Пояснительная записка
к проекту федерального конституционного закона N 97038953-2 "О военных судах Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Федеральным конституционным законом Российской Федерации "О судебной системе Российской Федерации" (статья 22) военные суды входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.
Разработка проекта Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" направлена на дальнейшее развитие законодательной базы, необходимой для нормальной деятельности военных судов как судов общей юрисдикции и является важным практическим шагом по реализации судебной реформы в России.
Настоящий законопроект устанавливает полномочия, порядок образования и деятельности военных судов, как это предусмотрено частью 3 статьи 22 Федерального конституционного закона Российской Федерации "О судебной системе Российской Федерации".
В настоящее время в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации осуществляют правосудие 139 военных судов гарнизонов, армий и флотилий, из них 5 военных судов находится за пределами Российской Федерации, 13 военных судов округов, флотов, военный суд вида Вооруженных Сил (РВСН), а в составе Верховного Суда Российской Федерации действует Военная коллегия. В военных судах проходят службу 751 военный судья (по штату).
Деятельность военных судов до настоящего времени регулируется законодательством СССР о военных трибуналах, которое устарело и не в полной мере соответствует требованиям Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", других законов и Концепции судебной реформы. Назрела настоятельная необходимость в изменении системы военных судов, их компетенции, порядка деятельности и приведении законодательства о военных судах в соответствие с действующим законодательством.
Вооруженные Силы Российской Федерации как важнейший государственный институт не могут оставаться вне поля деятельности правосудия. Представляемый законопроект направлен на создание и утверждение в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации судебной власти, когда законные права военнослужащих будут находиться под надежной судебной защитой.
С этой целью в статье 1 проекта Закона предлагается закрепить необходимые для этого основы организации и деятельности военных судов.
С учетом особенностей правоотношений в Вооруженных Силах, численности, а также мест дислокации войск, наиболее эффективно выполнять задачи правосудия в армии могут именно военные суды. Во многих местах, где находятся российские войска, общие суды не действуют. Сохраняется необходимость выполнения судебных функций в войсках, находящихся на территории других стран - в государствах Закавказья, Молдове, Таджикистане, Казахстане (Байконур).
Исходя из того, что военные суды выполняют свои обязанности в условиях, в которых действуют Вооруженные Силы, а также в целях обеспечения их мобильности, близости к войскам, готовности действовать в военное время, боевой обстановке, экстремальных ситуациях, предлагается в проекте, что военные суды организуются в Вооруженных Силах Российской Федерации, а судьи военных судов находятся на военной службе и имеют воинское звание офицерского состава, что является основным принципиальным отличием военных судов от остальных федеральных судов общей юрисдикции (статьи 1 и 33).
В связи с этим основные положения проекта закона направлены на создание независимого от командования и исполнительной власти военного суда. С этой целью в него включены все гарантии независимости судей, которые определены Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (статья 3). Это позволит исключить какое-либо влияние на деятельность военных судов и судей со стороны военного командования и органов исполнительной власти.
В качестве гарантии независимости военных судей в проекте предлагается такое изменение системы военных судов, которое предусматривает создание военных судов только по территориальному принципу и позволит избежать их зависимости от конкретных армейских структур и командования. Так, предлагается наиболее оптимальная трехзвенная структура: гарнизонные военные суды, окружные (флотские) военные суды и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации (часть 2 статьи 1). Предусмотрены и иные гарантии независимости военных судей.
Организационное и материальное обеспечение военных судов, их финансирование должно будет осуществляется в порядке, предусмотренном для всех судов общей юрисдикции - через Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (статья 35).
В то же время в целях обеспечения мобилизационной готовности военных судов и их возможности при необходимости оперативно действовать с войсками в законопроекте предусмотрено возложить на Министерство обороны Российской Федерации обеспечение военных судов транспортом, специальными видами военной связи, служебными помещениями, хранение их архивных материалов, а также обеспечение личного состава военных судов из числа военнослужащих вооружением и соответствующими видами довольствия, предусмотренными для военнослужащих. На соответствующие органы Министерства обороны Российской Федерации возлагается также финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности военных судов, находящихся за пределами Российской Федерации (статья 31).
Материальное обеспечение судей и работников аппаратов военных судов должно будет производиться по тем же основаниям и в тех же размерах, как и обеспечение судей и аппарата других судов общей юрисдикции.
Представляемый проект закона полностью соответствует Конституции Российской Федерации, действующему законодательству, а также Концепции судебной реформы в Российской Федерации, определяя место и функции военных судов в судебной системе Российской Федерации.
В своей деятельности военные суды руководствуются единым для всех судов страны законодательством и принципами судопроизводства с соблюдением всех гарантий прав личности (статьи 1 - 6). Единство общих и военных судов обеспечивается также и тем, что в своем высшем звене они объединены Верховным Судом Российской Федерации, который вправе пересмотреть судебные решения любого военного суда (статьи 14 - 15).
Компетенцию и полномочия военных судов по рассмотрению гражданских и уголовных дел предлагается определять процессуальным законодательством применительно к компетенции районных судов и областных судов (статьи 9 и 12).
Предусматривается рассмотрение военными судами дел с участием присяжных заседателей в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством (статья 18).
Военным судам подсудны уголовные дела только в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы. На гражданских лиц юрисдикция военных судов не распространяется, за исключением случаев совершения этими лицами преступлений в соучастии с военнослужащими и при невозможности выделить дело в отношении них в отдельное производство (статья 7).
Важнейшей функцией военных судов является также судебная защита законных прав военнослужащих. Проектом предусматривается, что каждый военнослужащий, независимо от воинского звания и должностного положения имеет право судебного обжалования незаконных действий и решений воинских должностных лиц и органов военного управления, как это закреплено в Конституции Российской Федерации (статья 7). С этой целью на военные суды возлагается рассмотрение гражданских дел, по которым одной из сторон является военнослужащий, гражданин, проходящий военные сборы, воинская часть, учреждение, организация Вооруженных Сил, если стороны ходатайствуют о рассмотрение дела в военном суде, а также рассмотрение дел и материалов, связанных с обжалованием ареста, заключения под стражу и содержания под стражей, осуществлением прав и свобод граждан.
На них, кроме того, возлагается рассмотрение всех подсудных судам общей юрисдикции дел в местностях, где отсутствуют иные суды общей юрисдикции, а также за пределами Российской Федерации (статья 7).
Таким образом, главная и принципиальная отличительная особенность проекта состоит в существенном расширении пределов судебной защиты прав и законных интересов военнослужащих, в создании независимого военного суда, который должен стать важной составной частью судебной системы Российской Федерации и подлинным гарантом правовой защищенности военнослужащих.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.