Проект федерального закона
"О риэлторской деятельности в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Глава 1. Общие положения
Глава 2. Государственное регулирование риэлторской деятельности
Глава 3. Порядок лицензирования риэлторской деятельности
Глава 4. Гарантии риэлторской деятельности
Глава 5. Права, обязанности и ответственность риэлторов
Глава 6. Заключительные положения
Глава 1.
Общие положения
Статья 1. Цели и сфера применения настоящего федерального закона.
Настоящий федеральный закон определяет принципы государственной политики и регулирования, направленные на установление правовых основ единого рынка недвижимости в Российской Федерации, регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями риэлторской деятельности и направлен на обеспечение единой государственной политики в области регулирования данной деятельности и защиты прав собственников, других жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Действие настоящего федерального закона распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальных предпринимателей.
Настоящий федеральный закон не распространяется:
на должностных лиц органов исполнительной власти, участвующих в продаже недвижимости в соответствии с законодательством о приватизации и другими законами;
на лиц, организующих продажу недвижимости в соответствии с решениями судов или органов исполнительной власти, в том числе судебных исполнителей, ликвидаторов (конкурсных управляющих, председателей ликвидационных комиссий), антикризисных управляющих (в том числе арбитражных);
на лиц, которые в качестве собственников, владельцев или арендодателей недвижимости совершают какие-либо действия в отношении недвижимости;
на физических или юридических лиц, действующих на основании доверенности собственника, разрешающей совершение действий по продаже, аренде или обмену недвижимости, в случае, если осуществление лицом подобных действий носит разовый характер.
Статья 2. Основные понятия.
В целях настоящего федерального закона применяются следующие основные понятия:
недвижимость (недвижимое имущество) - земельные участки и все объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе жилые и нежилые помещения, здания и сооружения;
риэлторская деятельность - осуществляемая на постоянной основе профессиональная деятельность по оказанию для других лиц за вознаграждение предусмотренных настоящим законом услуг при совершении операций с объектами недвижимости, а равно иная коммерческая профессиональная деятельность на рынке недвижимости в соответствии с настоящим законом;
профессиональный риэлтор - физическое лицо, успешно прошедшее аттестацию в соответствии с настоящим законом;
риэлтор (риэлторская фирма) - юридическое лицо, а также индивидуальный предприниматель, обладающий лицензией на право осуществления риэлторской деятельности, выданной в соответствии с настоящим законом, и осуществляющий такую деятельность;
профессиональные участники рынка недвижимости - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в соответствии с настоящим законом, другие лица, признаваемые таковыми другими законами, а также уполномоченные органы, обеспечивающие регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним, лицензирование деятельности на рынке недвижимости и проведение единой государственной политики;
лицензия (специальное разрешение) - документ, предоставляющий право его владельцу на осуществление определенного вида (или видов) риэлторской деятельности в течение установленного в нем срока при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий;
лицензионные требования и условия - совокупность установленных настоящим федеральным законом и другим законодательством о риэлторской деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно при осуществлении риэлторской деятельности;
специально уполномоченный орган - уполномоченный государственный орган, осуществляющий лицензирование и контроль за выполнением лицензионных требований и условий, а также обеспечение единой государственной политики и регулирования рынка недвижимости;
лицензионный сбор - фиксированный размер платы за выдачу, переоформление лицензии, рассмотрение заявления о выдаче лицензии, выдачу копий и дубликатов лицензии;
рынок недвижимости - совокупность гражданско-правовых сделок и иных операций с недвижимым имуществом, осуществляемых профессиональными участниками рынка недвижимости и при их посредничестве.
Статья 3. Законодательство, регулирующее риэлторскую деятельность.
Законодательство Российской Федерации, регулирующее риэлторскую деятельность, состоит из Гражданского Кодекса Российской Федерации, федерального закона "Об акционерных обществах", настоящего федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также иных нормативных правовых актов, принимаемых органами исполнительной власти в соответствии с настоящим законом.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области риэлторской деятельности являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области риэлторской деятельности, применяются правила международного договора.
Статья 4. Субъекты риэлторской деятельности.
Субъектами риэлторской деятельности (риэлторами) признаются юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, обладающие лицензией на право осуществления риэлторской деятельности, выданной в соответствии с настоящим законом.
Статья 5. Риэлторские фирмы.
Риэлторской фирмой признается юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, созданное и действующее на основании российского законодательства, которому лицензией предоставлено право осуществлять операции на рынке недвижимости.
В риэлторской фирме обязательной аттестации подлежат следующие категории специалистов:
руководители риэлторских фирм и их заместители;
руководители структурных подразделений (филиалов) риэлторской фирмы;
специалисты риэлторских фирм, непосредственно участвующие в заключении сделок с недвижимостью от лица риэлторской фирмы.
В штате риэлторской фирмы обязательно наличие не менее трех специалистов, прошедших аттестацию.
Статья 6. Предмет риэлторской деятельности.
Предметом риэлторской деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с настоящим законом, являются следующие операции на рынке недвижимости:
1. Агентские (брокерские) услуги на рынке недвижимости, в том числе:
- посредничество при купле-продаже;
- посредничество при аренде недвижимого имущества;
- посредничество при коммерческой концессии;
- посредничество при совершении мены;
- посредничество при передаче прав собственности.
2. Комиссионная торговля объектами недвижимости.
3. Дилерские услуги по продаже объектов недвижимости.
4. Организация и проведение конкурсов, аукционов, тендеров по объектам недвижимости.
5. Хозяйственное Управление объектами недвижимости.
6. Деятельность по привлечению инвестиций в недвижимость.
Лицензия может быть выдана как на проведение всех вышеперечисленных операций на рынке недвижимости, так и на осуществление одной или нескольких из числа указанных.
Сопутствующие услуги, связанные с объектами недвижимости, как то:
- сбор и подготовка документов для оформления сделок;
- информационно-консультационные услуги;
- экспертные услуги;
- оценка недвижимости (кроме независимой оценки недвижимости);
- прием денежных средств сторон по сделке в депозит для целей обеспечения выполнения их финансовых обязательств по договору,
осуществляются риэлтором при наличии лицензии хотя бы на один вид операций с объектом недвижимости (п.п. 1 - 6).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, не обладающие лицензией на осуществление вышеуказанных операций, не имеют права в рекламных целях использовать и любых вариантах словосочетания "профессиональный риэлтор", "брокер или агент по недвижимости" и производные от них, рекламировать свою деятельность по оказанию любых услуг из вышеприведенного перечня.
Глава 2.
Государственное регулирование риэлторской деятельности
Статья 7. Лицензирование риэлторской деятельности.
Лицензирование является одним из способов государственного регулирования риэлторской деятельности и осуществляется в соответствии с федеральным законом о лицензировании отдельных видов деятельности и настоящим законом.
Статья 8. Лицензия на право осуществления риэлторской деятельности.
Лицензия на право осуществления риэлторской деятельности должна содержать следующие реквизиты:
регистрационный номер лицензии;
дату выдачи лицензии;
наименование лицензионного органа, выдавшего лицензию;
виды риэлторской деятельности, на осуществление которых выдана лицензия;
наименование и юридический адрес юридического лица или фамилия, имя, отечество и данные документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя;
срок начала и окончания действия лицензии;
территория действия лицензии.
Передача лицензии другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю запрещается.
Бланки лицензий имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер. Приобретение, учет и хранение бланков лицензий возлагаются на лицензионные органы.
Лицензия подписывается руководителем (заместителем руководителя) лицензионного органа и заверяется печатью этого органа.
Лицензии действительны на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В случае утраты лицензии лицензиат обязан незамедлительно сообщить об этом лицензионному органу и подать заявление о выдаче дубликата лицензии.
Статья 9. Лицензионные требования и условия.
Общими требованиями и условиями лицензирования на право осуществления риэлторской деятельности являются соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарных, гигиенических, противопожарных норм и правил, положений настоящего федерального закона, а также соответствие соискателя и владельца лицензии - гражданина или состава сотрудников юридического лица квалификационным требованиям.
Законодательными актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены дополнительные требования и условия.
Статья 10. Полномочия осуществляющих лицензирование федеральных органов исполнительной власти и специально уполномоченного органа.
Федеральные органы исполнительной власти и специально уполномоченный орган лицензирования риэлторской деятельности:
производят лицензирование риэлторской деятельности в случае ее осуществления на территории нескольких субъектов Российской Федерации, на территории иностранных государств, а также в иных случаях, установленных законодательством;
координируют и осуществляют контроль за деятельностью субъектов лицензирования;
осуществляют контроль за соблюдением риэлторами требований и условий осуществления их деятельности;
приостанавливают действие или аннулируют лицензии по тем видам деятельности, лицензирование которых они осуществляют;
ведут единый государственный реестр лицензий на право осуществления риэлторской деятельности;
участвуют в проведении экспертиз по законопроектам в области риэлторской деятельности и операций на рынке недвижимости.
Конкретный федеральный орган исполнительной власти и специально уполномоченный орган, осуществляющий настоящей статьей полномочия, определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 11. Полномочия осуществляющих лицензирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченных органов.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченные органы:
осуществляют лицензирование риэлторской деятельности на территории субъекта Российской Федерации в рамках, установленных настоящим федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
осуществляют контроль за соблюдением риэлторами требований и условий осуществления риэлторской деятельности;
приостанавливают действие или аннулируют лицензии по видам риэлторской деятельности, лицензирование которых они осуществляют;
ведут реестры лицензий и аттестатов.
Конкретные государственные органы, осуществляющие предусмотренные настоящей статьей полномочия, создаются в субъектах Российской Федерации решением органа исполнительной власти и финансируются за счет средств субъекта Российской Федерации.
Статья 12. Единый государственный реестр лицензий на право осуществления риэлторской деятельности.
Обязательному включению в государственный реестр подлежат:
сведения о лицензиате;
наименование лицензионного органа, выдавшего лицензию;
виды операций на рынке недвижимости, на осуществление которых выдана лицензия;
дата выдачи и номер лицензии;
срок начала и окончания действия лицензии;
данные о регистрации, приостановлении и возобновлении лицензии (основание и дата регистрации, приостановления и возобновления лицензии);
данные об аннулировании лицензии (основание и дата аннулирования лицензии);
сведения о размере уставного фонда;
сведения о зарегистрированных лицензиях, выданных органами исполнительной власти других субъектов Российской Федерации;
данные о нарушениях лицензиатом лицензионных требований и устава.
Реестр должен быть открыт для всеобщего ознакомления.
Глава 3.
Порядок лицензирования риэлторской деятельности
Статья 13. Условия лицензирования риэлторской деятельности.
Условиями лицензирования риэлторской деятельности являются:
наличие у лицензируемого лица аттестата, подтверждающего необходимый уровень знаний и квалификации для работы в качестве риэлтора;
наличие у лицензиата договора об обязательном страховании профессиональной ответственности риэлтора;
наличие документа, подтверждающего уплату сбора за выдачу лицензии.
В случае выступления в качестве лицензируемого юридического лица условиями лицензирования также являются:
государственная регистрация в качестве юридического лица;
наличие в штате юридического лица не менее трех специалистов, обладающих аттестатом;
формирование уставного фонда:
- для операций на рынке недвижимости, указанных в пп. 1 - 4 ст. 6 настоящего закона - не менее 30.000 экю;
- для операций на рынке недвижимости, указанных в п.5 - не менее 200.000 экю.
Статья 14. Срок действия лицензии.
Срок действия лицензии устанавливается от 3 до 5 лет.
На срок до трех лет лицензия выдается только по заявлению соискателя лицензии.
Действие лицензии может быть продлено по заявлению лицензиата на новый срок.
В продлении лицензии может быть отказано, в случае если за время действия лицензии лицензионным органом были зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.
Статья 15. Порядок выдачи лицензии.
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензионный орган:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием:
для юридических лиц - наименования и организационно-правовой формы, его юридического адреса, наименования банка и номера расчетного счета в банке;
для индивидуальных предпринимателей - фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя;
видов деятельности, на осуществление которых он претендует, и срока их осуществления;
б) копии учредительных документов (с предъявлением оригиналов, в случае если копии не заверены нотариусом);
в) копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала, в случае если копия не заверена нотариусом);
г) справку о постановке на учет в налоговом органе;
д) документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления;
е) копию документа о прохождении аттестации в порядке, установленном ст.22 закона (с предъявлением оригинала, в случае если копия не заверена нотариусом);
ж) документы, подтверждающие формирование необходимого уставного фонда;
з) предварительный договор о страховании профессиональной ответственности лицензиата.
Требовать от соискателя лицензии представления иных документов запрещается.
Соискатель лицензии по собственной инициативе имеет право представить такие документы, свидетельствующие о его положительной деятельности на рынке недвижимости до получения лицензии, а равно иные документы, характеризующие профессиональные знания и квалификацию лицензиата.
Все документы, представленные для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой передается заявителю с отметкой о приеме документов лицензионным органом.
Лицензионный орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок не более 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
По согласованию с соискателем лицензии может проводиться независимая экспертиза. В этом случае срок принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии может быть продлен руководителем лицензионного органа, но не более чем на 30 дней.
Проведение независимой экспертизы осуществляется за счет соискателя лицензии (оплачивается соискателем лицензии).
Статья 16. Основания для отказа в выдаче лицензии.
В выдаче лицензии может быть отказано по следующим основаниям:
в представленных документах содержатся недостоверные сведения;
не истек годичный срок после аннулирования предыдущей лицензии;
не выполнены другие условия и требования, установленные законодательством.
Копия мотивированного решения об отказе в выдаче лицензии вручается заявителю под роспись в трехдневный срок со дня его принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Статья 17. Переоформление и регистрация лицензии.
В случае преобразования юридического лица, изменения его юридического адреса или наименования, изменения данных документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя, лицензиат или его правопреемник обязан незамедлительно подать заявление о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов, подтверждающих данные сведения.
При переоформлении лицензии лицензионным органом вносятся соответствующие изменения в реестр лицензий, выдается новая лицензия. Переоформление лицензии осуществляется в течение 5 дней со дня подачи соответствующего заявления.
При осуществлении деятельности на территории другого субъекта Российской Федерации лицензия должна быть зарегистрирована в лицензионном органе данного субъекта Российской Федерации. Регистрация лицензии производится в заявительном порядке в 10-дневный срок со дня предоставления необходимых документов.
Статья 18. Осуществление контроля.
Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется лицензионным органом и государственными надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции.
Лицензионные органы в пределах своей компетенции имеют право:
проводить документальные и реальные проверки деятельности лицензиата, выполнения лицензионных требований и условий, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих подлежащую лицензированию деятельность;
запрашивать и получать от лицензиатов необходимые объяснения, справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;
составлять по результатам проверки акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений и сроков их исправления;
выносить предупреждения лицензиату об устранении выявленных нарушений в форме предписаний.
Государственные надзорные и контрольные органы при выявлении нарушений лицензионных требований и условий сообщают лицензионным органам, выдавшим лицензию, о выявленных нарушениях и наложенных в установленном порядке санкциях.
Лицензиат обязан по истечении установленного предписанием срока представить в лицензионный орган и орган, выявивший нарушения, сведения об устранении нарушений.
Лицензиат обязан представлять необходимую информацию и документы, а также обеспечивать условия для проведения проверки в соответствии с положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Статья 19. Приостановление действия и аннулирование лицензии.
Лицензионные органы могут приостанавливать действие лицензии в случаях: представления владельцем лицензии соответствующего заявления;
нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий;
невыполнения лицензиатом предписаний лицензионных органов или приостановления надзорными или контрольными органами деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Лицензионные органы могут аннулировать лицензию в случаях:
обнаружения недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;
передачи лицензии другому юридическому или физическому лицу;
повторного нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.
Лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной с момента ликвидации юридического лица, его реорганизации (за исключением случаев, предусмотренных статьей 17) или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, сведения о чем заносятся в реестр лицензий.
Решение о приостановлении или аннулировании лицензии доводится до лицензиата и органа государственной налоговой службы в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее трех дней со дня принятия решения.
Решение о приостановлении или аннулировании лицензии может быть обжаловано в установленном порядке.
В случае изменения обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, лицензионный орган, выдавший лицензию, может принять решение о возобновлении ее действия.
Статья 20. Лицензионный сбор.
За выдачу лицензии на право осуществления риэлторской деятельности взимается лицензионный сбор.
Размеры лицензионных сборов устанавливаются в пределах:
а) за рассмотрение заявлений на выдачу лицензий:
для физических лиц - от 0,5 до 2 минимальных размеров оплаты труда;
для юридических лиц - от 1 до 3 минимальных размеров оплаты труда;
б) за выдачу лицензий:
для физических лиц - от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда;
для юридических лиц - от 75 до 100 минимальных размеров оплаты труда;
в) за выдачу дубликатов и копий лицензий - от 0,5 до 1 минимальных размеров оплаты труда;
г) за переоформление и регистрацию лицензии - от 2 до 4 минимальных размеров оплаты труда;
д) за продление действия лицензии - от 10 до 50 минимальных размеров оплаты труда.
Конкретный размер лицензионного сбора устанавливается решением Правительства Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Суммы лицензионных сборов зачисляются соответственно в федеральный бюджет или бюджеты субъектов Российской Федерации.
Глава 4.
Гарантии риэлторской деятельности
Статья 21. Страхование профессиональной ответственности.
Риэлтор обязан заключать договор страхования своей деятельности. Риэлтор не вправе осуществлять свою деятельность без заключения договора страхования.
Страховая сумма не может быть менее 1500-кратного установленного законом минимального размера месячной оплаты труда.
Восстановление страховых гарантий при их использовании должно быть обеспечено лицензиатом в десятидневный срок после выплаты страховой суммы.
Правила проведения страхования риэлторской деятельности устанавливаются законодательством о страховании и федеральным законом об обязательном страховании профессиональной ответственности риэлторов.
Статья 22. Аттестация риэлторов.
Проверка уровня знаний и квалификации (аттестация) соискателей лицензий на право занятия риэлторской деятельностью является одним из требований и условий получения лицензии.
К аттестации допускаются лица, имеющие диплом об образовании по государственной программе подготовки профессиональных риэлторов.
Аттестация проводится аттестационной комиссией при лицензирующем органе субъекта Российской Федерации.
Решение аттестационной комиссии может быть обжаловано в месячный срок со дня вручения его копии заинтересованному лицу в вышестоящий орган или в суд.
Положение об аттестационной комиссии и порядке прохождения аттестации утверждается Правительством Российской Федерации.
Лица, не прошедшие аттестацию, допускаются к повторному ее прохождению не ранее чем через год после приятия решения аттестационной комиссией.
Статья 23. Профессиональные организации риэлторов.
Для защиты своих профессиональных интересов, повышения профессионального уровня риэлторов и качества оказываемых ими услуг, оказания содействия государственным органам в развитии риэлторской деятельности и рынка недвижимости риэлторы могут учреждать общественные (некоммерческие) профессиональные организации. Органы лицензирования вправе привлекать представителей профессиональных организаций риэлторов для деятельности в составе аттестационных комиссий, в осуществлении контроля за ведением риэлторской деятельности, для подготовки проектов законов и нормативно-правовых актов в области недвижимости.
Членство в профессиональной организации риэлторов не может быть условием получения или неполучения лицензии.
Глава 5.
Права, обязанности и ответственность риэлторов
Статья 24. Права риэлторов.
Риэлтор имеет право:
осуществлять любые операции на рынке недвижимости в соответствии с законодательством с участием государственных органов, юридических и физических лиц с получением прибыли;
рекламировать свою деятельность и ссылаться при этом на наличие лицензии;
получать от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и иных органов необходимую информацию об объектах недвижимости и правах на нее, а также о юридических и физических лицах - участниках по сделке;
запрашивать и получать в государственных органах и иных организациях документы, необходимые для осуществления операций с недвижимым имуществом, при наличии соответствующего договора с собственником (владельцем).
Статья 25. Обязанности риэлторов.
Риэлтор обязан:
предъявлять лицензию по требованию контролирующих органов и клиентов;
не передавать лицензию другим лицам в пользование;
своевременно информировать лицензирующий орган об изменении сведений, указанных в лицензии;
предоставлять клиенту достоверную и полную информацию в отношении объекта недвижимости, прав на него и о собственнике (владельце), которая может быть получена на законных основаниях;
обеспечивать правовую защиту интересов клиента путем составления проектов сделок, разъяснения прав и обязанностей, а также содержания и правовых последствий сделки.
Статья 26. Ответственность при осуществлении риэлторской деятельности.
Занятие риэлторской деятельностью без лицензии не допускается. При нарушении лицензионных требований и условий риэлторы несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Глава 6.
Заключительные положения
Статья 27. Вступление в силу настоящего закона.
Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 28. Приведение в соответствие с настоящим федеральным законом других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации должны быть приведены в соответствие с настоящим федеральным законом в трехмесячный срок со дня вступления его в силу.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.