информации или несоблюдение установленных настоящим Федеральным законом сроков и порядка предоставления информации и ответов на запросы и обращения члена парламента, нарушение положений настоящего Федерального закона, регулирующих вопросы неприкосновенности члена парламента, влекут ответственность, предусмотренную действующим административным и уголовным законодательством.
Статья 41. Ответственность за неправомерное воздействие на члена парламента, членов их семей и других их родственников
Неправомерное воздействие на члена парламента, членов его семьи и других его родственников, выраженное в виде насилия или угрозы применения насилия, оказанное в целях прекращения их деятельности в качестве члена парламента или изменения ее характера, влечет ответственность, предусмотренную действующим уголовным законодательством.
Статья 42. Проявление неуважения к члену парламента
Неуважение к члену парламента, выразившееся в совершении кем бы то ни было действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к парламенту или установленным в настоящем Федеральном законе правилам, влечет ответственность, предусмотренную действующим административным законодательством.
Глава 4. Заключительные положения
Статья 43. Вступление настоящего Федерального закона в силу
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Действие статьи 24 настоящего Федерального закона распространяется на членов Совета Федерации с момента признания парламентских полномочий члена Совета Федерации, на депутатов Государственной Думы - со дня избрания депутатом.
3. Действие части третьей статьи 6 настоящего Федерального закона распространяется на депутатов Государственной Думы со дня избрания депутатом.
4. Глава исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, назначенный на должность Президентом Российской Федерации, освобождается от должности только с согласия Совета Федерации. Настоящее положение действует до замещения указанных глав исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации избранными.
5. Положения частей второй, третьей и четвертой статьи 24 настоящего Федерального закона распространяются также на депутатов Совета Федерации первого созыва, освобожденных от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления парламентской деятельности.
Статья 44. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу."
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. При этом срок указанный в статье 44 Федерального закона "О статусе члена Федерального Собрания - члена парламента Российской Федерации", начинает исчисляться со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.